Интеллектуальная игра. Знатоки русского языка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Начальная школа №1»

города Зыряновска





Интеллектуальная игра.

Знатоки

русского языка.









Составила и провела: Мякишева Г.В.










2013-2014 уч. год.

3 класс

Цель: формирование интереса у обучающихся к русскому языку посредством игрового и занимательного материала.

Задачи:

обучающая: создать условия для развития навыков выполнения нестандартных заданий; формирования и обогащения словарного запаса обучающихся;

развивающая: развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес к русскому языку;

воспитывающая: способствовать воспитанию культуры общения, умения работать коллективно.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, чистые листочки, грамоты.

Ход мероприятия.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости, участники и болельщики. Сегодня в этом уютном зале мы собрались, чтобы показать свои знания и умения в области русского языка, проверить себя на внимание, творчество и быстроту. Сегодня будут звучать самые необычные, самые запутанные, самые весёлые вопросы. И пусть на нашем празднике царят смекалка, остроумие и юмор.

Итак, нашу встречу Знатоки русского языка считаю открытой.

Ученик 1:

Раскрывайте шире двери!

Заходите поскорее!

КВН скликает тут

Всех друзей и всех подруг.

Ученик 2:

Мы веселые ребята,

И не любим мы скучать.
С удовольствием сегодня
Будем в КВН играть.

Ученик 3.

Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.

Ученик 4.

И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование:
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

Ученик 5.

И, соревнуясь, с вами
Останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней!

Ведущий: Оценивать конкурсы будет справедливое и уважаемое жюри. Сегодня в составе жюри……. (представление каждого члена жюри).

1 конкурс « Приветствие»

Команда1: "Всезнайки".

Девиз: Мы смекалку очень любим,

Ей готовы жизнь отдать.

На вопросы все мы будем

По порядку отвечать.

Команда 4: «Непоседы»

Девиз: Кто весел, тот смеется,

Кто хочет, тот добьется,

Кто ищет, тот всегда найдет.

конкурс «Разминка»

--Ну-ка, знатоки, помогите, ведущего поддержите. Я начну, а вы кончайте, пословицу продолжайте:

1. Семеро одного… 1. Без труда …

2. Делу время … 2. С миру по нитке …

3. Дарёному коню … 3. Волков бояться …

4. Умелые руки … 4. Ученье - свет …

5. Кончил дело … 5. Кто не работает …

1-й конкурс:

--Ребята, вы ос боитесь? наших ос не надо бояться, их надо найти!

За каждое угаданное слово 1 балл.

ОС_ _ А - на этой «осе» в октябре позолота.

ОС_ _ А - а эта растёт на лугу у болота.

_ ОС _ А - у этой на лапках зелёные иглы.

_ ОС _ _ _ А - а эта боится горчицы и вилки.

_ ОС _ _ _ А _ _ - эта «оса» на луну улетает.

_ ОС _ _ _ _ А - эта на солнце худеет и тает.

_ ОС _ А - с этой спит в колыбели малыш.

_ О _ С _ А _ _ _ - а эта по классу крадётся, как мышь.

Минутка отдыха

(пока жюри подсчитывает очки).

В это время ученики 3 «б» класса показывают инсценировку по стихотворению С. Маршака «Знаки препинания». У учащихся на груди прикреплены плакаты с нарисован­ными знаками препинания.

Чтец. У последней

Точки

На последней

Строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

Прибежал

Чудак -

Восклицательный знак. (Вбегает Восклицательный знак.)

Никогда он не молчит

Оглушительно кричит.

Восклицательный знак. Ура! Долой! Караул! Разбой!

Чтец.

Притащился кривоносый

Вопросительный знак

(Входит Вопросительный знак.)

Задает он всем вопросы:

Вопросительный знак. Кто? Кого? Откуда? Как?

Чтец.

Явились запятые,

Девицы завитые.

(Входят Запятые.)

Живут они в диктовке

На каждой остановке.

Запятые.

Мы особы занятые,
Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ. (Входит Точка с Запятой.) Точка с запятой.

Если нет над вами точки,
Запятая - знак пустой.

Чтец.

Прискакало двоеточие.

Прикатило многоточие... (Появляются Двоеточие и Многоточие.)

Двоеточие.

Нет, постой!

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой.

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой,

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.

Чтец.

Но сказало многоточие, еле глазками ворочая.

Многоточие.

Если вам угодно знать.

Я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать.

Ставят многоточие...

Чтец.

