Внеурочная деятельность. Программа курса

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Программа

по внеурочной деятельности «Хочу всё знать» интеллектуально-познавательной направленности для учащихся 7- 12 лет





Разработчик:

Журавлёва Наталья Валерьевна







СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: 2011-1015

Пояснительная записка

1.Обоснование необходимости внедрения программы в учебно-воспитательный процесс

Программа «Хочу всё знать» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению в 1-4 классах, направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.
Вид программы: комбинаторная.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик выпускника начальной школы, как

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Содержание курса «Хочу всё знать» максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам и в индивидуальном темпе.

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, где реализуются запросы социальной практики, существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей, так как цели и задачи исследовательской деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Поэтому деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других, и этим данная программа отличается от имеющихся.

Исследовательская деятельность учащихся в рамках программы организуется таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д.

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения.

Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
2. Цель, задачи образовательной программы

Цель программы:

Формирование начальных навыков исследовательской деятельности, автоминазационных, коммуникативных компетенций.

Задачи:

  • Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.

  • Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.

  • Формирование у детей позитивного настроя к познавательной деятельности.

  • Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников.

  • Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследова­ний.

  • Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.

  • Развитие умений управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций комфортного межличностного взаимодействия.

  • Приобретение опыта создания продуктов, значимых для других.

3.Отличительные особенности программы

Содержание деятельности:

Характеризуя программу, следует отметить ее достоинство от других программ в практической значимости:

  1. Представлена комплексная интегрированная программа для начальной общеобразовательной школы, которая является результатом многолетнего творческого сотрудничества педагога и родителей.

  2. С учетом возрастных особенностей детей был отобран наиболее актуальный для каждого возрастного периода объем материала.

  3. При этом важно отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у детей нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.

Принципы, на которых осуществляется программа:

Принцип развивающего обучения

Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте - развитие речевого мышления, стимулирование точной речи. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся. Принцип постепенности Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания. Принцип доступности Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам. Деятельностный принцип Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

4.Краткая характеристика участников.

Целевые группы:

  1. Учащиеся в возрасте 6-12 лет.

  2. Родители учащихся.

Вид детской группы: экспериментальная.

Состав детской группы: переменный.

Особенности набора обучающихся: свободный.

5. Режим организации занятий.

Количество часов

В неделю

В год

1

33 (1 класс)

1

34 (2-3 классы)

2

68 (4 класс)

Сроки реализации программы:

Программа курса рассчитана на 4 года обучения

(1 час в неделю). 1 год обучения - 33часа;
2 год обучения - 34 часа;
3 год обучения - 34 часа;
4 год обучения - 68 часов.

Руководитель имеет возможность вносить коррективы в программу, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ.

Формы и режим занятий.

Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю.

6.Ожидаемые результаты Для учащихся:

  • Активное участие учащихся в жизни образовательного учреждения.

  • Создание благоприятных условий для саморазвития и самосовершенствования, самовоспитания и самообразования.

  • Признание конвенциональных прав ребёнка: на ошибку, свободу выбора вида деятельности, добровольность участия и др.

  • Формирование Я-концепции (Я -могу, Я-способен, Я-значу, Я-нужен).

  • Пополнение портфолио ученика.

Для родителей:

  • Стимулирование активности и самостоятельности учащихся при выполнении заданий, при работе с литературой.

  • Открытость внешней экспертизы знаний своего ребёнка.

  • Участие в работе независимой экспертной комиссии.

  • Повышение уровня мотивации на продвижение детей.

  • Расширение возможности для получения дополнительного образования.

7. Учебно-тематический план

Последовательность тем и корректировка часов в учебно-тематическом плане может меняться в зависимости от материальной базы, времени года, уровня подготовленности детей.

Распределение учебного времени

Класс

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1

1 час

(30 минут)

1 раз

1 час

33 часа


2-3

1 час

(45 минут)

1 раз

1 час

34 часа


4

1 час

(45 минут)

2 раза

2 часа

68 часов

Методы работы:

беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация, лекционно-семинарский, проблемный, иллюстративно-наглядный.

Формы работы:

практическая, самостоятельная работа, эксперимент, теоретическое исследование.

Средства:

  • программное обеспечение;

  • посредством Интернет технологий;

  • посредством индивидуального обучения.

Методы контроля:

консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание программы представлено 4 сквозными модулями: «Познавательные процессы» (36 ч), «Исследовательские умения» (28 ч), «Коллективное творчество» (9 ч), «Самостоятельная исследовательская практика» (30 ч), «Наблюдения, опыты и эксперименты» (32 ч).

Задачи программы по модулям:

Модуль I «Познавательные процессы»:

  • совершенствование познавательных потребностей;

  • развитие познавательной сферы.


Модуль II «Исследовательские умения»:

  • обучение детей специальным знаниям, необходимым в исследовательском поиске;

  • формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска.


