Конспект урока по русскому языку на тему Безударные гласные в корне слова

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: русский язык

Класс: 2 Тип урока: ОНЗ Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне слова». Автор урока: Шебаршова Виктория Сергеевна, учитель начальных классов. Цели урока: Личностные: формировать интерес к изучению русского языка Предметные:

  • сформировать представление о новой орфограмме «безударная гласная в корнеслова»;
  • умение проверять слова с безударными гласными в корне, видеть орфограмму в слове.
Метапредметные:
  • содействовать развитию связной речи и расширению лексического запаса учащихся;
  • определять успешность собственной деятельности.
  • находить в учебнике необходимую информацию и ответ на заданный вопрос.
  • осуществлять взаимопроверку и оценивать результат своей деятельности.

Оборудование:
  1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение »
  2. Тетрадь
  3. Разрезные карточки
  4. Компьютер
  5. Проектор
Аннотация к работе:сценарий урока русского языка для учащихся 2 класса по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова» по учебнику В. П. Канакиной «Русский язык» состоит из конспекта урока, презентации, раздаточного материала. Урок ОНЗ построен в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон.

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайся всё понять -

Будешь грамотно писать.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

-Ребята, сегодняшний наш урок я хотела бы начать с пословицы. Прочитайте её.Пословица записана на доске:

«Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости».

- Как вы понимаете смысл пословицы?

-Может ли человек сразу родиться мудрым?

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.


-Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? Какие звуки мы называем гласными? Назовите отличия гласного звука от согласного.
Чистописание Мы в лес за наукой Сегодня пойдём. Смекалку, фантазию нашу возьмём. Дорогой с пути никуда не свернём, Но чтобы лес нам скорее достичь, Должны мы по тропке Красиво пройтись!
- Поработайте самостоятельно на следующей строке, чередуя эти буквы. А-и-о-у - Подчеркните самую удачную букву. - Дайте характеристику звукам, которые обозначают эти буквы. - Какие ещё звуки вы могли бы добавить в эту группу? (ы,э) - Сколько гласных звуков в русском языке? (6) - Как вы думаете, почему я предложила вам вспомнить гласные буквы? (Можно предположить, что новая тема будет связана с гласными.) - Молодцы!

- Я хочу рассказать вам одну историю.

Петя написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.

-Мяч будет, - сказал товарищам Петя, -Колька принесет. Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

- Почему так получилось? (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «мячом»).

- Какое правило не знал Петя? (Правило о правописании безударных гласных в корне слова).

- Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Пети?

(Ставить ударение и подбирать проверочные слова.)

- Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне? На доске карточка со словами:

В..рона, л…пата, с…рока


- Сформулируйте задание. (Вставить пропущенную букву, записать слово в тетрадь.) - Запишите! Учащиеся записывают словав тетрадь. - Проверьте! Учитель переворачивает карточку.

Ворона, лопата, сорока


- Сделайте вывод! (Я правильно написал слово; я ошибся в выборе буквы.) - Какие знания помогли правильно написать слово? (Знания словарных слов, написание которых надо запомнить.) - Что посоветуем тем, кто ошибся? (Запомнить написание этого слова.) -Допишите ещё 3 слова из словарика.
На доске карточка с пробным заданием:

Л..сная тр…пинка т..мнела.



- Прочитайте предложение и сформулируйте задание для пробного действия. (Вставить пропущенные буквы в слова.)
Учащиеся записывают. - Сравните свои результаты с образцом! На доску вывешивается карточка с образцом:

Лесная тропинка темнела.


- Кто испытал затруднение? Сформулируйте свое затруднение? (Я не смог правильно вставить букву.) - Кто правильно написал предложение, обоснуйте свое написание! (Мы не можем обосновать свое написание.) 3.Выявление места и причины затруднения. - Что выявило пробное действие? (Затруднение возникло у всех.) - Следующий шаг. (Надо подумать, как выйти из затруднения.) - Какое задание выполняли? (Вставляли пропущенные буквы в словах.) - Какие буквы вы вставляли? (гласные) - Уточните местоположение этих букв в словах. (гласные в корне слова.) - Почему возникло сомнение, какую букву нужно писать? (безударные гласные звуки не всегда произносятся и пишутся одинаково) - Как я поняла у вас сомнение из-за несовпадения произношения и написания! Что это значит? (Перед нами орфограмма.) - Что такое орфограмма? (Когда произношение не совпадает с написанием!) - Что является нам помощником при работе с орфограммой!? (Правило правописания.) - Каких знаний вам не хватает для того, чтобы правильно написать и объяснить правописание безударных гласных в корне? (Нам не хватает правила правописания слов с безударным гласным звуком в корне.)

4.Построение проекта выхода из затруднения. - Какую цель перед собой ставите? (Составить правило правописания безударных гласных в корне слова.) - Определите тему сегодняшнего урока! (Правописание безударных гласных в корне слова) На доске записывается тема урока. - Что вам необходимо для дальнейшей работы? (План работы.) - Спланируем ваши следующие действия. Что будете наблюдать? (Безударные гласные в корне слова) На доске постепенно появляются шаги плана:

1. Наблюдение за безударными гласными в корне слова.




- Что будете сравнивать? (Сравним написание ударных и безударных гласных в словах.)

2. Сравним написание ударных и безударных гласных в словах.




- Что станет итогом вашей работы? (Правило правописания безударных гласных в корне слова.) - Где вы его зафиксируете? (Зафиксируем его в эталоне.)

