Педагогический проект «Формирование информационной компетенции младших школьников»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический проект

«Формирование информационной компетенции младших школьников»

План проекта.

  1. Аннотация

  2. Цель и задачи проекта

  3. Ожидаемые результаты

  4. План реализации проекта

  5. Направления работы

  6. Диагностика эффективности проекта

  7. Результативность проекта

  8. Вывод по проекту

  9. Список литературы

Тип проекта:

по деятельности учащихся - исследовательский,

по форме организации - групповой,

по содержанию - межпредметный,

по продолжительности - 1 год.

Актуальность:

Мы все живем в информационном обществе. Особое значение в этом обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.

Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в информационном обществе, должен иметь достаточный уровень компьютерной грамотности, уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, уметь, думать и обладать критическим и творческим мышлением.

Противоречия:

  • между социальным заказом государства и общества, которые ставят перед школой задачу формирования человека, способного успешно адаптироваться в современном информационном обществе, и недостаточным уровнем использования ИКТ в начальной школе;

  • между теоретическими основами школьного курса и его практической направленностью;

  • между необходимостью формирования у младших школьников информационной компетенции и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на начальной ступени школьного обучения.

Проблема: недостаточные условия для успешного формирования и применения информационной компетенции младших школьников.

Гипотеза: социализация личности младшего школьника может проходить более успешно, если создать условия для успешного формирования и применения информационной компетенции, для самовыражения обучающихся через участие в проектах, творческой и исследовательской деятельности.

Цель проекта: создать условия для формирования новой формы образовательной деятельности, способствующей реализации и совершенствованию информационной компетенции учащихся.

Задачи:

  • проанализировать педагогическую, методическую литературу и нормативные документы по проблеме исследования, изучить передовой педагогический опыт по теме исследования;

  • определить состав и структуру информационной компетенции младших школьников;

  • обеспечить переход от механического усвоения знаний к овладению навыками самостоятельного приобретения новых знаний, к практическому закреплению умений, приобщать ребёнка к современным методам работы с информацией;

  • способствовать развитию способностей ориентироваться в информации разного вида, элементах алгоритмической деятельности, образного и логического мышления;

  • способствовать овладению практическими способами работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передачи, хранение информации, её использование в учебной деятельности и повседневной жизни;

  • формировать начальную компьютерную грамотность и элементы информационной культуры;

  • определить содержание диагностических исследований, методик и критерии оценки результатов работы.

Этапы работы над проектом: подготовительный, внедренческий, аналитический, презентационный.

Ожидаемые результаты:

  • начальное освоение учащимися современных информационных технологий;

  • овладение младшими школьниками основными информационными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими возможности непрерывного школьного образования;

  • безболезненная адаптация учащихся при переходе из начальной в основную школу;

  • успешная социализация младших школьников за счёт участия в творческих роектах, исследовательской деятельности, реализуемой в условиях социокультурной среды;

  • недопущение нарушения физического и психического здоровья обучающихся.

План реализации:

  • урочная деятельность с применением ИКТ;

  • совместная деятельность с родителями;

  • исследовательская и проектная деятельность;

  • практические занятия ;

  • доклад на тему «Проектная деятельность в начальной школе».

Деятельность уч-ся: поиск и сбор, обработка, передача информации вывод по теме.

Роль учителя: проектировщик, консультант, координатор, мастер.

Направления работы:

  • подготовка исходных материалов средствами текстового и графического редакторов;

  • создание графических изображений (диаграммы);

  • оформление результатов работ на компьютере;

  • подготовка тезисов и творческих работ в электронном виде;

  • выпуск печатной продукции;

  • организация тематических вечеров эстетической направленности;

  • организация конкурсов и творческих работ;

  • организация выставок, презентаций (тематических, авторских (фотовыставки)),

  • проведение классных часов, бесед, викторин;

  • создание портфолио учащихся;

  • просмотр видеофильмов;

  • использование аудиозаписей и мультимедийной продукции;

  • тренинги;

  • творческие раб уч-ся: «Мой край родной», «Для чего нам нужен компьютер», «Семейные обязанности», Компьютер и мое здоровье.

Диагностика эффективности проекта:

  1. Групповая и индивидуальная самооценка.

  2. Анкетирование родителей и учащихся.

  3. Тестирование учащихся.

Результаты диагностики:

  • Использование различных технических устройств от телефона, до персонального компьютера и компьютерных сетей.
    Начало года- 32 % Конец года-70 %

  • Умение извлекать информацию, как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций.

Начало года- 40 % Конец года- 60 %

  • Умение представлять информацию в понятном виде и правильно ее использовать с максимальным эффектом.

Начало года- 28 % Конец года- 56 %

  • Умение работать с разными видами информации: аудио и видеоинформация, символьная информация, графическая информация.

Начало года- 20 % Конец года- 64 %

Результативность проекта

  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

  • усовершенствовать контроль знаний;

  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

  • обеспечить доступ к различным справочным системам;

  • электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Практическая значимость проекта:

- индивидуализирован учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;

- использование компьютера позволило каждому учащемуся работать самостоятельно, с учетом уровневой дифференциации;

- повысилось качество наглядности в учебном процессе;

- снизилась трудоемкость процесса контроля и консультирования;

- удалось снять у учеников нервную нагрузку, исчезает карающая роль оценки;

- повысилась информативность урока, эффективность обучения;

- наблюдается позитивная динамика изменения уровня мотивации учащихся к предметам;

- вовлечение учащихся в интеллектуальные интернет - игры и конкурсы.

Вывод по проекту:

В качестве показателей сформированности информационной компетенции выступают знания, умения, эмоционально-ценностные отношения, применение полученных знаний в социальной среде. Результаты диагностики подтвердили существенные позитивные изменения уровня сформированности информационной компетенции:

  • произошло изменение и расширение объектов компетенции,

  • увеличилось количество и качество освоенных учеником элементов компетенции.

Этого удалось добиться через реализацию системы практических заданий,

проектной, творческой и исследовательской деятельности и это подтверждает верность гипотезы.

Список литературы

  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., Интор, 1996. - 542 с.
  2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  3. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности // Начальная школа, № 7, 1999.
  4. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение, 1994.
  5. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. - Томск: Пеленг, 1997.
  6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование, 1998 г.
  8. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М. НИИ школьных технологий 2005 г.
  9. Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. - М.: МОДЭК, 2000.
  10. Смирнова Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе"
  11. Угринович Н. Информатика и информационные технологии М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
  12. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003. - №2. - С.58-64.
  13. Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал «Эйдос»
  14. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр "Педагогический поиск", 2001 - 384с.
  15. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М., 1971.
  16. Якимская И.С. Развивающее обучении. - Москва: Педагогика, 1979.



© 2010-2022