Проект по русскому языку. Мое сочинение В гости к осени с использованием ИКТ

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект: Моё сочинение «В гости к осени»

Данный проект реализуется через внеурочный курс «Развитие связной устной и письменной речи». Он дает возможность детям развивать свою устную и письменную речь, представлять свою работу в классе. Так как их знания и умения, несомненно, заслуживают уважения со стороны одноклассников и взрослых. В ходе работы над проектом учитель продолжает наблюдения за учащимися, это помогает ему понять, какие трудности в обучении испытывают отдельные дети, продумать систему коррекции в обучении, которая позволит успешно разрешить эти проблемы в дальнейшем. Тема проекта затрагивает учебные предметы «Русский язык», «Окружающий мир», «Информатика». Первоначальные навыки ИКТ- квалификации формировались у детей в 1 классе в рамках внеурочного курса «Информатика». При планировании данного проекта необходимо сделать так, чтобы уроки окружающего мира предваряли или сопровождали соответствующие часы работы над проектом. Цель проекта: развитие коммуникативной компетентности младших школьников с использованием средств ИКТ; повышение самооценки и учебной мотивации ребенка. Продолжительность: 3-4 ч. Предметные области: обществознание и естествознание (окружающий мир), филология, математика и информатика. Чему ребенок может научиться, работая над этим проектом: Метапредметные результаты: - освоение навыков неписьменного повествования, подготовка к выступлению перед аудиторией и выступление перед аудиторией; - формирование представлений о способах работы над собственной речью; - формирование представлений о фиксации объектов и явлений окружающего мира. Предметные результаты: - формирование умения создавать видеоцепочки как сообщения в сочетании с собственной речью, возможность развития устной речи на актуальном материале; - формирование навыков самоконтроля за построением своего письменного и устного высказывания; - освоение практических способов сортировки и структурирования информационных объектов, обеспечивающих формирование адекватных представлений об окружающем мире. ИКТ-компетентность: - знакомство с возможностями персонального компьютера; - приобретение навыка работы с инструментами, позволяющими создавать и редактировать визуальный ряд; - определение роли и места иллюстративного ряда; - понятие об отборе и способах представления информации; - понятие о сообщении, его назначении, возможных формах и способах создания; - освоение простейших средств записи и прослушивания речи; - получение оптимального по содержанию и техническому качеству результата звукозаписи. Мотивация и ценность для ребенка: - возможность говорить и читать свое сочинение в удобном темпе, не опасаясь низкой оценки со стороны учителя и окружающих; - возможность сохранять визуальные и звуковые образы, использовать их для описаний изучаемых объектов окружающего мира и их свойств. Что узнает учитель при проведении этого проекта: - насколько хорошо дети владеют определенными умениями и навыками, полученными ранее (ориентация в компьютере, ввод небольшой текстовой информации); - как быстро учащиеся овладевают различными алгоритмами образовательной деятельности (редактирование визуального ряда, запись, прослушивание и исправление звукозаписи и т.п.). Инструменты: компьютер, редактор презентаций, видеокамера, диктофон. Основная деятельность: - создание сочинения (презентации, цепочки видеоотрывков); - составление рассказа на заданную тему, чтение вслух, выразительное чтение; - освоение простейших средств записи и прослушивания речи. Аттестация: по итогам прослушивания (или просмотра) звукозаписи, сделанной учащимся. План работы над проектом: 1) Преобразование готовой презентации «В гости к осени». 2) Создание сочинения. 3) Индивидуальная запись и прослушивание устной речи 4) Завершение работы над проектом. Описание проекта. 1. Преобразование готовой презентации «В гости к осени». Модели деятельности при создании видеоцепочек. Сначала учитель является не только основным носителем знаний, но и исполнителем полной технологической цепочки. Постепенно учащиеся осваивают основные операции, алгоритмы деятельности и уже самостоятельно: - просматривают, отбирают из числа имеющихся изображений материал, подходящий для иллюстрирования собственного сочинения или компьютерной презентации по выбранной теме. - последовательно располагают изображения в соответствии с логикой изложения содержания; - демонстрируют всем участникам образовательного процесса визуальный ряд сочинения (презентации). Для работы в проекте учитель заблаговременно готовит презентацию, содержащую ряд слайдов, опираясь на которые дети будут составлять свое сочинение (Приложение). Дети получают задание восстановить порядок в «перепутавшихся» слайдах в соответствии с готовым планом. (Работа в программе Microsoft Power Point - Вид - Сортировщик слайдов.) Сначала они находят в имеющихся слайдах название проекта, его цель, план работы. Далее в соответствии с планом последовательно располагают изображения в соответствии с логикой изложения содержания. После чего представляют ее одноклассникам, совместно выявляют ошибки. 2. Создание сочинения. Конструирование письменных сообщений на черновиках, в том числе с добавлением текста на слайды (детьми с высоким потенциалом и темпом работы). Для детей, затрудняющихся в построении тезисов (предложений) к слайдам, допускается обращение к материалу учебника по окружающему миру. 3. Индивидуальная запись и прослушивание устной речи. На данном этапе работы дети учатся записывать и воспроизводить собственное сочинение. Для записи могут быть использованы диктофоны в сотовых телефонах или видеокамера. В первый раз учащемуся понадобится помощь взрослого (возможно, что демонстрации со стороны учителя будет недостаточно; лучше, если первую работу учитель выполнит вместе с ребенком). Учащиеся заканчивают работы в разное время, поэтому записывать видеосообщения можно поочередно. Учитель также может помочь ребенку оформить свои мысли в устное высказывание и сделать сообщение перед камерой. Ценность данного этапа заключается в том, что ребенок получает возможность говорить и читать свое сочинение в удобном темпе, не опасаясь низкой оценки со стороны учителя и окружающих. Учащиеся могут записывать составленный текст, а затем прослушивать его сами или вместе с одноклассниками, анализировать допущенные ошибки и снова записывать исправленный текст. Работа продолжается до достижения результата, удовлетворяющего учащегося в процессе самоооценки, и предъявляется учителю, который дает ей свою оценку и рекомендации. Критерии самооценки: «5» 1. Развернутые предложения к каждому слайду. 2. Предложения связаны между собой по смыслу. 3. Нет речевых ошибок. «4» 1. Развернутые и простые предложения не к каждому слайду. 2. Предложения связаны между собой по смыслу. 3. Имеются единичные фактические и речевые недочеты.
Другие отметки детям не выставляются, работы могут дорабатываться. Возможные трудности. Трудности могут возникнуть: - у детей, которые слабо усвоили материал по темам, изучаемым на уроках окружающего мира, и затрудняются расположить изображения в соответствии с логикой изложения содержания. - у детей с низким уровнем развития речи, не умеющим формулировать свои мысли. Таким детям допустимо уменьшить количество слайдов или воспользоваться дополнительными источниками информации (учебник). Этого материала им будет достаточно, чтобы составить короткое сочинение. - в овладении различными алгоритмами образовательной деятельности (преобразование информации, запись, прослушивание и исправление звукозаписи).
Завершение работы над проектом. В заключение организуется презентация готовых работ. В ходе презентации результаты деятельности фиксируются цифровой камерой. Готовому проекту нужна аудитория для просмотра и обсуждения. Такой аудиторией могут стать сами учащиеся и их родители.
© 2010-2022