- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по чтению 3 класс 8 вид обучение на дому
Рабочая программа по чтению 3 класс 8 вид обучение на дому
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Носова Е.В. |
Дата | 12.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мучкапская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом школы
протокол № от 29. 082013
Утверждена приказом
МБОУ Мучкапской СОШ
№
Директор школы:
_________________/Л.Н.Мишина/
Рабочая программа учебного предмета
«Чтение и развитие речи»
для 3 класса (занятия на дому, 8 вид)
на 2013-2014 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
Носова Е.В.
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» в 3 классе разработана в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: - М.: «Просвещение», 2009г Рабочая программа ориентирована на учебник: В.В.Воронкова, З.Д Будаева. Учебник «Чтение» для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: «Просвещение», 2006. Пособие для учителя В.В. Воронкова «Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы» Программа рассчитана на 34 часа. Задачи: -Научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. -Повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно и правильно излагать свои мысли. -Формировать мотивацию и интерес к предмету. -Формировать нравственные качества. Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Основные направления коррекционной работы: -развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности; -коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; -совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса; -коррекция недостатков развития познавательной деятельности. Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой является коррекционная направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. Технология обучения по данной программе предполагает, что учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять ответы на вопросы, объяснения за учителем или сильным учеником по наводящим вопросам, пересказывать по упрощенному плану и т.д.). Для самостоятельного выполнения этим учащимся предлагаются облегченные варианты заданий. Перевод учащихся на обучение со сниженным уровнем требований осуществляется после проведения индивидуальной работы с использованием специальных методических приёмов. Основная цель обучения чтению в 3 классе - научить детей читать по слогам доступный их пониманию текст вслух, уметь поделиться впечатлением о прочитанном. Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств, необходимых для самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся читают произведения устного народного творчества (сказки, загадки), небольшие по объёму стихотворения и рассказы русских и зарубежных авторов на темы, связанные с жизнью и бытом детей, с окружающей их природой, на темы, описывающие простейшие морально-этические ситуации. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым учащиеся с ОВЗ в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. В третьем классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. Дети знакомятся с выразительностью речи, учатся соблюдать при чтении интонацию в соответствии со знаками препинания. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Особое внимание уделяется работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития. Развитие устной речи
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.
Содержание программы
3 класс (1 ч в неделю)
Техника чтения Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Чтение про себя простых по содержанию текстов.
Понимание читаемого Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста. Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.
Развитие устной речи Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки. Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок. Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения. Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.
Внеклассное чтение Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный школьной библиотекой. Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.
Примерная тематика Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей. Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы
Учебно-тематическое планирование
№
Название темы
Кол-во часов
1
Здравствуй школа!
3
2
Люби все живое
3
3
Учимся трудиться
2
4
Славная осень
4
5
Что такое хорошо…
7
6
Народные сказки
2
7
Вот пришли морозы - и зима настала
7
8
Смешные истории
2
9
Весна в окно стучится
2
10
Лето красное
2
Итого:
34
Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь: осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя; трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам; отвечать на вопросы по прочитанному; высказывать свое отношение к поступку героя, событию; пересказывать содержание прочитанного; устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся Учащиеся должны знать:
наизусть 5-8 стихотворений
Учебно - методическое обеспечение программы:
Основная литература
-
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный 1 - -4 классы под редакцией В.В. Воронковой 6 издание «Просвещение» 2009г
-
Чтение Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2003г. В.В. Воронкова
Дополнительная литература
-
Методическое пособие по обучению грамоты и письму «Книга для учителя» В.Г. Гарецкий Москва «Просвещение» 2001г
-
Пособие для учителя «Обучение грамоте и правописанию» в 1-4 классах вспомогательной школы В.В. Воронкова
-
Полная библиотека внеклассного чтения «Времена года» начальная школа с 1-4 класс Москва Стрекова 2010г Е. Позина, Т. Давыдова.
-
Пособие«Читаю самостоятельно» Д.Л. Колдина Москва 2011
-
Пособие«Учусь составлять рассказы» Т.А. Чохонелидзе Москва 2011г
-
Пособие «Занимательные задачи и головоломки» Лукашкина
-
Пособие«Решаем кроссворды» А.И. Баева
-
«Правильно называем предлоги» О.Н. Митропольская
-
Учебник Л.Ф. Климова В.Г. Гарецкий «Литературное чтение . Родная речь» учебник для 2 класса начальной школы «Просвещение» 2008г Пособие«Знакомимся с гласными звуками» Т.А. Чохонелидзе
Календарно - тематическое планирование
№
Тема урока
Кол - во часов
Дата проведения по плану
Дата проведения фактически
1
Здравствуй школа! День знаний. С. Михалков. «Важный день». Т. Чинарева. «Здравствуйте!».
