Урок Ильины три поездочки

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературного чтения.

Предмет: Литературное чтение

Программа: Школа России

Класс: 4 Б

Учитель: Плотникова Е.С.

Тип урока: Изучение нового материала.

Тема: Былина «Ильины три поездочки» Цель: Сформировать понятие былины и понимание её особенностей как жанра фольклора.

Планируемый результат

Предметные.

Умение: правильно, выразительно; осознанно читать былины; применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»; выделять признаки былины, сравнивать её со сказкой.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: проявление творческого отношения к процессу обучения; осознание школьниками меру ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.

- Регулятивные УУД:

Умение: работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке; Ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того что ещё неизвестно; составлять совместно с учителем план действий; контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.

- Коммуникативные УУД:

Умение: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими , договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и её результат, слушать мнения других. - Познавательные УУД: Умение: перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; находить сходство и различие между былиной и сказкой; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение» 1 часть, 4 класс . Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова

Компьютер, медиапроектор. Опорный лист.

Организация пространства: Фронтальная работа, работа в паре.

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

- Посмотрите на доску, вы видите рисунок «Камень на распутье». (Слайд 1.)

- В каких произведениях вы встречали указатели для главного героя? (В былинах).

-А что такое былина?

- На партах у вас лежат свитки, прочитайте медленно.

Как во славном было городе во Киеве,

Как у ласкового князя у Владимира,

Ещё были - жили тут бояре кособрюхие,

Насказали на Илью они на Муромца,

Ай , какими он словами похваляется:

«Я ведь князя - то Владимира повыживу,

Сам я сяду во Киеве на его место,

Сам я буду в Киеве да князем княжити !»

- Прочитайте выразительно. Что вы только что прочитали?

(Зачин).

II. Формулирование темы урока, постановка цели(3 мин)

-Как вы думаете, чем сегодня будем заниматься на уроке?

-Какую цель поставим?

(Познакомиться с былиной "Ильины три поездочки". Научиться анализировать, сравнивать былины и сказки, искать сходства и различия.)

- Кто исполняет былины и как?

-Кто был героями былин?

-За что народ любил Илью Муромца?

(Любил за силу, справедливость, борьбу с врагами. Он совершил подвиги ради народа, Родины, охранял труд мирных людей.)

III. Изучение нового. (15 мин)

1.Работа в парах.

- Как вы считаете, чем отличается былина от сказки?

Отличие сказки от былины.

Сказка.

1. Не верят в реальность.

2. единообразная композиция (построение);

3.Герои: люди, царевичи, животные

Былины.

1 Верят в реальность.

2. Индивидуальная композиция;

3. Герои-богатыри.

Общее: вымысел.

-Подумайте, как появились былины?

2.Чтение былины «Ильины три поездочки».

-Откройте учебник на стр. 12.

-С какой былиной мы сегодня познакомимся?

(Мы познакомимся с былиной «Ильины три поездочки»)

-Прежде чем мы начнем знакомство с былиной, Алексеева Мария расскажет нам сообщение о главном герое.

-Что вы узнали о главном герое из рассказа?

-Как вы думаете, о чем будет былина?

-О чем она будет?

-Давайте проверим ваши предположения.

(Читает учитель и хорошо читающие дети)

-Какие чувства вызвали у вас герои былины? Почему?

- Какие незнакомые слова встретились?

-Где мы можем найти их значения?

3.Словарная работа. (Работа в группах)

Росстани ( словарь учебника)- I группа.

Булатная броня - старинная узорчатая сталь.- II группа.

Сие - II группа.

Палица - тяжёлая дубинка с утолщённым концом.- III группа

Сажень - 2,134 м- III группа.

4.Работа над прочитанным.

-Почему былина называется «Три поездочки»? Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающий? Характеристика героя. Выборочное чтение. -Почему Илья Муромец выбирает прямую дорогу? -Как он рассуждает на перепутье у камня? С.14 -О каких чертах характера это говорит? (Смелый, решительный, не ищет лазеек и обходных путей.) -Найдите описание разбойников. -Почему в описании разбойников употребляются слова с суффиксами - оньк, ичек, ечек. -Какое значение придают эти суффиксы? (Уменьшительно-ласкательное.) -Для чего это сделано? (Для контраста с силой Ильи Муромца). -Как описан Илья Муромец в схватке с разбойниками? 5. Работа в парах. Обобщение образа Ильи. Выберите те слова, которые имеют отношение к Илье. (Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, жадный, щедрый, грубый, справедливый).

IV. Итог урока (15 мин)

-С каким произведением мы с вами познакомились сегодня на уроке?

-Как называется жанр этого произведения?

-Чему нас учит эта былина?

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Самоанализ и самооценка ученика.

(Слайд 2)

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что..

Я приобрёл…

Теперь я могу..

Меня удивило…

Домашнее задание. (Дифференцированно)

I группа- с. 12-18 выразительно читать.

II группа- выучить понравившийся отрывок наизусть.

III группа- нарисовать рисунок к былине.


© 2010-2022