Вопросительный знак

Удивился.

Вопросительный знак. То есть как?

Чтец.

Восклицательный знак

Возмутился.

Восклицательный знак. То есть как?

Чтец.

И сказала точка,

Точка-одиночка.

Точка.

Мной кончается рассказ,

Значит, я важнее вас.

Конкурс «Слова-матрешки»

В нашем языке есть слова, похожие на матрешку. Прочитаешь их и кажется, что перед тобой одно слово, а присмотришься повнимательней, то увидишь, что внутри спрятаны другие слова

Прочитайте слова и найдите в них другие, затаившиеся.

Победа ________________________

Бусы__________________________

Тапочки________________________

Тумбочка_______________________

Удочка_________________________

Рыбак__________________________

Осадки_________________________

Машина________________________

Черёмуха_______________________

Господин_______________________

Дрожь__________________________

Атом___________________________

Трубил__________________________

Конкурс для болельщиков

Ведущий: А пока наши команды трудятся над своим заданием, вы, наши уважаемые болельщики, отгадайте загадки.

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком (книга).

Черные, кривые, от рождения немые,

Станут в ряд - сейчас заговорят. (буквы).

Черный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом проведет,

Там заметку кладет. (карандаш).

Белый зайчик

прыгает по черному полю. (мел и доска).

Новый дом несу в руке,

Двери дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (портфель).

В каком слове, состоящем из 5 букв, встречается пять О? (Опять).

Чем кончается день, и ночь? (мягким знаком).

Конкурс « Путаница».

Прочитайте стихотворение К.Чуковского. Разделить его на предложения,

поставить, где надо, точки.

В реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поёт синичка в коридоре

играют дети на стене

висит картина на окне

узоры инея в печурке

горят дрова в руках девчурки

нарядная там кукла в клетке

ручной щегол поёт салфетки

таи на столе лежат коньки

к зиме готовят там очки

лежат для бабушки тетрадки

всегда содержатся в порядке.

Ученица читает стихотворение "Сильное кино".

Заранее, заранее

Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой идет мой старший брат.

Он мне расскажет все подряд,

Он объяснит мне, что к чему.

А я большая! Я пойму!

И вот он начал свой рассказ:

- Они ползут,
А он им -раз!

А тут как раз она ползла,

А он как даст ему со зла!

Она им -раз!

Они ей - раз!

Но тут как раз ее он спас.

Он был с ней заодно.

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я еще мала

Я ничего не поняла.

Конкурс Найди ошибки конкурс ( капитанов ):

--Ученье - свет, а неученье - тьма. Вот сейчас мы и проверим, насколько светлые головы у наших капитанов.

Ведущий. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.

Карточка

Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки.
У опушки милкали голубым колоколчики, белыи ромашки на высокой ношке.

За каждую исправленную ошибку команде начисляется по 1 баллу.

  • Задание для команд

  • - Найти все слова, спрятанные среди букв в строчках и подчеркнуть их.

  • АМКЕЮМЯЧЛДРПГНШЗТЕАТРОЛСВАУСОБАКАЖШНАВЛРН

  • ХОГМЕБЕЛЬКОТЪАЬГОУКНТРСУШБУКВАЛОБНЕПСОЛНЦЕД

  • СТУЛПАВКГТЬФИЛЬМЗЩРЕКАПРПКАМОЛОДЕЦДРСНЕГДЖЗ

  • ГОЛОВАИТГНЕКНИГАЛДОРПНГШУЦЙЗИМАВЕСНАДЛОШЛЬТ

Собери ромашку.

К вам, ребята, мы спешили, познакомиться решили. Но вчера упали с кочки и распались на кусочки. Помогите, помогите! Из кусочков нас сложить.

У каждой команды в конверте лепестки из бумаги, на которых записаны слова: звонкий, глухой, твердый, мягкий, гласный, согласный, окончание, приставка, корень, суффикс, прилагательное, основа, предлог, глагол, существительное, местоимение

На сердцевине у первой команды: Части речи. Задание: возьмите только те слова, которые подойдут для вашей ромашки.

На сердцевине у другой ромашки: Части слова. Возьмите только те слова, которые подойдут для сердцевины вашей ромашки.

