• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок литературного чтения для учащихся 1 класса. Тема «Подготовка к чтению по ролям стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»

Урок литературного чтения для учащихся 1 класса. Тема «Подготовка к чтению по ролям стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



План-конспект литературного чтения
для учащихся 1 класса.

Тема
«Подготовка к чтению по ролям стихотворения

Н.А.Некрасова "Крестьянские дети"».

Цели: познакомить со стихотворением Н.А.Некрасова "Крестьянские дети"(отрывок). Познакомить с понятиями слова автора и слова героев. Учить находить их в тексте, учить читать по ролям.

Планируемые результаты.

Предметные: продолжить формирование представления о поэзии как особом взгляде на мир, развивать внимание к авторскому слову, к точности слов в поэтическом тексте; обогащение словарного запаса учащихся, работа над выразительностью речи.

Метапредметные: внимательно слушать своих одноклассников, строить понятные всем высказывания; анализировать свою работу и исправлять свои ошибки.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, оценивать свою учебную деятельность.

Оборудование: учебник В.А. Лазаревой «Литературное чтение» 1 класс, 2 часть, презентация.



Технологическая карта.

Этапы

Деятельность учителя и учащихся

УУД

1.Организационный момент

-Вот опять звенит звонок, начинается урок.

На уроке не хихикай,

стул туда-сюда не двигай, педагога уважай

и соседу не мешай.

Здравствуйте, ребята.

Регулятивные:

-волевая саморегуляция

2.Актуализация знаний

Ребята, а кто помнит, какие произведения вы читали на прошлом уроке? (Берестов Валентин Дмитриевич «Заяц-барабанщик»).

Какое настроение у зайца в этом стихотворении? Какое слово помогает нам это понять (ворчит). Громко или тихо будем читать слова зайца? Почему?

Откройте учебники на странице 32. Найдите в стихотворении слова зайца. Попробуйте прочитать слова зайца , передавая его настроение.

-Ребята, а какое стихотворение И. Токмаковой вы читали на прошлом уроке? (стихотворение «Крокодилы») А почему оно так называется? От чего предостерегает автор? С какого слова начинается стихотворение?

Что же нужно передать при чтении стихотворения? (настоятельную просьбу)

Откройте стихотворение на странице 33.

Попробуйте прочитать, показывая голосом, мимикой или жестами, что вы просите.

-Ребята, а как вы думаете, кто из ваших одноклассников прочитал точнее и ярче, а также передал при чтении характеры героев? (дети отвечают)

Регулятивные:

-сохранять учебную задачу;

-строить высказывания в устной форме.

Коммуникативные:

-использовать речь для регуляции действий.

3.Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения.

-Ребята, скажите мне, а кто любит лето? Чем вы любите заниматься летом? (Ответы детей)

-А сейчас, ребята, рассмотрите картинку?

Какое время на ней изображено? (далёкое прошлое)

Поэт, стихотворение которого будем сегодня читать, жил в 19 веке. А мы в каком веке живём? (21)

На картине художник К.Е. Маковский изобразил жизнь детей в 19 веке.

Где происходят события? Опишите дом, который вы видите. Какой он?

Кто изображён на первом плане?

Посмотрите, ребята, а как одеты дети? Есть ли у них обувь на ногах? Почему?

- Чем занимаются дети на этой картинке? ( играют )

-А как вы думаете, какое настроение у героев? (дети очень радостные, веселые)

-Ребята, а сейчас мы познакомимся со стихотворением, которое написал поэт Николай Алексеевич Некрасов. (портрет) Оно называется "Крестьянские дети". Своё детство будущий поэт Николай Алексеевич Некрасов провёл в селе Грешнево, на берегу Волги. В детстве будущий поэт часто тайком убегал к крестьянским ребятишкам. Они вместе ходили на Волгу, в лес, собирали грибы и ягоды.
О своей встрече с крестьянскими ребятишками он рассказал в стихотворении «Крестьянские дети». О детях поэт пишет с любовью и нежностью

Став известным писателем, Некрасов часто приезжал в свое имение, встречался с друзьями детства и с интересом и радостью наблюдал за детворой.

Личностные:

-проявлять интерес к новому материалу, формировать способность к самооценке.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-использовать речь для регуляции своих действий.

