• Преподавателю
  • Начальные классы
  • По дисциплине «Методика преподавания ИЗО» Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства

По дисциплине «Методика преподавания ИЗО» Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ


Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»



Факультет дошкольного и начального образования



Кафедра педагогики и методики дошкольного и начального образования







КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Методика преподавания ИЗО»

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства

ОГТИ 050100.62.53.14.8 ОО













Орск 2014





Содержание

Введение……………………………………………………………………………..….3

Глава 1 Развитие творческих способностей младшего школьника в образовательном процессе.

1.1. Понятие «творческие способности»……………………………………………...7

1.2. Возрастные особенности младшего школьника ………………………….....…10

1.3. Особенности методики преподавания технологии в начальной школе………13

Глава 2 Экспериментальное исследование проблемы развития творческих способностей младших школьников на уроках И З О.

2.1 Диагностика творческих способностей младших школьников………………………………………………………………………...….18

2.2 Педагогические условия развития творческих способностей в процессе обучения младшего школьника технологии………………………………………...21

2.3 Анализ результатов исследования………………………………...…………..…23

Заключение…………………………………………………………………………….26

Список использованных источников………………………………………………...28

Приложение А…………………………………………………………………………30

Приложение Б…………………………………………………………………………31







Введение Современная система образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни. В настоящее время, для того чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускнику школы необходимо обладать творческими способностями, самостоятельностью и оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и анализировать знания в ходе творческой деятельности. Способствует такому всестороннему развитию ребенка учебное учреждение - в первую очередь общеобразовательная школа, где организуются не только классные занятия, но и осуществляется внеклассная деятельность учащихся в различных формах (кружки, научные общества и т.д.) [5]. Такая система образования обеспечивает не только получение обширных знаний, но и способствует достижению более высокого творческого уровня развития мышления. Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. [9]. В обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество. Таким образом, в результате динамично меняющихся условий жизни, проводимых социально-экономических преобразований, изменения типа познавательного отношения к миру, качественных изменений ценностей и потребностей общества на современном этапе резко возросло значение творческой созидательной деятельности. Такая деятельность невозможна без определенных творческих способностей, заложенных в человеке природой и нуждающихся в постоянном совершенствовании и развитии. Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. И одним из важнейших предметов здесь является урок изобразительного искусства. Уроки изобразительного искусства в начальной школе - важное средство творческого развития детей. Уроки изобразительного искусства должны способствовать формированию у детей элементов технического и художественного мышления, а также конструкторских способностей. В педагогике и педагогической психологии существует целый ряд научных направлений, разрабатывающих проблему формирования творческих способностей: это развивающее обучение (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), проблемное обучение (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), творческая педагогика на основе теории решения изобретательских задач и теории развития (Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин), теории воспитания творческих способностей учителя (С.А. Архангельский, М.Ф. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.) [23, с. 53]. Наибольшее влияние на исследования проблемы способностей оказали труды отечественных ученых Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова, И.Ф. Харламов, В.А. Крутецкий, И.А. Зимняя, В.Н. Дружинин [23, с. 67]. В связи с актуальности сформулирована тема исследования: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства ». Проблема исследования: каковы условия развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства? Цель: выявить условия развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства Объект исследования: процесс обучения на уроках изобразительного искусства . Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства . В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами сформулированы следующие задачи: 1.Изучить психолого - педагогическую и методологическую литературу по проблеме исследования. 2. Раскрыть особенности развития творческих способностей учащихся через учебную деятельность на уроках изобразительного искусства. 3. провести анализ и обобщение результатов исследования Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства будет проходить наиболее эффективно при соблюдении следующих условий: - построение уроков изобразительного искусства на основе учета возрастных особенностей учащихся; - систематическое использование заданий на развитие творческих способностей детей. Для решения поставленных задач и цели исследования мы использовали следующие методы исследования: анализ психолого - педагогической, философской, методической литературы по проблеме исследования, изучение педагогического опыта, беседа, диагностический эксперимент. Методологическая основа исследования: философское учение о творческой деятельстной сущности личности, закономерностях его формирования и развития, о ведущей роли деятельности и общения в развитии и формирования личности. Общие теории деятельности фундаментальной психолого - педагогической концепции единства развития обучения и деятельности Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Л.В. Занкова. Ожидаемые результаты: процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства будет проходить наиболее эффективно при соблюдении следующих условий: - построение уроков изобразительного искусства на основе учета возрастных особенностей учащихся; - систематическое использование заданий на развитие творческих способностей детей. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.

