Модуль III «Коллективное творчество»:

  • развитие у детей способностей творчески работать в коллективе.


Модуль IV «Самостоятельная исследовательская практика»:

  • формирование у учащихся представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.


Модуль V «Наблюдения, опыты и эксперименты»:

  • формирование ценностного отношения к базовой ценности знания;

  • формирование и развитие умений экспериментировать

1 класс

Цель: приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.


Модули


I четверть


II четверть


III четверть


IV четверть


Познавательные процессы (9 ч)


Исследовательские умения (7 ч)


Коллективное творчество (9 ч)


Наблюдения, опыты и эксперименты (8ч)


1


Включи память!


Что такое исследование.


Игра «Зоопарк»


Опыт «Бездонный бокал»


2


Секрет порядка.


Наблюдение и наблюдательность.


Игра «Подготовка к состязаниям»


Опыты «На что способен наш мозг»


3


Стань лучшим!


Острый взгляд


Игра «Гуляющие цыплята»


Опыт «Надорванная полоска»


4


Стань лучшим!


Что такое эксперимент.


Игра «Пиктографическое письмо»


Опыт «Почему не выливается»


5


В гости к пчёлам.


Экспериментирование.


Игра «Сочинение рассказов»


Опыт «Варёное и крутое яйцо»


6


Полцарства за ковёр!


Гипотезы и провокационные идеи.


Игра «Фабрика игрушек»


Опыт «Лимон надувает воздушный шар»


7


Следопыты на месте не сидят!


Учимся вырабатывать гипотезы.


Игра «Наша любимая сказка»


Опыт «Может ли кипеть холодная вода»


8


Шпионы опять шпионят.


Игра «Сказочный поезд»


Резервный урок


9


К настоящим волшебникам!


Игра «Подводное царство»



В ходе освоения программы «Хочу всё знать» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Результаты развития универсальных учебных действий

в ходе освоения курса «Хочу всё знать» в 1 классе:
Познавательные УУД:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации;

  • классификации объектов;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Регулятивные УУД:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

  • понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;

  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной;

  • основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.


Коммуникативные УУД:

  • преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;

  • понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

  • ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.
    2 класс
    Цель: развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям.


Модули


I четверть


II четверть


III четверть


IV четверть


Познавательные процессы (9 ч)


Исследовательские умения (7 ч)


Самостоятельная исследовательская практика (10 ч)


Наблюдения, опыты и эксперименты (8ч)


1

Задания для агента 007.

Научные исследования и наша жизнь. Папка исследователя.

Мини-курс «Тайны великих открытий»

Опыт «Невидимые чернила»


2

Верни всё на свои места.

Методы исследования.

Мини-курс «Тайны великих открытий»

Опыты «Картофельные штампы»


3

Раз словечко, два словечко.

Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов.

Мини-курс «К царице всех наук»

Опыт «Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него»


4

Все в Цифропарк!

Учимся работать с книгой.

Мини-курс «Там на неведомых дорожках»

Опыт «Пуговица - погремушка»


5

В стране Вымышляндии.

Учимся работать с научным текстом.

Мини-курс «От древнего человека до наших дней»

Опыт «Цветы лотоса»


6

Наколдуй себе сказку!

Учимся работать с научно-познавательной литературой.

Учимся работать с Папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования»

Опыт «Как выйти сухим из воды»


7

Фокусы с числами и буквами.

Практическое занятие по использованию метода анкетирования и опроса.

Учимся работать с Папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования

Опыт «Чудесные спички»


8

Чёрные и белые.

Как подготовить защиту исследовательской работы.

Резервный урок


9

В стране Звуков и Цветов.

Презентация результатов исследования на «Школе исследователя»


10

НПК младших школьников «Шаг в будущее».

Результаты развития универсальных учебных действий

в ходе освоения курса «Хочу всё знать» во 2 классе:
Познавательные УУД:

  • подведение под понятия, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • умение структурировать знания;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение, извлечение информации;

  • определение основной и второстепенной информации.

Регулятивные УУД:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

  • преодоление импульсивности, непроизвольности;

  • понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;

  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;

  • форма выполнения учебных действий - материальная/материализованная; речевая, умственная;

  • степень развернутости (в полном составе операций или свернуто).

Коммуникативные УУД:

  • понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета; понимание относительности оценок или подходов к выбору;

  • учет разных мнений и умение обосновать собственное;

  • умение договариваться, находить общее решение.


3 класс

Цель: развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.


Модули


I четверть


II четверть


III четверть


IV четверть

Познавательные процессы (9 ч)

Исследовательские умения (7 ч)

Самостоятельная исследовательская практика (10 ч)

Наблюдения, опыты и эксперименты (8ч)


1

Детективы, за работу!

Учимся задавать вопросы. Описательный, каузальный, субъективный, воображаемый и оценочный вопросы.

Мини-курс «Загадки «философского камня».

