Технологическая карта урока по математике на тему: Алгоритм деления трехзначного числа на однозначное 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

Шнайдер Светлана Сергеевна

Учитель начальных классов МБОУ «Майминская СОШ №3 им. В.Ф. Хохолкова»

Класс: 3

Тема урока: Алгоритм деления трехзначного числа на однозначное.

Цель: сформировать подробный алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное; научить использовать составленный алгоритм;

Задачи:

1)Актуализировать знание нумерации многозначных чисел , приемы умножения на однозначное число, алгоритм деления с остатком и правило деления суммы на число.

2) Развивать вычислительные навыки, логическое мышление.

3) Развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез, обобщение.

Оборудование: Компьютер, мультимедиа проектор, экран. Учебник М.И.Моро «Математика для 3 класса» часть 2.

● Карточки для самостоятельной работы.

Содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Деятельность

учителя

Высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи.

- Быстренько проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

И хочу я точно знать

Кто «отлично» хочет на уроке получать?


-А для этого, я предлагаю вам выбрать те качества, которые помогут вам в этом.

Посмотрите на слова: внимательными, смекалистыми, задиристыми, усидчивыми, сообразительными, шумными, активными, какими бы я вас хотела видеть на уроке и какими хотели бы быть вы?

-Какие слова вы выберете для работы на уроке?

-Давайте им и следовать.

Дети проверяют, всё ли приготовили к уроку на столе.

Настраиваются на работу.
















(Внимательными, смекалистыми, усидчивыми, сообразительными, активными.)



Проверка домашнего задания.

Цель.

Проверить, как усвоен материал предыдущих уроков.


- Пока мы с вами работаем устно, у доски будут работать три ученика. Один записывает решение домашней задачи выражением, а другой - ответы выражений 1 и 2столбиков, третий - ответы 3 и 4 столбиков.

3 ученика работают у доски, остальные устно.

2

Актуализация знаний.

Ц е л ь: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявления затруднений.

Деятельность

учителя

Помощь ученикам при включении в работу;

организация живого диалога;

создание проблемы перед изучением нового материала.

1)актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: умение умножать на круглые числа;

2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение.


На доске.

Назовите числа в порядке возрастания.

721,54,13,145,356,1000,4,975,610.

Назовите числа в порядке убывания.

36,932,632,139,99,36.

Назовите число, в котором 5 сотен,3 десятка.

Назовите число, в котором 5 сотен и 3 единицы.

Назовите число, в котором7 сотен и 5 десятков, 8 единиц. Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых.

542,703,250.

Задача

Девочкам к празднику купили 8 бантиков и заплатили за них 800 рублей. Сколько стоит один бантик? (100 рублей)

- Как считали?

- Какого вида задача?

- Школа закупила мячи по 100 рублей за один мяч и заплатила 1000 рублей. Сколько мячей закупили?

- Сколько мячей купили? Как считали?

- Какого вида деление? ( по содержанию)

Итог.

- Что повторяли, решая эти задачи?

- У кого есть ошибки в счете?

- Кто сосчитал без ошибок?

Проверка выполнения задания на доске.

- Прочитайте условие задачи. Назови решение.

- Кто решил также?

- Кто решил задачу другим способом?

- Какой способ наиболее рациональный?

- Проверим, как нашли значение выражений.

(Тот, при котором задача решается в два действия.)

- У кого другие ответы? (Нет других ответов)

-Проверяем значения выражений. Сверяем ответы первого и второго столбиков. У кого есть другие ответы?

- Сверяем ответы третьего и четвертого столбиков. У кого другие ответы?

-Нахождение значений каких выражений для вас было наиболее затруднительно? (На деление).

-Так как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься?























( 800 :100)

(Деление на равные части).





(1000: по 100)

(Деление по содержанию и на равные части, деление круглых чисел).


Изучение нового материала.


Цель. Ознакомить учащихся с алгоритмом деления трехзначного числа на однозначное и применением его на практике.

Давайте вспомним правило, по которому мы делили вчера трехзначные числа на однозначные.

- Как делили?

-Удобно так считать? ( Нет.)

- Давайте у доски и в тетрадях попробуем применить этот способ, но записывать будем столбиком.

