Технологическая карта урока по литературному чтению Л. Н. Толстой Старый дед и внучек

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока Данные об учителе: Князева Виктория Евгеньевна, учитель начальных классов, без категории, Полное название ОУ (с указанием муниципального образования): Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Глазова Удмуртской Республики Предмет: литературное чтение Класс: 2 - Г Учебник (УМК): Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. 2 класс, Школа России Тема урока: Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек» Тип урока: изучение новой темы Оборудование: учебник «Литературное чтение» (часть 1), портрет Л.Н. Толстого, компьютер с презентацией, видеопроектор, карточка с ФИО автора (Приложение 1), карточка с пословицами (Приложение 2). Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок: Учащиеся владеют:

  • регулятивные УУД:
  • формулировать тему и цель урока на основе опорных слов (2 уровень);
  • выполнять самоконтроль и самооценку своей деятельности (1 уровень);
  • выполнять взаимоконтроль и взаимооценку деятельности одноклассников (1 уровень);
  • высказывать свое предположение на основе работы с названием текста, с иллюстрацией, с пословицами (2 уровень).
  • познавательные УУД:
  • поиск и выделение необходимой информации (1 уровень);
  • умение структурировать знания (1 уровень);
  • самостоятельно ориентироваться в учебнике (2 уровень);
  • делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя (1 уровень).
  • коммуникативные УУД:
  • высказывать свою точку зрения по инициативе учителя (1 уровень);

  • эффективно сотрудничать при работе в паре, в группе (2 уровень)

  • личностные УУД:
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми (1 уровень);
  • адекватная оценка собственных действий (1 уровень).


Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения



Предметные
Совершенствуют навыки артикуляционной и дыхательной гимнастик. Знакомятся с биографией Л.Н. Толстого. Знакомство с рассказом «Старый дед и внучек». Работа со словарными словами. Знакомство с пословицами о семье. 2 уровень - воспроизведение 2 уровень - понимание и обобщение 1 уровень - анализируют под руководством учителя

Регулятивные Формулируют тему и цель урока. Выполняют самооценку, взаимооценку своей деятельности и деятельности одноклассников. Высказывают свое предположение на основе работы с названием текста, с иллюстрацией, с пословицами 2 уровень - самостоятельно планируют свои действия в течение урока 1 уровень - под руководством учителя



Познавательные Находят и выделяют необходимую информацию Ориентируются в учебнике. Структурируют знания, классифицируют по заданному критерию, делают выводы и обобщения.

2 уровень - самостоятельная работа с учебником. 1 уровень - под руководством учителя.

Коммуникативные Высказывают и обосновывают свою точку зрения; эффективно сотрудничают при работе в паре, в группе. 1 уровень - по инициативе учителя. 2 уровень - понимают и воспроизводят информацию.



Личностные Осуществляют сотрудничество в парах, в группе при выполнении учебных задач. Формирование учебно-познавательной мотивации. Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника. 2 уровень - самостоятельное выполнение заданий в парной и групповой работе. 1 уровень - под руководством учителя.


Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

Вызвать эмоциональный и познавательный интерес к уроку.



Развитие речевого дыхания



Развитие правильного звукопроизношения



Организовать осмысленное восприятие новой информации.











Беседа






Показ




Показ





Самостоятельная работа с самопроверкой




Беседа

Работа в паре: учитель - ученик




Фронтальная




Фронтальная





Работа в паре: ученик - ученик





Индивидуальная







Приветствует и настраивает обучающихся на урок чтением стихотворения, проверяет их готовность к уроку
Учитель произносит задание, а затем показывает.

Учитель читает стихотворение и выполняет показ.

Организует работу в парах: предлагает найти закономерность и записать шифр на листочках.

Организовывает самостоятельное формулирование цели урока на основе имеющихся знаний и умений. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок

Учащиеся выполняют задание под руководством учителя
Учащиеся выполняют артикуляционную гимнастику под руководством учителя
Выполняют задание самостоятельно с последующей самопроверкой с опорой на слайд презентации.
Опираясь на слова, записанные на листочках и напечатанные на слайде, предполагают тему урока.
Исходя из сказанного, определяют цель урока. Познавательные:

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя, учащихся. Коммуникативные: Высказывать и обосновывать свою точку зрения по инициативе учителя. Личностные: Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника. Формирование учебно - познавательной мотивации. Предметные: Определять основные направления в изучении темы. Совершенствуют навыки артикуляционной и дыхательной гимнастик. Регулятивные: Формулировать тему и цель урока на основе работы с названием текста, с иллюстрацией, с пословицами. Выполняют самооценку своей деятельности

Ориентировочный этап

Сообщение о жизни и творчестве писателя







Рассказ


Беседа







Работа в паре учитель-ученик













Рассказывает биографию писателя и организует проверку восприятия материала с опорой на вопросы слайда



Учащиеся слушают и анализируют рассказ учителя, затем в устной форме проводится проверка восприятия материала по вопросам слайда.