3. Составим правило

(эталон)



5. Реализация построенного проекта. Учитель раздает карточки для работы. Дети работают 3 мин:

Страна-страны

Трава-травка

Зелёный-зелень

Гроза-грозы

Чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне, надо подобрать проверочное слово, в котором ______________ гласный стал бы ______________.

-Представьте результат вашей работы. Сделайте вывод. (Чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне, надо подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный стал бы ударным)

- Оцените правильность вывода. (Мы согласны с таким выводом; у нас получился такой же вывод.)

Учитель прикрепляет на доску карточку с правилом:

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.

В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково.
- Прочитав ваше правило, у меня возник вопрос: «Каким способом можно изменить слово?» Готовы ли вы ответить на него? (Да, мы готовы ответить.) - Слово - первой группе. (Изменить слово можно, подобрав однокоренное слово.) Учитель прикрепляет на доску карточку с первым способом:

ПОДОБРАТЬ ОДНОКОРЕННОЕ СЛОВО





- Кто может предложить другой способ изменения слова? - Выслушаем вторую группу. (Изменить форму слова.) Учитель прикрепляет на доску карточку со вторым способом:

ИЗМЕНИТЬ ФОРМУ СЛОВА



- Спасибо группам за работу! Что у вас получилось в результате совместной работы? (Мы открыли правило проверки безударной гласной в корне слова) - Озвучьте их! (Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным. В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково)
- Молодцы! Где вы можете проверить ваши выводы? (Воспользуемся учебником.) - Откройте учебники на странице 96, прочитайте правило, сравните со своими выводами. Ваше мнение! (Наши выводы правильные.) - Вернитесь к пробному действию. Можете ли вы теперь обосновать правильность выбора буквы в словах? (Да, у нас есть правило, эталон.) - Обоснуйте! (В слове «лесная» в корне пишется гласная буква «е», т.к. проверочное слово «лес; в слове «тропинка» в корне слова пишется гласная «о», т.к. проверочное слово «тропы»,; в слове «темнела» в корне пишется гласная «е», т.к. проверочное слово «тёмный».) Назовите гласные в корне проверяемого и проверочного слова третьей пары «темнела-тёмный» (В корне проверяемого слова «темнела» безударная гласная «е».В корне проверочного слова «тёмный» пишется гласная буква «ё») -Сделайте вывод о том, какую гласную букву нужно писать в корне проверяемого слова, если в корне проверочного слова пишется буква «ё» (Если в корне проверочного слова пишется буква «ё», то в корне проверяемого слова нужно писать гласную «е»)
- Вы смогли преодолеть затруднение? (Мы теперь знаем, как правильно проверить безударную гласную в корне слова). - Ваш следующий шаг? (Мы должны научиться применять новое знание.)

6. Первичное закрепление во внешней речи. - Я предлагаю вам выполнить упражнение № 150, 1 столбик. Прочитайте задание! - Что надо сделать в данном упражнении? (Подобрать проверочные слова, вставить пропущенные буквы, записать слова, обозначить орфограмму.) - Есть вопросы? (Нет.) - Кто готов продемонстрировать свои новые умения, предлагаю поработать у доски. 1 человек работает у доски. Все остальные работают в тетради. При необходимости обращаются к доске.
7. Самостоятельна работа с самопроверкой по эталону. - Закрепляем новое умение и выполняем упражнение: Прочитайте слова в таблице. Найдите к ним правильный ответ и подберите проверочное слово. Обоснуйте свой выбор. Объясните, почему не подходят остальные ответы.


Слова

Ответы

1

2

3 Взгл…нуть

и

е

я Д…леко

а

о

- Тр…щать

е

и

я З…рно

и

е

- Пч…ла

и

е

-
Дети работают самостоятельно с последующей самопроверкой. -Проверьте по образцу

Слова

Ответы

1

2

3 Взглянуть-взгляд

и

е

я Далеко-даль

а

о

- Трещать-треск

е

и

я Зерно-зёрна

и

е

- Пчела-пчёлы

и

е

-
-Кто справился без ошибок? Сделайте вывод! (Мы поняли, как проверить безударную гласную в корне)

8. Включение в систему знаний и повторение. - Напомните, по какой стране мы путешествуем на уроках русского языка? (По стране Орфографии.) - С какой орфограммой мы сегодня познакомились (безударная гласная в корне слова) -Выполним задание из учебника стр. 99 упр.153

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). - Урок наш заканчивается, подведем итоги. Какую цель ставили на урок? (Составить правило правописания безударной гласной в корне слова.) - Вы достигли цели? (Да, мы составилиправило, благодаря которому теперь можем правильно писать безударные гласные в корнях слов.) - Докажите, что цель вами достигнута! (Мы знаем, что для того, чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным. В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково). - Какими способами это можно сделать? (1 способ - подобрать однокоренное слово; 2 способ - изменить форму слова) - Оцените себя как участника открытия нового знания на лесенке успеха. «Лесенкой успеха» (с критериями):

Обведи цифру, которая соответствует результату твоей работы на уроке 4 СТУПЕНЬ: я всё понял(а), не было ошибок, могу рассказать другим
3 СТУПЕНЬ: я понял(а), но была 1 ошибка
2 СТУПЕНЬ: я понял(а), но было более двух ошибок
1 СТУПЕНЬ: я не понял(а), были ошибки

Домашнее задание: стр.98 упр.151, письменно подобрать проверочные слова

Литература

  1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение », Москва 2011
  2. Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 кл. Москва: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004
  3. Л. Г. Петерсон. Мир деятельности. Методические рекомендации к надпредметному курсу. Москва. «Национальное образование», 2013
  4. Интернет ресурсы- иллюстрации

















8


© 2010-2022