Конспект урока русского языка по программе «Школа России», 4 класс. Тема «Глагол»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Большеключищенская СОШ имени В.Н.Каштанкина.















4 класс

Глагол. Общее понятие.

Урок русского языка.





Учитель: Запретилова Е.Д.









Тема: Глагол. Общее понятие.

Тип урока: обобщение знаний.

Цели:

Обучающая:

- систематизировать знания детей о глаголе;

- обобщить знания детей о роли глагола в предложении;

- тренировка в нахождении глаголов.

Развивающая:

- развивать устную и письменную речь учащихся;

- развивать орфографическую зоркость , внимание, мышление, воображение;

- формировать навыки самоконтроля.

Воспитательная:

- воспитание учебной активности и умение работать в коллективе;

- формирование личностных качеств, как ответственность, коммуникативность.

Методы: проблемный, частично - поисковый, наглядный.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технологии: элементы проблемного обучения, ИКТ, уровневой дифферентации.

Оборудование: дидактические карточки, проектор, экран, компьютер

1. Орг. момент.

-Дети, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и нашим гостям! Ведь улыбка-это хорошее настроение, а хорошее настроение -это залог хорошего здоровья.

Сам себе я помогу и здоровье сберегу:

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

А сейчас мне хочется обратиться к нашим гостям:

Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень светло!

-Итак , начинаем урок русского языка.

Открываем тетради, записываем число, классная работа

2. Определение темы и цели урока.

Интересная часть речи

В русском языку живёт

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает, или пашет.

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

Вам расскажет нам …… глагол. Слайд №1

-Над этой темой мы уже работаем не первый урок. Мы узнали, что слово глагол в старославянском языке обозначало СЛОВО, РЕЧЬ .Наши предки рассматривали его как СЛОВО ИЗ СЛОВ-Важнейший вид слова.Ведь глагол одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения. По частоте употребления, глагол занимает второе место после существительного. Слайд №2

- Давайте постараемся определить какова же роль глаголов в речи?

Давайте я вам помогу.

Учитель называет слова: спинки, тетради и ручки, парты, улыбку.

- Вы меня поняли? (Нет)

Учитель продолжает: выпрямили, приготовили, сядьте, подарите

-А теперь вы меня поняли? (Да)

- Что объединяет слова второй группы? (Все слова являются глаголами)

- Какова же роль глаголов в речи? (Они делают нашу речь ясной, понятной, богатой.)

- У каждого из вас на столах лежат оценочные листы. Где вы должны будете на определённом этапе урока оценить себя.

3. Актуализация знаний учащихся.

Первое задание. Работа с тестом. Вспомним всё, что знаем о глаголе. Вставьте пропущенные слова.

Тест.

Глагол- это…………………………………………………………………………………………,

которая отвечает на вопросы……………………………………………………………

и обозначает………………………………………………………………………………………

В предложении обычно бывает………………………………………………………..

Глаголы изменяются по ……………………………………………и …………………….

только в………………………………………………………………………………………………

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы………………………..

И имеют суффиксы……………………………………………………………………………………..

Максимальное число баллов 5: Мой балл……………..

-Подведём итоги.

4. Минутка чистописания.

-Прочитайте записанные на доске слова:

Якорь Зоя бильярд объяснить

- Догадайтесь Хозяйкой минутки чистописания будет какая буква?

-Дайте характеристику этому звуку.

- Когда она обозначает два звука?

-Что изменилось в ячейках букв?

Слайд №3

Выполняется пальчиковая гимнастика. « Разогреем ручки»

1.»Утюжок» Покатайте карандаш по столу. Одной рукой, другой.

2. «Добывание огня» Возьмите карандаш в руки, покатайте его.

3.»Лесенка» Возьмите карандаш пальчиками и пробежитесь по нему.

4. Вертолётик, в одной руке, затем в другой.

Яя Яяя Яяяя

-Прочитайте предложение, просигнальте, какие орфограммы встречаются в данном предложении.

Яркое солнце и лёгкий ветерок согревают холодную землю.

Запишите в тетрадь. Разберите данное предложение по частям речи.

5. Словарная работа

Слайд№ 4

- Прочитайте слова и выпишите слово, которое обозначает предмет. Который, едет, стоит. Заправляется, сигналит. (автомобиль)

-Слово, которое обозначает предмет, который ругает, хвалит, поощряет, заставляет. (директор)

-Слово, которое обозначает предмет, который, едет, разговаривает, покупает, передаёт. (пассажир)

-Слово, которое обозначает предмет, который, пишет, читает, соображает, шалит. (ученик)

-Слово, которое обозначает предмет, который, летит, шумит, взлетает. (самолёт)

-Слово, которое обозначает предмет, растёт, размножается, цветёт. (картофель)

-Проверяем, работаем в парах. Максимальный балл 6.

Знакомство с новым словом. Догадайтесь о каком слове идёт речь

Не спрашивая броду,

Лезу смело в воду -

На всякой глубине

Лишь по пояс мне.

К О Р А Б Л Ь

-Корабль-это что?

-Вид транспорта.

-Для чего он предназначен?

-Для перевозки грузов и пассажиров.

- Почему слово является словарным?

- Запишите слово с новой строки, с большой буквы

-Какой частью речи является данное слово? Докажите.

