- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока по литературному чтению Л. Н. Толстой Старый дед и внучек
Технологическая карта урока по литературному чтению Л. Н. Толстой Старый дед и внучек
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Князева В.Е. |
Дата | 01.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока Данные об учителе: Князева Виктория Евгеньевна, учитель начальных классов, без категории, Полное название ОУ (с указанием муниципального образования): Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Глазова Удмуртской Республики Предмет: литературное чтение Класс: 2 - Г Учебник (УМК): Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. 2 класс, Школа России Тема урока: Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек» Тип урока: изучение новой темы Оборудование: учебник «Литературное чтение» (часть 1), портрет Л.Н. Толстого, компьютер с презентацией, видеопроектор, карточка с ФИО автора (Приложение 1), карточка с пословицами (Приложение 2). Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок: Учащиеся владеют:
- регулятивные УУД:
- формулировать тему и цель урока на основе опорных слов (2 уровень);
- выполнять самоконтроль и самооценку своей деятельности (1 уровень);
- выполнять взаимоконтроль и взаимооценку деятельности одноклассников (1 уровень);
- высказывать свое предположение на основе работы с названием текста, с иллюстрацией, с пословицами (2 уровень).
- познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации (1 уровень);
- умение структурировать знания (1 уровень);
- самостоятельно ориентироваться в учебнике (2 уровень);
- делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя (1 уровень).
- коммуникативные УУД:
-
высказывать свою точку зрения по инициативе учителя (1 уровень);
-
эффективно сотрудничать при работе в паре, в группе (2 уровень)
- личностные УУД:
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми (1 уровень);
- адекватная оценка собственных действий (1 уровень).
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные
Совершенствуют навыки артикуляционной и дыхательной гимнастик. Знакомятся с биографией Л.Н. Толстого. Знакомство с рассказом «Старый дед и внучек». Работа со словарными словами. Знакомство с пословицами о семье. 2 уровень - воспроизведение 2 уровень - понимание и обобщение 1 уровень - анализируют под руководством учителя
Регулятивные Формулируют тему и цель урока. Выполняют самооценку, взаимооценку своей деятельности и деятельности одноклассников. Высказывают свое предположение на основе работы с названием текста, с иллюстрацией, с пословицами 2 уровень - самостоятельно планируют свои действия в течение урока 1 уровень - под руководством учителя
Познавательные Находят и выделяют необходимую информацию Ориентируются в учебнике. Структурируют знания, классифицируют по заданному критерию, делают выводы и обобщения.
2 уровень - самостоятельная работа с учебником. 1 уровень - под руководством учителя.
Коммуникативные Высказывают и обосновывают свою точку зрения; эффективно сотрудничают при работе в паре, в группе. 1 уровень - по инициативе учителя. 2 уровень - понимают и воспроизводят информацию.
Личностные Осуществляют сотрудничество в парах, в группе при выполнении учебных задач. Формирование учебно-познавательной мотивации. Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника. 2 уровень - самостоятельное выполнение заданий в парной и групповой работе. 1 уровень - под руководством учителя.
Этап урока, время этапа
Задачи этапа
Методы, приемы обучения
Формы учебного взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД и предметные действия
Мотивационно-целевой этап
Вызвать эмоциональный и познавательный интерес к уроку.
Развитие речевого дыхания
Развитие правильного звукопроизношения
Организовать осмысленное восприятие новой информации.
Беседа
Показ
Показ
Самостоятельная работа с самопроверкой
Беседа
Работа в паре: учитель - ученик
Фронтальная
Фронтальная
Работа в паре: ученик - ученик
Индивидуальная
Приветствует и настраивает обучающихся на урок чтением стихотворения, проверяет их готовность к уроку
Учитель произносит задание, а затем показывает.
Учитель читает стихотворение и выполняет показ.
Организует работу в парах: предлагает найти закономерность и записать шифр на листочках.
Организовывает самостоятельное формулирование цели урока на основе имеющихся знаний и умений. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок
Учащиеся выполняют задание под руководством учителя
Учащиеся выполняют артикуляционную гимнастику под руководством учителя
Выполняют задание самостоятельно с последующей самопроверкой с опорой на слайд презентации.