Работать у доски

Запишите выражение 428:2. С какого разряда начнем делить?

- Выдели сотни дугой. Разделится четыре сотни на 2? (Да)

- Значит, в частном первая цифра будет обозначать какой разряд? (Сотни.)

- Сколько в частном будет цифр? ( Три.)

- Делим сотни. Сколько раз по 2 повторится в числе 4?

- Какая первая цифра будет в частном? (2.)

- Проверим. ( 2*2=4. Находим остаток. Остатка нет.)

- Что будем делить потом? ( Десятки. 2: 2=1. Второе число в частном будет обозначать десятки.)

- Находим остаток. ( Остатка нет.)

- Что осталось разделить? ( Первый разряд - единицы. 8:2=4)

- Что запишем в частное? ( Число 4.)

- Находим остаток. ( Остатка нет.)

- Прочитаем частное. (214.)

- Число разделилось нацело? ( Да.)

- Читаем правило в учебнике. С 93.

- Совпадает ли наш вывод с правилом в учебнике?

Давайте запишем алгоритм деления:

Делю сотни - десятки - единицы:

Первое неполное делимое

Делю … на … в частном получается …

Умножаю …

Вычитаю …

Второе неполное делимое …

Третье неполное делимое …

Читаю ответ.

(Мы заменяли числа суммой разрядных слагаемых.)


Каждое слагаемое из этой суммы делили на число. Результаты складывали.)





( С сотен.)


( 2 раза.)


Закрепление учебного материала.


Цели: - зафиксировать способ действия при делении многозначного числа на

однозначное;

- тренировать способность к выполнению деления «уголком».


Упражнение в закреплении алгоритма деления.


- Находим значения выражений с объяснением.

Работаем у доски и в тетради.


828:9 635:5 385:7 656:8 936:9


( Оценки за работу.)


в) Самостоятельная работа.


928:4 657:9 448:7 378:6


г) Проверка. Работа в парах.


- Давайте сделаем проверку. Поработаем для этого в парах. Поменяйтесь тетрадями. У кого есть несовпадения результатов.


- У кого нет?


- Если нет, то решите еще одно выражение. У кого есть, прорешайте вместе еще раз.


- Давайте проверим еще раз. Выяснили причину ошибки. ( Да.)


- Где нам пригодится умение выполнять действие деления еще? (При решении задач.)


д) Решение задачи.


- Работаем в группах.


- Прочитайте условие задачи.


В двух машинах везли картофель, расфасованный в пакеты. В первой машине перевозили 264 килограмма картофеля по 8 кг в пакете. Во второй машине перевозили 189 кг, по 9кг в пакете. Сколько всего пакетов с картофелем перевозили на машинах?


- У кого на парте карточка с буквой:


А - измените вопрос так, чтобы задача решалась в последнем действии вычитанием;


Б - попытайтесь записать решение задачи выражением;


В - запишите решение по действия.


Проверка:


- Как изменили вопрос задачи, чтобы она решалась вычитанием?


- Проверьте, как записали решение выражением. У кого есть отличия в решении?


- Проверьте решения. У кого есть несоответствия?


- Ответственный из каждой группы расскажет о выполнении задания.


- Проверьте еще раз.



Рефлексия.


Цель. Проверить умение оценивать свою работу.

Кто на уроке чувствовал комфортно, все было ясно, трудностей при выполнении заданий не испытывал?


- Кто испытывал затруднения и в процессе работы допускал ошибки, но на уроке чувствовал себя комфортно?


- Кто самостоятельно не смог выполнить ни одного задания и на уроке было не интересно?

Что нового узнали на уроке?


( Узнали, как легче выполнять действие деления, тренировались применять полученные знания при решении задач.)


Домашнее задание.


Цель. Закреплять полученные умения.

- Дома выполните задание в рабочей тетради. Выберете два задания, которые считаете посильными для себя.

Спасибо за урок.











Конспект урока

Шнайдер Светлана Сергеевна

Учитель начальных классов МБОУ «Майминская СОШ №3 им. В.Ф. Хохолкова»

Тема урока: Алгоритм деления трехзначного числа на однозначное.