-Образуйте родственное слово, называя его ласково. Запишите .

-Образуйте родственное слово, которое будет именем прилагательным.

Корабль, кораблик, корабельный.

- Ребята как вы думаете , это слово однозначное или имеет ещё несколько значений? Оно многозначное. Арина Дерей приготовила для вас очень интересные сведения.

Слайд №7

Интересно, откуда же пришло к нам слово корабль? Толкований много , но нам ближе древнеславянское: кора, короб, корыто, похоже на долблёную или плетёную и обтянутую кожей посудину. Слово многозначное. Оно обозначает не только судно, но и летательный аппарат и в церковном здании переднее место между колоннами. Народ придумал много крылатых выражений с этим словом. Например

С корабля на бал.

Сжечь корабли. Когда же так говорят, подумайте.

6. Изменение глагола по временам

- Как изменяются глаголы? (Глаголы изменяются по временам.)

На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Прошедшего ? Будущего?

Что делает? Что делал? Что будет делать?

Что сделает? Что сделал? Что сделает?

-Прочитайте слова и сформулируйте задание в соответствии с темой урока.

Слайд № 8

Съела, убегает, посеял, взлетает, поиграет, поёт, заговорит, моет, играл, бросит, вышел, будет петь.

Н.в. П.в Б.в.

Убегает съела поиграет

Взлетает посеял заговорит

Поёт играл бросит

Моет вышел будет петь

7 .Работа по группам.

1 группа «Четвёртый лишний»

Тает, бегут, весна, журчит.

Трещит, скрипит, воет, кричал.

Читать, играл, решал, пел.

2 группа

Веселит, греет, весеннее, ласкает.

Прочитает, запишет, выучит, поёт

Хвалит, ругает, бодрит, успокаивает.

3 группа.

Светил, бежал, прыгала, говорил.

Лететь, играть, мечтать, решит.

Бегут, молчит, стучат, говорят.

4 группа.

Везти, идти, ходить, нести.

Прибежал, выбежал, забежал, бежал.

Краснеть, белеть, синеть, белит.

8 . Изменение глагола по числам.

- Вопрос: Изменяются ли глаголы по числам? Напомните мне.

-Что такое синонимы?

-Это близкие по значению слова.

Задание: Найдите глаголы-синонимы и запишите их в том же времени, но изменив число.

Сверкаю бродил думает

Искрюсь плутал мыслит

Блистаю блуждал размышляет.

Слайд№9

-Проверяем. Не забудьте себя оценить. Максимальный балл 3.

1 ряд 2 ряд 3 ряд

сверкают бродили думают

искрятся плутали мыслят

блистают блуждали размышляют

9 Написание частицы НЕ с глаголами

- Как вы объясните данную пословицу?

Кто (не) стыдится спрашивать, узнает многое. Слайд№10

«Если человек что-то хочет узнать или чего-то не знает, это не стыдно, главное, чтобы было желание учиться, узнавать» - обобщает ответы детей учитель

Работаем в парах. Задание: Спишите, открывая скобки.

-О чём вы будете помнить, выполняя это задание?

(Частица не с глаголами пишется отдельно)

Карточка 1

Составь предложение, отгадай загадку.

собачка не Маленькая кусает не а в пускает лает дом не.





Карточка 2

Составь предложение, отгадай загадку.

С ногами не ходит а со спиной лежит а не сам стоит велит а сидеть всем

Слайд№11

Проверяем.

Маленькая собачка не лает, не кусает, а в дом не пускает. ( собака)

С ногами, а не ходит, со спиной, а не лежит, сам стоит, а всем сидеть велит. (стул)

- Как вы думаете, а все ли глаголы с частицей не пишутся раздельно?

-Оказывается нет. Есть глаголы исключения. Слайд№12.

негодовать, ненавидеть, неволить.

- Как вы думаете, почему в этих словах НЕ написано слитно?

Эти слова не существуют без НЕ. НЕ здесь не частица,

она входит в корень.

- Значение каких слов вам не понятно?

Негодовать - испытывать крайнее недовольство, возмущаться.

Ненавидеть - испытывать неприязнь к кому-нибудь,

чему-нибудь.

Неволить- принуждать, заставлять делать что-нибудь.

- Что же для себя нового должны уяснить? (Некоторые глаголы без НЕ не употребляются и являются частью корня.)

10. Глаголы неопределённой формы.

Как называются глаголы, у которых нельзя определить время и число?

- На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?

- На что они оканчиваются? (-ть, -чь, -ти)

Работа с текстом. Прочитайте. Что такое текст?

Слайд№13

Как вести себя за столом.

Хлеб бери руками. Мясо режь ножом. Вилку держи в левой руке, а нож в правой. Жареную рыбу ножом не режут. Очень горячую пищу не ешь.

-Спиши текст, перестрой предложения так, чтобы глаголы стали в неопределённой форме.

-5 баллов- кто задание сделал верно, без ошибок.

За каждое не правильно построенное предложение минус 1 балл.

11. Итог урока.

Подсчитайте количество баллов.

Оценка 5

Оценка4

Оценка 3

12. Рефлексия.

-Давайте вспомним нашу учебную задачу. Удалось ли нам её решить?

-Что вы считаете нужным запомнить?

-Пригодятся ли вам знания полученные на уроке?



© 2010-2022