Опираясь на слова, записанные на листочках и напечатанные на слайде, предполагают тему урока.
Исходя из сказанного, определяют цель урока. Познавательные:
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя, учащихся. Коммуникативные: Высказывать и обосновывать свою точку зрения по инициативе учителя. Личностные: Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника. Формирование учебно - познавательной мотивации. Предметные: Определять основные направления в изучении темы. Совершенствуют навыки артикуляционной и дыхательной гимнастик. Регулятивные: Формулировать тему и цель урока на основе работы с названием текста, с иллюстрацией, с пословицами. Выполняют самооценку своей деятельности
Ориентировочный этап
Сообщение о жизни и творчестве писателя
Рассказ
Беседа
Работа в паре учитель-ученик
Рассказывает биографию писателя и организует проверку восприятия материала с опорой на вопросы слайда
Учащиеся слушают и анализируют рассказ учителя, затем в устной форме проводится проверка восприятия материала по вопросам слайда.
Познавательные: Делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: Высказывать и обосновывать свою точку зрения по инициативе учителя. Личностные: Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника. Предметные: Знакомятся с биографией Л.Н. Толстого. Регулятивные: Выполнять взаимоконтроль и взаимооценку деятельности одноклассников.
Поисково-исследовательский этап
Развитие логических операций
Физ. минутка
Самостоятельная работа с взаимопроверкой
Фронтальная
Работа в группе ученик - ученик
С помощью наводящих вопросов подводит учащихся к формулированию задания.
Организует работу в группах по «сбору» и обсуждению пословиц.
Организует взаимопроверку в группах.
Физ. минутка
Учащиеся формулирую задание; в группе «собирают» пословицы, затем анализируют и определяют тему всех пословиц.
Учащиеся осуществляют взаимопроверку на листочках.
Познавательные:
Делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя, учащихся.
Коммуникативные: Высказывать и обосновывать свою точку зрения по инициативе учителя. Эффективно сотрудничать в группе. Личностные: Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника. Предметные: Знакомство с пословицами о семье. Регулятивные: Выполнять взаимоконтроль и взаимооценку своей деятельности.
Практический этап
Расширение словарного запаса
Проверка понимания; обеспечить осмысление процесса;
обеспечить применение полученных знаний;
Работа со словарными словами
Первичное чтение рассказа
Вторичное чтение рассказа
Обобщающая беседа
Фронтальная
Работа в паре: учитель-ученик
Фронтально-индивидуальная
Коллективная Организует словарную работу на слайде.
Учитель читает рассказ. Организует работу по прослушанному произведению: предлагает закончить предложения, напечатанные на слайде презентации.
Организует вторичное чтение рассказа по частям с подробным анализом произведения.
Предлагает проанализировать данный рассказ, с точки зрения близких и родных учащихся.
Учитель возвращается к пословицам с помощью гиперссылки на слайде. Учащиеся читают слова, которые могут встретиться в рассказе.
Учащиеся следят за чтением учителя. Высказывают своё мнение, заканчивая одно из предложений.
Читают по цепочке, затем отвечают на вопросы учителя, используя выборочное чтение. Производят анализ произведения.
Учащиеся рассказывают о том, как они проявляют заботу по отношению к своим близким и родным.
Учащиеся визуально анализируют пословицы и определяют пословицу, которая характеризует данное произведение, высказывая свою точку зрения. Познавательные:
Делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя, учащихся. Коммуникативные: Высказывать и обосновывать свою точку зрения по инициативе учителя. Эффективно сотрудничать при работе в паре. Личностные: Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника. Предметные: Знакомство со словарными словами. Знакомство с рассказом «Старый дед и внучек» Регулятивные: Выполнять самоконтроль и самооценку своей деятельности. Выполнять взаимоконтроль и взаимооценку деятельности одноклассников
Рефлексивно-оценочный этап
Обеспечить осмысление процесса и результата деятельности
Оценка учащихся
Фронтальная работа
Индивидуальная работа Организует работу с проблемным вопросом.
Предлагает оценить факт достижения цели урока. Учащиеся анализируют вопрос и высказывают своё мнение.
Оценивают уровень достижения цели.