Познавательные:

-поиск и выделение информации

4.Этап первичного восприятия

Отрывок «Крестьянские дети» Н. А. Некрасова читает учитель.

Личностные:

-проявлять интерес к новому материалу. Познавательные:

-поиск и выделение информации

5.Этап выявления специфики восприятия.

Словарная работа.



Подготовка к чтению.

Вам понравилось стихотворение? Что вы запомнили?

О чьих забавах рассказывает автор?

Как называется стихотворение? (Крестьянские дети)

Какие слова в стихотворении отмечены звёздочкой? (слайд) Где нужно прочитать значение этих слов? (В словаре)стр112

-Ребята, кто мне прочитает значение этих слов? (читает)

Дети читают, затем учитель выясняет, что они узнали.

-Ребята, а кто знает что такое гурьба? (шумливая группа людей, группа людей)

-А кто мне скажет что же означает слово полуденным? (в полдень, в 12 часов дня, когда солнце стоит над головой)

-Ребята, (на слайде цепочки слов или в учебниках на странице 34-35) давайте прочитаем хором эти цепочки слов, а затем каждый индивидуально.

Личностные:

-сформировать потребности в самовыражении и самореализации.

Регулятивные:

-выделение и осознание качества и уровня усвоения темы.

Познавательные:

-постановка и решение, формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения.

Коммуникативные:

-формирование навыков различать информацию;

-умение слушать и вступать в диалог;

-умение выражать свои мысли.

6.Физкультминутка

Демонстрация физкультминутки. Раз - подняться, подтянуться Два - согнуться, разогнуться Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - ноги шире. Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

Личностные:

-сформировать потребности в самовыражении и самореализации.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других.

7. Этап перечитывания анализа художественного произведения













-Ребята, прочитайте стихотворение про себя.

Все ли слова вам понятны?

Ребята, до сих пор мы читали стихи, в которых только одна ведущая интонация - либо радостная, хотя и с разными оттенками, либо грустная. Сегодня мы пронаблюдаем, как в тексте интонация может меняться: от унылых чувств - к более радостным и наоборот.

-Ребята , начнем читать.

1часть. Читают первые 6 строк (2-3 ученика читают).

-Скажите мне, а в какое время происходили события, описанные автором? (летом, в августе).

Что делали дети?(собирали грибы).

Как вы думаете, они устали? Какие слова нам это показывают?( ух, жарко!)

А как вы думаете, кто произносит эти слова: автор или дети? (дети).

Покажите, как дети произносят эти слова, Какое у них состояние? (усталое) Почему? (до полдня грибы собирали)

Что увидели дети, когда вышли из леса? Что почувствовали?( радость) Какая она была? С чем сравнивает её автор? Прочитайте.

Что нужно сделать при чтении, когда мы видим тире или двоеточие?(остановиться, помолчать немного, сделать паузу)

- Давайте попробуем прочитать правильно 2,3,4 строчку.

Как вы понимаете выражение спрыгнули гурьбой (все вместе прыгнули в речку) Какое настроение у детей?( игривое, восторженное)

Рассмотрите иллюстрацию. В чем автор рисунка не прав?

С чем сравнивает головки детей автор? Прочитайте. (что белых грибов на полянке лесной)

Тренировка в выразительном чтении.

2 часть. Читают 7,8,9,10строки (2-3 ученика читают).

-Ребята, а как вы понимаете выражение: река огласилась и криком и воем. Представьте себе эту картину. Что же происходило на берегу реки? (игра, ребята игрались веселились) Опишите.

-Что мы можем сказать о настроении у детей, если вся река огласилась смехом, воем? (веселое, радостное, ликующее, бодрое) Какие еще слова это показывают?

-Как вы думаете, кому принадлежат слова: Домой, ребятишки! обедать пора. С каким настроением их произносят? ( призывное, обеспокоенное)

Тренировка в выразительном чтении.

3 часть. Читают с 11 до конца (2-3 ученика читают).

Что вы можете сказать о состоянии детей? (дети переполнены эмоциями, восхищением)

На слайде:

Успокоенное

Радостное

Испуганное

Тревожное

Страх

Спокойное

Уважительное

Удивление, беспокойство

Прочитайте слова. Что они обозначают? (настроение и состояние человека)

Давайте дочитаем стихотворение до конца и определим, какое настроение передал автор в каждой строчке.

