- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа факультативного курса «Тропинки здоровья»
Программа факультативного курса «Тропинки здоровья»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чуйко О.А. |
Дата | 19.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 9» г. Усолье-Сибирское
Авторская педагогическая разработка комбинаторного типа
Учебная программа предмета
«Тропинки здоровья»
(2 - 4 классы)
Автор разработки: Чуйко Оксана Анатольевна, учитель начальных классов, заместитель директора по УВР МБОУ «Гимназия № 9»
2013 год
«Там на неведомых дорожках…»
Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами
(народная мудрость) Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что на фоне возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и сниженной сопротивляемости их организма, обусловленной необходимостью приспособления к изменившимся условиям жизни, ведёт к повышенной заболеваемости. Поэтому все мероприятия, направленные на укрепление здоровья и закаливание учащихся этого возраста, приобретают особое значение. Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Программа «Тропинки здоровья» направлена на формирование у младших школьников полноценного понимания основ здорового образа жизни и выполнения правил здоровьесбережения. Главная направленность предмета - создать условия для того, чтобы ребёнок сам учился отличать здоровый образ жизни от нездорового, что поможет в дальнейшем учащимся и педагогам охранять и беречь как своё собственное здоровье, так и здоровье окружающих людей. Смыслом обучения каждого ребёнка является осознание себя личностью, стремящейся не только к интеллектуальному и духовному развитию, но и к полноценному психосоматическому состоянию. Логика образовательного процесса базируется на идеях здоровьесберегающих образовательных технологиях, ведущая задача которых - сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Содержание уроков обогащается включением понятий из других предметов естественного и гуманитарного циклов, эстетической направленностью на красоту и гармонию в отношениях ученика к самому себе и к окружающему миру, приобщением учащихся к духовной культуре. В разработке предмета «Тропинки здоровья» использованы научные публикации, посвящённые теории и практике педагогического процесса, современным подходам в преподавании, проблемам формирования личности и её самосозиданию.
Пояснительная записка
Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле - здоровый дух», то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребёнке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного развития. Но как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром, с людьми? Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Общепризнанным считается тот факт, что именно образ жизни определяет здоровье человека на 50-55%. Не менее очевидно, что изменить его очень трудно. Но и это можно сделать радостью, а не преодолением. Эту проблему и призван решить предмет «Тропинки здоровья». Актуальность программы обусловлена решением одной из самых главных задач современного образования - формирование здорового образа жизни младших школьников. Наряду с приобретением теоретических знаний, учащимся предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения. Новизна. «Тропинки здоровья» - это новый, разработанный на основе государственной комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов Ляха В.И., программ Ковалько В.И. «Индивидуальная программа здорового образа жизни» и «Школа здоровья», Колесовой Л.С. «Полезные привычки» и учебного пособия Дереклеевой Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» учебный предмет для начальной школы, учитывающий психологические особенности детей этого возраста, их эмоциональность и воображение. Данный предмет призван сформировать у младших школьников устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии своих физических и психических качеств, творческом использовании полученных знаний в организации здорового образа жизни. В процессе освоения обеспечивается формирование целостного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психосоматической природы. Одним из основных компонентов программы является развитие двигательной активности ребёнка. Он реализуется через систему проведения подвижных игр, упражнений, психологических тренингов; через организацию спортивных соревнований, дней здоровья, туристических слётов, семейных выходов на спортивные базы. Методологические положения программы. В основу предмета «Тропинки здоровья» положены идеи ориентации на проектно-созидательную систему обучения. В условиях новых проблем, с которыми столкнулась российская система образования (например, интеграция, гуманитаризация, дифференциация…), обозначилась необходимость перехода от дисциплинарно-ориентированной системы обучения к проектно-созидательной. В новой, проектно-созидательной, системе знания, умения и навыки рассматриваются не как цель обучения, а как средство развития личности обучаемого. На первое место выдвигаются процессы развития полноценного, здорового общества с учётом трёх факторов: исторического, психолого-социального и медико-биологического. В связи с вышесказанным, в предмете «Тропинки здоровья» была поставлена цель:
укрепить здоровье детей, повысить уровень физической подготовки,
- сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, а также здоровые установки ответственного поведения по отношению к своему здоровью и здоровью других людей, научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.
- Формировать представления об индивидуальных психосоматических и психосоциальных особенностях, адаптивных свойствах организма и способах их совершенствования в целях укрепления здоровья, поддержания оптимального функционального состояния.
- Формировать практические умения в организации и проведении самостоятельных форм оздоровительных занятий с различной функциональной и социально ориентированной направленностью.
