Урок литературного чтения в 3 классе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Рассказы о животных Е.И.Чарушина

Цель - познакомить детей с особенностями творчества Е.И.Чарушина - писателя и художника

Задачи:

Расширять кругозор учащихся;

Вырабатывать навыки работы с книгой;

Развивать память, внимание, мышление;

Прививать любовь к книге;

Воспитывать доброе отношение к животному миру

Оборудование:

Выставка книг о животных Е.И.Чарушина и В.В.Бианки

Е.И.Чарушин «Олешки» - книга для каждого ученика

Ориентировка в книгах на выставке, составленной учителем.

- Посмотрите на выставку наших книг. Какие они красивые, яркие. И у каждой книги есть свой наряд. Кто вспомнит, как называется наряд у книги?

- Обложка.

- Что можно узнать, взглянув на обложку?

- Фамилию автора, название книги.

- Что ещё обычно можно увидеть на обложке?

- Рисунки и картинки.

- Кто знает, как ещё называются рисунки и картинки?

- Иллюстрации.

- Посмотрите внимательно на иллюстрации выставленных книг и скажите, на какую тему подобрана выставка?

- На тему о животных.

- Назовите правильно книги, представленные на выставке.

(дети подходят к доске, выбирают книгу и представляют её: автор, название)

- На какие две группы можно разделить эти книги?

- Книги Е.И.Чарушина и книга В.В.Бианки.

- А кто эти люди?

- Писатели.

Сообщение темы и цели урока.

- Верно. На сегодняшнем уроке мы будем читать произведения Е.И.Чарушина. Но, как вы думаете, зачем тогда я принесла книгу В.В.Бианки «Рассказы и сказки».

- Я принесла её потому, что на титульном листе можно так же прочесть фамилию Е.И.Чарушина.

Знакомство с биографией писателя.

Евгений Иванович Чарушин не только писатель, но и художник. Он делал иллюстрации не только к своим книгам, но и к книгам других авторов, писавших о животных.

Отец Евгения Ивановича очень хорошо рисовал. Он и научил сына рисовать. Рисовал начинающий художник по его собственным словам «преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях». Живой натуры для юного художника вполне хватало. Она была повсюду. Во-первых, сам родительский дом с огромным заросшим садом был густо населён всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк - кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица - чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками. Чаще всего в своих рисунках Чарушин изображал животных. Став писателем, он иллюстрировал все свои произведения.

Подготовка к восприятию художественного произведения.

- Сегодня мы познакомимся с книгой, которую написал Е.И.Чарушин. Она лежит у вас на столах. Почитайте её название.

- «Олешки».

- Как вы думаете, кто такие олешки?

(предположительные ответы детей)

- Точный ответ на этот вопрос мы узнаем, когда прочитаем этот рассказ.

Выразительное чтение рассказа «Олешки» учителем.

Проверка самостоятельного восприятия учителем.

- Кто же такие «олешки»?

- Откуда родом олени? Как их называли?

- Как можно отличить оленя от самки?

- Можно ли кормить животных конфетами и почему?

Самостоятельное знакомство детей с новой книгой.

Ознакомительное рассматривание книги по правилам.

(Один ученик комментирует правила работы с новой книгой: сопоставляет три ориентира на обложке, считывает информацию с титульного листа, воспроизводит содержание книги при постраничном рассматривании, делает выводы о книге в целом.)

Это сборник рассказов. На титульном листе написано, что это рассказы. В конце книги перечислены названия 7 рассказов, помещённых в этот сборник. Эти рассказы о природе, о животных. На иллюстрациях автора мы видим животных и птиц - волчат, кошку, рысь, ежика, оленей, обезьян, ворону, сороку, гусей, уток, пеликана.

Выбор произведения для самостоятельного чтения по вариантам:

- Посмотреть содержание.

Самостоятельное чтение.

Коллективное обсуждение самостоятельной работы.

- Кто чаще всего встречается в рассказах Евгения Ивановича Чарушина?

- Животные и птицы.

- Почему?

- Автор любил животных и хорошо знал их повадки.

- Кто в книге нам рассказывает о животных и птицах? От кого мы всё узнаём?

- Мы всё узнаём от автора.

- Следовательно, автор является героем рассказов.

- Каких птиц можно научить говорить?

- Как это делают?

- Найдите это место в книге и прочитайте.

- Почему автор называет обезьян глупыми?

- Что вам показалось забавным в рассказе?

- Почитайте самый смешной отрывок.

- Как автор рассказывает о зверятах?

- С любовью и нежностью.

- Я думаю, что вы так же будете относиться к братьям нашим меньшим.

Разгадывание кроссворда.

- Мы с вами сказали, что Евгений Иванович Чарушин был очень добрый, понимал и любил животных. А кем для птиц и зверей, мы узнаем, когда разгадаем кроссворд. Для этого нам нужно отгадать загадки.

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (дятел)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (сорока)

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый красный.

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек. (журавль)

Что за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить и кормиться? (грач)

д

я

т

е

л

с

о

р

о

к

а

ж

у

р

а

в

л

ь

г

р

а

ч

- Прочитайте выделенное слово.

- Друг.

- Евгений Иванович был другом природы, другом зверей. И свою доброту Чарушин отразил не только в рассказах, но и в рисунках.

- В уголке чтения представлена выставка книг Е.И.Чарушина. По желанию можно читать и другие рассказы этого автора. А так же нарисуйте свои рисунки к полюбившемуся рассказу.

© 2010-2022