УМК Гармония Математика. Рабочая программа (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

города Ивантеевки Московской области.



УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ

«Средняя общеобразовательная

школа №5» г. Ивантеевки

______________САВАТЕЕВА И.П.

30 августа 2015 года.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МАТЕМАТИКЕ

Класс 4 б







Составитель:

Учитель высшей категории Лавриненко Елена Николаевна

2015-2016 уч.г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе образовательной программы НОО, учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Ивантеевки на 2015 - 2016 учебный год. УМК «Гармония».


Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н.Б.Истоминой «Математика», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования. Цель начального курса математики - обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания. Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность учащихся с учетом специфики предмета (математика), направленную: - на формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика»: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, с опорой на наглядно - образное и предметно - действенное мышление. - на развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; на формирование умений: строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно - следственные связи, осуществлять анализ различных математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки. - на овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты (числа, величины, числовые выражения), исследовать их структурный состав (многозначные числа, геометрические фигуры), описывать ситуации, с использованием чисел и величин, моделировать математические отношения и зависимости, прогнозировать результат вычислений, контролировать правильность и полноту выполнения алгоритмов арифметических действий, использовать различные приемы проверки нахождения значения числового выражения (с опорой на правила, алгоритмы, прикидку результата), планировать решение задачи, объяснять (пояснять, обосновывать) свой способ действия, описывать свойства геометрических фигур, конструировать и изображать их модели. В результате обучения математике реализуются следующие цели: - развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования; - освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике; - воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. Исходя из общей цели, стоящей перед обучением в модели «Гармония», решаются следующие задачи: - способствовать продвижению ученика в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребенка, не вредить его здоровью; - дать представление о математике как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины;

- сформировать знания, умения и навыки, необходимые ученикам в жизни и для успешного продолжения обучения в основном звене школы. Место курса в учебном плане соответствует утвержденному учебному плану образовательного учреждения. На изучение математики в 4 классах выделяется 136 часов. Основное содержание обучения представлено крупными разделами. Контроль за уровнем достижений учащихся производится в форме письменных работ: контрольных работ - 8; тестов - 10; математических диктантов - 3; проверочных работ - 2.

