- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья «Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»
Статья «Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Илющенко О.С. |
Дата | 17.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
«Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических нагрузок»
В. А Сухомлинский
В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Большинство врачей и учителей признают его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогов к практической реализации идей здоровье сбережения. Сам термин «здоровье» в словаре Ожегова С.И. рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие. Организм ребенка младшего школьного возраста отличается незавершенностью развития важнейших органов и систем организма. Поэтому, сохранение здоровья детей должно происходить без ущерба для решения учебных, воспитательных и развивающих задач урока.
Ребенка можно назвать здоровым, если он:
-
в физическом плане - умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
-
в интеллектуальном - проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
-
в нравственном - честен, самокритичен, эмпатичен;
-
в социальном - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Перед педагогом стоит задача не только научить и воспитать детей, но, и что очень важно, сохранить их здоровье. Выполнять данные правила помогают прочно вошедшие в образовательную среду современные ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, по мнению, Сонькина В.Д.- это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям учащегося; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. «Только при таком подходе может быть реализован принцип - здоровье через образование», как отметил академик Колесов Д.В.
Все ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ условно можно разделить на три группы: «технологии сохранения и стимулирования здоровья», «технологии обучения здоровому образу жизни», «коррекционные технологии».
Учебный материал всех предметов начальной школы, по любой программе, предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье.
«Технологии сохранения и стимулирования здоровья»:
-
физкульминутки - динамическая пауза для профилактики переутомления на уроке:
-
пальчиковая гимнастика - тренировка тонких движений пальцев и кисти рук;
-
артикуляционная гимнастика - упражнения для формирования правильного произношения;
-
гимнастика для глаз - упражнения для снятия глазного напряжения;
-
дыхательная гимнастика - упражнения направленные на укрепление дыхательной мускулатуры, улучшения состояния учащегося;
-
релаксация - упражнения на восстановление равновесия между процессами возбуждения и торможения, снижения двигательного беспокойства;
-
гимнастика ортопедическая - система упражнений, направленная на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.
«Технологии обучения здоровому образу жизни»:
-
урок физкультуры - организованная форма обучения 2 раза в неделю;
-
урок ЛФК - система упражнений, направленная на развитие и коррекцию конкретных видов движений и мышц;
-
точечный массаж - проводится в осенне-зимний период для профилактики простудных заболеваний;
-
коммуникативные игры - игры направленные на развитие коммуникативных навыков детей.
«Коррекционные технологии»:
-
технология музыкального воздействия - музыкальное сопровождение, которое способствует коррекции имеющихся проблем в развитии, в процессе двигательной деятельности;
-
сказкотерапия - используют для психологической и терапевтической помощи;
-
технология коррекции поведения - игры с правилами, игры-соревнования, психотехнические освобождающие игры;
-
психогимнастика - упражнения по специальным методикам;
-
речевая гимнастика - упражнения на развитие грамотной речи без движений.
Предлагаю элементы некоторых видов технологий, с помощь которых я прививаю своим ученикам полезные привычки и навыки благотворного воздействия на организм с целью поддержания двигательной и умственной активности, лучшей адаптации в социуме. Все виды технологий, используемые мною, сопровождаются движениями и имеют музыкальное сопровождение.
Зарядка-релаксация:
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело.
Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке.
Греет солнышко сейчас,
Руки теплые у нас.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Нам понятно, что такое
Состояние покоя.
Дыхательная гимнастика:
На одном вдохе произнести 5-10 звуков «ф», делая между ними короткие промежутки. Затем произносится скороговорка: «Водовоз вез воду из водопровода» или другие.
Гимнастика ортопедическая:
Для начала по порядку - утром сделаем зарядку! И без всякого сомненья.
Есть хорошее решенье - бег полезен и игра. Занимайся ,детвора!
Чтоб успешно развиваться, нужно спортом заниматься.
От занятий физкультурой будет стройная фигура.
Нам полезно, без сомненья все, что связано с движеньем.
Вот, поэтому, ребятки, будем делать мы зарядку.
Станем прямо, ноги шире, мяч поднимем - три-четыре,
Поднимаясь на носки. все движения легки.
Все движения разучим Станем крепче мы и лучше.
Будем прыгать высоко, как кузнечики - легко.
Обруч, кубики помогут гибкость нам развить немного
Будем чаще наклоняться приседать и нагибаться.
Коммуникативные игры:
Добрые слова не лень
Повторять нам трижды в день.
Кузнецу, ткачу, врачу -
С добрым утром! - я кричу.
Добрый день! - кричу я вслед
Всем, идущим на обед.
Добрый вечер! - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
Психогимнастика:
Ученики встают парами, лицом поворачиваются друг к другу. Один ученик раскрывает ладони, другой - накрывает их. «Дети посмотрите ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? А теперь по очереди скажите несколько слов друг другу, но нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше…»
Внедрение ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ в образовательный процесс - это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья учащихся.
Принцип «Не навреди!» стал моим принципом деятельности, как педагога.