Опыт « кто сильнее».


2

Фокусы-покусы.

Учимся задавать вопросы. Описательный, каузальный, субъективный.

Мини-курс. «Чудеса человеческого тела».

Эксперимент с лучом света. Заполнение протокола эксперимента.


3

Взялись за руки слова.

Воображаемые и оценочные вопросы.

Мини-курс «Все ли считают одинаково. Счётные системы счисления»

Эксперимент по смешиванию красок. Заполнение протокола эксперимента


4

Художник - на обеде. Мы - за него!

Учимся работать с исследовательским фартуком.

Мини-курс «Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь»

Эксперимент с магнитом и металлами. Заполнение протокола эксперимента.


5

Собери сокровища.

Метод шести думательных шляп. Кластер.

Мини-курс «Древнейшие изобретения человека»

Эксперимент «Определение плавучести предметов». Заполнение протокола эксперимента.


6

Без чего не обойтись?

Какие бывают схемы: « Дом с колоннами», « Паучок».

Работаем с папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов

исследования.


Эксперимент «Акварельная монотипия». Заполнение протокола эксперимента


7

Мир интересностей. Найди свою.

Учимся строить схемы.

Работаем с папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов

исследования.


Опыт «Танцующая фольга»


8

Сначала думай - потом говори!

Подготовка к защите исследовательской работы

Резервный урок.


9


Сначала думай - потом говори!


Презентация результатов исследовательской работы на занятии «Школы исследователя».


10


НПК младших школьников «Шаг в будущее».

Результаты развития универсальных учебных действий

в ходе освоения курса «Хочу всё знать» в 3 классе:

Познавательные УУД:

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

  • знаково-символические моделирование и преобразование модели с целью выявления общих законов;

  • умение осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной форме

  • выбор эффективных способов решения задач;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение, извлечение информации;

  • определение основной и второстепенной информации;

  • свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Регулятивные УУД:

  • преодоление импульсивности, непроизвольности;

  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

  • умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

  • самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;

  • различение способа и результата действий;

  • умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Коммуникативные УУД:

  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

  • взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

4 класс

Цель: приобретение школьником опыта взаимодействия с социальными субъектами в открытой общественной среде.


Модули


I четверть


II четверть


III четверть


IV четверть

Познавательные процессы (9 ч)

Исследовательские умения (7 ч)

Самостоятельная исследовательская практика (10 ч)

Наблюдения, опыты и эксперименты (8ч)


1

Поймай шпиона.

Культура мышления.

Мини-курс «В споре рождается истина». Тематическая дискуссия «Всегда ли научные открытия полезны для человечества?»

Эксперимент «Могучая скорлупа» Заполнение протокола исследователя.


2

Сокровища ума.

Научная теория.

Мини-курс «Химия на службе у человека».
Дискуссия «Пищевые добавки это безвредно»

Опыт «Сильная газета»


3

Миллион за правильное слово!

Практическое занятие по проверке собственных гипотез.

Мини-курс.

«Теорема Пифагора - источник удивительных открытий»

Эксперимент «Почему неспелые яблоки кислые?»


4

Один взгляд, и ключ найден!

Ассоциации и аналогии.

Мини-курс.
«Такой незнакомый знакомый русский язык»

Эксперимент «Домашняя газированная вода»


5

Волшебный дизайнер.

Генерирование идей.

Мини-курс «История России в символах».

Тематическая дискуссия «Трудно ли жить человеку в нашем обществе без знания истории?»

Коллективная творческая работа: Закладка эксперимента с куриной костью, выращивание кристалла, «окрашивание растения».


6

Стой, кто идёт? Отгадай пароль.

Учимся оценивать идеи.

Учимся работать с календарём исследователя. (Презентация промежуточных результатов исследования.)

Эксперимент «Утопи и съешь»


7

Стой, кто идёт? Отгадай пароль.

Суждения, умозаключения, выводы.

Учимся работать с календарём исследователя. (Презентация промежуточных результатов исследования.)

Фиксирование результатов долгосрочных опытов. Выводы.


8

Для любителей приключений.

Подготовка к защите исследовательской работы.

Резервный урок.


9


За работу, словоделы!

Презентация результатов исследовательской работы на занятии «Школы исследователя».


10

НПК младших школьников «Шаг в будущее».



Результаты развития универсальных учебных действий

в ходе освоения курса «Хочу всё знать» в 4 классе:

Познавательные УУД:

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование;

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение, извлечение информации;

  • определение основной и второстепенной информации;

  • свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.


Регулятивные УУД:

  • умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

  • умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;

  • умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);

  • адекватность и дифференцированность самооценки;

  • умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.


Коммуникативные УУД:

  • рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,

  • способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

  • умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Личностные УУД (1, 2, 3, 4 - е классы):

  • Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);

  • Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);

  • Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).

Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях:


  • приобретение школьником социальных знаний;


  • получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;


  • получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.

Формы достижения воспитательных результатов на занятиях «Хочу всё знать»:


Приобретение социальных знаний


Формирование ценностного отношения к социальной реальности


Получение опыта самостоятельного общественного действия


1 класс


Коллективная творческая игра, познавательные беседы, тематические экскурсии, познавательные опыты, интеллектуальный конкурс, тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, игра-соревнование, творческая мастерская, игровая эстафета, лингвистическая мастерская, интеллектуальный марафон




Опыт, эксперименты, познавательные беседы.




НПК младших школьников «Шаг в будущее».

Участие в интеллектуальных конкурсах на школьном уровне.


2 класс


Познавательные беседы, предметные экскурсии, тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, игра-соревнование, творческая мастерская, игровая эстафета, лингвистическая мастерская, интеллектуальный марафон


Опыт, эксперименты, познавательные беседы с участием специалистов, интеллектуальный тренинг, исследовательская лаборатория, практикум.


Выставка - демонстрация папок исследователя.

Участие в интеллектуальных конкурсах на школьном уровне.

НПК младших школьников «Шаг в будущее».


3 класс


Самостоятельная исследовательская практика


Познавательные беседы, предметные экскурсии, тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, игра-соревнование, творческая мастерская, игровая эстафета, лингвистическая мастерская, интеллектуальный марафон


Виртуальные экспедиции, экскурсии, познавательные беседы с участием специалистов, исследовательская лаборатория, ярмарка новых идей, практикум, литературные пробы.


Коллективная творческая деятельность, презентации продуктов деятельности; участие в интеллектуальных конкурсах на школьном и муниципальном уровнях, участие в конференции на школьном и муниципальном уровне.

НПК младших школьников «Шаг в будущее».


4 класс


Самостоятельная исследовательская практика


Познавательные беседы, предметные экскурсии, тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, игра-соревнование, творческая мастерская, игровая эстафета, лингвистическая мастерская


Виртуальные научные экспедиции, экскурсии, встречи с интересными людьми, опыт, эксперименты, тематические дискуссии, аукцион гипотез, практикум.


Коллективная творческая деятельность, презентации продуктов деятельности; участие в интеллектуальных конкурсах на муниципальном и региональном уровнях, участие в конференции на школьном и муниципальном уровне, дистанционные интеллектуальные конкурсы, социально ориентированные акции.

НПК младших школьников «Шаг в будущее».





Ожидаемые результаты реализации программы:

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

  • знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы;

  • усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания;

  • о способах нахождения обработки и нахождения информации;

  • об области применения методов исследования.

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

  • развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям;

  • стремление к коллективной творческой деятельности.

    Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):

  • опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности;

  • опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому;

  • опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

  • опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде;

  • опыт самоорганизации.

    Формы подведения итогов реализации программы:


Модули


Форма предъявления результата


Форма контроля


Инструмент

для оценки

Познавательные процессы

Общественный смотр достижений

Батарея тестов

Психологические тесты

Исследовательские умения

Папка исследователя

Наличие материала по исследованию.

Мониторинг исследовательских умений.

Критерии написания исследования,

Методики А.И.Савенкова

Коллективное творчество

Коллективная творческая работа

Педагогическое наблюдение


Карта наблюдений

Самостоятельная исследовательская практика

Публичная презентация результатов проведенного исследования

Конференция

Критерии публичного выступления

Наблюдения, опыты и эксперименты

Отчет о проведении опыта

Протокол эксперимента

Педагогическое наблюдение

Карта наблюдений

Учебно-тематический план в 1 классе


№ пп


Наименование модулей и тем


Количество часов


Теоретич.\практич.

Дата


Познавательные процессы (9 ч)


1


Включи память!


1


п


2


Секрет порядка.


1


т


3,4


Стань лучшим!


2


п


5


В гости к пчёлам.


1


п


6


Полцарства за ковёр!


1


п


7


Следопыты на месте не сидят!


1


п


8


Шпионы опять шпионят.


1


п


9


К настоящим волшебникам!


1


п


Исследовательские умения (7 ч)


1


Что такое исследование


1


т


2


Наблюдение и наблюдательность


1


т,п


3


Острый глаз


1


п


4


Что такое эксперимент.


1


т


5


Экспериментирование.


1


п


6


Гипотезы и провокационные идеи.


1


т, п


7


Учимся вырабатывать гипотезы.


1


п


Коллективное творчество (10 ч)


1


Игра «Зоопарк».


1


п


2


Игра «Подготовка к состязаниям».


1


п


3


Игра «Гуляющие цыплята».


1


п


4


Игра «Пиктографическое письмо».


