- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Именительный и винительный падеж
Конспект урока по русскому языку на тему Именительный и винительный падеж
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Запольских К.М. |
Дата | 25.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
РУССКИЙ ЯЗЫК
СЛОВО.
ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
ЧТО МЫ УЖЕ ЗНАЕМ
ОБ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ Тема: Именительный и винительный падежи - Развитие умений отличать сходные формы И.п. и В.п., определять падеж существительных (преимущественно И.п. или В.п.) в тексте. - Дальнейшее овладение языком на основе освоения его важных категорий и знакомства с их происхождением, развитие языкового чувства с опорой на знания о других языках. П - повышенный уровень М - максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
1 2 3 1 - Откройте тетрадь. - Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. - Напишите «Классная работа». 1. Проверка домашнего задания. 1. Упр. На стр. 36 № 67, 68. 2. Письмо по памяти. Дорожка домой Мне мила с детских лет. Дорожки знакомой Красивее нет! Задания после записи (можно сократить для экономии времени): 1) Обозначить орфограммы в словах. 2) Записать по два слова с орфограммой-буквой согласного, которая не встретилась в тексте. (Группа, коллектив, ненастный, окрестность, рассмешил, длинный.) 3) Определить, в каких падежах употреблено в тексте слово дорожка. - Как вы это сделали?
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации
II. Формулирование проблемы.
1 3 3 Используется мотивирующий приём. Поворот судьбы удивительный: Изучаем мы падеж именительный, И винительный падеж надо знать, От именительного отличать. (Т. Рик) - Сформулируйте своими словами основную проблему урока. (Как отличить именительный падеж от винительного?) Проблемная ситуация. Упр. 132 - представлены две точки зрения на определение падежа слова рассказ. - Кто из ребят прав? - Согласны ли вы с объяснениями ребят? Предложите, если необходимо, свой вариант. - Почему возникли разногласия в определении падежа существительного рассказ? (Существительное отвечает в разных падежах на один и тот же вопрос что?) - Что общего есть у существительного рассказ с существительными город, остров? (Являются неодушевлёнными, м.р., ед.ч.) - Сформулируйте проблемный вопрос. - Уточните проблемную задачу, которую предстоит решить на уроке. (Как отличить И.п. от В.п., если формы совпадают и отвечают на вопрос что?) - Давайте составим план урока. Дети вместе с учителем составляют план. - Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
III. Открытие новых знаний. 4 5 6 2 3 1. Беседа. - Что вы знаете об именительном падеже? - Почему именительный падеж получил такое название? - Прочитайте об этом текст и ответьте на вопрос. а) Упр. 130 - представлено происхождение названия «именительный» падеж. - Прочитайте текст ознакомительным чтением. (Обратите внимание на выделенные слова. Попробуйте ответить на поставленный вопрос: почему именительный падеж получил такое название?) - Прочитайте ещё раз внимательно. Беседа после чтения. - На какие вопросы вы нашли ответы в тексте? (Где родилось слово «имя»? Как звучит название этого падежа в других языках? Что значит слово именительный? В чём преимущество этого падежа? И т.д.) - Приведите примеры употребления имён существительных в именительном падеже. б) Упр. 131 - развивается умение соотносить именительный падеж и член предложения - подлежащее. Выполняется по «шагам» в задании. - Сделайте вывод, каким членом предложения является существительное в И.п. (Имя существительное в именительном падеже в предложении является подлежащим.) 2. Актуализация и углубление знаний о винительном падеже. Беседа. - Назовите вопросы винительного падежа. - Почему этот падеж мог получить такое название? - Оказывается, объект действия, обозначенный именем существительным в В.п., является причиной, вызывающей само действие (читать книгу). Некоторые учёные находят связь названия падежа со словом «вина». 3. Поиск решения. 1) Упр. 133 - предлагается материал для выведения правила разграничения И.п. и В.п., имеющих сходные формы (с нулевым окончанием). - Прочитайте выделенные слова. - Можно ли сразу у них определить падеж? Почему? (Нулевое окончание, нет предлогов, вопрос что? можно задать и к И.п., и к В.п.) Побуждающий диалог. - Что же нужно сделать ещё, чтобы правильно определить падеж этих существительных? (Определить, каким членом предложения являются.) - Выполняйте. Подводящий диалог. - Подчеркните главные члены предложения.
- Каким членом предложения являются выделенные слова в каждом примере? Сделайте промежуточный вывод: как отличить подлежащее от второстепенного члена предложения? (Подлежащие обозначает того, кто производит действие, это лицо (предмет) - производитель действия, оно тесно связано со сказуемым.) - Кто производитель действия в двух первых примерах, а в примерах под цифрой 2, 3? Подчеркните подлежащее. - Какой падеж у существительного, если оно является подлежащим? (И.п.) - А если это второстепенный член предложения? (В.п.) Докажите. (Задают двойной вопрос к существительным остров, город, рассказ.) - Сделайте вывод: как отличить в предложении И.п. от сходного с ним В.п. (Определить, каким членом предложения является слово; если подлежащим - И.п., если второстепенным членом - В.п.) 2) Проверка предположений с опорой на вывод в рамке учебника. Чтение 1-го абзаца правила (с. 120). 3) Продолжение поиска. Предлагается материал для разграничения падежей с предлогом и без предлога. Упр. 134 - развивается умение отличать формы И.п. и В.п. с опорой на функцию подлежащего и второстепенного члена, а также на предлог. Методическая рекомендация: особое внимание следует уделить второму примеру: в нём представлен дополнительный критерий для разграничения И.п. и В.п. - предлог. - Назовите во 2-м отрывке выделенное слово в В.п., в И.п. Сравните: на море, море. - Есть ли у существительных в именительном падеже предлоги? - Сделайте вывод. 4) Проверка предположений. Чтение 2-го абзаца правила (с. 120). - Что узнали нового? Запишите предлоги винительного падежа. - Передайте содержание каждой части правила с помощью схем, включив в них ключевые слова.
IV. Развитие умений.
- 4 5 6 1 3
- Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
V. Итог урока.
4 4 Задание № 5, тема 5 в рабочей тетради. - Обведите вариант ответа, проведите взаимопроверку. - Объясните свой выбор. Назовите имена существительные в В.п. - В чём различие между ними? - В выборе каких форм можно ошибиться? (Вилы и топор.) Почему? (Они совпадают по форме в И.п. и В.п.) - Что поможет в разграничении таких форм? (Нужно определить, каким членом предложения является слово.)
- Что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чём испытали затруднения? - Кто сегодня получил отметку в дневник? - За что?
VI. Домашнее задание. 1. Упр. 70 стр. 37.