- Преподавателю
- Начальные классы
- Формирование универсальных действий на предшкольной ступени в процессе игровой деятельности
Формирование универсальных действий на предшкольной ступени в процессе игровой деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Венидиктова Д.Н. |
Дата | 26.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Формирование универсальных действий на предшкольной ступени в процессе игровой деятельности.
Новые стандарты коснулись не только среднего общего образования, но и дошкольного. Сегодня понятно, что самое главное, для того чтобы ребенок успешно учился в школе, необходимо формировать не только предметные знания, но и надпредметные умения, универсальные учебные действия.
На ступени предшкольного образования предпосылки для формирования универсальных учебных действий у ребёнка закладываются в игровой деятельности. Игра - это ведущий вид деятельности старшего дошкольника. В силу этого ей присущи черты, характерные для всякой деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата. Игра протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная. В процессе игры, как и в других видах деятельности, вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства, и эмоции, потребности и интересы: в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания. В игре ребенок учится прислушиваться к партнеру, ориентироваться на его интересы и особенности, но и учится смотреть на себя глазами «другого», корректируя собственное поведение, подчиняя свое желание общим интересам. На ступени предшкольного образования личностный компонент универсальных действий определяется самоопределением, смыслообразованием и нравственно-этическим оцениванием. Специфической возрастной формой самоопределения в старшем дошкольном возрасте выступает формирование внутренней позиции школьника. Показатели сформированности внутренней позиции школьника - это положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, проявление особого интереса к новому (школьному) содержанию занятий, положительное отношение к школьной дисциплине, предпочтение социального способа оценки своих знаний. Для формирования личностного компонента универсальных действий знакомим дошкольников с основными атрибутами школьной жизни, проводя развивающие игры («Собери портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?» и др.), тем самым поддерживаем интерес ко всему новому, давая новые сведения о знакомых предметах. Регулятивные учебные действия - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль - позволяют учащимся ставить учебные задачи, составлять последовательность действий, предвидеть конечный результат.
Применительно к завершению ступени предшкольного образования можно выделить следующие показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий:
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- умение сохранять заданную цель;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Для формирования регулятивных действий на ступени предшкольного образования необходимы: - игры с правилами и продуктивные виды деятельности придают осмысленность действиям по образцу и правилу и приводят к росту произвольности у детей, формируют интерес к графическим упражнениям;
- введение правил требует организации дополнительной стимуляции поведения детей и создания условий для осмысления своих действий в новом контексте;
- для формирования произвольности нужно сотрудничество и совместная деятельность ребенка со взрослым, который передает ребенку интерес к деятельности и способствует осознанию целей и средств деятельности;
- упражнения для формирования интереса к выполнению графических заданий, подготавливающих руку к письму:
-
для развития мелкой мускулатуры, глазомера (например, рисунки в воздухе, на листах чистой бумаги, составление узоров на «полотенце», «кораблике», «матрёшке», вырезанных из бумаги);
-
для эмоционального настроя (например, при механической работе - списывании, рисовании -поэтические минутки, письмо под музыку);
-
для снятия усталости (физкультминутки, пальчиковая гимнастика, упражнения для развития памяти, мышления, использование сказочных персонажей)
- находить предметы по характерным признакам (например, «Магазин», «Домики»);
- сравнивать предметы, находить в них признаки сходства и различия, воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь (например, «Найди такую же», «Похож - не похож»);
- развивать быстроту мышления, сообразительность (например, «Наоборот»);
- развивать самостоятельность мышления, умение анализировать и выделять признаки предмета, логически рассуждать, формулировать вопросы (например, «Задай умный вопрос»);
- сравнивать предметы по величине, понимать относительность величины предмета, определять величину предметов на глаз, знать элементарные способы измерения.