«Формирования основ межличностного общения детей с интеллектуальной недостаточностью»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









«Формирования основ межличностного общения детей с интеллектуальной недостаточностью».









Автор

учитель начальных классов

И. В. Зинова









Целью коррекционно-воспитательной работы с детьми инвалидами является социальная адаптация, реабилитация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни в условиях окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, жить по возможности в семье и коллективе. Это становится возможным лишь при создании специального реабилитационного пространства, включающего в себя наличие комплексной инфраструктуры учреждения, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания. При социализации детей с умственной отсталостью проблемой является отсутствие навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированность потребности в таком общении, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей, гипертрофированный эгоцентризм, склонность к социальному иждивенчеству. Жизнедеятельность ребенка с умственной отсталостью не предусматривает широкого контакта со сверстниками. Поэтому особое внимание необходимо уделять умению детей общаться. Далеко не всегда отношения с другими детьми складываются легко. Зачастую в группе детей существует множество конфликтов, являющихся результатом «искаженного пути развития межличностных отношений», когда другой ребенок воспринимается исключительно как конкурент, которого надо превзойти. Воспитателю необходимо четко ориентироваться в этих тенденциях, чтобы вовремя их распознать и помочь ребенку преодолеть их. Спецификой межличностных отношений является тот факт, что другой ребенок не является объектом отстраненного наблюдения. Для адекватного поведения нам всегда важно знать, как к нам относится другой, реагирует ли другой ребенок на действия партнера. Нередко дети-инвалиды не обращают внимания на реакцию другого, что приводит к искаженному пути формирования межличностных отношений. Роль детского коллектива в школе-интернате, весьма значительна, ведь именно через коллективную деятельность умственно отсталые дети на практике овладевают нравственными нормами поведения. Приобретенные в коллективе формы сотрудничества переходят в индивидуальные нормы поведения ребенка. Умение управлять своим поведением, сдерживать непосредственные импульсы действия, заменять их другими, вытекающими из непосредственно воздействующей внешней ситуации, умение координировать свои действия с действиями товарищей. Все элементы первичного управления собой, которые заслуживают названия волевых процессов все они первоначально возникают и проявляются в какой-нибудь коллективной форме деятельности. Коллективная деятельность создает условия для нравственного развития детей. В коллективе обеспечивается равноправное положение детей в межличностных отношениях, возможность самоутверждения. Педагог, прежде всего организуют между детьми деловые и личные взаимоотношения. Успех этой работы зависит от того, насколько глубоко он знает особенности и возможности каждого ребенка, и учитывает их в работе. Личные и деловые отношения между умственно отсталыми детьми складываются трудно и медленно. Этим детям присущи неадекватность реакций, неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими. Характерным в поведении умственно отсталых детей является неумение понять интересы партнера по общению, соотнести свои личные интересы с общими. В формировании коллектива одним из важных факторов является правильная организация учебно-трудовой деятельности. Основной формой для развития основ межличностного общения детей с умственной отсталостью должна быть игра. Игра - очень эффективная форма, которую надо использовать для решения задач, связанных с формированием межличностных навыков и умений. В игровой деятельности легче сформировать основы общения и взаимодействия детей, без которых невозможно успешное обучение. Поэтому педагог должен обращать внимание на: 1) степень полноты принятия задания: ребенок принимает задание во всех компонентах; принимает частично; совсем не принимает. 2) степень полноты сохранения задания до конца занятия: ребенок сохраняет задание во всех компонентах; сохраняет лишь отдельные компоненты; 3) уровень развития общения: партнеры по эмоционально-
практическому взаимодействию; потребность в соучастии сверстника;
ситуативно-деловое сотрудничество со сверстником, совместная игровая
деятельность, учет действий и взаимодействий партнера; внеситуативное общение, содержанием которого являются устойчивые избирательные предпочтения между детьми. Игра - основной вид деятельности ребенка. Через игру он познает окружающий мир (узнает свойства ряда материалов, различия во временах года и т. д.) в игре развивается его речь. Игра способствует развитию памяти, внимания, сообразительности, формированию личности ребенка, его общения и социализации в обществе. Обучение ведется в игровой форме, наиболее доступной для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью вне зависимости от возраста. Вся работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все анализаторы, вызывающей у детей необходимость оперировать различными предметами и игрушками, обыгрывать действия с ними. Ребенок с умеренной и тяжелой умственной отсталостью младшего возраста играет очень примитивно, его игра состоит из однообразных движений. Живой интерес, умение заниматься игрушкой у него отсутствуют. Нередко он ее грызет, сосет, мнет, рвет и ломает. Он не умеет играть такими игрушками, как автомашина, кукла, пирамида и т. п., не умеет использовать их по назначению. Первоначально для игры этих детей следует использовать кубики, палочки, шары. Без обучения пользованию игрушками ребенок долгое время может только перекладывать одни и те же игрушки с места на место. Такой ребенок большой индивидуалист. Он может часами играть один и с трудом привыкает к коллективной игре. Даже тогда, когда ребенок уже привыкнет играть вместе с товарищами, периодически ему надо давать играть индивидуально. Правила игры не следует объяснять заранее, это делается в процессе. При организации подвижных игр следует учитывать необходимость смены игр - оживленных спокойными и наоборот. Важно принять во внимание предшествующее игре состояние ребенка. После малоподвижного занятия надо организовать подвижную игру. В ходе самой игры необходимо чередовать моменты движений и отдыха. Чем меньше возраст детей, тем проще должны быть движения в игре. Очень важно подбирать игры, доступные пониманию детей по своему содержанию и простые по исполнению. При организации подвижных игр необходимо учитывать сезонность и температуру дня. Зимой, на холоде, игра должна быть более живой, нежели игра, проводимая летом в жаркое время. Игры, в которых используются разные движения пальцев, занимают совершенно особое место среди детских игр. Проекция кисти руки в двигательной области коры головного мозга занимает более трети общей площади и чрезвычайно близка к моторной речевой зоне. Этим объясняется стимулирующее воздействие тренировки мелкой моторики руки на речевое развитие ребенка. Пальцевые игры оказывают также заметное влияние на общее психофизическое развитие, помогают ребенку сформировать образ «телесного Я», приобрести навыки невербального общения. Исследованиями ученых под руководством профессора М. М. Кольцовой (1998) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей находится также в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Учитывая влияние движений пальцев рук на деятельность головного мозга, т. е. на стимуляцию развития психических функций, особенно речевых, рекомендуется в каждое занятие по развитию речи для умеренно и тяжело умственно отсталых детей вводить пальцевые игры. В процессе практического общения детей в течение дня, в ходе игр возникает их речевое общение. Процесс речевого общения, как правило, начинается с поручений. Также в работе с умеренно и тяжело умственно отсталыми детьми используются дидактические игры и главным образом как игры обучающие. Не менее важна дидактическая игра и как средство воспитания. Она способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на различных занятиях. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Играя, дети учатся следовать правилам, постигать социальные отношения, учатся переносить неудачи, поражения, переживать успех, учатся общению. Игра - это удовольствие для детей и школа общения.






© 2010-2022