- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по краеведению Воронежской области, 2-й год обучения ФГОС
Рабочая программа по краеведению Воронежской области, 2-й год обучения ФГОС
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ширинкина С.Н. |
Дата | 10.01.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа. Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни. Задачи: - создать условия для освоения знаний об основных понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности. - научить применять знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. - развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, формирование толерантности; - формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции; - адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы; - формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Ступень
обучения
Образовательные задачи
Межпредметные связи
Желаемые
результаты Начальная школа Дать учащимся представление о ценности (значимости) объектов жизненного пространства ребенка для них и для других жителей Со всеми учебными дисциплинами и, прежде всего, с природоведением, окружающим миром, ОБЖ, искусством Осознание учащимися своей взаимосвязи с окружающим микромиром, его значимости для ребенка и других жителей: «Я и мой родной край» Особенности программы. Курс «Краеведение» 2 год обучения для 3 класса рассчитан на 35 часов из часов школьного компонента, согласно региональному базовому учебному плану образовательных учреждений Воронежской области. Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьные музеи, краеведческий музеи области, района, города, городские библиотеки, другие культурные учреждения и памятники природы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в урочной и вне урочной деятельности. Учебная работа дополняется широкой внеклассной деятельностью, экскурсиями: сбор интересной информации для подготовки докладов, уроков, конференций Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана. Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения курса краеведения Воронежской области ученик должен знать: - историю исследований в Воронежской области и роль выдающихся ученых, исследователей-краеведов Воронежской области; - особенности водных, земельных, почвенных, биологических ресурсов Воронежской области. Уметь: - выбирать необходимый источник краеведческой информации и использовать их в соответствии с условиями конкретной учебной и жизненной ситуации; - уметь анализировать природные закономерности и явления. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Основное направление - формирование понятия о малой родине, воспитание любви к самому дорогому месту человека - родному дому, ознакомление на основе народных традиций с историей и культурой быта, взаимоотношениями взрослых и детей в семье, представление первоначальных сведений об истории города Воронежа и людях, его прославивших.
Познавательное и воспитательное значение краеведения Краеведение - это один из путей патриотического и нравственно-эстетического воспитания школьников. Оно помогает увидеть и оценить просторы и красоту родного края, ощутить эмоциональное и нравственное воздействие природы. Знакомство с окружающим ландшафтом, изучение действия законов, причинно-следственных связей природы формируют у детей интерес и склонность к исследовательской работе, которые в дальнейшем могут сыграть существенную роль в их профессиональном становлении. Природа края рассматривается как часть природы более крупных территорий - района, области, природной зоны, страны. Поэтому в процессе ее изучения важно определить черты, общие с природой более крупных регионов. В то же время выявляются местная специфика природных компонентов и их территориальных сочетаний, типичные явления, характеризующие природу родного края, а также ее уникальные объекты и связанные с ними процессы. Краеведение рассматривает вопросы современной социально-экономической жизни края. Объектами изучения в экономическом краеведении могут быть: население края, состояние экономики края в целом и отдельных его отраслей, населенные пункты (поселения), в которых живет население и сосредоточена хозяйственная и культурная жизнь края, отдельные предприятия и учреждения. Изучаются ресурсы края, их соотношение с имеющимися потребностями населения и, несомненно, устанавливается роль края в развитии экономики всей страны. Приобщение детей к работе по изучению полезных ископаемых местности приводит к открытию юными геологами новых месторождений, новых минералов. Коллекционирование местных минералов и ископаемой флоры и фауны является начальным этапом научных исследований. Все стороны социально-экономической жизни людей тесно взаимосвязаны. Важен исторический подход в изучении населения и экономики края при рассмотрении их в связи с прошлым и с учетом перспектив дальнейшего развития. Краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.). Школьники в процессе урочной или внеурочной деятельности приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях (например, в историко-краеведческом кружке) до поиска новых знаний (поисково-исследовательская деятельность в подростковых военно-патриотических клубах, в походах по родному краю, экспедициях и пр.). Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции. Краеведение нацелено на формирование у школьников представлений о художественной культуре Воронежского края как части национальной духовной культуры, на приобщение их к общечеловеческим и национальным ценностям через знакомство с художественной культурой Воронежского края. Краеведение прививает бережное, уважительное отношение к памятникам искусства, приобщает к активному освоению художественно-культурного наследия, формирует сознание ответственности перед прошлым и будущим. Школьное краеведение предполагает изучение архитектуры, литературы, живописи, графики и скульптуры, декоративного и прикладного искусство, а также знакомит детей с личностью художника - писателя, живописца, актера, режиссера, музыканта, архитектора. Использование культурно-исторического потенциала Воронежской области особенно велико для воспитания духовной личности и развития ее творческих способностей. Различные формы краеведческого образования (научно-исследовательская, экскурсионно-массовая, познавательная и игровая деятельность) способствуют углублению знаний учащихся по учебным школьным программам.
