Статья «Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

«Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических нагрузок»

В. А Сухомлинский

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Большинство врачей и учителей признают его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогов к практической реализации идей здоровье сбережения. Сам термин «здоровье» в словаре Ожегова С.И. рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие. Организм ребенка младшего школьного возраста отличается незавершенностью развития важнейших органов и систем организма. Поэтому, сохранение здоровья детей должно происходить без ущерба для решения учебных, воспитательных и развивающих задач урока.

Ребенка можно назвать здоровым, если он:

  • в физическом плане - умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;

  • в интеллектуальном - проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

  • в нравственном - честен, самокритичен, эмпатичен;

  • в социальном - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Перед педагогом стоит задача не только научить и воспитать детей, но, и что очень важно, сохранить их здоровье. Выполнять данные правила помогают прочно вошедшие в образовательную среду современные ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, по мнению, Сонькина В.Д.- это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям учащегося; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. «Только при таком подходе может быть реализован принцип - здоровье через образование», как отметил академик Колесов Д.В.

Все ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ условно можно разделить на три группы: «технологии сохранения и стимулирования здоровья», «технологии обучения здоровому образу жизни», «коррекционные технологии».

Учебный материал всех предметов начальной школы, по любой программе, предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье.

«Технологии сохранения и стимулирования здоровья»:

  • физкульминутки - динамическая пауза для профилактики переутомления на уроке:

  • пальчиковая гимнастика - тренировка тонких движений пальцев и кисти рук;

  • артикуляционная гимнастика - упражнения для формирования правильного произношения;

  • гимнастика для глаз - упражнения для снятия глазного напряжения;

  • дыхательная гимнастика - упражнения направленные на укрепление дыхательной мускулатуры, улучшения состояния учащегося;

  • релаксация - упражнения на восстановление равновесия между процессами возбуждения и торможения, снижения двигательного беспокойства;

  • гимнастика ортопедическая - система упражнений, направленная на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.

«Технологии обучения здоровому образу жизни»:

  • урок физкультуры - организованная форма обучения 2 раза в неделю;

  • урок ЛФК - система упражнений, направленная на развитие и коррекцию конкретных видов движений и мышц;

  • точечный массаж - проводится в осенне-зимний период для профилактики простудных заболеваний;

  • коммуникативные игры - игры направленные на развитие коммуникативных навыков детей.

«Коррекционные технологии»:

  • технология музыкального воздействия - музыкальное сопровождение, которое способствует коррекции имеющихся проблем в развитии, в процессе двигательной деятельности;

  • сказкотерапия - используют для психологической и терапевтической помощи;

  • технология коррекции поведения - игры с правилами, игры-соревнования, психотехнические освобождающие игры;

  • психогимнастика - упражнения по специальным методикам;

  • речевая гимнастика - упражнения на развитие грамотной речи без движений.

Предлагаю элементы некоторых видов технологий, с помощь которых я прививаю своим ученикам полезные привычки и навыки благотворного воздействия на организм с целью поддержания двигательной и умственной активности, лучшей адаптации в социуме. Все виды технологий, используемые мною, сопровождаются движениями и имеют музыкальное сопровождение.

Зарядка-релаксация:

Напряженье улетело,
И расслаблено все тело.
Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке.
Греет солнышко сейчас,
Руки теплые у нас.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Нам понятно, что такое
Состояние покоя.

Дыхательная гимнастика:

На одном вдохе произнести 5-10 звуков «ф», делая между ними короткие промежутки. Затем произносится скороговорка: «Водовоз вез воду из водопровода» или другие.

Гимнастика ортопедическая:

Для начала по порядку - утром сделаем зарядку! И без всякого сомненья.
Есть хорошее решенье - бег полезен и игра. Занимайся ,детвора!
Чтоб успешно развиваться, нужно спортом заниматься.
От занятий физкультурой будет стройная фигура.
Нам полезно, без сомненья все, что связано с движеньем.
Вот, поэтому, ребятки, будем делать мы зарядку.
Станем прямо, ноги шире, мяч поднимем - три-четыре,
Поднимаясь на носки. все движения легки.
Все движения разучим Станем крепче мы и лучше.
Будем прыгать высоко, как кузнечики - легко.
Обруч, кубики помогут гибкость нам развить немного
Будем чаще наклоняться приседать и нагибаться.

Коммуникативные игры:

Добрые слова не лень
Повторять нам трижды в день.
Кузнецу, ткачу, врачу -
С добрым утром! - я кричу.
Добрый день! - кричу я вслед
Всем, идущим на обед.
Добрый вечер! - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.

Психогимнастика:

Ученики встают парами, лицом поворачиваются друг к другу. Один ученик раскрывает ладони, другой - накрывает их. «Дети посмотрите ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? А теперь по очереди скажите несколько слов друг другу, но нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше…»

Внедрение ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ в образовательный процесс - это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья учащихся.

Принцип «Не навреди!» стал моим принципом деятельности, как педагога.




© 2010-2022