- Воспитывать индивидуальные психические черты и особенности в общении и коллективном взаимодействии средствами и методами здоровьесберегающих технологий.
- Развивать эмоциональную сферу учащихся.
- Показать значение здорового образа жизни в практической жизни людей, в развитии человеческого общества.
Описание разделов программы
II класс Раздел I. «Если хочешь быть здоров - закаляйся!» Основы здорового образа жизни. Методика закаливания. Правила личной гигиены. Значение навыков личной гигиены. Влияние природной среды на организм человека. Строение скелета человека. Значение скелета. Работа мышц и двигательных конечностей. Значение питания, продукты питания и состав пищи. Роль физических упражнения и спорта для укрепления здоровья. Подвижные и спортивные игры.
III класс Раздел II . «В здоровом теле - здоровый дух» Организм человека как единое целое. Работа организма. Перегрузки организма. Режим дня, его значение. Витамины. Профилактика вредных привычек. Лекарства и лекарственные растения. Значение сна в жизни человека. Природа и организм человека. Эмоции, виды эмоций, их влияние на здоровье человека. Права и свобода выбора. Проектирование здорового образа жизни. Психологические игры, тренинги, упражнения.
IV класс Раздел III. «Я среди людей» Психика человека. Характер и темперамент. Атмосфера в коллективе учащихся. Правила сотрудничества. Проблемы и их решения. Конфликтные ситуации, причины возникновения конфликтов. Агрессия и гнев. Ситуации успешности. Понимание и уважение. Самооценка и самоуважение. Отношения с родителями, друзьями. Ситуативное поведение. Психологические игры, тренинги, упражнения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
к концу изучения программы.
Учащиеся должны знать:
- правила личной гигиены;
- основы здорового образа жизни;
- элементарные правила здоровьесбережения;
- значение солнца, воды, воздуха, питания для жизни человека;
- влияние окружающей среды на организм человека;
- причины заболевания человека;
- влияние вредных привычек на здоровье человека;
- назначение лекарственных трав и препаратов;
- значение занятий физкультурой и спортом для полноценного развития организма;
- правила общения и взаимодействия с окружающими;
- причины возникновения конфликтов и способы их разрешения;
- особенности своего характера и темперамента.
Учащиеся должны уметь:
-
выполнять правила здоровьесбережения;
-
выполнять правила личной гигиены;
-
составлять и соблюдать режим дня,
-
выполнять элементарные упражнения для закаливания организма,
-
выполнять комплексы упражнений, направленных на укрепление физического здоровья организма;
-
правильно употреблять и хранить лекарственные препараты;
-
разрешать конфликты;
-
избегать стрессовые ситуации;
-
сотрудничать с другими людьми;
-
объективно оценивать свои личностные качества и качества окружающих;
-
отличать вредные привычки от полезных;
-
помогать другому в трудной ситуации.
Учебно-тематическое планирование
II класс
(34 часа)
Урок №
Тема
Количество часов
всего
теория
Прак-
тика
Раздел I: «Азбука здоровья».
-что такое здоровье; -виды здоровья (психосоматическое, психико-эмоциональное);
1
1
-как возникают болезни;
-признаки болезни;
-здоровый образ жизни; -правила личной гигиены
1
1
-как организм помогает себе сам;
-какие врачи нас лечат; -доктора природы
1
1
-значение солнца для жизни на Земле;
-«солнечные» витамины; -комплекс упражнений
1
1
1
1
-значение воды для жизни на Земле;
-«полезная» вода;
-как принимать холодный душ;
-игры на воде; -чистота-залог здоровья
1
1
-правила безопасности на воде;
-обучение плаванию; -упражнения на дыхание
4
1
3
«Гигиена доктора Здоровье»:
-глаза - главные помощники человека;
-чтобы уши слышали;
-профилактика глазных и ушных заболеваний;
-почему болят зубы;
-чтобы зубы были здоровыми;
-как сохранить улыбку красивой;
-зачем человеку кожа;
-надёжная защита организма;
-если кожа повреждена
3
1
2
-свежий воздух и вода;
-игры на свежем воздухе;
-загрязнение воздуха как одна из причин уничтожения жизни на Земле; -борьба с загрязнением воздуха;
1
1
-почему в школе есть предмет «Физическая культура»;