Общая характеристика учебного предмета В основе начального курса математики лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания. Овладев этими приемами, учащиеся могут не только самостоятельно ориентироваться в различных системах знаний, но и эффективно использовать их для решения практических и жизненных задач. Концепция обеспечивает преемственность дошкольного и начального образования, учитывает психологические особенности младших школьников и специфику учебного предмета «Математика», который является испытанным и надежным средством интеллектуального развития учащихся, воспитания у них критического мышления и способности различать обоснованные и необоснованные суждения. Нацеленность курса математики на формирование приемов умственной деятельности позволяет на методическом уровне (с учетом специфики предметного содержания и психологических особенностей младших школьников) реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация, учебная задача, способы ее решения, самоконтроль и самооценка), и создать дидактические условия для овладения универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными), которые необходимо рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, в том числе и математических, что и составляет сущность понятия «умение учиться». Достижение основной цели начального образования - формирования у детей умения учиться - требует внедрения в школьную практику новых способов (методов, средств, форм) организации процесса обучения и современных технологий усвоения математического содержания, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить. В связи с этим в начальном курсе математики реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий и пр., которые создают дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи. Особенностью курса является логика построения его содержания. Курс математики построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания. Это способствует формированию у учащихся представлений о взаимосвязи изучаемых вопросов, помогает им осознать какими знаниями и видами деятельности (универсальными и предметными) они уже овладели, а какими пока еще нет, что оказывает положительное влияние на познавательную мотивацию учащихся и целенаправленно готовит их к принятию и осознанию новой учебной задачи, которую сначала ставит учитель, а в последствии и сами дети. Такая логика построения содержания курса создает условия для совершенствования УУД на различных этапах усвоения предметного содержания и способствует развитию у учащихся способности самостоятельно применять УУД для решения практических задач, интегрирующих знания из различных предметных областей. Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребенка, включение в процесс обучения математике содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствует формированию у них положительного отношения к школе (к процессу познания). Эффективным методическим средством для формирования универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) является включение в учебник заданий, содержащих диалоги, рассуждения и пояснения персонажей Миши и Маши. Эти задания выполняют различные функции: их можно использовать для самоконтроля; для коррекции ответов Миши и Маши, которые могут быть один - верным, другой - неверным, оба верными, но неполными, требующими дополнений; для получения информации; для овладения умением вести диалог, для разъяснения способа решения задачи и пр. В результате чтения, анализа и обсуждения диалогов и высказываний Миши и Маши учащиеся не только усваивают предметные знания, но и приобретают опыт построения понятных для партнера высказываний, учитывающих, что партнер знает и видит, а что - нет, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия, формулировать собственное мнение и позицию, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, строить монологическую речь, владеть диалоговой формой речи. В основе составления учебных заданий лежат идеи изменения, соответствия, правила и зависимости. С точки зрения перспективы математического образования вышеуказанные идеи выступают как содержательные компоненты обучения, о которых у младших школьников формируются общие представления, которые являются основой для дальнейшего изучения математических понятий и для осознания закономерностей и зависимостей окружающего мира. Особенностью курса является использование калькулятора как средства обучения младших школьников математике, обладающего определенными методическими возможностями. Калькулятор можно применять для постановки учебных задач, для открытия и усвоения способов действий, для проверки предположений и числового результата, для овладения математической терминологией и символикой, для выявления закономерностей и зависимостей, то есть использовать его для формирования УУД. Формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных) осуществляется в учебнике при изучении всех разделов начального курса математики: 1) Признаки предметов. Пространственные отношения. 2) Числа и величины. 3) Арифметические действия. 4) Текстовые задачи. 5) Геометрические фигуры. 6) Геометрические величины. 7) Работа с информацией. 8) Уравнения и буквенные выражения. Содержание разделов 1- 7 распределяется в курсе математики по классам и включается в различные темы в соответствии с логикой построения содержания курса, которая учитывает преемственность и взаимосвязь математических понятий, способов действий и психологию их усвоения младшими школьниками. Раздел 8 завершает курс математики начальных классов. Включение данного раздела в предметное содержание курса обуславливается тем, что он предоставляет учащимся возможность познакомиться с новыми математическими понятиями (уравнения и буквенные выражения) и повторить весь ранее изученный материал в курсе математики начальных классов на более высоком уровне обобщения, применив для этого освоенные способы учебной деятельности. Раздел «Работа с информацией» является неотъемлемой частью каждой темы начального курса математики. В соответствии с логикой построения курса учащиеся учатся понимать информацию, представленную различными способами (рисунок, текст, графические и символические модели, схема, таблица, диаграмма), использовать информацию для установления количественных и пространственных отношений, причинно - следственных связей. В процессе решения задач и выполнения различных учебных заданий ученики учатся понимать логические выражения, содержащие связки «и», «или», «если, то…», «верно /неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые» и пр. Другими словами, процесс усвоения математики так же органически включает в себя информационное направление, как пропедевтику дальнейшего изучения информатики. Направленность курса на формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение) в процессе усвоения математического содержания обеспечивает развитие алгоритмического и логического мышления, формирует у младших школьников представление о моделировании, что оказывает положительное влияние на формирование УУД. При этом сохраняется приоритет арифметической линии начального курса математики как основы для продолжения математического образования в 5-6 классах. На всех этапах усвоения математического содержания (кроме контроля) приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они могут выполняться как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы учащихся в парах или индивидуально. Важно, чтобы полученные результаты самостоятельной работы (как верные, так и неверные) обсуждались коллективно и создавали условия для общения детей не только с учителем, но и друг с другом, что важно для формирования коммуникативных универсальных учебных действий (умения слышать и слушать друг друга, учитывать позицию собеседника и т. д.). В процессе такой работы у учащихся формируются умения: контролировать, оценивать свои действия и вносить соответствующие коррективы в их выполнение. При этом необходимо, чтобы учитель активно включался в процесс обсуждения. Для этой цели могут быть использованы различные методические приемы: организация целенаправленного наблюдения; анализ математических объектов с различных точек зрения; установление соответствия между предметной - вербальной - графической - символической моделями; предложение заведомо неверного способа выполнения задания - «ловушки»; сравнение данного задания с другим, которое представляет собой ориентировочную основу; обсуждение различных способов действий. Особенностью курса является новый методический подход к обучению решению задач, который сориентирован на формирование обобщенных умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, устанавливать взаимосвязь между ними и, используя математические понятия, осуществлять перевод вербальной модели (текст задачи) в символическую (выражения, равенства, уравнения). Технология обучения решению текстовых задач арифметическим способом, нашедшая отражение в учебнике, включает шесть этапов: 1)подготовительный, 2) задачи на сложение и вычитание, 3) смысл действия умножения, отношение «больше в…,4) задачи на сложение, вычитание, умножение, 5) смысл действия деления, отношения «меньше в…», кратного сравнения, 6) решение арифметических задач на все четыре арифметических действия (в том числе задачи, содержащие зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объем работы), купли - продажи (цена товара, количество товара, стоимость), задачи на время (начало, конец, продолжительность события). Основная цель данной технологии - формирование общего умения решать текстовые задачи. При этом существенным является не отработка умения решать определенные типы задач, ориентируясь на данные образцы, а приобретение опыта в семантическом и математическом анализе разнообразных текстовых конструкций, то есть речь идет не только о формировании предметных математических умений, но и о формировании УУД. Для приобретения этого опыта деятельность учащихся направляется специальными вопросами и заданиями, при выполнении которых они учатся сравнивать тексты задач, составлять вопросы к данному условию, выбирать схемы, соответствующие задаче, выбирать из данных выражений те, которые являются решением задачи, выбирать условия к данному вопросу, изменять текст задачи в соответствии с данным решением, формулировать вопрос к задаче в соответствии с данной схемой. и др. В результате использования данной технологии большая часть детей овладевают умением самостоятельно решать задачи в 2 -3 действия, составлять план решения задачи, моделировать текст задачи в виде схемы, таблицы, самостоятельно выполнять аналитико- синтетический разбор задачи без наводящих вопросов учителя, выполнять запись решения арифметических задач по действиям и выражением, при этом учащиеся испытывают интерес к каждой новой задаче и выражают готовность и желание к решению более сложных текстовых задач ( в том числе логических, комбинаторных, геометрических).

