- Преподавателю
- Начальные классы
- Педагогический проект «Формирование информационной компетенции младших школьников»
Педагогический проект «Формирование информационной компетенции младших школьников»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Санкеева И.С. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Педагогический проект
«Формирование информационной компетенции младших школьников»
План проекта.
-
Аннотация
-
Цель и задачи проекта
-
Ожидаемые результаты
-
План реализации проекта
-
Направления работы
-
Диагностика эффективности проекта
-
Результативность проекта
-
Вывод по проекту
-
Список литературы
Тип проекта:
по деятельности учащихся - исследовательский,
по форме организации - групповой,
по содержанию - межпредметный,
по продолжительности - 1 год.
Актуальность:
Мы все живем в информационном обществе. Особое значение в этом обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.
Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в информационном обществе, должен иметь достаточный уровень компьютерной грамотности, уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, уметь, думать и обладать критическим и творческим мышлением.
Противоречия:
-
между социальным заказом государства и общества, которые ставят перед школой задачу формирования человека, способного успешно адаптироваться в современном информационном обществе, и недостаточным уровнем использования ИКТ в начальной школе;
-
между теоретическими основами школьного курса и его практической направленностью;
-
между необходимостью формирования у младших школьников информационной компетенции и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на начальной ступени школьного обучения.
Проблема: недостаточные условия для успешного формирования и применения информационной компетенции младших школьников.
Гипотеза: социализация личности младшего школьника может проходить более успешно, если создать условия для успешного формирования и применения информационной компетенции, для самовыражения обучающихся через участие в проектах, творческой и исследовательской деятельности.
Цель проекта: создать условия для формирования новой формы образовательной деятельности, способствующей реализации и совершенствованию информационной компетенции учащихся.
Задачи:
-
проанализировать педагогическую, методическую литературу и нормативные документы по проблеме исследования, изучить передовой педагогический опыт по теме исследования;
-
определить состав и структуру информационной компетенции младших школьников;
-
обеспечить переход от механического усвоения знаний к овладению навыками самостоятельного приобретения новых знаний, к практическому закреплению умений, приобщать ребёнка к современным методам работы с информацией;
-
способствовать развитию способностей ориентироваться в информации разного вида, элементах алгоритмической деятельности, образного и логического мышления;
-
способствовать овладению практическими способами работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передачи, хранение информации, её использование в учебной деятельности и повседневной жизни;
-
формировать начальную компьютерную грамотность и элементы информационной культуры;
-
определить содержание диагностических исследований, методик и критерии оценки результатов работы.
Этапы работы над проектом: подготовительный, внедренческий, аналитический, презентационный.
Ожидаемые результаты:
-
начальное освоение учащимися современных информационных технологий;
-
овладение младшими школьниками основными информационными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими возможности непрерывного школьного образования;
-
безболезненная адаптация учащихся при переходе из начальной в основную школу;
-
успешная социализация младших школьников за счёт участия в творческих роектах, исследовательской деятельности, реализуемой в условиях социокультурной среды;
-
недопущение нарушения физического и психического здоровья обучающихся.
План реализации:
-
урочная деятельность с применением ИКТ;
-
совместная деятельность с родителями;
-
исследовательская и проектная деятельность;
-
практические занятия ;
-
доклад на тему «Проектная деятельность в начальной школе».
Деятельность уч-ся: поиск и сбор, обработка, передача информации вывод по теме.
Роль учителя: проектировщик, консультант, координатор, мастер.
Направления работы:
-
подготовка исходных материалов средствами текстового и графического редакторов;
-
создание графических изображений (диаграммы);
-
оформление результатов работ на компьютере;
-
подготовка тезисов и творческих работ в электронном виде;
-
выпуск печатной продукции;
-
организация тематических вечеров эстетической направленности;
-
организация конкурсов и творческих работ;
-
организация выставок, презентаций (тематических, авторских (фотовыставки)),
-
проведение классных часов, бесед, викторин;
-
создание портфолио учащихся;
-
просмотр видеофильмов;
-
использование аудиозаписей и мультимедийной продукции;
-
тренинги;
-
творческие раб уч-ся: «Мой край родной», «Для чего нам нужен компьютер», «Семейные обязанности», Компьютер и мое здоровье.
Диагностика эффективности проекта:
-
Групповая и индивидуальная самооценка.
-
Анкетирование родителей и учащихся.
-
Тестирование учащихся.
Результаты диагностики:
-
Использование различных технических устройств от телефона, до персонального компьютера и компьютерных сетей.
Начало года- 32 % Конец года-70 % -
Умение извлекать информацию, как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций.
Начало года- 40 % Конец года- 60 %
-
Умение представлять информацию в понятном виде и правильно ее использовать с максимальным эффектом.
Начало года- 28 % Конец года- 56 %
-
Умение работать с разными видами информации: аудио и видеоинформация, символьная информация, графическая информация.
Начало года- 20 % Конец года- 64 %
Результативность проекта
-
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
-
усовершенствовать контроль знаний;
-
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
-
обеспечить доступ к различным справочным системам;
-
электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Практическая значимость проекта:
- индивидуализирован учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;
- использование компьютера позволило каждому учащемуся работать самостоятельно, с учетом уровневой дифференциации;
- повысилось качество наглядности в учебном процессе;
- снизилась трудоемкость процесса контроля и консультирования;
- удалось снять у учеников нервную нагрузку, исчезает карающая роль оценки;
- повысилась информативность урока, эффективность обучения;
- наблюдается позитивная динамика изменения уровня мотивации учащихся к предметам;
- вовлечение учащихся в интеллектуальные интернет - игры и конкурсы.
Вывод по проекту:
В качестве показателей сформированности информационной компетенции выступают знания, умения, эмоционально-ценностные отношения, применение полученных знаний в социальной среде. Результаты диагностики подтвердили существенные позитивные изменения уровня сформированности информационной компетенции:
-
произошло изменение и расширение объектов компетенции,
-
увеличилось количество и качество освоенных учеником элементов компетенции.
Этого удалось добиться через реализацию системы практических заданий,
проектной, творческой и исследовательской деятельности и это подтверждает верность гипотезы.
Список литературы
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., Интор, 1996. - 542 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
- Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности // Начальная школа, № 7, 1999.
- Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение, 1994.
- Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. - Томск: Пеленг, 1997.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование, 1998 г.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М. НИИ школьных технологий 2005 г.
- Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. - М.: МОДЭК, 2000.
- Смирнова Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе"
- Угринович Н. Информатика и информационные технологии М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
- Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003. - №2. - С.58-64.
- Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал «Эйдос»
- Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр "Педагогический поиск", 2001 - 384с.
- Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М., 1971.
- Якимская И.С. Развивающее обучении. - Москва: Педагогика, 1979.