Программа основы учебно-исследовательской деятельности студентов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

2011г.






Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Организация-разработчик: ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж»


Разработчики:

Канаева Т.Н., Заслуженный учитель РФ, преподаватель педагогики ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж»

Баширова Р.Р., Отличник народного образования, преподаватель педагогики ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж»

Рассмотрена на заседании ПЦК педагогики и психологии ОАОУ СПО АСПК

Протокол №1 от «30» августа 2011 г.

Рекомендована методическим советом ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж»

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. Паспорт программы учебной дисциплины 4

  2. Структура и содержание учебной дисциплины 6

  3. Условия реализации учебной дисциплины 11

  4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 13


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

1.1. Область применения программы.

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в рамках повышения квалификации работников образования).

  1. Место учебной дисциплины в структуре профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в вариативную часть циклов ОПОП.
  2. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студентов должны уметь:

отбирать методы психолого-педагогического исследования с учетом содержания исследования;

использовать различные формы предъявления научного знания;

подбирать литературу по теме исследования;

вводить автора в текст своей работы с последующей ссылкой;

определять тактику и стратегию исследования;

подготовить мультимедийную презентацию или стендовый доклад.

В результате освоения учебной дисциплиной студенты должны знать:

определение науки, области научных знаний, свойства, формы научного знания; функции науки;

сущность и компоненты методологических знаний;

многообразие методов исследования;

логику построения научного исследования: особенности и состав компонентов методологического аппарата исследования, особенности работы с научной литературой, cайтами, требования к цитированию и оформлению сносок, правила оформления исследования;

варианты публичной защиты исследования.



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины. максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, самостоятельной работы обучающегося 18 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

проектное задание

2

внеаудиторная самостоятельная работа

16

итоговая аттестация в форме зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов».



Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся.

Объем

часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел I Сущность и компоненты методологических знаний.

8

Тема 1.1 Определение науки, области научных знаний.

Цель, задачи и структура учебной дисциплины. Связь с другими учебными дисциплинами. Основные вопросы организации учебно-исследовательской деятельности студентов. Общая характеристика науки, ее свойства: кумулятивный характер развития научного знания; дифференциация и интеграция науки. Формы научного знания. Функции науки: описательная, объяснительная, обобщающая, предсказательная, предписывающая.

3

1 Тема 1.2 Уровни научного познания Понятие о методологии научного знания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания мира. Научно-исследовательская деятельность как один из способов вхождения студентов в мир науки, научного познания педагогической деятельности. Процессы интегрирования методологических знаний в современной педагогике.

1

1 Тема 1.3 Сущность понятия «методы психолого-педагогического исследования», их многообразие. Понятие о методах психолого-педагогического исследования как совокупности приемов и операций, направленных на изучение психолого-педагогических проблем учебно-воспитательного характера. Классификация методов исследования. Требования к разработке и использованию различных методов в исследовательской работе. Состав и алгоритм проведения эксперимента. Типология экспериментов. Подготовка, проведение и описание эксперимента. Диагностика в эксперименте. Отбор диагностического материала, методика использования и обработка результатов.

4

1
Самостоятельная работа обучающихся Подбор примеров научных знаний по трем основным группам.

1

3
Самостоятельная работа обучающихся Проведение экспертизы выпускной квалификационной работы: организация, описание и итоги экспериментального исследования. Подбор и подготовка диагностического материала к проведению эксперимента по заданной проблеме. Подбор и подготовка заданий и упражнений формирующего эксперимента в рамках темы собственного исследования.

3

2, 3 Раздел II Логика научного исследования.

28


Тема 2.1 Правила оформления исследования. Виды научных работ. Типы и виды научного исследования. Типология исследований по источникам познания. Правила введения автора в текст исследования. Правила выбора темы исследования. Требования к формулировке темы. Проектирование стратегии научного исследования. Проектирование тактики научного исследования. Гипотеза, ее виды и формулировка. Введение как модель исследования. Основная часть исследования. Виды планов. Заключение, его виды. Список литературы. Оформление источников. Приложения, их виды. Особенности работы с научной литературой по теме исследования. Методика обработки полученной информации: тезисы, конспект, аннотация, рецензия. Язык исследования. Общие требования к стилю написания: орфографическая и стилистическая грамотность. Понятийно-терминологическое обеспечение исследования: дескрипторы и научные понятия. Правила использования научной терминологии. Требования к оформлению титульного листа и оглавления работы. Подготовка и оформление списка литературы, требования ГОСТа. Технические правила: поля, сноски, красные строки и т.д.