У каждого полно лукошко, ( радостно)

А сколько рассказов! Попался косой, (радостно, счастливо)

Поймали ежа, (радостно, счастливо)

заблудились немножко (тревога)

И видели волка... у, страшный какой! (страх)

Ежу предлагают и мух, и козявок, (спокойное)

Корней молочко ему отдал свое - (уважительное)

Не пьет! (обеспокоенное, удивленное)

отступились...(успокоенное)

Таким образом, вы увидели, как много «рисующих» слов в стихах Н. А. Некрасова о крестьянских детях, какое разнообразное настроение он передал - от восторженно-радостного до испуганно-тревожного. Мы видели, как меняется настроение автора, и это не случайно, - горячо любя крестьянских детей, Некрасов испытывает те же чувства, что и они, переживает вместе со своими героями.

На слайде: радостное, задорное, хорошее, печальное, спокойное, оживленное, восхищенное, уставшее)

Прочитайте слова. Назовите только те, которые описывают настроение детей в стихотворении.

Меняется ли это настроение? Распределите слова в порядке появления и докажите словами из текста. (выборочное чтение)

-Ребята, а сейчас мы с вами прочитаем по ролям стихотворение «Крестьянские дети».

Найдите в стихотворении слова автора и слова героев. Подчеркните простым карандашом слова героев. А каким героям принадлежат слова? знаем ли мы, как их зовут? Да, знаем только одного - Корней, имен других автор не назвал. Зато мы знаем, с каким настроением нужно читать слова за разных героев.

Чтение стихотворения по ролям.

По количеству учащихся в классе дети разбиваются на три группы: одна из них - «артисты», вторая - «зрители» и третья - «критики». После выступления «артистов» «зрители» им аплодируют, а «критики» оценивают выступление - удалось ли участникам сценки передать то многогранное настроение, о котором шла речь на предыдущем уроке. Затем группы меняются своими функциями: «зрители» становятся «критиками», «критики» - «артистами», а «артисты» - «зрителями» и т. д.)

-А чье чтение вам понравилось больше? Почему? ( для зрителей) Что при чтении не удалось передать чтецу? (для критиков)

Личностные:

-сформировать потребности в самовыражении и самореализации.

Регулятивные:

-выделение и осознание качества и уровня усвоения темы.

8.Этап обобщения

Давайте вспомним стихотворения, при чтении которых вам было весело или грустно.

На слайде: названия стихотворений. Дети читают название и вспоминают настроение.

-Ребята попробуйте вывести второй секрет художественных книг и вспомнить и повторить первый. Ответ на эту задачу мы можем найти на странице учебника 112 ( Вот мы с вами узнали секреты художественных книг. Авторы могут нарисовать словами все, что их окружает.(Первый секрет)

Авторы могут передавать настроение (Второй секрет)

Личностные:

-самостоятельное определение качества своей работы;
Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других.

9. Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, мне было очень приятно с вами работать, а вам?

- Что интересного и нового узнали сегодня?

- Ребята, если вам понравился сегодняшний урок, поднимите ручки и улыбнитесь мне, а если нет, закройте голову руками, вот так (показываю).

А когда вернетесь домой, расскажите маме все интересное, что вы узнали на уроке.

Спасибо за урок, до свидания!

Личностные:

-самостоятельное определение качества своей работы на уроке;

-принятие целей урока.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-принимать позиции других людей.





1 чтец. Ух, жарко!..

2 чтец. До полдня грибы собирали.

3 чтец. Вот из лесу вышли -

Автор. навстречу как раз

Синеющей лентой, извилистой, длинной,

Река луговая:

4 чтец. спрыгнули гурьбой,

Автор. И русых головок над речкой пустынной

Что белых грибов на полянке лесной!

Река огласилась и смехом, и воем:

5 чтец. Тут драка - не драка, игра - не игра...

Автор. А солнце палит их полуденным зноем.

6 чтец. Домой, ребятишки! обедать пора.

Автор. Вернулись.

1 чтец. У каждого полно лукошко,

Автор. А сколько рассказов!

2 чтец. Попался косой,

3 чтец. Поймали ежа,

4 чтец. заблудились немножко

5 чтец. И видели волка... у, страшный какой!

Автор. Ежу предлагают и мух, и козявок, (автор)

6 чтец. Корней молочко ему отдал свое -

1 чтец. Не пьет!

Автор. отступились...



© 2010-2022