- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа летней школы будущего первоклассника Я - первоклассник
Программа летней школы будущего первоклассника Я - первоклассник
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Абакумова Н.В. |
Дата | 29.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КГУ «Первомайская средняя школа»
Программа летней школы будущего
первоклассника
«Я - первоклассник»
Учитель начальных классов
Абакумова Н.В
Лето 2015г.
-
Наименование программы Летняя школа будущего первоклассника «Я -первоклассник»
Основание для разработки программы летней школы
Летняя школа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению.
Основные направления программы
Адаптация к школьному обучению проходит через:
-формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;
-расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;
-обогащение активного словаря ребенка, связной речи;
-логическую и символическую пропедевтику.
-
Сроки реализации программы 24.08.-30.08.2015г.
-
Пользователи основных мероприятий программы
Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс
Ожидаемые результаты
-
обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,
-
развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,
-
формирование его готовности к систематическому обучению
Введение Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.
Пояснительная записка Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Цель данной программы: Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе
Основные задачи программы:
организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе. Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу. Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Я-первоклассник» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.
Порядок организации работы летней школы будущих первоклассников
«Я-первоклассник»:
группа формируется из детей 6-летнего возраста;
продолжительность обучения составляет 6 занятий (август)
наполняемость групп- выпускники класса предшкольной подготовки;
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
«Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: -формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; -логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; -символическая пропедевтика - подготовка к оперированию знаками.
«Основы грамоты».
Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
«Умелые ручки».
Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал(клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника - это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.
Ведущий метод работы с детьми - это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.
Основная форма организации деятельности - это урок. Используются различные виды уроков - урок-путешествие, урок-игра.
Цели занятий
.Развитие слухового и зрительного восприятия
.Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности
.Развитие слуховой и зрительной памяти
.Развитие мышления и речи
.Развитие общей и мелкой моторики
.Совершенствование коммуникативных навыков
.Воспитание доброжелательного отношения к окружающим
.Совершенствование навыков монологической речи
.Совершенствование навыков диалогической речи
.Развитие мимики и пантомимики
.Развитие фантазии и воображения
.Развитие способностей к глубокому образному мышлению
.Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей
.Развитие творческих способностей
.Формирование эмоционально-волевой сферы
.Формирование этических представлений
.Повышение уверенности в себе
.Научить принимать решения
План занятий
1. «Занимательная математика»-6 часов
2. «Основы грамоты»-6часов
3. «Умелые ручки»-6 часов
Тематический план курса «Занимательная математика»
№п\п
тема занятия
цель занятия
Кол-во часов
дата
1
Счёт на слух, счёт по осязанию
Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами;
Выслушать и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
1
24.08.15.
2
Измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной мерки;
Объединять группы предметов, устанавливать взаимосвязь между частью и целым
1
25.08.15.
3
Представления об элементарных геометрических фигурах
Знать названия геом. фигур и уметь их отличать
1
26.08.15.
4
Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под)
Пространственное ориентирование по клеткам
1
27.08.15.
5
Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе
Ориентировка во времени
1
28.08.15.
6
Сравнение количества предметов на наглядной основе.
Соотношение количества предметов между двумя группами. Прямой и обратный счет в пределах. Порядковый и ритмический счет.
1
29.08.15.
всего
6 часов
Тематический план занятий курса «Основы грамоты»
№п\п
тема занятия
цель занятия
Кол-во часов
дата
1
Ау нас сегодня - капустник! Штриховка (овощи)
Знакомство с правилами штриховки
1
24.08.15.
2
Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка
Письмо прямых, коротких линий
1
25.08.15.
3
Считалки.
Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой
1
26.08.15.
4
Игры со звуками
Развитие фонематического слуха и зоркости. Письмо коротких линий с закруглением внизу
1
27.08.15.
5
В мире звуков и букв
Соотношение звуков и знаков.
Письмо коротких линий с закруглением вверху
1
28.08.15.
6
Русский фольклор: народные песни, скороговорки, загадки, пословицы.
Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Продолжение штриховки
1
29.08.15.
всего
6 часов
Тематический план занятий «Умелые ручки»
№п\п
тема занятия
цель занятия
Кол-во часов
дата
1
Аппликация « Павлин»
Умение правильно держать ножницы, обводить свою ладонь, вырезать по контуру, применять творчество в оформлении
1
24.08.15.
2
«радуга над полянкой», «бабочка».
-
Использование красок ,технику складывания листа пополам
1
25.08.15.
3
Рисование «Дерево».
Знакомство с техникой «по-мокрому листу»
1
26.08.15.
4
Оригами «Лебедь».
-
Знакомство с техникой оригами, приёмы складывания квадрата
1
27.08.15.
5
Рисование Медвежонка на поляне
Развитие творческой инициативы
1
28.08.15.
6
Коллективная работа «Панно из наших ладошек»
Умение работать в группе
1
29.08.15.
всего
6 часов
Организация занятий 09.00-09.10- прием детей 09.10-09.20- утренняя линейка «Круг радости» 09.20-09.50- занятия «Занимательная математика» 09.50-10.00- перемена 10.00-10.30- занятия «Основы грамоты» 10.30-10.40- перемена 10.40-11.10- занятие «Умелые ручки» 11.10-11.20-выставка творческих работ 11.20-11.30- итоговая линейка «От сердца к сердцу»
Литература:
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Просвещение, 1983 - 190с.
Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6
Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19
Бурс Р.С. Готовим детей к школе - М: Просвещение, 1997
Васильева - Гангнус Л.П. Азбука вежливости - М.:Педагогика, 1989 - 89с.
Волина В. Праздник числа. Занимательная математика - М.: Просвещение, 1996 - 208с.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 - 33с.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 - 187с.
Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) - М.: Вита-пресс, 2000 - 79с.
Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 - М.: Баласс, 2004
11. Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений - М.: Издательский центр «Академия», 1999 - 464с.
12. Дубровина Н.В., Акимова и др. Рабочая книга школьного психолога - М.: Просвещение, 1991 - 303с.
13. Журнал «1 сентября» за 2011-13 г.г.