Познавательные: Делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: Высказывать и обосновывать свою точку зрения по инициативе учителя. Личностные: Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника. Предметные: Знакомятся с биографией Л.Н. Толстого. Регулятивные: Выполнять взаимоконтроль и взаимооценку деятельности одноклассников.

Поисково-исследовательский этап

Развитие логических операций










Физ. минутка

Самостоятельная работа с взаимопроверкой




Фронтальная




Работа в группе ученик - ученик


С помощью наводящих вопросов подводит учащихся к формулированию задания.
Организует работу в группах по «сбору» и обсуждению пословиц.
Организует взаимопроверку в группах.

Физ. минутка
Учащиеся формулирую задание; в группе «собирают» пословицы, затем анализируют и определяют тему всех пословиц.

Учащиеся осуществляют взаимопроверку на листочках.
Познавательные:

Делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя, учащихся.

Коммуникативные: Высказывать и обосновывать свою точку зрения по инициативе учителя. Эффективно сотрудничать в группе. Личностные: Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника. Предметные: Знакомство с пословицами о семье. Регулятивные: Выполнять взаимоконтроль и взаимооценку своей деятельности.

Практический этап

Расширение словарного запаса



Проверка понимания; обеспечить осмысление процесса;



обеспечить применение полученных знаний;


Работа со словарными словами


Первичное чтение рассказа







Вторичное чтение рассказа






Обобщающая беседа

Фронтальная




Работа в паре: учитель-ученик







Фронтально-индивидуальная






Коллективная Организует словарную работу на слайде.

Учитель читает рассказ. Организует работу по прослушанному произведению: предлагает закончить предложения, напечатанные на слайде презентации.
Организует вторичное чтение рассказа по частям с подробным анализом произведения.


Предлагает проанализировать данный рассказ, с точки зрения близких и родных учащихся.
Учитель возвращается к пословицам с помощью гиперссылки на слайде. Учащиеся читают слова, которые могут встретиться в рассказе.
Учащиеся следят за чтением учителя. Высказывают своё мнение, заканчивая одно из предложений.


Читают по цепочке, затем отвечают на вопросы учителя, используя выборочное чтение. Производят анализ произведения.
Учащиеся рассказывают о том, как они проявляют заботу по отношению к своим близким и родным.
Учащиеся визуально анализируют пословицы и определяют пословицу, которая характеризует данное произведение, высказывая свою точку зрения. Познавательные:

Делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя, учащихся. Коммуникативные: Высказывать и обосновывать свою точку зрения по инициативе учителя. Эффективно сотрудничать при работе в паре. Личностные: Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника. Предметные: Знакомство со словарными словами. Знакомство с рассказом «Старый дед и внучек» Регулятивные: Выполнять самоконтроль и самооценку своей деятельности. Выполнять взаимоконтроль и взаимооценку деятельности одноклассников

Рефлексивно-оценочный этап

Обеспечить осмысление процесса и результата деятельности

Оценка учащихся

Фронтальная работа



Индивидуальная работа Организует работу с проблемным вопросом.

Предлагает оценить факт достижения цели урока. Учащиеся анализируют вопрос и высказывают своё мнение.
Оценивают уровень достижения цели.



Познавательные: Делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: Высказывать и обосновывать свою точку зрения по инициативе учителя. Личностные: Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника. Предметные: Способность использовать полученные знания. Регулятивные: Выполнять самоконтроль и самооценку своей деятельности.



Приложение 1.

ЛВЕИВЧНТИОКЛОСЛТАОЕЙ

________ _____________________ __________________

3 10 7

Приложение 2.


  1. Кто родителей почитает, чем родная матушка.

  2. Вся семья вместе, тот вовек не погибает.

  3. Нет лучше друга, и душа на месте.

Сценарий урока

Этап урока, время этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационно - целевой этап

  • Учитель читает стихотворение
  • Дыхательная гимнастика
  • Артикуляционная гимнастика

- Ребята, у вас на столах лежат карточки. Подумайте, найдите закономерность и запишите, что здесь зашифровано. Внизу указано количество букв в слове. Работаем в парах. Удачи!