Цель: сформировать подробный алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное; научить использовать составленный алгоритм;

Задачи:

1)Актуализировать знание нумерации многозначных чисел , приемы умножения на однозначное число, алгоритм деления с остатком и правило деления суммы на число.

2) Развивать вычислительные навыки, логическое мышление.

3) Развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез, обобщение.

Оборудование: Компьютер, мультимедиа проектор, экран. Учебник М.И.Моро «Математика для 3 класса» часть 2.

● Карточки для самостоятельной работы.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне


Быстренько проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

И хочу я точно знать

Кто «отлично» хочет на уроке получать?


-А для этого, я предлагаю вам выбрать те качества, которые помогут вам в этом.

Посмотрите на слова: внимательными, смекалистыми, задиристыми, усидчивыми, сообразительными, шумными, активными, какими бы я вас хотела видеть на уроке и какими хотели бы быть вы?

-Какие слова вы выберете для работы на уроке?

-Давайте им и следовать.


















(Внимательными, смекалистыми, усидчивыми, сообразительными, активными.)


2

Проверка домашнего задания.

Цель.

Проверить, как усвоен материал предыдущих уроков.












Актуализация знаний.

Ц е л ь: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявления затруднений.


Перед тем как перейти к повторению изученного материала проверим как вы выполнили домашнее задание. На дом я задавала № это примеры на умножение столбиком.

Скажите, кто выполнял самостоятельно домашнее задание?

Кто выполнял совместно с родителями?

А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. Перед вами лежат карточки с подобными примерами.

Ваша задача решить примеры и проверить себя по образцу.

Скажите, кто выполнил без ошибок?

Кто допустил ошибки?

Как вы думаете почему вы допустили ошибки?

Назовите числа в порядке возрастания.

721,54,13,145,356,1000,4,975,610.

Назовите числа в порядке убывания.

36,932,632,139,99,36.

Назовите число, в котором 5 сотен,3 десятка.

Назовите число, в котором 5 сотен и 3 единицы.

Назовите число, в котором7 сотен и 5 десятков, 8 единиц. Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых.

542,703,250.

Задача

Девочкам к празднику купили 8 бантиков и заплатили за них 800 рублей. Сколько стоит один бантик? (100 рублей)

- Как считали? ( 800 :100)

- Какого вида задача? (Деление на равные части).

- Школа закупила мячи по 100 рублей за один мяч и заплатила 1000 рублей. Сколько мячей закупили?

- Сколько мячей купили? Как считали? (1000: по 100)

- Какого вида деление? ( по содержанию)

Итог.

- Что повторяли, решая эти задачи?

- У кого есть ошибки в счете?

- Кто сосчитал без ошибок?


Дети работают по карточкам.

Ответы детей.


Самоопределение к деятельности.

Цель. обсуждение затруднений и проговаривание цели и темы урока.


а) На доске запись:

81 : 3 72: 4 400 : 2

600 : 4 486:2 56:4

- Что можете сказать об этих выражениях?

- Мы умеем это делать?

- Найдите значения этих выражений.

(записываем только ответы)

б) Проверка выполнения задания - взаимопроверка.

- Все справились с заданием?

ответ НЕТ:

- Какое задание не удалось выполнить?

- Кому ещё не удалось выполнить это задание?

- Почему не удалось выполнить деление?

- Какие такие примеры?

- Но 400:2, 600:3?

Здесь тоже трехзначное число делим на однозначное!

- Чем отличается это выражение (400:2 и 600:3) от выражения 486:2?

Постановка темы урока.

Как вы думаете какова тема урока?

Исходя из темы урока поставьте цель урока.

Эти выражения на деление.





(будем вырабатывать алгоритм деления некруглых трехзначных чисел на однозначные. )


Проектирование и фиксация нового знания (8 - 10 мин).

Цели: - организовать коммуникативное взаимодействие для нового способа деления;

- зафиксировать новый способ деления в знаковой форме.


- Как разделить трехзначное некруглое число на однозначное число?

- У кого какие предложения?

- На доске появляется такая запись:

1 способ. 1) 400 : 2 =200

2) 80 : 2 =40

3) 6 : 2 = 3

4) 200 + 40 + 3 = 243

- Что заметили?