1


п


5


Игра «Сочинение рассказов»


1


п


6


Игра «Фабрика игрушек»


1


п


7


Игра «Наша любимая сказка»


1


п


8


Игра «Сказочный поезд»


1


п


9, 10


Игра «Подводное царство»


2


п


1


Опыт «Бездонный бокал»


1


т, п


2


Опыты «На что способен наш мозг»


1


т, п


3


Опыт «Надорванная полоска»


1


т, п


4


Опыт «Почему стакан не выливается»


1


т, п


5


Опыт «Вареное и сырое яйцо»


1


т, п


6


Опыт «Лимон надувает воздушный шар»


1


т, п


7


Опыт «Может ли кипеть холодная вода»


1


т, п


8


Резервный урок


1


п


Итого


33

Содержание программы в 1 классе

Модуль I «Познавательные процессы» (9 ч)

Занятие 1. Тема: Включи память!

Цель: создать условия для знакомства детей в группе; развивать память, внимание, наблюдательность.

Содержание: Знакомство. Совместный рисунок (на доске или асфальте). Игра «Мяч». Игра «Птица - зверь - рыба». Игра «Запретное движение».
Форма занятия: тренинг

Занятие 2. Тема: Секрет порядка.

Цель: развивать конвергентное мышление; приучать к стандартным мыслительным операциям.

Содержание: Корректурная проба. Исключение 3-го лишнего. Угадать животное по его признакам. Последовательные картинки. Игра «Запомни порядок».
Форма занятия: тренинг

Занятия 3, 4. Тема: Стань лучшим!

Цель: совершенствовать способность творчески и самостоятельно мыслить; развивать пространственную ориентацию; расширять словарный запас.

Содержание: Корректурная проба. Перечисли объекты с заданным признаком. Решение задач со спичками. Игра «Футболист». Игра «Монолог картошки». Пятна Роршаха (разноцветные кляксы). Игра «Сложи узор».
Форма занятия: интеллектуальный конкурс

Занятие 5. Тема: В гости к пчёлам.

Цель: развивать ассоциативное мышление, внимание, мелкую моторику; совершенствовать коммуникативные качества (действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и уметь не уступать в других).

Содержание: Пословицы и поговорки о труде. Рисование пчелы цветами. Рисуем по кругу одним карандашом (общий рисунок). Игра «Рамки и вкладыши». Игра «Ручеёк».
Форма занятия: продуктивная игра

Занятие 6. Тема: Полцарства за ковёр!

Цель: развивать произвольное внимание, память; развивать коммуникативные способности.

Содержание: Что изменилось? Дорисовать узор. Найди отличия. Пересказ по кругу. Игра «Заколдованные». Игра «Сложи узор».
Форма занятия: игровой тренинг.

Занятие 7. Тема: Следопыты на месте не сидят!

Цель: развивать воображение, восприятие, наблюдательность; обучать расслаблению и раскованности.

Содержание: Что изображено на картине? Игра «Слушай команду». Игра «Кляксы». Игра «Скучно, скучно так сидеть».
Форма занятия: продуктивная игра

Занятие 8. Тема: Шпионы опять шпионят.

Цель: развивать тактильную память, внимательность, наблюдательность; расширять словарный запас.

Содержание: Закончи предложение. Что в свёртке. Игра «Конспиратор». Игра «Гомеостат». Игра «Тактильный образ».
Форма занятия: игровой тренинг.

Занятие 9. Тема: К настоящим волшебникам!

Цель: развивать мыслительные ассоциативные связи, внимание, умение ориентироваться в пространстве.

Содержание: Город Двадцати Квадратов. На жуке с ветерком! Игра «Определения». Игра «Гомеостат». Игра «Кто что сделал?»
Форма занятия: аукцион идей

Форма подведения итогов реализации модуля: общественный смотр достижений


Модуль II. «Исследовательские умения» (7 ч)

Занятие 1. Тема: Что такое исследование

Цель: совершенствовать представление обучающихся о научном исследовании, пробуждать интерес к новому, стремление узнавать новое.

Содержание: Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир: Как и где человек проводит исследования в быту? Только человек исследует мир или животные тоже умеют это де­лать? Что такое научные исследования? Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие?
Форма занятия: исследовательская лаборатория

Занятие 2. Виды и формы контроля и подведения итогов.

Входной контроль осуществляется в начале учебного года. Для знакомства используется анкетирование, тесты, беседы с детьми и родителями и т. п.

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии - важно подвести итог, отметить лучшие работы, подбодрить ребят, изделия которых выполнены пока не совсем качественно.

Работы оцениваются по следующим критериям:

качество выполнения изучаемых на занятии приёмов, операций и работы в целом;

степень самостоятельности.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на занятии, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

По окончании изучения разделов проводится проверка усвоения материала предыдущих занятий.

Формы проверки могут быть различными: диагностические тесты, игры, самостоятельная работа, соревнование, выставка, творческая работа и т.п.