ЛВЕИВЧНТИОКЛОСЛТАОЕЙ


________ _____________________ __________________ 3 10 7


- Что у вас получилось? - Кто такой Лев Николаевич Толстой? - Приходилось ли вам читать когда-нибудь произведения Л.Н. Толстого? - Сформулируйте тему и цель урока.





Работа в парах по карточкам









Высказывают своё мнение


Формулируют тему и цель урока

Ориентировочный этап

  • Рассказ учителя о Л.Н. Толстом с использованием презентации
- Сейчас я расскажу вам о жизни писателя. Слушайте внимательно, будьте готовы ответить на вопросы.
  • Слайд
  1. Где жил Л.Н. Толстой?
  2. Каким он был человеком?
  3. Как Л.Н. Толстой помогал детям из бедных семей?
  4. О чём он писал в своих рассказах для детей?
- Прочитайте вопросы про себя. - Прочитайте вслух по цепочке.
  • Л.Н. Толстой родился в 1828 году, 185 лет назад. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для детей и взрослых.
Лев Николаевич всё время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудился. Он очень долго жил в своём доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира. В соседней деревне он велел построить школу для бедных детей и сам занимался с ними. Л.Н. Толстой написал учебник «Русская азбука». Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, о помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро, о необходимости учиться и о многом другом.
  • Проверка восприятия материала
- Прочитайте 1 вопрос, дайте на него ответ.

(Аналогично с вопросами 2, 3, 4 )

- Молодцы! Вы были внимательны, правильно ответили на все мои вопросы.









Чтение вопросов со слайда про себя

Чтение вопросов вслух по цепочке


Слушают биографию Л.Н. Толстого















Отвечают на вопросы со слайда

Поисково-исследовательский этап


- Л.Н. Толстой в своём творчестве очень часто обращался к пословицам и поговоркам. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. Посмотрите на слайд и попробуйте сформулировать задание.

  • Слайд

  1. Кто родителей почитает, чем родная матушка.
  2. Вся семья вместе, тот вовек не погибает.
  3. Нет лучше друга, и душа на месте.

- Работаем в группах. Обсудите, какой темой объединены все эти пословицы? - Поменялись листочками. Проверяем (со слайда), оцените друг друга. - Какой темой объединены все эти пословицы? (семья)

Физ. минутка




Пробуют сформулировать задание

(соединить начало и конец пословицы, чтобы получилось правильно)













Работают в группах

Взаимопроверка, оценивание

Высказывают своё мнение

Практический этап - Откройте учебник на стр. 110. Прочитайте название рассказа, который мы будем изучать. Рассмотрите иллюстрацию к нему. Вспомните пословицы. - Подумайте, о чём будет этот рассказ? - Узнаем значения некоторых слов.

  • Слайд
  1. Невестка - жена брата или жена сына.
  2. Лоханка -
  3. Слаживает -
  4. Бранила - ругала

- Сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы после прослушивания подумайте и попробуйте продолжить одно из предложений.
  • Слайд
Я почувствовал … Я задумался …
  • Учитель читает рассказ, учащиеся следят.
- Попробуйте продолжить одно из предложений. - На сколько частей можно разделить этот рассказ?
  • Чтение детьми I части + анализ
- Почему деда не сажали за стол? - Что случилось во время обеда? - А почему дед уронил и разбил чашку? - Прочитайте, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой? - Правильно ли поступила невестка? Почему?
  • Чтение детьми II части + анализ
- Зачем Миша делал лохань? - Прочитай, почему родители Миши заплакали? - Как после этой истории стали относиться к дедушке?
  • Обобщающая беседа
- Можно ли этот рассказ назвать поучительным? - Чему он нас учит? - Этот рассказ был написан очень давно. А может ли произойти такая история в наше время? - Есть ли в вашей семье пожилые люди (дедушки, бабушки)? - Как вы к ним относитесь? - Посмотрите на пословицы, которые вы собрали в начале урока. Какая пословица более точно описывает наш рассказ? Докажите.

Работают с названием, иллюстрацией и пословицами

Предположения ребят



Читают со слайда по цепочке









Читают предложения


Следят за чтением учителя

Пробуют закончить одно из предложений

Высказывают своё мнение



Читают по цепочке, отвечают на вопросы + выборочное чтение






Читают по цепочке, отвечают на вопросы + выборочное чтение







Высказывают своё мнение


Поднимают руки

Рассказывают о своём отношении


Визуально анализируют пословицы и выбирают ту, которая точно определяет идею рассказа, высказывая своё мнение.