1 Развитие творческих способностей младшего школьника в образовательном процессе

1.1 Понятие «творческие способности»
Способности, индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. (толковый словарь). [19] "Способность"- одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения. В частности, С.Л.Рубинштейн понимал под способностями "...сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются". Б.М. Теплов рассматривает способности, прежде всего, как индивидуально-психологические различия между людьми. Давая определение способностей, ученый считает, что оно должно включать в себя три признака [26, с. 26]: - во-первых, под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все-люди равны; - во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей; - в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Понимая под способностями такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или иной деятельности, Б.М. Теплов ставит вопрос о том, что успешное выполнение какого-либо вида человеческой деятельности может быть обеспечено не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует данную личность. Причем эти отдельные способности, по мнению Б.М. Теплова, не просто расположены и независимы друг от друга, а каждая из них может изменяться, приобретать качественно другой характер, что зависит от наличия и уровня развития других способностей. [26, с. 44] Рассматривая структуру способностей, С.Л.Рубинштейн выделяет два основных компонента: "операциональный" - отлаженная система тех способов действия, посредством которых осуществляется деятельность; "ядро" - психические процессы, которыми регулируются операции: качество процессов анализа и синтеза. Б.М. Теплов в своей работе «Проблемы индивидуальных различий» выдвигает положение о том, что успешное творческое выполнение деятельности может быть достигнуто психологически различными путями. [27, с. 101] Он подчеркивает, что нет ничего нежизненнее и схоластичнее идеи о том, что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности. Ученый считает, что эти способы бесконечно разнообразны, так же разнообразны, как разнообразны человеческие способности. Творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности. Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника. Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница в конкретном материале творчества, в масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются и в решении повседневных жизненных задач их можно наблюдать в обычном мыслительном процессе [18]. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов. М.Н. Скаткин рассматривает отдельные способы активизации творческой деятельности: 1) проблемное изложение знаний; 2) дискуссия; 3) исследовательский метод; 4) творческие работы учащихся; 5) создание атмосферы коллективной творческой деятельности на уроке [22]. Творческая деятельность активизируется в благоприятной атмосфере, при доброжелательных оценках со стороны учителей, поощрении оригинальных высказываний. Немаловажную роль при этом играют открытые вопросы, побуждающие школьников к размышлениям, к поиску разнообразных ответов на одни те же вопросы учебного плана. Еще лучше, если самим учащимся позволяется ставить подобные вопросы и отвечать на них.