Итоговый контроль - в конце учебного года. По итогам обучения за учебный год проводится итоговое занятие, на котором каждый обучаемый представляет свою учебную работу по одному из разделов программы. Такой подход позволяет каждому ребенку проявить свои способности наиболее ярко в том виде деятельности, который ему ближе.

Учебно-тематический план во 2 классе


№ пп


Наименование модулей и тем


Количество часов


Теоретич.\практич.

Дата


Познавательные процессы (9 ч)


1

Задания для агента 007.


1


п


2

Верни всё на свои места.


1


т


3,4

Раз словечко, два словечко.


2


п


5

Все в Цифропарк!


1


п


6

В стране Вымышляндии.


1


п


7

Наколдуй себе сказку!


1


п


8

Фокусы с числами и буквами.


1


п


9

Чёрные и белые.


1


п


Исследовательские умения (7 ч)


1

Научные исследования и наша жизнь. Папка исследователя.


1


т


2

Методы исследования.


1


т,п


3

Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов.


1


п


4

Учимся работать с книгой.


1


т


5

Учимся работать с научным текстом.


1


п


6

Учимся работать с научно-познавательной литературой.


1


т, п


7

Практическое занятие по использованию метода анкетирования и опроса.


1


п


Самостоятельная исследовательская практика (10 ч)


1

Мини-курс «Тайны великих открытий»


1


п


2

Мини-курс «Тайны великих открытий»


1


п


3

Мини-курс «К царице всех наук»


1


п


4

Мини-курс «Там на неведомых дорожках»


1


п


5

Мини-курс «От древнего человека до наших дней»


1


п


6

Учимся работать с Папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования»


1


п


7

Учимся работать с Папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования


1


п


8

Как подготовить защиту исследовательской работы.


1


п


9, 10

Презентация результатов исследования на «Школе исследователя»


2


п


1

Наблюдения, опыты и эксперименты (8ч)


1


т, п


2

Опыт «Невидимые чернила»


1


т, п


3

Опыты «Картофельные штампы»


1


т, п


4

Опыт «Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него»


1


т, п


5

Опыт «Пуговица - погремушка»


1


т, п


6

Опыт «Цветы лотоса»


1


т, п


7

Опыт «Как выйти сухим из воды»


1


т, п


8

Опыт «Чудесные спички»


1


п


Итого


34

Учебно-тематический план в 3 классе


№ пп


Наименование модулей и тем

Количество часов

Теоретич.\практич.

Дата


Познавательные процессы (9 ч)


1

Детективы, за работу!


1


п

4.09


2

Фокусы-покусы.


1


т

11


3

Взялись за руки слова.

1


п

18


4

Художник - на обеде. Мы - за него!


1


п

25


5

Собери сокровища.


1


п

2.10


6

Без чего не обойтись?


1


п

9


7

Мир интересностей.


1


п

16


8

Сначала думай - потом говори!


1


п

23

9

Сначала думай - потом говори!

1

п

30


Исследовательские умения (7 ч)


1

Учимся задавать вопросы. Описательный, каузальный, субъективный, воображаемый и оценочный вопросы.


1


т

13.11


2

Учимся задавать вопросы. Описательный, каузальный, субъективный.


1


т,п

20


3

Воображаемые и оценочные вопросы.


1


п

27


4

Учимся работать с исследовательским фартуком.


1


т

4.12


5

Метод шести думательных шляп. Кластер.


1


п

11.12


6

Какие бывают схемы:

« Дом с колоннами»,

« Паучок».


1


т, п

18


7

Учимся строить схемы.


1


п

25


Самостоятельная исследовательская практика (10 ч)


1

Мини-курс «Загадки «философского камня».


1


п


2

Мини-курс. «Чудеса человеческого тела».


1


п


3

Мини-курс «Все ли считают одинаково. Счётные системы счисления»


1


п


4

Мини-курс «Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь»


1


п


5

Мини-курс «Древнейшие изобретения человека»


1


п


6

Работаем с папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования.


1


п


7

Работаем с папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования.


1


п


8

Подготовка к защите исследовательской работы


1


п


9


Презентация результатов исследовательской работы на занятии «Школы исследователя».


1


п

10


НПК младших школьников «Шаг в будущее».

1

п

Наблюдения, опыты и эксперименты (8ч)


1


т, п


1

Опыт « кто сильнее».


1


т, п


2

Эксперимент с лучом света. Заполнение протокола эксперимента.


1


т, п


3

Эксперимент по смешиванию красок. Заполнение протокола эксперимента


1


т, п


4

Эксперимент с магнитом и металлами. Заполнение протокола эксперимента.


1


т, п


5

Эксперимент «Определение плавучести предметов». Заполнение протокола эксперимента.


1


т, п


6


Эксперимент «Акварельная монотипия». Заполнение протокола эксперимента


1


т, п

7


Опыт «Танцующая фольга»

1

п


8

Резервный урок.


1


п


Итого


34

Учебно-тематический план в 4 классе


№ пп


Наименование модулей и тем


Количество часов


Теоретич.\практич.

