Сознательное чтение произведений в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сознательное чтение Сознательность чтения проявляется в умении читателя ясно, глубоко понять содержание текста. Термин "сознательное чтение " в школе употребляется в двух значениях: имеется в виду техника чтения и понимание ребёнком смысла прочитанного. Уже в Азбуке используются упражнения направленные на то, чтобы помочь начинающим чтецам быстрее овладеть пониманием значения слов в процессе чтения. Эта помощь идёт в нескольких направлениях: через объяснение слов их значения путём показа предмета, путём синонимов, путём опоры на корень, путём сопоставления прямого и переносного значения. Далее используются упражнения, совершенствующие зрительное восприятие, которые помогают быстрейшему синтезу восприятия, произношения и понимания. Полная сознательность чтения выражается в понимании главной мысли произведения и в умении определить своё отношение к его содержанию. Сознательное чтение определяется и по выразительности чтения. Выразительность формируется в процессе анализа. В качестве важнейших условий овладения обучающимися основами выразительной речи выдвигаются: умение распределять свое дыхание в процессе речи; овладение артикуляцией каждого звука и четкой дикцией; овладение нормами литературного произношения. Подготовка состоит из трех этапов: анализ содержания произведения; разметка текста; упражнение в чтении. При обучении выразительному чтению главным является не подражание образцу, а понимание текста, позиции автора, собственного отношения, сопереживание. Мною используются упражнения, направленные на совершенство произношения:

  • отработка артикуляции на отдельных звуках
  • упражнение в чтении букв парами: а-я, с-з, с-ш, с-ц, ш-щ, ш-ж.
  • упражнение в чтении нескольких согласных и гласных
  • отчётливое произношение согласных в словах ил поговорках, скороговорках
  • занимательные упражнения: Жучка булку не доела, неохота, надоело.
  • упражнение в литературном произношении слов: а) читай и произноси, как мы говорим; б) правильно произноси согласные в конце слова; в) правильно произноси окончания; г) говори правильно; д) маленькие слова ( союзы, частицы, предлоги) нужно произносить вместе с теми словами к которым они относятся.
Над всеми качествами навыка чтения учитель должен работать одновременно. Работа над совершенствованием сознательного чтения ведётся повседневно, обеспечивая детям интерес, желание учиться, познавать, открывать новое, и, конечно овладеть высокой техникой чтения.



© 2010-2022