Рефлексивно-оценочный этап - У меня возник вопрос: для кого всё-таки больше написан этот рассказ - для родителей или для детей? - Если для родителей, тогда зачем вы, дети, должны читать этот рассказ? - Оцените свою работу на уроке.
- С каким произведением познакомились сегодня на уроке? - Кто автор? - Чему учит нас рассказ?
- Д/з: написать рассказ о том, как вы заботитесь о своих родных и близких.




Дети оценивают свою работу на уроке.



Подводят итог проделанной работе.





























Проект самоанализа урока

Аттестуемый педагог (ФИО): Князева Виктория Евгеньевна Должность: учитель начальных классов

Полное название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» города Глазова УР

Предмет: литературное чтение Класс 2-Г Учебник (УМК) Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.Литературное чтение. 2 класс, часть 1

Тема урока: Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек» Тип урока: урок изучения нового материала.



Этапы урока

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Возможные риски

Коррекционная работа Мотивационно-целевой этап

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Предметные УУД

Регулятивные УУД

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя, учащихся.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения по инициативе учителя.

Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника. Формирование учебно - познавательной мотивации.

Определять основные направления в изучении темы.

Совершенствуют навыки артикуляционной и дыхательной гимнастик.

Формулировать тему и цель урока на основе работы с названием текста, с иллюстрацией, с пословицами. Выполняют самооценку своей деятельности

2 уровень-понимание, обобщение

2 уровень - воспроизведение в парах

1 уровень - под руководством учителя

2 уровень - самостоятельное формулирование темы

Дети не могут самостоятельно найти закономерность и, следовательно, расшифровать слова.

Дети не могут самостоятельно сформулировать тему, цель урока. Ученики пассивны

Учитель выполняем задание вместе с учащимися, проговаривая закономерность.

Учитель помогает с формулировкой темы, просит сформулировать цели наиболее подготовленных учащихся. Ориентировочный этап

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Предметные УУД

Личностные УУД Делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя. Высказывать и обосновывать свою точку зрения по инициативе учителя. Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника. Знакомятся с биографией Л.Н. Толстого. Выполнять взаимоконтроль и взаимооценку деятельности одноклассников.

1 уровень - под руководством учителя

2 уровень -самостоятельное восприятие и воспроизведение материала

Учащиеся не могут самостоятельно воспроизвести материал после прослушанного. Учащиеся пассивны.

Учитель рассказывает биографию по частям, давая возможность более полно воспринять и воспроизвести материал. Поисково-исследовательский этап

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Предметные УУД

Регулятивные УУД

Делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя, учащихся. Высказывать и обосновывать свою точку зрения по инициативе учителя. Эффективно сотрудничать в группе. Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника. Знакомство с пословицами о семье. Выполнять взаимоконтроль и взаимооценку своей деятельности.

2 уровень - воспроизведение пословиц в группах

1 уровень - под руководством учителя

Учащиеся не могут собрать пословицы, а соответственно и проанализировать их.

Вспомнить понятие «рифма» на примере одной из пословиц. Практический этап

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Предметные УУД

Регулятивные УУД

Делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя, учащихся. Высказывать и обосновывать свою точку зрения по инициативе учителя. Эффективно сотрудничать при работе в паре. Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника. Знакомство со словарными словами. Знакомство с рассказом «Старый дед и внучек» Выполнять самоконтроль и самооценку своей деятельности. Выполнять взаимоконтроль и взаимооценку деятельности одноклассников

2 уровень - понимание, воспроизведение

1 уровень - под руководством учителя

Учащиеся не могут самостоятельно проанализировать текст, найти главную мысль рассказа и его идею.


Рефлексивно-оценочный этап

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Предметные УУД

Регулятивные УУД Познавательные: Делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя. Высказывать и обосновывать свою точку зрения по инициативе учителя. Адекватная оценка собственных действий и действий одноклассника. Способность использовать полученные знания. Выполнять самоконтроль и самооценку своей деятельности.

2 уровень - самостоятельная работа

1 уровень - под руководством учителя

Затрудняются в анализе проблемного вопроса.

Ученики не адекватно оценивают свою работу.

Вспомнить цели, поставленные в начале урока, проанализировать деятельность в течение урока и соотнести с результатом, проговорив вместе.

Повторить алгоритм оценивания, совместными усилиями оценить работу одного ученика.



© 2010-2022