Дата


Познавательные процессы (9 ч)


1

Поймай шпиона.


1


п

30.10


2

Сокровища ума.


1


т

11.12.


3

Миллион за правильное слово!


1


п

11.12

4

Один взгляд, и ключ найден!

1

п

18.12


5

Волшебный дизайнер.


1


п

18.12


6

Стой, кто идёт? Отгадай пароль.


1


п

25.12


7

Стой, кто идёт? Отгадай пароль.


1


п

25.12


8

Для любителей приключений.


1


п


9


За работу, словоделы!


1


п


Исследовательские умения (7 ч)


1

Культура мышления.


1


т

11.09


2

Научная теория.


1


т,п

11.09


3

Практическое занятие по проверке собственных гипотез.


1


п

25.09


4

Ассоциации и аналогии.


1


т

25.09


5

Генерирование идей.


1


п

16.10


6

Учимся оценивать идеи.


1


т, п

16.10


7

Суждения, умозаключения, выводы.


1


п

23.10


Самостоятельная исследовательская практика (10 ч)


1

Мини-курс «В споре рождается истина». Тематическая дискуссия «Всегда ли научные открытия полезны для человечества?»


1


п

23.10


2

Мини-курс «Химия на службе у человека».
Дискуссия «Пищевые добавки это безвредно»


1


п

13.11


3

Мини-курс.
«Теорема Пифагора - источник удивительных открытий»


1


п

13.11


4

Мини-курс.
«Такой незнакомый знакомый русский язык»


1


п

20.11


5

Мини-курс «История России в символах».
Тематическая дискуссия «Трудно ли жить человеку в нашем обществе без знания истории?»


1


п

20.11


6

Учимся работать с календарём исследователя. (Презентация промежуточных результатов исследования.)


1


п

27.11


7

Учимся работать с календарём исследователя. (Презентация промежуточных результатов исследования.)


1


п

27.11


8

Подготовка к защите исследовательской работы.


1


п

4.12


9

Презентация результатов исследовательской работы на занятии «Школы исследователя».


1


п

4.12

10

НПК младших школьников «Шаг в будущее».

1

п

30.10


1

Наблюдения, опыты и эксперименты (8ч)


1


т, п


2

Эксперимент «Могучая скорлупа» Заполнение протокола исследователя.


1


т, п


3

Опыт «Сильная газета»


1


п


4

Эксперимент «Почему неспелые яблоки кислые?»


1


т, п


5

Эксперимент «Домашняя газированная вода»


1


т, п


6

Коллективная творческая работа: Закладка эксперимента с куриной костью, выращивание кристалла, «окрашивание растения».


1


т, п


7

Эксперимент «Утопи и съешь»


1


т, п


8

Фиксирование результатов долгосрочных опытов. Выводы.


1


п

Олимпиадные задания (34 часа)

1

Тестовая работа «Проверь себя»

1

п

4.09

2

Знаю ПДД

1

т,п

4.09

3

Центр дистанционной сертификации учащихся «ФГОСТЕСТ»

Дистанционная викторина «Школа безопасности»

1


п

18.09

4

Центр дистанционной сертификации учащихся «ФГОСТЕСТ»

Дистанционная викторина «Школа безопасности»

1


п

18.09

5

Центр дистанционной сертификации учащихся «ФГОСТЕСТ»

Дистанционная олимпиада «Русский язык» в режиме ОНЛАЙН

1


п

2.10

6

Центр дистанционной сертификации учащихся «ФГОСТЕСТ»

Дистанционная олимпиада «Русский язык» в режиме ОНЛАЙН

1


п

2.10

7

Центр дистанционной сертификации учащихся «ФГОСТЕСТ»

Дистанционная олимпиада «Математика» в режиме ОНЛАЙН

1


п

2.10

8

Центр дистанционной сертификации учащихся «ФГОСТЕСТ»

Дистанционная олимпиада «Математика» в режиме ОНЛАЙН

1


п

2.10

9

Всероссийская дистанционная олимпиада «Домик-семигномик»

1

П 26.09-10.10

9.10

10

Всероссийская дистанционная олимпиада «Домик-семигномик»

1

п26.09-10.10

9.10

11

Всероссийская олимпиада «Кенгуру»

1

п

12

Всероссийская олимпиада «Зимние игры»

1

п

13

Всероссийская олимпиада «Зимние игры»

1

п

14

Всероссийская олимпиада «Русский медвежонок»

1

п

15

Всероссийская олимпиада «Русский медвежонок»

1

п

16

Полиатлон

1

п

17

Полиатлон

1

п

18

Всероссийская дистанционная олимпиада «Юный патриот»

1

10.01-3.02 п

15.01

19

Всероссийская дистанционная олимпиада «Юный патриот»

1

10.01-3.02 п

15.01

20

Старт

1

п

21

Старт

1

п

22

Районная метапредметная олимпиада «Золотинка»

