- Преподавателю
- Начальные классы
- Сознательное чтение произведений в начальной школе
Сознательное чтение произведений в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сиднева Н.В. |
Дата | 20.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сознательное чтение Сознательность чтения проявляется в умении читателя ясно, глубоко понять содержание текста. Термин "сознательное чтение " в школе употребляется в двух значениях: имеется в виду техника чтения и понимание ребёнком смысла прочитанного. Уже в Азбуке используются упражнения направленные на то, чтобы помочь начинающим чтецам быстрее овладеть пониманием значения слов в процессе чтения. Эта помощь идёт в нескольких направлениях: через объяснение слов их значения путём показа предмета, путём синонимов, путём опоры на корень, путём сопоставления прямого и переносного значения. Далее используются упражнения, совершенствующие зрительное восприятие, которые помогают быстрейшему синтезу восприятия, произношения и понимания. Полная сознательность чтения выражается в понимании главной мысли произведения и в умении определить своё отношение к его содержанию. Сознательное чтение определяется и по выразительности чтения. Выразительность формируется в процессе анализа. В качестве важнейших условий овладения обучающимися основами выразительной речи выдвигаются: умение распределять свое дыхание в процессе речи; овладение артикуляцией каждого звука и четкой дикцией; овладение нормами литературного произношения. Подготовка состоит из трех этапов: анализ содержания произведения; разметка текста; упражнение в чтении. При обучении выразительному чтению главным является не подражание образцу, а понимание текста, позиции автора, собственного отношения, сопереживание. Мною используются упражнения, направленные на совершенство произношения:
- отработка артикуляции на отдельных звуках
- упражнение в чтении букв парами: а-я, с-з, с-ш, с-ц, ш-щ, ш-ж.
- упражнение в чтении нескольких согласных и гласных
- отчётливое произношение согласных в словах ил поговорках, скороговорках
- занимательные упражнения: Жучка булку не доела, неохота, надоело.
- упражнение в литературном произношении слов: а) читай и произноси, как мы говорим; б) правильно произноси согласные в конце слова; в) правильно произноси окончания; г) говори правильно; д) маленькие слова ( союзы, частицы, предлоги) нужно произносить вместе с теми словами к которым они относятся.