1.2 Возрастные особенности младших школьников Младший школьный возраст - от 7 до 11-12 лет. К 7 годам ребенок достигает такого уровня развития, который определяет его готовность к обучению в школе. Физическое развитие, запас представлений и понятий, уровень развития мышления и речи, желание идти в школу - все это создает предпосылки того, чтобы систематически учиться. С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняются его режим, отношения с окружающими людьми. Основным видом деятельности становится учение. Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новое положение ученика, привлекает и сам процесс учения. Это определяет добросовестное, ответственное отношение младших школьников к учению и школе. Не случайно они на первых порах воспринимают отметку как оценку своих стараний, прилежания, а не качества проделанной работы. Дети считают, что если они «стараются», значит, хорошо учатся. Одобрение учителя побуждает их еще больше «стараться». [10]. Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться читать, правильно и красиво писать, считать. Правда, их больше увлекает сам процесс учения, и младший школьник проявляет в этом отношении большую активность и старательность. Об интересе к школе и процессу учения свидетельствуют и игры младших школьников, в которых большое место отводится школе и учению. У младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребностъ в активной игровой деятельности, в движениях. Они готовы часами играть в подвижные игры, не могут долго сидеть в застывшей позе, любят побегать на перемене. Характерна для младших школьников и потребность во внешних впечатлениях; первоклассника, как и дошкольника, в первую очередь привлекает внешняя сторона предметов или явлений, выполняемой деятельности (например, атрибуты классного санитара - санитарная сумка, повязка с красным крестом и т. п.). С первых дней обучения в школе у ребенка появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя и с выполненными заданиями, потребность в одобрении со стороны взрослых (особенно учителя), потребность выполнять определенную общественную роль. Обычно потребности младших школьников, особенно тех, кто не воспитывался в детском саду, носят первоначально личную направленность. Первоклассник, например, часто жалуется учителю на своих соседей, якобы мешающих ему слушать или писать, что свидетельствует о его озабоченности личным успехом в учении. Постепенно в результате систематической работы учителя по воспитанию у учащихся чувства товарищества и коллективизма их потребности приобретают общественную направленность. Дети хотят, чтобы класс был лучшим, чтобы все были хорошими учениками. Они начинают по собственной инициативе оказывать друг другу помощь. О развитии и укреплении коллективизма у младших школьников говорит растущая потребность завоевать уважение товарищей, нарастающая роль общественного мнения. [20]. Для познавательной деятельности младшего школьника характерна прежде всего эмоциональность восприятия. Книжка с картинками, наглядное пособие, шутка учителя - все вызывает у них немедленную реакцию. Младшие школьники находятся во власти яркого факта; образы, возникающие на основе описания во время рассказа учителя или чтения книжки, очень ярки. Образность проявляется и в мыслительной деятельности детей. Они склонны понимать буквально переносное значение слов, наполняя их конкретными образами. Например, на вопрос, как надо понимать слова: «Один в поле не воин», - многие отвечают: «А с кем ему воевать, если он один?» Ту или иную мыслительную задачу учащиеся решают легче, если опираются на конкретные предметы, представления или действия. Учитывая образность мышления, учитель применяет большое количество наглядных пособий, раскрывает содержание абстрактных понятий и переносное значение слов на ряде конкретных примеров. И запоминают младшие школьники первоначально то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново. В эмоциональной жизни детей этого возраста изменяется прежде всего содержательная сторона переживаний. Если дошкольника радует то, что с ним играют, делятся игрушками и т. п., то младшего школьника волнует главным образом то, что связано с учением, школой, учителем. Его радует, что учитель и родители хвалят за успехи в учебе; и если учитель заботится о том, чтобы чувство радости от учебного труда возникало у учащегося как можно чаще, то это закрепляет положительное отношение учащегося к учению. Наряду с эмоцией радости немаловажное значение в развитии личности младшего школьника имеют эмоции страха. Нередко из-за боязни наказания малыш говорит неправду. Если это повторяется, то формируется трусость и лживость. Вообще, переживания младшего школьника проявляются подчас очень бурно. В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость, учащиеся восторженно относятся к героям-патриотам, к смелым и отважным людям, отражая свои переживания в играх, высказываниях. [14]. Младший школьник очень доверчив. Как правило, он безгранично верит учителю, который является для него непререкаемым авторитетом. Поэтому очень важно, чтобы учитель во всех отношениях был примером для детей.
Значение периода детства для развития творческих способностей Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития.
Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей.
Это можно объяснить тем, какое количество связей «задействовано» между клетками мозга. Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга, но это только потенциальные, возможные связи. Реальными, действующими они становятся только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные способности и по «линиям связи» начинают проходить биотоки. И чем моложе ребенок, тем образование связей проходит легче, а с возрастом все труднее и труднее.
Лишая ребенка, в силу незнания и традиций, своевременно и полноценного развития в младенческом и дошкольном детстве, мы тем самым обрекали его на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени и на низкий конечный результат. И считаем такое развитие нормальным!
Третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.
Парадоксально, но это условие легче всего осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить.
Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно. И в это время малыш больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи.
Вот почему надо начинать развитие как можно раньше, вот почему первые годы жизни - самое благодатное время, когда наши радужные заботы дадут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь.
Чем наблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображает другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребёнка, в том числе эстетические. Стремясь передать это отношение" ребёнок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками.
Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя - образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие - пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки.
Ребенок, рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он только постепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем, находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения, как смотрим мы. У детей сфера образного мышления очень сильна. Каждую сказку, рассказанную нами, они не просто слушают, они проживают вместе с ее героями. С помощью проигрывания, переосмысления сказочных сюжетов наши дети постигают законы мира, человеческих взаимоотношений, учатся жить в ладу с собой и окружающими. Одна и та же сказка разными детьми и в разном возрасте может восприниматься по-разному.
Законы, по которым построена сказка, имеют терапевтическое воздействие на ребенка. Поэтичная речь, повторяющиеся обороты, припевы - все это очень важно Дети быстро запоминают их, радуются каждому слову любимой сказки. Поэтому нужно стараться избегать упрощенных и укороченных текстов. Чем старше ребенок, тем длиннее и сложнее может быть сказка.