- Как вы думаете, удобно ли делить таким способом?

- Сколько действий выполнили, чтобы найти значение такого выражения?

- Существует ли другой, более рациональный способ решения таких примеров?

- Какой?

486: 2

С какого разряда начнем деление?

Делим 4 сотни на 2. 4:2=2, в частном будет 2 сотни. Умножаем 2 х2 =4 записываем по сотнями 4. вычитаем из 4 сотен 4 сотни, остатка нет. Число 0 на 2 не делится.

Делим десятки. Сносим 8 десятков и делим на 2. 8 : 2 =4 В частном будет 4. умножаем 4 х 2 =8. вычитаем из 8 десятков 8 получаем 0.

Делим единицы. 6:2 = 3. в частном пишем 3. умножаем 3 х 2 = 6. Вычитаем из 6 единиц 6 получаем 0.

Читаем ответ: 243





- Читаем правило в учебнике. С 93.

- Совпадает ли наш вывод с правилом в учебнике?

Давайте запишем алгоритм деления:

1.Выделяю первое неполное делимое.

Делю единицы (например) 3 разряда. Значит в частном будет 3 цифры.

2.Подбираю первую цифру в частном. Делю первое неполное делимое.

3.Проверяю, сколько разделила. Умножаю.

4. Вычитаю. Нахожу остаток.

5.Сравниваю остаток с делителем. (Он должен быть меньше делителя).

6.Образую второе неполное делимое.Надо снести единицы следующего разряда к остатку.

7.Подбираю вторую цифру в частном. Делю второе неполное делимое.

Если найдены все цифры в частном и в остатке получен 0 - значит, деление закончено.

Обязательно выполнить проверку. Деление проверяем путём умножения частного на делитель.


Выдвижение версий учащимися.

Нет. Запись получается длинная.

Да.

Выполнить деление столбиком.

С разряда сотен



Да.

Записывают алгоритм.


Первичное закрепление с проговариванием

(4 - 5 мин.)


Цели: - зафиксировать способ действия при делении многозначного числа на

однозначное;

- тренировать способность к выполнению деления «уголком».


Фронтальная работа (с проговариванием вслух) .

Теперь попробуйте вы разделить " уголком ".

Алгоритм деления я буду подсказывать.

№ 2, стр.93



Физминутка.






Самоконтроль с самопроверкой по образцу.

(4 - 5 мин.)


Цели: - тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

- проверить способность к делению многозначного числа на однозначное.


- Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание проговаривая алгоритм деления.

Откройте рабочие тетради на с. 68 № 29

Кто справится с заданием №1 переходите на задание № 2.

Проверьте себя по образцу






Включение в систему знаний и повторения

(4 - 5 мин.)

Цели: - закрепить умение решать текстовые задачи;

- тренировать способность к безошибочному решению примеров на деление;

- развивать творческие способности учащихся.


- Как вы думаете, зачем нам нужно уметь делить многозначные числа на однозначные?

- Решим задачу на с.94 №4(1)

Прочитайте условие задачи.

Какой главный вопрос?

Запишем краткую запись.

Как построили школьников?

Кто стоял в каждом ряду?

Сколько мальчиков в каждом ряду?

Сколько девочек в каждом ряду?

Что мы можем узнать?

Каким действием?

Запишите решение и ответ самостоятельно.



Сколько людей в каждом ряду

Сложением.


Рефлексия.

Цели: - оценить результаты собственной деятельности;

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: деление многозначных чисел на однозначное число

- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.

- Вспомните, с каких слов мы начали урок?

- Чему научились?

- Довольны ли вы своей работой?

-Я передаю вам памятку с алгоритмом, давайте проведем проверку:

• Научились находить первое неполное делимое?

• Научились определять количество цифр в частном?

• Сумеете найти цифру для каждого разряда, то есть определить цифру в частном?

-Если вам все удалось на уроке выбирайте - весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы - задумчивый, если вам ещё понадобится помощь- грустный.



Домашнее задание.

Цель. Закреплять полученные умения.

- Дома выполните задание в рабочей тетради. Выберете два задания, которые считаете посильными для себя. Стр. 69.

Спасибо за урок.








© 2010-2022