Игра «Скажи поговорку правильно» (для всех участников)

Аппетит проходит вовремя еды. (приходит)

Взявшие мяч от мяча погибнут . (меч)

Вот где собака забыта . (зарыта)

Город не тетка, (голод)

Готовь сени летом, а телегу зимой, (сани)

Ждать у горя погоды, (моря)

Машу маслом не испортишь, (кашу)

Лес рубят - кепки летят, (щепки)

Блин блином вышибают, (клин)

Рысак рысака видит издалека, (рыбак)

Уменье - свет, а неуменье - тьма, (ученье)

Пуганая ворона и куска боится, (куста)

Знает мошка, чье мясо съела, (кошка)

6-й конкурс:

--Следующий конкурс называется «буквенный беспорядок». С помощью перестановки букв

в слове, надо образовать новое слово. По-научному это называется «анаграммы».

Время 2 мин. За каждое образованное слово 1 балл.

АДРЕС ВОЛОС МЫШКА СОСНА КУКЛА

Среда слово камыш насос кулак

8-й конкурс: Конкурс «Отгадай слово».

1. Корень из слова СКАЗКА,

Суффикс, что в слове ИЗВОЗЧИК,

Приставка в слове РАСХОД,

Окончание в слове ДОМ.

( рассказчик)

2.Корень в слове ВЯЗАТЬ,

Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ,

Суффикс в слове СКАЗКА,

Окончание в слове РЫБА.

( завязка)

3. Корень в слове СНЕЖИНКА,

Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,

Суффикс в слове ЛЕСНИК,

Окончание в слове СТОЛ.

( подснежник)

1. Корень из слова СКАЗКА,

Суффикс, что в слове ИЗВОЗЧИК,

Приставка в слове РАСХОД,

Окончание в слове ДОМ.

( рассказчик)

2.Корень в слове ВЯЗАТЬ,

Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ,

Суффикс в слове СКАЗКА,

Окончание в слове РЫБА.

( завязка)

3. Корень в слове СНЕЖИНКА,

Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,

Суффикс в слове ЛЕСНИК,

Окончание в слове СТОЛ.

( подснежник)

--А наш последний конкурс касается самых свежих полученных знаний - знания состава

слова. Отгадайте слово, о котором я буду говорить:

  1. корень этого слова в слове «дарить»

  2. окончание - в слове «ученики»

  3. суффикс - в слове «тетрадка»

  4. а приставку найдёте в слове «полёт»

Через 1 мин. Вы должны назвать слово. ПОДАРКИ.

--Я благодарю обе команды за игру и желаю вам как можно лучше изучать

свой родной русский язык ( с душой, с усердием, с умом ),

чтобы он в жизни помог вам сделать множество интересных

открытий, как помог сегодня победившей команде.

--А получит подарки лидер сегодняшней игры.

1 чтец: Грамматика, грамматика -

Наука очень строгая.

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

2 чтец: Она трудна, но без нее

Плохое было бы житье!

Не составить телеграмму

И открытку не отправить,

Даже собственную маму

С Днем Рожденья не поздравить!

3 чтец: Отправляя поздравленья,

Помни правило склоненья,

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи!

4 чтец: А приставки и частицы -

Вроде хитреньких зверьков!

Им охота порезвиться,

Обмануть учеников!

5 чтец: Люблю тебя, грамматика!

Ты умная и строгая,

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я!

Ведущий: Слово предоставляется жюри для подведения итога нашей встречи. (Награждение).

(Ведущий благодарит детей за участие в соревновании).

Большое спасибо уважаемым членам жюри за работу.

Болельщикам - за их поддержку.

До новых встреч!

Все участники поют песню о КВН (на мелодию песни "Улыбка" композитора В. Шаинского).

Любит КВН наш дружный класс,
и объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри.
Путь к победе труден, что ни говори.
Нам доверено с тобой
провести удачно бой,
чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты наш друг, и в это все мы будем верить.

Лингвистическая шутка «Несуразные вещи»

- Здравствуй!
- Привет!
- Что ты несешь?
- Несу разные вещи.
- Несуразные? Почему они несуразные-то?
- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел...
- Что не сумел?
- Отстань.
- Да ведь ты говоришь: «Не сумел!» Что не сумел-то?
- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
- Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник! Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
- Вот оно что...
- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
- Тамарка?
- Ага.
- И ничего, симпатичная?
- Красивая! Зеленая такая.
- То есть как?
- Зеленого цвета.
- Постой, постой... Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?
- У кого волосы?
- Да у Тамарки-то.
- Что-о?!
- Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».
- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована.
- Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил!
- Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Пока, некогда мне.
- Пока! Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
- А ну тебя...
- Да! Стой, стой!
- Ну, что еще?
- Привет передавай.
- Кому?
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.



© 2010-2022