Р. Сеф. «Учись читать!».
В. Берестов. «Где право, где лево».
1
2
В. Драгунский. «Что любит Мишка».
О. Григорьев. «Кто прав?».
1
3
По М. Коршунову. «Петя и его жизнь».Обобщение по теме «Здравствуй, школа!»
1
4
Люби все живое.
Л. Толстой. «Котенок».
В. Орлов. «Ученый кот».
1
5
М. Пришвин. «Ребята и утята».
В. Бианки. «Еж - спаситель».
1
6
Р. Фрайерман. «Мальчик в лесу».
В. Сухомлинский. «Пусть будут и Соловей и Жук».
В. Орлов. «Родное».
1
7
Учимся трудиться.
С. Михалков. «Важные дела».
М. Пожаров. «"Мои работники».
По Е. Пермяку. «Смородинка».
По О. Донченко. «Теленок».
1
8
Д. Родари «Какого цвета ремесла?».
Д. Родари «Чем пахнут ремесла?».
Украинская сказка «Колосок».
1
9
Славная осень.
Е. Трутнева. «Осень».
И. Соколов - Микитов. «Улетают журавли».
В. Катаев. «Грибы».
А. Прокофьев. «Егор и мухомор».
1
10
Н. Сладков. «Эхо».
Рассказ по рисунку.
1
11
Е. Григорьева. «Рябиновая скороговорка». М. Бородицкая. «Сентябрьская скороговорка».
Загадки
1
12
Н. Грибачев. «Рыжие листья». К. Бальмонт. «Осень».
А. Фет. «Листочки пропали».
А. Плещеев. «Осень наступила».
1
13
Что такое хорошо...
М. Басина. «Удивительная веревка».
А. Барто. «Уехали».
1
14
К. Киршина. «Вот какая история».
Л. Воронкова. «Что сказала бы мама?».
По Я. Пинясову. «Кем быть и кем не быть».
1
15
По Н. Носову. «Огурцы». В. Осеева. «Волшебное слово».
1
16
Е. Пермяк. «Бумажный змей». А. Котовщикова. «Как же так получилось?».
Л. Пантелеев. «Трус».
1
17
По Л. Пантелееву. «Честное слово».
1
18
Р. Сеф. «Мальчик и девочка».
К. Чуковский. «Мойдодыр».
1
19
Обобщение по теме «Что такое хорошо...».
Новогодняя ѐлка.
1
20
Народные сказки.
Сказка. «Лиса и журавль».
Русская сказка. «Заяц - хвастун».
Мордовская сказка. «Как мужик волка спас».
Ненецкая сказка. «Кукушка».
1
21
Русская сказка. «Хаврошечка».
Обобщение по теме «Народные сказки».
1
22
Вот пришли морозы - и зима настала
И. Суриков. «Зима».
А Чехов. «Первый снег».
В. Берестов. «Гололедица».
1
23
В. Орлов. «Никто не обижается». Н. Сладков. «Воробьиный термометр».
1
24
Н. Носов. «На горке».
1
25
Д. Мамин-Сибиряк. «Река стала».
А. Пушкин. «Зимнее утро».
1
26
К.Ушинский. «Проказы старухи зимы».
Е. Пермяк. «Знакомые следы».
По В. Одоевскому. «В гостях у дедушки Мороза».
1
27
В. Бианки. «Из лесной газеты».
А. Барков. «Кот в сапогах».
Г. Скребицкий. «Дружба».
1
28
Г. Ладонщиков. «Наши друзья».
По К. Ушинскому. «Четыре желания».
1
29
Смешные истории.
Русская сказка. «Пых».
К. Чуковский. «Путаница».
1
30
Н. Носов. «Живая шляпа».
Н. Носов. «Как Незнайка катался на газированном автомобиле».
1
31
Весна в окно стучится.
Ф. Тютчев. «Зима недаром злится».
К. Паустовский. «Стальное колечко».
Э. Шим. «Камень, Ручей, Сосулька, Солнце».
А. Плещеев. «Весна».
1
32
С. Михалков. «А что у вас?».
По Б. Емельянову. «Мамины руки».
Н. Артюхова. «Большая береза».
1
33
Лето красное идет..
В. Фетисов. «Что такое лето?».
А. Толстой. «Колокольчики мои».
И. Соколов-Микитов. «Лето в лесу».
1
34
Л. Толстой. «Акула». «Прыжок»
. Бианки. «Купание медвежат».
1
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания МО
учителей начальных классов.
от 29.08.2013 г. №1
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР ______________ Л.В.Полтинина