классный уровень

1

п

23

Всероссийская дистанционная олимпиада «Пеликан 2015»

1

10.01-25.03 п

5.02

24

Всероссийская дистанционная олимпиада «Пеликан 2015»

1

10.01-25.03 п

5.02

25

Районная метапредметная олимпиада «Золотинка»

классный уровень

1

п

15.01

26

Районная метапредметная олимпиада «Золотинка»

классный уровень

1

п

15.01

27

Районная метапредметная олимпиада «Золотинка»

классный уровень

1

п

22.01

28

Районная метапредметная олимпиада «Золотинка»

классный уровень

1

п

22.01

29

Районная метапредметная олимпиада «Золотинка»

гимназический уровень

1

п

29.01

30

Районная метапредметная олимпиада «Золотинка»

гимназический уровень

1

п

29.01

31

Районная метапредметная олимпиада «Золотинка»

районный уровень

1

п

6.02

32

Всероссийская дистанционная олимпиада «ЧиП»

1

п

33

Всероссийская дистанционная олимпиада «ЧиП»

1

п

34

Ярмарка достижений

1

п

Итого 34 часа



ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

"Упражнения на каждый день: логика для младших школьников". Ярославль "Академия развития", 1998.

А. Зак. Серия книг по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся. М., НПО "Перспектива", 1993:

"Познавать играя";

"Дебют мыслителя";

"Поиск девятого";

"Почтальон-вычислитель";

"Почтальон-читатель".

Л. М. Лихтарников. Занимательные логические задачи. "Лань", "МИК", Санкт-Петербург, 1996.

Я. И. Перельман. Занимательные задачи для маленьких, М., "Омега", 1994.

В. Н. Русанов. Математические олимпиады в начальных классах, "Просвещение", 1990.

В. П. Труднев. Считай, смекай, отгадывай. М., "Просвещение", 1990.

Л. Чилингирова. Играя, учимся математике, М., "Просвещение", 1993.

И. Б. Голуб "Путешествия по стране слов", М., "Просвещение", 1992.

В. Волина "Веселая грамматика", М., "Знание", 1995.

Н. М. Ушаков. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М. "Просвещение", 1978.

Е. Е. Семенова. Занимательная грамматика. "Омега", М., 1995.

О. В. Узорова. Все предметы начальной школы в викторинах. АСТ-Астрель, М., 2002.

Л. Ф. Тихомирова. Развитие логического мышления детей. "Гринго", "Лайнер", 1995.

В. В. Лайно. Развитие памяти и повышение грамотности. М., "Дрофа", 2002.

Ю. Р. Васильев. Занимательное природоведение. М., "Омега", 1997.

Словари.

Ушаков Н.Н. "Внеклассные занятия по русскому языку" (пособие для учителей) - М.: Просвещение, 1978.

Лютова О.А. "Литературные игры и праздники в начальной школе" (методическое пособие) - М.: ТЦ Сфера, 2006.

Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2011.

Классные часы. 4класс. 2 полугодие. Изд. 2 - е, переработанное, /Сост. М. А. Фисенко. - Волгоград: ИТД "Корифей", 2007.

Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов.

Вайндорф-Сысоева М.Е. Технология исполнения и оформление научно-исследовательской работы. Учебно-методическое пособие - М.: ЦГЛ, 2006. - 96 с.. 23.Воровщиков С.Г. и др. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников: Управленческий и методический аспекты. - М.: 5 за знания, 2008. - 288 с.
Галеева Р.А., Курбанов Г.С., Мельченко И.В. Тренируем мышление. Задачи на сообразительность. - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 272 с.: ил. - (Большая перемена).
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум - М, 2001. - 48 с.
Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2008. - 240 с. - (Мастерская учителя).
Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 64 с. (Школьное образование)
Макаренко З.П. Становление индивидуального стиля исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2004. № 4.
Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007. - 240 с. (Мастерская учителя).
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - 2-е изд., испр. и доп. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. - 208 с. - ISBN 978-5-9507-0545-8.
Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. - Екатеринбург: У - Фактория, 2004. - 272 с. (Серия «Психология детства: Практикум»). Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: «Сентябрь», 2003.
Счастная Т.Н. Подготовка к написанию научно-исследовательской работы // Исследовательская работа школьников. - 2003. № 4.
Узорова О.В. Самый полный справочник для младших школьников по написанию сочинений и изложений, а также по подготовке устных выступлений на уроках литературного чтения и русского языка: 1-4 кл. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 58 с.
Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении // Практика административной работы в школе. - 2003. № 6.
Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников // Практика административной работы в школе. - 2003. № 7. 2004. № 1.
Шевердина Н.А. Новые олимпиады для начальной школы. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 219 с. - (Здравствуй, школа!»).
Шеленкова Т.А. Исследовательский подход в обучении // Завуч. - 2005. № 5.

57



© 2010-2022