Ценностные ориентиры содержания курса «Математика» Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к математике у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся и их способности к самообразованию. Математическое знание - это особый способ коммуникации:

  • наличие знакового (символьного) языка для описания и анализа действительности;
  • участие математического языка как своего рода «переводчика» в системе научных коммуникаций, в том числе между разными системами знаний;
  • использование математического языка в качестве средства взаимопонимания людей с разным житейским и культурным опытом.
Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира. Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально - волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда. В основе курса математики лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания. Процесс усвоения математики включает в себя информационное направление как пропедевтику дальнейшего изучения информатики. Направленность курса на формирование приёмов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение) в процессе усвоения математического содержания обеспечивает развитие алгоритмического и логического мышления, формирует у младших школьников представление о моделировании, что оказывает положительное влияние на формирование УУД. На всех этапах усвоения математического содержания (кроме контроля) приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они выполняются как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы учащихся в парах или индивидуально. Полученные результаты самостоятельной работы (как верные, так и неверные) обсуждаются коллективно и создают условия для общения детей не только с учителем, но и друг с другом, что важно для формирования коммуникативных универсальных учебных действий (умения слышать и слушать друг друга, учитывать позицию собеседника и т. д.). В процессе такой работы у учащихся формируются умения: контролировать, оценивать свои действия и вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Для этой цели используются следующие методические приёмы: организация целенаправленного наблюдения; анализ математических объектов с различных точек зрения; установление соответствия между предметной - вербальной - графической - символической моделями; предложение заведомо неверного способа выполнения задания - «ловушки»; сравнение данного задания с другим, которое представляет собой ориентировочную основу; обсуждение различных способов действий.

Содержание тем учебного курса

Четверть

Раздел

Всего часов

Кол-во контрольных работ

1 четверть

Повторение материала 1, 2, 3 классов. Нумерация многозначных чисел

12

1

Умножение многозначного числа на однозначное

13

1

Деление с остатком

12

2

2 четверть

Умножение многозначных чисел

12

1

Деление многозначных чисел

16

2

3 четверть

Доли и дроби

4

Действия с величинами

16

1

Скорость движения

23

2

4 четверть

Уравнения

7

Числовые и буквенные выражения

9

1

Повторение пройденного материала в 1- 4 классах

12

1

Всего:

136

12

Планируемые результаты по изучению учебного предмета


В результате изучения курса математики по данной программе у учащихся будут сформированы математические (предметные) знания, умения, навыки и представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД как основа умения учиться. В сфере личностных УД у учащихся будут сформированы: положительное отношение к школе; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни; способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи (на доступном для возраста уровне), соотносить результат действия с поставленной целью; способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Ученик получит возможность для формирования: - внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов; - устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач; - адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты изучения курса

(регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД)


Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится: - принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в умственной форме; - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления. Ученик получит возможность научиться: • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - устанавливать аналогии; - владеть общим приемом решения задач. Ученик получит возможность научиться: - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - решать логические, комбинаторные, геометрические задачи; - произвольно и осознанно владеть общим умением решать задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится: - выражать в речи свои мысли и действия; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет; - задавать вопросы; - использовать речь для регуляции своего действия. Учащиеся получат возможность научиться: - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Работа с информацией Ученик научится: • читать несложные готовые таблицы; • заполнять несложные готовые таблицы; • читать несложные готовые столбчатые диаграммы. Ученик получит возможность научиться: • читать несложные готовые круговые диаграммы; • достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму; • сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц; • распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы, диаграммы, схемы); • планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм; • интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).




Перечень учебно - методического обеспечения
Для учащихся

  1. Истомина Н.Б. Математика. 4 класс. Учебник. В двух частях. Учебник. -М., «Ассоциация ХХΙ век», 2012.
  2. Истомина Н.Б., Редько З.Б. Тетради по математике №1, №2. 4 класс. -М., «Ассоциация ХХΙ век», 2012.
  3. Истомина Н.Б. Учимся решать задачи. Тетрадь с печатной основой. 4 класс. -М., Линка-Пресс, 2012.
  4. Истомина Н.Б. Наглядная геометрия. Тетрадь с печатной основой. 4 класс. -М., Линка-Пресс, 2012.
  5. Истомина Н.Б., Виноградова Е.П. Учимся решать комбинаторные задачи. 4 классы. Математика и информатика. -М., «Ассоциация ХХ1 век», 2012.
  6. Истомина Н.Б., Шмырева Г.Г. Контрольные работы по математике. 4 класс (три уровня). -М., «Ассоциация ХХ1 век», 2012.
  7. Истомина Н.Б. , Горина О.П. Тестовые задания по математике. 4 класс. -М., «Ассоциация ХХ1 век», 2012.
  8. Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool - Test. На сайте издательства «Ассоциация ХХ1 век».

Для учителя
  1. Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика 4 класс» В двух частях. «Ассоциация ХХ1 век», 2012 .
  2. Гаркавцева Г. Ю., Кожевникова Е. Н., Редько З. Б., Методические рекомендации к тетради «Наглядная геометрия. 4 класс». Под редакцией Н. Б. Истоминой. -М., Линка- Пресс, 2012.
  3. Попова С. В. Уроки математической гармонии (4 класс. Из опыта работы). Под редакцией Н. Б. Истоминой. - Смоленск, Ассоциация ХХ1 век, 2012.
  4. Видеофильм «Учимся решать задачи. 4 класс» для просмотра на DVD-плеере или компьютере. Авторы Н. Б. Истомина, З. Б. Редько. -М., Линка-Пресс, 2012.
  5. Электронная версия тестовых заданий по математике для 2-4 классов. Программа Cool - Test. На сайте издательства «Ассоциация ХХ1 век»

Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Наименование разделов, тем.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме.

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

I четверть - 36 часов.

Повторение материала 1, 2, 3 классов. Нумерация многозначных чисел - 12 часов.

1 .

Повторение материала 1, 2, 3 классов. Нумерация многозначных чисел.

Объяснять нумерацию многозначных чисел; разрядный и десятичный состав числа; алгоритмы письменного сложения и вычитания.

2.

Знать нумерацию многозначных чисел; разрядный и десятичный состав числа; алгоритмы письменного сложения и вычитания.

Понимать нумерацию многозначных чисел, алгоритмы письменного сложения и вычитания, правила нахождения неизвестного множителя, делителя, делимого. Сравнивать многозначные числа.

3.

Повторение. Решение текстовых задач.

Выделять правила порядка выполнения действий, решать задачи.

4.

Повторение. Взаимосвязь компонентов и результатов действий.

Объяснять таблицу умножения и соответствующие случаи деления; взаимосвязь компонентов и результатов действий, решать текстовые задачи.

5.

Повторение. Решение текстовых задач.

Выделять, анализировать, применять письменный прием сложения и вычитания многозначных чисел; решать текстовые и комбинаторные задачи.

6.

Повторение. Решение текстовых задач.