1.3 Особенности методики преподавания изобразительного искуства в начальной школе. Наряду с наглядными методами обучения изобразительной деятельности используются словесные методы и приемы (беседы, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово). Физиологической основой единства словесных наглядных методов является учение И.П. Павлова о взаимосвязанной работе двух сигнальных систем. Одним из ведущих словесных методов обучения является беседа. Беседа на уроках по изобразительному искусству - это организованный педагогом разговор, во время которого учитель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке, лепке аппликации. Специфика метода беседы предусматривает максимальное стимулирование детской активности. Именно поэтому беседа нашла широкое распространение как метод развивающего обучения изобразительной деятельности. Беседа на уроках по изобразительному искусству - это организованный педагогом разговор, во время которого учитель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации. Специфика метода беседы предусматривает максимальное стимулирование детской активности. Именно поэтому беседа нашла широкое распространение как метод развивающего общения изобразительной деятельности. Беседа используется обычно в первой части урока, когда стоит задача формирования изобразительного представления, и в конце урока, когда важно помочь увидеть свои работы, почувствовать их выразительность и достоинства, понять слабости. Методика беседы зависит от содержания, вида занятия, конкретных дидактических задач. В сюжетном рисовании, когда младших школьников учат передавать сюжет, в процессе беседы необходимо помочь детям представить содержание изображения, композицию, особенности передачи движения, цветовую характеристику образа, то есть продумать изобразительные средства для передачи сюжета. Педагог уточняет с детьми некоторые технические приемы работы, последовательность создания изображения. В зависимости от содержания изображения (по литературному произведению, на темы из окружающей действительности, на свободную тему) методика бесед имеет свою специфику. Так, при рисовании на тему литературного произведения важно вспомнить его основную мысль, идею; эмоционально оживить образ (прочитать строчки стихотворения, сказки), дать характеристику внешнего облика персонажей; вспомнить их взаимоотношения; уточнить композицию, приемы и последовательность работы. Рисование на темы окружающей действительности требует оживление жизненной ситуации, воспроизведения содержания событий, обстановки, уточнения выразительных средств; композиций, деталей, способов передачи движения и т.п., уточнения приемов и последовательности изображения. При рисовании на свободную тему необходима предварительная работа с детьми. В беседе педагога оживляет ребячьи впечатления. Затем он предлагает некоторым детям объяснить их замысел: что они нарисуют, как будут рисовать, чтобы было понятно другим, где расположат ту или иную часть изображения. Учитель уточняет некоторые технические приемы работы на примере рассказов детей, учитель еще раз учит школьников способам замысливания образа. На уроках, где содержанием изображения является отдельный предмет, беседа часто сопровождает процесс его рассматривания. В этом случае в процессе беседы необходимо вызвать активное осмысленное восприятие предмета детьми, помочь им уяснить особенности его формы строения, определить своеобразие цвета, пропорциональных отношений. Характер, содержание вопросов педагога должны нацеливать ребят на установление зависимостей между его функциональным назначением или особенностями условий жизни (питание, передвижение, защита). Выполнение этих задач является не самоцелью, а средством формирования обобщенных представлений, необходимых для развития самостоятельности, активности, инициативы детей при создании изображения. Степень умственной, речевой активности школьников в беседах подобного рода тем выше, чем богаче опыт детей. В конце урока нужно помочь детям почувствовать выразительность образов, ими созданных. Обучение умению видеть, чувствовать выразительность рисунков, лепки - одна из важных задач, стоящих перед педагогом. При этом характер вопросов и замечаний взрослого должен обеспечить определенный эмоциональный отклик в душе детей. Возрастные особенности влияют на содержание беседы, на степень активности детей. В зависимости от конкретных дидактических задач характер вопросов меняется. В одних случаях вопросы нацеливаются на описание внешних признаков воспринимаемого