-утренняя зарядка;
-зачем нужно заниматься спортом;
-подвижные игры на переменах; -составление комплекса обще развивающих упражнений
1
1
-игровые упражнения;
-подвижные игры; -спортивные игры
1
1
-скелет человека;
-правильное положение тела;
-как сидеть за партой; -установление взаимосвязей между осанкой и органами человека;
1
1
-комплекс упражнений для формирования правильной осанки и роста; -спортивные игры с мячом, скакалкой
1
1
-закаливание-это здоровье;
-гимнастика в ванне (обливание);
-как дышать на морозе;
-ходьба босиком;
-закаливание жаром; -целебный пар;
1
1
1
1
-что такое аппетит;
-что и как мы едим;
-куда девается еда; -вкусно, но полезно ли
1
1
- что такое «диета»;
-зачем нужна диета;
-кто назначает человеку диету;
-что лучше - есть в меру или сидеть на диете; -как составить вкусное меню
1
1
-«перерывы» в деятельности человека;
-как правильно отдыхать;
-смена деятельности - это тоже отдых; -упражнения на релаксацию
1
1
-проведение спортивных командных игр»; -проведение эстафет и соревнований
1
1
-умственные способности человека;
-как развивать интеллект; -игры «разума» (упражнения на формирование мыслительных операций)
1
1
-человек играет и растёт;
-игры на развитие физических качеств;
-игры с друзьями;
-индивидуальные игры; -познавательные игры
1
1
-конкурсы на развитие внимание, ловкости, гибкости;
-эстафеты на скорость; -соревнования капитанов
1
1
-зачем человеку нужен друг;
-дело на двоих;
-дружеские отношения;
-влияние друзей на характер человека;
-хороший ли ты друг;
-учимся выбирать друзей; -психологические тренинги
1
1
-создание проектов здоровья по изученным темам; -групповая работа; -презентация и защита проектов здоровья
2
2
-о чём мы говорим;
-зачем мы говорим;
-виды общения:
дружеское общение;
деловое общение;
общение с незнакомыми людьми;
-правила общения; -добрые и правильные слова
1
1
2
2
1
1
Всего:
34
12
22
Учебно-тематическое планирование
III класс
(34 часа)
Урок №
Тема
Количество часов
всего
теория
Прак-тика
Раздел II: «В здоровом теле - здоровый дух».
- общее представление об организме человека; - взаимосвязь и взаимосогласованность всех органов и систем человека
1
1
-инфекционные болезни;
-физическое состояние организма; -эмоциональные состояния человека
1
1
- составление режима дня с учётом особенностей характера и склонностей учащихся;
- место домашних заданий в режиме дня;
- двигательный режим
1
1
- учимся думать и действовать;
-учимся находить причину и последствия событий;
-учимся выбирать; -упражнения на релаксацию
2
2
- виды отрицательных эмоций;
-причины возникновения негативных эмоций;
- могут ли положительные эмоции перерасти в отрицательные; -психологические игры и упражнения
1
1
-учимся создавать хорошее настроение;
-упражнения на релаксацию;
-игры на формирование позитивных эмоций;
-учимся ладить с другими; -психологические игры и упражнения
1
1
-учимся быть добрыми;
-как превратить плохое в хорошее;
-как избежать зла, зависти и жадности; -психологическая игра
1
1
- какие бывают вредные привычки;
- как и почему человек приобретает вредные привычки; -психологические игры и упражнения
1
1
-что такое зависимость;
-появление зависимости у человека;
-зависимый ли ты человек;
-как избежать зависимости; -психологические игры и упражнения
1
1
-когда и почему нужно говорить НЕТ;
-как сказать НЕТ;
-«белой вороны»; -игра «Что? Зачем? Как?» (обсуждаем вредные привычки»
1
1
-выбор правильного решения;
-формирование волевого поведения;
-как помочь себе самому;
-свобода выбора - его плюсы и минусы;
-психологические игры и упражнения
1
1
-влияние табака на организм человека;
- влияние табачного дыма на некурящих людей;
- борьба с курением
1
1
-пропаганда борьбы с курением;
-изготовление агитационных листовок и плакатов; -построение перспектив на здоровое будущее
1
1
- влияние алкоголя на организм человека;
- процесс деградации людей, принимающих алкоголь; - создание программы по борьбе с алкоголем
1
1
-откуда в семье берётся алкоголь;
-можно ли отмечать праздники без алкогольных напитков;
-употребление алкоголя - ошибка поведения?