25

1 Самостоятельная работа обучающихся Текстовое моделирование: составление таблицы «Состав компонентов научного исследования»

2

2 Самостоятельная работа обучающихся Формулировка темы собственного исследования: определение поля исследования, соблюдение ограничительных условий с помощью объекта и предмета исследования.

1

3
Самостоятельная работа обучающихся Определение объекта, предмета, цели и задач в рамках темы собственного исследования. Формулировка гипотез различного вида; формулировка гипотезы собственного исследования.

2

3 Самостоятельная работа обучающихся Составление аннотированного указателя по теме исследования. Составление плана собственного исследования.

2

3 Самостоятельная работа обучающихся Составление тезауруса научного исследования. Составление аннотации статьи по заданной проблеме.

2

3 Самостоятельная работа обучающихся Построение линейных графиков по заданной проблеме Текстовое моделирование: составление таблицы в рамках рабочего задания. Подготовка презентации индивидуального проекта «Использование графических материалов в исследовании».

3

3 Тема 2.2 Варианты публичной зашиты курсовой работы. Отличия курсовой и выпускной квалификационной работы Отзыв руководителя и рецензии преподавателей. Особенности мультимедийной презентации и стендового доклада.

2

1 Самостоятельная работа обучающихся Подготовка презентации коллективного проекта: правила составления мультимединой презентации или стендового доклада к защите выпускной квалификационной работы.

2

3
Зачет (разделы I - II)

1



ВСЕГО:

54


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета основ учебно-исследовательской деятельности.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места - 30;

  • рабочее место преподавателя;

  • основные и дополнительные учебные издания по дисциплине;

  • оценочные средства (ОС);

Технические средства обучения: компьютер, с лицензионным программным обеспечением, видеомагнитофон, видеокамера, телевизор, мультиформатный плеер.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: персональные компьютеры (с выходом в Интернет)-15, программное обеспечение общего и профессионального назначения, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Ануфриев, А.Ф. Научное исследование. - М., 2002.- 378 c.
  2. Волков, Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. - Ростов - н/Дону, 2001.
  3. Безрукова, В.С. Как написать реферат, курсовую, диплом. - СПб: Питер, 2004.-176 с.: илл.
  4. Безрукова, В.С. Настольная книга педагога-исследователя. - Екатеринбург, 2000.
  5. Борикова, А.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие для студ. Сред. Пед. Уч. Заведений.-М.: Изд. Центр «Академия», 2000.- 128 с.
  6. Дереклеева, Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум-М, 2001.-48 с.
  7. Исследовательская деятельность студентов. /Автор-составитель Т.П. Сальникова - М., 2005.- 175с.
  8. Кузнецов, И.А. Научное исследование. Методика проведения и оформление. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.-432 с.
  9. Кузнецов, И.А. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформление. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.- 352 с.
  10. Общие требования, порядок и правила оформления студенческих работ. - Минск, 2002.
  11. Пастухова И. П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов : учеб.-метод.пособие для студ. средн. проф. учеб. заведений /И.П.Пастухова, Н.В.Тарасова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 160 с.
  12. Руднева, Т.И. Методология и методика педагогического исследования. Методическое пособие по учебному курсу.- Самара: Изд-во МГПУ, 2002.-40с.
Дополнительные источники:
  1. Хуторская, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 298 с.

  2. Педагогика.ру [Электронный ресурс] URL: pedagogy.ru/ (дата обращения: 23.01. 2014)

  3. Педагогическая библиотека [Электронный ресурс] URL: pedlib.ru/Books/katalog.php?id=1 (дата обращения: 11.01.2014)

  4. Методическая Лаборатория Педагогики и Методики Начального Образования МИОО [Электронный ресурс] URL:http:/nachobr.metodist.ru/ (дата обращения 20.01.2014)


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов», обеспечивает организацию и проведение текущего контроля и промежуточной аттестации индивидуальных образовательных достижений-демонстируемых обучающимися знаний, умений. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения внеаудиторной самостоятельной работы, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, проведения диагностических исследований, зачета. При изучении учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» в конце V семестра проводится зачет. Формы и процедуры промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения. Образовательным учреждением создаются условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине к условиям их будущей профессиональной деятельности. Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие оценить знания, умения.