Воспитательное значение уроков краеведения определяется двумя обстоятельствами.
Первое. Уроки краеведения позволяют уйти от фрагментарности, спонтанности в изучении краеведческого материала и, напротив, будут способствовать последовательному, содержательному и системному познанию обучающимися родного края. Приобретаемые знания, формирующие отношение к происходящему, посильное участие школьников в преобразовании родного края являются важными условиями воспитания неравнодушных к окружающей жизни людей, формирования их гражданской позиции.
Второе. Как объединяющее начало всех наук краеведение интегрирует в себе и познание, и труд, и творчество школьников. В этом смысле оно удачно реализует свою главную функцию - системообразования.
Уроки краеведения обеспечат взаимосвязь урочной, внеклассной и внешкольной работы и благодаря этому реально могут стать «ядром» воспитательной системы общеобразовательного учреждения. Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины - города или села, в котором живешь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде родных мест, улиц, тропинок и, конечно, людей, оставшихся в памяти с детства. Все это включает в себя наука о краеведении, которую академик Д.С. Лихачев назвал объединяющим началом всех наук.
Результаты обучения и усвоения содержания курса «Краеведение» Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважения к культуре своего народа и других народов, толерантность.
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
- овладение целостными представлениями об историческом пути Воронежа и области как необходимой основы для миропонимания и познания истории собственной страны;
- способность применять понятийный аппарат краеведческого знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе истории страны;
- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историко-культурную карту Воронежской области и ориентироваться в ней;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и жителей в истории области;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей области и страны в целом.
12891092501
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ Л И Т Е Р А Т У Р А
-
Алексеев С. Сто рассказов из русской истории. - Кишинев, 1985.
-
Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Наша Родина в прошлом. - Смоленск, 1998.
-
География Воронежской области / Под. ред. В. Подкозина. - Воронеж, 1994. - 110 с.
-
Елецких В.Л. Воронежское путешествие / В.Л. Елецких. - Воронеж: Творческое объединение»Альбом», 2011. - 48 с.
Загоровский В. История Воронежского края от А до Я / В. Загоровский. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1982. - 311 с.
Загоровский В. История Воронежской области: Учеб. пособ. для средн. шк. / В. Загоровский. - Изд. 3-е, доп. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1976. - 160 с. Край Воронежский: Опора России / Сост. Н. Пегарьков. - Воронеж: Черноземье, 1997. - 598 с. -
Новикова Р.Н. Экскурсионные маршруты по городу Воронежу и воронежской области / Р.Н. Новикова, Л.А. Личагина. - Воронеж: Центрально - Черноземное книжное издательство. - 1982. - 55 с. Панова В. История Воронежского края: Учебно-метод. пособ. / В. Панова. - 4-е изд., доп. - Воронеж: Родная речь, 2001. - 286 с.
-
Прохоров В. Вся Воронежская земля: Краткий историко - топонимический словарь / В. Прохоров. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1973. - 266 с.
Расторгуев В.И. Геральдика Воронежской земли. XVIII век. / В.И. Расторгуев. - Воронеж: ВГУ, 2006. - 102 с.
Чубурин П.Ф. Земля воронежская: рассказы об истории и природе Воронежской области для учащихся 4-х классов / П.Ф. Чубурин. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1984. - 80 с. -
Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия. - Воронеж, 1992.
-
Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. - Воронеж, 1982.
-
Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области. - Воронеж, 1979.
-
Кретова O.K. Русский город Воронеж. - Воронеж, 1986.
-
Музей и дети: Методические разработки цикла занятий для младших школьников. - М., 1994.
-
Очерки истории Воронежского края. - Т. 1. - Воронеж, 1961.
-
Пульвер Е. Воронежская мозаика. - Воронеж, 1983.
-
Скривел В.И. Нестандартные формы знакомства с краеведческим материалом // Начальная школа. - 2004. - №5. - С. 22-25.