Познавательные: Делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: Высказывать и обосновывать свою точку зрения по инициативе учителя. Личностные: Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника. Предметные: Способность использовать полученные знания. Регулятивные: Выполнять самоконтроль и самооценку своей деятельности.
Приложение 1.
ЛВЕИВЧНТИОКЛОСЛТАОЕЙ
________ _____________________ __________________
3 10 7
Приложение 2.
-
Кто родителей почитает, чем родная матушка.
-
Вся семья вместе, тот вовек не погибает.
-
Нет лучше друга, и душа на месте.
Сценарий урока
Этап урока, время этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Мотивационно - целевой этап
- Учитель читает стихотворение
- Дыхательная гимнастика
- Артикуляционная гимнастика
- Ребята, у вас на столах лежат карточки. Подумайте, найдите закономерность и запишите, что здесь зашифровано. Внизу указано количество букв в слове. Работаем в парах. Удачи!
-
ЛВЕИВЧНТИОКЛОСЛТАОЕЙ
________ _____________________ __________________ 3 10 7
- Что у вас получилось? - Кто такой Лев Николаевич Толстой? - Приходилось ли вам читать когда-нибудь произведения Л.Н. Толстого? - Сформулируйте тему и цель урока.
Работа в парах по карточкам
Высказывают своё мнение
Формулируют тему и цель урока
Ориентировочный этап
- Рассказ учителя о Л.Н. Толстом с использованием презентации
- Слайд
- Где жил Л.Н. Толстой?
- Каким он был человеком?
- Как Л.Н. Толстой помогал детям из бедных семей?
- О чём он писал в своих рассказах для детей?
- Л.Н. Толстой родился в 1828 году, 185 лет назад. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для детей и взрослых.
- Проверка восприятия материала
(Аналогично с вопросами 2, 3, 4 )
- Молодцы! Вы были внимательны, правильно ответили на все мои вопросы.
Чтение вопросов со слайда про себя
Чтение вопросов вслух по цепочке
Слушают биографию Л.Н. Толстого
Отвечают на вопросы со слайда
Поисково-исследовательский этап
- Л.Н. Толстой в своём творчестве очень часто обращался к пословицам и поговоркам. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. Посмотрите на слайд и попробуйте сформулировать задание.
- Слайд
- Кто родителей почитает, чем родная матушка.
- Вся семья вместе, тот вовек не погибает.
- Нет лучше друга, и душа на месте.
- Работаем в группах. Обсудите, какой темой объединены все эти пословицы? - Поменялись листочками. Проверяем (со слайда), оцените друг друга. - Какой темой объединены все эти пословицы? (семья)
Физ. минутка
Пробуют сформулировать задание
(соединить начало и конец пословицы, чтобы получилось правильно)
Работают в группах
Взаимопроверка, оценивание
Высказывают своё мнение
Практический этап - Откройте учебник на стр. 110. Прочитайте название рассказа, который мы будем изучать. Рассмотрите иллюстрацию к нему. Вспомните пословицы. - Подумайте, о чём будет этот рассказ? - Узнаем значения некоторых слов.
- Слайд
- Невестка - жена брата или жена сына.
- Лоханка -
- Слаживает -
- Бранила - ругала
- Сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы после прослушивания подумайте и попробуйте продолжить одно из предложений.
- Слайд
- Учитель читает рассказ, учащиеся следят.
- Чтение детьми I части + анализ
- Чтение детьми II части + анализ
- Обобщающая беседа
Работают с названием, иллюстрацией и пословицами
Предположения ребят
Читают со слайда по цепочке
Читают предложения
Следят за чтением учителя
Пробуют закончить одно из предложений
Высказывают своё мнение
Читают по цепочке, отвечают на вопросы + выборочное чтение
Читают по цепочке, отвечают на вопросы + выборочное чтение
Высказывают своё мнение
Поднимают руки
Рассказывают о своём отношении
Визуально анализируют пословицы и выбирают ту, которая точно определяет идею рассказа, высказывая своё мнение.
Рефлексивно-оценочный этап - У меня возник вопрос: для кого всё-таки больше написан этот рассказ - для родителей или для детей? - Если для родителей, тогда зачем вы, дети, должны читать этот рассказ? - Оцените свою работу на уроке.