Различать, анализировать, решать текстовые задачи

7.

Повторение. Деление чисел, оканчивающихся нулями, на 10, 100, 1000

Освоить правило деления чисел, оканчивающихся нулями, на 10, 100, 1000

8.

Повторение. Самостоятельная работа. Площадь и периметр прямоугольника.

Объяснять как вычислять площадь и периметр прямоугольника

9.

Повторение. Переместительное, сочетательное и распределительное свойства умножения.

Объяснять решение задач; различать сочетательное, переместительное свойства умножения.

10.

Повторение. Деления числа на произведение.

Объяснять правило деления числа на произведение и возможности его применения для вычислений.

11.

Контрольная работа № 1 по теме « Повторение»

Различать нумерацию многозначных чисел, алгоритмы письменного сложения и вычитания, правила порядка выполнения действий в выражениях, взаимосвязь компонентов и результатов действий, умножение и деление на 10, 100, 1000.

12.

Работа над ошибками. Решение задач.

Объяснять коррекцию знаний, умений и навыков.

Умножение многозначного числа на однозначное - 13 часов

13 - 15.

Умножение многозначного числа на однозначное

Объяснять алгоритм письменного умножения на однозначное число, правила умножения суммы на число.

16.

Решение задач.

Объяснять алгоритм письменного умножения на однозначное число, объяснять решение задач.

17.

Способы прикидки результата умножения. Математический диктант.

Объяснять алгоритм письменного умножения

18.

Закрепление алгоритма письменного умножения многозначного числа на однозначное. Самостоятельная работа.

Выделять алгоритм письменного умножения; объяснять решение задач.

19.

Умножение чисел, оканчивающихся нулями.

Выделять алгоритм письменного умножения; объяснять решение задач.

20 - 22.

Умножение многозначного числа на однозначное. Решение задач.

Выделять алгоритм письменного умножения; объяснять решение задач.

23.

Контрольная работа № 2 по теме «Умножение многозначного числа на однозначное».

Выделять алгоритм письменного умножения; объяснять решение задач.

24.

Работа над ошибками. Решение задач

Объяснять порядок выполнения действий в выражениях. Объяснять решение составных задач.

Деление с остатком - 12 часов.

25.

Предметный смысл деления с остатком.

Объяснять, рассуждать, производить деление с остатком, используя правило.

26.

Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком.

Объяснять, рассуждать, производить деление с остатком, используя правило.

27.

Форма записи при делении с остатком. Математический диктант.

Различать два способа деления с остатком. Объяснять деление «уголком».

28.

Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком. Способы деления с остатком.

Объяснять взаимосвязи компонентов и результата при делении с остатком; способы деления с остатком.

29 - 30.

Закрепление навыков письменного умножения многозначного числа на однозначное и деления с остатком.

Объяснять умножение многозначного числа на однозначное и делить с остатком.

31.

Проверочная работа по теме «Умножение многозначного числа на однозначное число».

Объяснять умножение многозначного числа на однозначное число. Решать задачи.

32.

Работа над ошибками. Случаи деления с остатком, когда делимое меньше делителя. Решение задач.

Объяснять деление с остатком, когда делимое меньше делителя. Объяснять решения задач.

33.

Деление с остатком. Решение задач.

Объяснять деление с остатком, решать задачи.

34.

Случаи деления с остатком на 10, 100, 1000

Различать случаи деления с остатком на 10, 100, 1000.

35.

Контрольная работа № 4 по теме: «Деление с остатком»

Выделять смысл деления с остатком, способы деления с остатком, алгоритм письменного умножения многозначных чисел на однозначное. Решать задачи.

36.

Работа над ошибками. Решение задач.

Выделять, рассуждать, решать задачи, корректировать ошибки , допущенные в контрольной работе.

Умножение многозначных чисел - 12 часов

2 четверть - 28 часов

37.

Умножение многозначных чисел. Подготовка к знакомству с алгоритмом умножения на двузначное число.

Объяснять алгоритм умножения на двузначное число в столбик.

38.

Алгоритм умножения на двузначное число.

Анализировать алгоритм умножения на двузначное число в столбик.

39.

Алгоритм умножения на двузначное число, его закрепление. Умножение чисел, оканчивающихся нулями.

Объяснять алгоритм умножения на двузначное число в столбик.

40 - 42.

Математический диктант . Алгоритм умножения на двузначное число, его закрепление.

Анализировать алгоритм умножения на двузначное число в столбик.