-
Шмойлов А.И. Весь мир в игрушке. - Воронеж, 2003.
-
Энциклопедия обрядов и обычаев. - СПб, 1997.
-
Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. - М., 1998.
Для учеников: Л.А. Обухова, Н.С.Махина, Г.В. Онегина. Краеведение. Второй год обучения: рабочая тетрадь-Воронеж: ВОИПКиРО, 2013 - 60 с.
Ресурсы-Интернет
- Детям о Воронежском крае okrae.odbvrn.ru/
- ЭОР zanimatika.narod.ru/RF36.htm
- Географический портал Воронежской области mygeog.ru/rubrica/kraeved/
- Музеи museum.ru›M651Воронеж
- Музей Крамского kramskoi.vzh.ru
- Дивногорье divnogor.ru
- Костёнки kostenki-museum.ru
-
Музеи museumobr.my1.ru
-
Город Воронеж gorod-voronezh2010.narod.ru›feod_otnosh.html
Календарно-тематическое планирование по краеведению.
Дата
№ урока
Тема
Планируемые результаты
Примечание
С. рабочей тетради
История и культура (9 часов)
1.
Что такое культура?
С.5-6
2.
Что такое культура?
Практическая работа
«Роспись воронежской матрёшки»
С.7
3.
Источники изучения жизни народа.
Эскиз костюма жителя Воронежской области
С.8-9
4.
Что такое время?
С.10-11
5.
Что такое вещь?
Рисунок по представлению людей по их вещи.
С.12-13
6.
Семейная реликвия
С.14
7.
Семейная реликвия
Сочинение «Наша семейная реликвия»
С.15
8.
Путешествие в страну книг
С.16-17
9
Путешествие в страну книг
Читательская конференция по прочитанным книгам наших земляков
С.18
История создания вещей (6 часов)
10
Посуда на Руси
Практическая работа «Роспись посуды»
С.19-20
11
В старинном доме
С.21-22
12
В старинном доме
Практическая работа «Роспись прялки»
С. 23
13
Обычаи русской старины
Рассказ о русских обычаях нашего посёлка
С.24-25
14
Для войны и мирной жизни
С.26-27
15
От колеса до ракеты
Эскиз «Автомобиль будущего»
С.
Музей - машина времени (5 часов)
16
Что такое музей?
С.30-31
17
Виртуальная экскурсия в областной краеведческий музей
museum.ru›M651Воронеж
С.32
18.
Виртуальная экскурсия в областной музей изобразительных искусств
kramskoi.vzh.ru
С.33
19.
Экскурсия в Грибановский краеведческий музей.
Фотоотчёт
20.
«Дом весёлого чародея»
Представление о доме-музее А.Л.Дурова
С.34-35
О прошлом говорят…(5 часов)
21.
Костёнки. Путешествие в каменный век.
С.36-35
22
Костёнки. Путешествие в каменный век.
Виртуальное путешествие
kostenki-museum.ru
23.
Дивногорье. Рассказ о седой старине.
Рисунок фрагмента жизни древнего человека.
С.38-39
24
Дивногорье. Рассказ о седой старине
Виртуальное путешествие
divnogor.ru
25
Веневитиново. В гостях у поэта
Я - поэт. Сочинение собственных четверостиший на заданную тему.
С.40
Памятники старины (6 часов)
26
Каменные ветераны Воронежа
Виртуальная экскурсия по улицам города
gorod-voronezh2010.narod.ru›feod_otnosh.html Эскиз украшения для фронтона старинного здания
С.41-42
27
Каменные ветераны Воронежа
Эскиз интерьера старинной гостиной, фото старинного здания посёлка
С.43-45
28
Церковные архитектурные памятники
Эскиз православного храма
С.46- 47
29
Храмы родного края
Сочинение о Грибановском Богоявленском храме
С.48-49
30
Посещение Грибановского Богоявленского храма
Фотоотчёт
31
Памятники на воронежской земле
Мини-текст о любом из памятников
С.50-51
Моя малая родина (3 часа)
32
История родного посёлка
Эскиз нашего посёлка в будущем
С.52-53
33
История родного посёлка
Фототчёт «По улицам посёлка»
С.54-55
34
Посещение Серафимо-Саровского мужского монастыря
Фототчёт
Люби и знай свой край (1 час)
35
Проверь себя
Итоговая работа
С.56-60
5