Проектная деятельность в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность учащихся начальных классов


Проект - план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект - это одна из форм исследовательской работы
Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект - это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

Что такое проект для учителя? Проект - это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.

Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует развитию общеучебных навыков.

Первое - это социальные навыки. Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.

Следующие навыки - коммуникативные: учиться не только говорить, но и важно научиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.

Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности - это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.

Навыки, тесно связанные с мыслительными - это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.

Классификация проектов может основываться по профилю знаний:


  1. монопроекты - в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные темы или разделы программы; укладываются в классно-урочную систему;

  2. межпредметные - по двум или более предметам; чаще выполняются во внеурочное время;

  3. надпредметные - выходят за рамки предметов.

Если проекты основываются на уровне контактов, то они могут быть:


  1. внутриклассные - проекты, проводимые в одном классе;

  2. внутришкольные - проекты, организуемые внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные;

  3. региональные - проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;

  4. международные - в них реализуется диалог культур.

Классификация проектов может основываться по числу участников:


  1. индивидуальные (личностные);

  2. парные;

  3. групповые.

По продолжительности проекты могут быть:


  1. краткосрочные (1 урок, максимум 3 - 6 уроков);

  2. среднесрочные (1 - 2 месяца);

  3. долговременные (до года).

Типы проектов деятельности учащихся:

исследовательские;

  1. творческие;

  2. игровые;

  3. информационные;

  4. социально-значимые.

Основные проекты деятельности учащихся

Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Примеры таких проектов: Выращивание луковичных растений, Какие птицы живут в нашем крае. Мы с ребятами выполняли проект «Лекарственные растения»

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры - она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника. Такие проекты каждый из нас выполняет по должностным обязанностям классного руководителя.
Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение.
Особенно большое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Примером социально-значимого проекта может стать проект "Дом, в котором я живу", "Чистый город"и другие.

Итак, что такое проект, виды проектов мы уже представляем. А теперь остановимся на этапах работы над проектом:

  1. мотивационный

  2. планирующе-подготовительный

  3. информационно-операционный

  4. рефлексивно-оценочный

1 этап - мотивационный.

Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.
2 этап - планирующе-подготовительный.

Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы. Главная цель - дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. Дети начинают искать материал в библиотеках, музеях, городском архиве и, конечно, в Интернете; .

3 этап. Информационно- операционный

Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.

4 этап. Рефлексивно-оценочный.

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения и пополнение знаний.




© 2010-2022