43.

Самостоятельная работа. Умножение многозначного числа на трехзначное.

Объяснять случаи письменного умножения на трехзначное число.

44 - 45.

Умножение многозначного числа на трехзначное, когда в записи второго множителя есть нули.

Понимать случаи письменного умножения на трехзначное число, умножать многозначные числа в столбик.

46.

Умножение многозначных чисел. Решение задач.

Объяснять умножение многозначных чисел в столбик, решать задачи.

47.

Контрольная работа № 5 по теме: «Умножение многозначных чисел»

Объяснять алгоритм умножения многозначных чисел на двузначное и трехзначное. Уметь решать задачи.

48.

Работа над ошибками. Решение задач

Выделять, рассуждать, решать задачи, корректировать ошибки , допущенные в контрольной работе.

Деление многозначных чисел - 16 часов

49.

Деление многозначных чисел. Взаимосвязь умножения и деления.

Выделять, классифицировать выражения по различным признакам, объяснять взаимосвязь компонентов и результата деления ( без остатка и с остатком)

50.

Деление многозначных чисел. Деление суммы на число. Математический диктант.

Объяснять правило деления суммы на число, деление с остатком.

51 - 52.

Математический диктант. Деление многозначных чисел. Алгоритм письменного деления.

Разъяснять алгоритм письменного деления на однозначное число.

53.

Деление многозначных чисел. Решение задач.

Объяснять алгоритм письменного деления. решать задачи.

54.

Контрольная работа № 6 по теме «Решение задач»

Решать задачи.

55 - 57.

Самостоятельная работа. Деление многозначных чисел. Решение задач.

Исследовать алгоритм письменного деления. Решать задачи.

58.

Деление многозначных чисел с остатком. Решение задач.

Объяснять случаи деления «уголком» многозначных чисел с остатком. Решение составных задач.

59.

Контрольная работа № 7 за 2 четверть

Выделять, применять полученные знания при решении заданий.

60.

Работа над ошибками.

Анализировать и исправлять ошибки.

61 - 64.

Закрепление изученного материала по теме «Деление многозначных чисел»

Объяснять алгоритм письменного деления.

Доли и дроби - 4 часа.

3 четверть - 43 часа

65 - 66.

Доли и дроби.

Выделять понятия «дроби», «доли», записывать и читать дроби, находить часть от целого и обозначать её дробью.

67 - 68.

Доли и дроби.

Выполнять действия с долями и дробями. Объяснять вычислительные навыки.

Действия с величинами - 16 часов.

69.

Повторение известных единиц величин и их соотношение.

Различать известные величины и их соотношения.

70.

Единицы длины - миллиметр.

Выбирать новую единицу длины- миллиметр, ее соотношение с другими единицами длины. Выполнять сложение величин.

71 - 72.

Единицы длины и их соотношение.

Переводить одни единицы величин в другие; складывать, вычитать величины; умножать и делить именованные числа на натуральное число.

73 - 74.

Математический диктант. Единицы массы и их соотношение.

Различать единицы массы- тонна, центнер. Выявлять их соотношение с килограммом и граммом, складывать и вычитать величины.

75 - 76.

Решение задач с различными величинами.

Объяснять правила измерения отрезков. Сравнивать величины; находить разности величин; переводить из одних единиц в другие..

77 - 78.

Самостоятельная работа. Единицы времени. Соотношение единиц времени.

Понимать соотношение единиц времени. Переводить из одних единиц в другие; решать задачи с единицами времени.

79.

Знать соотношение единиц времени. Уметь переводить из одних единиц в другие; решать задачи с единицами времени.

Выполнять сложение и вычитание величин, рассуждать, решать задачи с различными величинами.

80.

Единицы времени. Век. Решение задач с различными величинами.

Различать новую единицу времени- век; правила выполнения порядка действий в выражениях. Решать задачи с изученными величинами.

81.

Решение задач с различными величинами.

Переводить одни единицы величин в другие и решать задачи.

82.

Единицы объема.

Различать новую величину - объем, соотношение единиц объема.

83.

Контрольная работа № 8 по теме: «Действия с величинами»

Выделять закономерности в построении ряда величин

84.

Работа над ошибками. Решение задач с различными величинами.

Анализировать и исправлять ошибки; решать задачи с величинами..

Скорость движения - 23 часа.

85.

Скорость движения.

Выделять понятие «скорость»; единицы измерения величины «скорость». Объяснять, рассуждать.

