Формирование универсальных действий на предшкольной ступени в процессе игровой деятельности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование универсальных действий на предшкольной ступени в процессе игровой деятельности.

Новые стандарты коснулись не только среднего общего образования, но и дошкольного. Сегодня понятно, что самое главное, для того чтобы ребенок успешно учился в школе, необходимо формировать не только предметные знания, но и надпредметные умения, универсальные учебные действия.

На ступени предшкольного образования предпосылки для формирования универсальных учебных действий у ребёнка закладываются в игровой деятельности. Игра - это ведущий вид деятельности старшего дошкольника. В силу этого ей присущи черты, характерные для всякой деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата. Игра протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная. В процессе игры, как и в других видах деятельности, вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства, и эмоции, потребности и интересы: в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания. В игре ребенок учится прислушиваться к партнеру, ориентироваться на его интересы и особенности, но и учится смотреть на себя глазами «другого», корректируя собственное поведение, подчиняя свое желание общим интересам. На ступени предшкольного образования личностный компонент универсальных действий определяется самоопределением, смыслообразованием и нравственно-этическим оцениванием. Специфической возрастной формой самоопределения в старшем дошкольном возрасте выступает формирование внутренней позиции школьника. Показатели сформированности внутренней позиции школьника - это положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, проявление особого интереса к новому (школьному) содержанию занятий, положительное отношение к школьной дисциплине, предпочтение социального способа оценки своих знаний. Для формирования личностного компонента универсальных действий знакомим дошкольников с основными атрибутами школьной жизни, проводя развивающие игры («Собери портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?» и др.), тем самым поддерживаем интерес ко всему новому, давая новые сведения о знакомых предметах. Регулятивные учебные действия - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль - позволяют учащимся ставить учебные задачи, составлять последовательность действий, предвидеть конечный результат.

Применительно к завершению ступени предшкольного образования можно выделить следующие показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий:

- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- умение сохранять заданную цель;

- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

- умение контролировать свою деятельность по результату;

- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Для формирования регулятивных действий на ступени предшкольного образования необходимы: - игры с правилами и продуктивные виды деятельности придают осмысленность действиям по образцу и правилу и приводят к росту произвольности у детей, формируют интерес к графическим упражнениям;

- введение правил требует организации дополнительной стимуляции поведения детей и создания условий для осмысления своих действий в новом контексте;

- для формирования произвольности нужно сотрудничество и совместная деятельность ребенка со взрослым, который передает ребенку интерес к деятельности и способствует осознанию целей и средств деятельности;

- упражнения для формирования интереса к выполнению графических заданий, подготавливающих руку к письму:

  • для развития мелкой мускулатуры, глазомера (например, рисунки в воздухе, на листах чистой бумаги, составление узоров на «полотенце», «кораблике», «матрёшке», вырезанных из бумаги);

  • для эмоционального настроя (например, при механической работе - списывании, рисовании -поэтические минутки, письмо под музыку);

  • для снятия усталости (физкультминутки, пальчиковая гимнастика, упражнения для развития памяти, мышления, использование сказочных персонажей)

Познавательные учебные действия - самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, создание алгоритмов действий; сравнение, классификация, вывод. На ступени предшкольного образования должны быть сформированы следующие познавательные логические действия: - умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; - операция установления взаимно-однозначного соответствия; - умение выделять существенные признаки конктерно-чувственных объектов; - умение устанавливать аналогии на предметном материале; - операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале; - переход от эгоцентризма как особой умственной позиции (абсолютизации собственной познавательной перспективы) к децентрации (координации нескольких точек зрения на объект). С этой целью в занятия включаем, специальные упражнения и игры: для развития зрительной памяти - «Найди отличия», «Дрессированная собачка», «Найди ошибку», «Выполни по команде», « Я положил в мешок…», «Купи в магазине…», «Собери движения по кругу…», «Пуговицы» и др.; для развития и корректировки предпосылок логического мышления и способности к обобщениям - «Разложи фигуры» (методика А.Я. Ивановой), «Что не подходит», «Назовите одним словом», «Похож - не похож», «Зоологическое домино», «Зоологическое лото», «Охотник» и др.; для успеш­ного осуществления операции сравнения:
  • находить предметы по характерным признакам (например, «Магазин», «Домики»);
  • сравнивать предметы, находить в них признаки сходства и различия, воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь (например, «Найди такую же», «Похож - не похож»);
  • развивать быстроту мышления, сообразительность (например, «Наоборот»);
  • развивать самостоятельность мышления, умение анализировать и выделять признаки предмета, логически рассуждать, формулировать вопросы (например, «Задай умный вопрос»);
  • сравнивать предметы по величине, понимать относительность величины предмета, определять величину предметов на глаз, знать элементарные способы измерения.
Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, способствует творческому поиску, желанию и умению учиться В процессе обучения детей особое внимание уделяем формированию действий мышления на основе материализованных форм познавательной деятельности, задачей которой является получение новых сведений о том или ином предмете, давая детям установку на получение чего-то нового, неожиданного. Для успешного перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению организуем деятельность ребенка с моделями сначала в плане материализованных, а затем умственных действий. На базе НОУ НЦНО постоянно проходят педагогические мастерские («Возрастные особенности универсальных учебных действий на ступени предшкольного образования», «Построение педагогического процесса на основе особенностей развития познавательной сферы у старших дошкольников, с использованием игровых технологий» и др.) по формированию предпосылок универсальных учебных действий у детей в процессе предшкольной подготовки. Основная проблема заключается в том, что у специалистов по начальной школе недостаточно знаний по организации занятий для детей дошкольного возраста. Для поддержания самоценности возрастных особенностей и развития потенциальных возможностей детей дошкольного возраста на занятиях, необходимо владеть специальными приемами, техниками работы, обеспечивающими успешное развитие параметров дошкольной зрелости. В ходе работы мастерских раскрываются новые подходы к содержанию подготовки детей старшего дошкольного возраста к систематическому обучению в контексте перехода к ФГОС. Участники мастерских вооружаются наиболее рациональными, эффективными приёмами и методами организации работы учащихся дошкольных групп на уровне УУД; получают навыки конструирования занятий по формированию предпосылок универсальных учебных действий в разных видах деятельности.

© 2010-2022