-как избежать подобных ошибок; -психологический тренинг
1
1
-что такое наркотик;
-откуда берутся наркотики;
-кто такие наркоманы -табак и алкоголь как наркотические средства;
1
1
-стоит ли замечать проблему наркомании;
-близкий человек -
наркоман; -незнакомый человек в школе - правила поведения
1
1
-изготовление «дерева решений»:
что я выбираю;
как найти решение проблемы;
как помочь близким тебе людям; учимся не оставаться в стороне
1
1
-самолечение;
-нужные и ненужные лекарства;
-лекарственные травы;
-потребность больного организма в лекарственных препаратах;
- правильное употребление лекарственных средств; -хранение лекарств
1
1
1
1
- зачем нужен сон;
-время сна (ночной и дневной сон);
- что влияет на сон человека;
-сновидения; -правила здорового сна
1
1
-правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте;
-как вести себя с огнём;
-как избежать поражения электрическим током; -как уберечься от порезов, ушибов, переломов и др.
3
3
-проведение мероприятий по оказанию первой помощи в несчастных ситуациях;
-прохождение полосы препятствий; -познавательные викторины
1
1
- группы витамин;
-назначение витамин;
- какие витамины необходимы организму;
- авитаминоз; - где найти витамины
1
1
-почему человек смеётся;
виды смеха;
-влияние смеха на эмоциональное состояние человека; -смешно ли, когда щекотно
1
1
- сладкое - в меру;
- диабет; - сахар и зубы;
1
1
- человек как часть природы;
положительное и отрицательное взаимодействие человека с природой;
-природные катаклизмы; - влияние атмосферного давления на организм человека
2
2
- лесной воздух;
-лесные травы; - отдых в лесу
1
1
1
1
1
1
Всего:
34
11
23
Учебно-тематическое планирование
IV класс
(34 часа)
Урок №
Тема
Количество часов
всего
теория
прак-тика
Раздел III: «Я среди людей».
Я - неповторимый человек:
-концепция «Я»;
-мои способности и увлечения; -психологический тренинг
1
1
-я - гражданин России;
-влияние культуры на становление личности человека; -мой вклад в развитие страны
1
1
-темперамент;
-положительные и отрицательные черты характера; -можно ли изменить характер
1
1
-самооценка;
-виды самооценки (положительная и отрицательная, завышенная и заниженная, объективная); -психологические игры и упражнения
1
1
-совместная работа;
-как прийти к компромиссу;
-нужно ли уметь сдерживать свои эмоции; -психологические игры и упражнения
1
1
-причины раздражительности;
-агрессивное поведение;
-все ли желания выполнимы;
-как воспитать в себе сдержанность; -психологические игры и упражнения
1
1
-взаимопонимание;
-толерантность в отношениях;
-принятие чужого мнения; -психологический тренинг
1
1
-почему мы не слушаемся родителей;
-надо ли прислушиваться к советам родителям;
-почему дети и родители не всегда понимают друг друга; -психологический тренинг
2
1
1
-что такое наказание;
-виды наказаний;
-как относиться к наказанию; -психологические игры и упражнения
1
1
1
1
-что такое ложь;
-почему мы говорим неправду;
-поможет ли нам обман; -психологические игры и упражнения
1
1
-общительный ли я человек;
-мои любимые занятия; -способы знакомства (по интересу, по личным симпатиям, деловая необходимость и т.д.)
1
1
-что такое подарок;
-какие бываю подарки; -как относится к подаркам;
1
1
1
1
-уважение;
-самоуважение;
-взаимоуважение; -за что мы уважаем людей
1
1
-ответственное поведение;
-все люди разные;
-правила «хорошего тона»; -психологический тренинг; -подвижная игра
1
1
-стоит ли отказываться от приглашения;
-правила поведения в гостях;
-о чём можно говорить за столом; -что делать, если у тебя плохое настроение
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
-выбор верного решения; -принятие решения, от которого зависит жизнь человека; -игра на местности
1
1
-виды конфликтов;
-причины конфликтов;
-способы избегания конфликтных ситуаций; -психологические игры, упражнения и тренинги
2
1
1
-что такое страх;
-причины возникновения страха;
-чего не стоит бояться;
-как воспитать уверенность и бесстрашие; -психологические игры, упражнения и тренинги
1
1
-неуверенные и самоуверенные люди;
-оценка других людей как главный признак уверенности или неуверенности человека; -как побороть страх
1
1
-чего я достиг во время обучения в школе;
-хорошие поступки - это тоже достижение;
-«подвиг» для друзей; -место для раздумий
1
1
-трудно ли высказать своё мнение;
-умение прислушиваться к мнению других людей;
-зависимый ли я от окружающих человек; -психологические игры
1
1
-моё отношение к школе;
-чем заняться после школы - виды развлечений;
-как организовать свой досуг;
-отдых с пользой;
2
1
1
1
1
1
1
Всего:
34
9
25