86.

Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние.

Объяснять взаимосвязь между величинами; переводить скорость в другие единицы измерения. Объяснять правило нахождения времени движения по известной скорости и расстоянию.

87 .

Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние. Решение задач на движение.

Объяснять решение задач на движение.

88 - 90.

Решение задач на движение.

Рассуждать, решать задачи на движение. Различать взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние.

91.

Математический диктант. Деление многозначных чисел. Решение задач.

Анализировать и обобщать, решать задачи. Различать единицы измерения объема. Объяснять деление многозначных чисел «уголком»

92 - 95.

Решение задач на встречное движение.

Объяснять решение задач на встречное движение.

96 - 97.

Решение задач на движение в одном направлении.

Объяснять решение задач на движение в одном направлении. Различать взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние.

98 - 99.

Самостоятельная работа. Решение задач на движение в противоположных направлениях.

Исследовать решение задач на движение в противоположных направлениях.

100 - 101.

Решение задач на движение

Объяснять решение задач на движение. Различать взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние.

102.

Контрольная работа № 9 по теме «Скорость движения»

Решать задачи на движение.

103.

Работа над ошибками. Решение задач на движение.

Анализировать и исправлять ошибки; решать задачи на движение.

104.

Решение задач на движение.

Объяснять решение задач на движение.

105.

Контрольная работа № 9 за 3 четверть.

Различать взаимосвязь величин. Делить многозначные числа, решать задачи.

106.

Работа над ошибками. Решение задач на движение.

Анализировать и исправлять ошибки; решать задачи на движение.

Уравнения - 7 часов.

4 четверть - 29 часов.

107.

Знакомство с уравнениями.

Анализировать и выделять существенные признаки. Различать понятие «уравнение», «решение уравнения», «корень уравнения». Объяснять правила нахождения неизвестного компонента действий сложения, вычитания, умножения и деления.

108.

Уравнение. Способы решения уравнений.

Записывать решение простейших уравнений; решать простейшие уравнения, анализировать и выделять существенные признаки.

109.

Уравнение. Составление уравнений по схеме.

Записывать решение простейших уравнений; решать простейшие уравнения, анализировать и выделять существенные признаки.

110 - 111.

Математический диктант. Составление уравнений по данному условию, по схеме.

Объяснять решение простейших уравнений; решать простейшие уравнения, анализировать и выделять существенные признаки.

112.

Решение задач способом составления уравнений.

Решать задачи способом составления уравнений

113.

Самостоятельная работа по теме: «Уравнение»

Решать задачи способом составления уравнений

114.

Работа над ошибками. Решение задач.

Анализировать и исправлять ошибки; решать задачи способом составления уравнения.

Числовые и буквенные выражения - 9 часов.

115 - 116.

Числовые и буквенные выражения

Находить числовые значения простейших буквенных выражений.

117 - 118.

Решение «усложненных» уравнений.

Решать усложненные уравнения, рассуждать и объяснять способ действия.

119 - 120.

Решение задач способом составления уравнений.

Решать задачи способом составления уравнений

121 - 122.

Решение уравнений. Буквенные выражения.

Решать усложненные уравнения, рассуждать и объяснять способ действия.

123.

Контрольная работа № 10 по теме «Уравнения. Буквенные выражения».

Решать уравнения, буквенные выражения.

124.

Работа над ошибками.

Анализировать и исправлять ошибки; решать задачи способом составления уравнения.

Повторение пройденного материала в 1- 4 классах - 12 часов.

125.

Математический диктант. Повторение. Действия с величинами. Деление с остатком.

Выполнять действия с величинами, делить с остатком.

126.

Уметь решать задачи на движение.

Решать задачи на движение.

127.

Контрольная работа за год № 11

Применять знания, умения и навыки, полученные в результате изучения за год

128.

Работа над ошибками.

Анализировать и исправлять ошибки; решать задачи

129 - 130.

Повторение. Решение задач.

Решать задачи.

131 - 132.

Решение уравнений. Решение задач на движение.

Решать задачи способом составления уравнений

133 - 134.

Самостоятельная работа. Решение задач.

Решать задачи

135 - 136.

Решение задач разного вида.

Решать задачи.

Согласование рабочей программы:


«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания МО учителей

от «__»_ _ 2015_г. №

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

____________________

(подпись) Расшифровка подписи.

Дата __________

© 2010-2022