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные

материалы, предназначенные для оценки уровня освоения дисциплины.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения Умения:

отбирать методы психолого-педагогического исследования с учетом содержания исследования;

экспертная оценка умения использовать теоретические знания для классификации методы психолого-педагогического исследования, анализа опыта использования методов изучения и переработки научных текстов; описания методов, составления выписок по технологии их разработки и применения; использовать различные формы предъявления научного знания;

экспертная оценка умения применять теоретические знания для использования различных форм предъявления научных знаний: отбирать фактический материал, научные утверждения, принципы, законы, теории в соответствии с типом и видом научного исследования;

экспертная оценка умения применять теоретические знания для определения понятийно-терминологического обеспечения собственного исследования во внеаудиторной самостоятельной работе; подбирать литературу по теме исследования; экспертная оценка умения использовать теоретические знания для реализации различных целей чтения при работе с источниками информации: информационно-поисковой, усваивающей, аналитико-критической и творческой;

экспертная оценка умения использовать теоретические знания для составления аннотированного указателя по теме исследования; вводить автора в текст своей работы с последующей ссылкой;

экспертная оценка умения использовать теоретические знания для введения автора в текст научной работы с использованием подстрочных, затекстовых и внутритекстовых ссылок; определять тактику и стратегию исследования

экспертная оценка умения использовать теоретические знания для составления плана в рамках темы исследования (с учетом объема, специфики содержания определять количество глав и параграфов) во внеаудиторной самостоятельной работе;

экспертная оценка умения использовать теоретические знания для определения исследовательских операций стратегического характера в ходе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы; экспертная оценка умения использовать теоретические знания для оформления научного исследования с точным соблюдением требований (оформление списка литературы, требования ГОСТа, технические правила: поля, сноски, красные строки и т.д.) подготовить мультимедийную презентацию или стендовый доклад.

экспертная оценка умения использовать теоретические знания для подготовки презентации коллективного проекта: правила составления мультимединой презентации или стендового доклада к защите выпускной квалификационной работы в ходе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы;

Знания: определение науки, области научных знаний, свойства, формы научного знания; функции науки;

экспертная оценка умения использовать теоретические знания для определения цели, задач и структуры учебной дисциплины, связи с другими учебными дисциплинами, основных вопросов организации учебно-исследовательской деятельности студентов;

экспертная оценка способности использовать теоретические знания для определения науки, ее свойств, функций; умений использовать и предъявлять различные формы научных знаний (факт, понятие, положение, принцип, закон, теория) во внеаудиторной самостоятельной работе; сущность и компоненты методологических знаний; экспертная оценка умения предъявлять теоретические знания о методологии научного знания, эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания мира, процессах интегрирования методологических знаний в современной педагогике; многообразие методов исследования;

экспертная оценка умения использовать теоретические знания о методах психолого-педагогического исследования как совокупности приемов и операций, направленных на изучение психолого-педагогических проблем учебно-воспитательного характера: анализ, классификация, способы применения; логика построения научного исследования;

экспертная оценка умения использовать теоретические знания о многообразии научных работ (монография, сборники, словари, журнальные статьи), методах обработки информации (тезисы, конспект, рецензия, аннотация, сайты Интернета) в рамках формирования культуры учебной исследовательской работы в ходе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы;

экспертная оценка умения использовать теоретические знания о правилах введения автора в текст исследования с использованием цитат, купюр и различных сносок в соответствии с логикой построения научного исследования;

экспертная оценка умения использовать теоретические знания об особенностях и составе компонентов методологического аппарата исследования (отбор научных теорий для обоснования темы исследования, выбор методов исследования, обоснование теоретической и практической значимости исследования) во внеаудиторной самостоятельной работе; варианты публичной защиты исследования. экспертная оценка умения использовать теоретические знания о правилах оформления исследования, вариантах публичной защиты исследования во внеаудиторной самостоятельной работе;

экспертная оценка умения использовать теоретические знания в ходе работы над коллективным проектом: умение отбирать и предъявлять информацию на слайдах или стендовом докладе; соблюдать правила цветового разрешения слайдов и фона стендового доклада; пользоваться графическими материалами, таблицами, результатами экспериментального исследования и формами их предъявления.




Разработчики:

ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж»

преподаватель педагогики, Заслуженный учитель РФ

Канаева Т.Н.

ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж»

преподаватель педагогики, Отличник народного образования

Баширова Р.Р.

Эксперты:

Астраханский государственный университет

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития, акмеологии

Борисова Е.В.

ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж»

преподаватель педагогики, Почетный работник среднего специального образования

Сторожева Н.Н.


© 2010-2022