- С каким произведением познакомились сегодня на уроке? - Кто автор? - Чему учит нас рассказ?
- Д/з: написать рассказ о том, как вы заботитесь о своих родных и близких.
Дети оценивают свою работу на уроке.
Подводят итог проделанной работе.
Проект самоанализа урока
Аттестуемый педагог (ФИО): Князева Виктория Евгеньевна Должность: учитель начальных классов
Полное название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» города Глазова УР
Предмет: литературное чтение Класс 2-Г Учебник (УМК) Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.Литературное чтение. 2 класс, часть 1
Тема урока: Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек» Тип урока: урок изучения нового материала.
Этапы урока
Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов обучения
Возможные риски
Коррекционная работа Мотивационно-целевой этап
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Предметные УУД
Регулятивные УУД
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя, учащихся.
Высказывать и обосновывать свою точку зрения по инициативе учителя.
Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника. Формирование учебно - познавательной мотивации.
Определять основные направления в изучении темы.
Совершенствуют навыки артикуляционной и дыхательной гимнастик.
Формулировать тему и цель урока на основе работы с названием текста, с иллюстрацией, с пословицами. Выполняют самооценку своей деятельности
2 уровень-понимание, обобщение
2 уровень - воспроизведение в парах
1 уровень - под руководством учителя
2 уровень - самостоятельное формулирование темы
Дети не могут самостоятельно найти закономерность и, следовательно, расшифровать слова.
Дети не могут самостоятельно сформулировать тему, цель урока. Ученики пассивны
Учитель выполняем задание вместе с учащимися, проговаривая закономерность.
Учитель помогает с формулировкой темы, просит сформулировать цели наиболее подготовленных учащихся. Ориентировочный этап
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Предметные УУД
Личностные УУД Делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя. Высказывать и обосновывать свою точку зрения по инициативе учителя. Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника. Знакомятся с биографией Л.Н. Толстого. Выполнять взаимоконтроль и взаимооценку деятельности одноклассников.
1 уровень - под руководством учителя
2 уровень -самостоятельное восприятие и воспроизведение материала
Учащиеся не могут самостоятельно воспроизвести материал после прослушанного. Учащиеся пассивны.
Учитель рассказывает биографию по частям, давая возможность более полно воспринять и воспроизвести материал. Поисково-исследовательский этап
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Предметные УУД
Регулятивные УУД
Делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя, учащихся. Высказывать и обосновывать свою точку зрения по инициативе учителя. Эффективно сотрудничать в группе. Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника. Знакомство с пословицами о семье. Выполнять взаимоконтроль и взаимооценку своей деятельности.
2 уровень - воспроизведение пословиц в группах
1 уровень - под руководством учителя
Учащиеся не могут собрать пословицы, а соответственно и проанализировать их.
Вспомнить понятие «рифма» на примере одной из пословиц. Практический этап
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Предметные УУД
Регулятивные УУД
Делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя, учащихся. Высказывать и обосновывать свою точку зрения по инициативе учителя. Эффективно сотрудничать при работе в паре. Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника. Знакомство со словарными словами. Знакомство с рассказом «Старый дед и внучек» Выполнять самоконтроль и самооценку своей деятельности. Выполнять взаимоконтроль и взаимооценку деятельности одноклассников
2 уровень - понимание, воспроизведение
1 уровень - под руководством учителя
Учащиеся не могут самостоятельно проанализировать текст, найти главную мысль рассказа и его идею.
Рефлексивно-оценочный этап
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Предметные УУД
Регулятивные УУД Познавательные: Делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя. Высказывать и обосновывать свою точку зрения по инициативе учителя. Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника. Способность использовать полученные знания. Выполнять самоконтроль и самооценку своей деятельности.
2 уровень - самостоятельная работа
1 уровень - под руководством учителя
Затрудняются в анализе проблемного вопроса.
Ученики не адекватно оценивают свою работу.
Вспомнить цели, поставленные в начале урока, проанализировать деятельность в течение урока и соотнести с результатом, проговорив вместе.
Повторить алгоритм оценивания, совместными усилиями оценить работу одного ученика.