объекта, в других - на припоминание и воспроизведение, на умозаключение. Требования к вопросам носят общепедагогический характер: доступность, четкость, ясность формулировки, краткость, эмоциональность. Пояснение - это словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время урока и что должны получить в результате. Пояснение делается в простой, доступной форме одновременно всему классу или отдельным детям. Пояснение часто сочетается с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы. Совет - используют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения. Но не следует спешить с советом. Дети с замедленным темпом работы и способные по данному вопросу найти решение, часто не нуждаются в советах. В данных случаях совет не способствует росту самостоятельности и активности детей. Напоминание в виде кратких указаний - важный методический прием обучения. Обычно его используют перед началом процесса изображения. Чаще всего речь идет о последовательности работы. Данные прием помогает детям вовремя начать рисунок , спланировать и организовать деятельность. Поощрение - методический прием, который следует чаще применять в работе с детьми. Данный прием вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание выполнять работу хорошо, ощущение успеха. Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает активность детей. Разумеется, чем старше дети, тем более объективно обоснованным должно быть переживание успеха. Художественное слово широко применяется на занятиях изобразительной деятельностью. Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Неназойливое использование художественного слова в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ. Словесные методы и приемы обучения в процессе руководства изобразительной деятельностью неотделимы от наглядных и игровых.
1.4 Методы развития творческих способностей у детей Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».
Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.
Наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь.
Методы - это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.
Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.
В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам: - научности
- систематичности
- последовательности
- доступности
- наглядности
- активности
- прочности
- индивидуального подхода Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями. 1. Каждая игра представляет собой набор задач.
2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей.
6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:
- развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;
- задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
- творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Наряду с принципами используют и методы: Методы практические наглядные словесные К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование. Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Упражнения подразделяютсяна конструктивные, подражательно- исполнительские, творческие.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.
Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.
К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.
Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.
В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.






Глава 2 Экспериментальное исследование проблемы развития творческих способностей младшего школьника на уроках изобразительного искусства 2.1 Наше исследование осуществлялось на базе Новорловской средней школы. В эксперименте приняли участие 38 учащихся (экспериментальная и контрольная группа), учителя, родители детей. Исследование проводилось в течение 2013-2014 учебного года и осуществлялось в три этапа:
1 этап: определение проблемы и темы исследования; формулирование научного аппарата; постановка гипотезы; постановка критериально - диагностической базы исследования; проведение констатирующего этапа эксперимента. 2 этап: обобщение и систематизация взглядов ученых на проблему; реализация программы эксперимента. 3 этап: подведение итогов экспериментальной работы; обобщение материалов и результатов исследования; формулировка выводов. Теоретическая значимость нашего исследования состоит в том, что уточнено основное понятие исследования «творческие способности», которое понимается нами как высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Систематизированы и обобщены взгляды ученых на проблему развития творческих способностей; создана классификация методов исследования; описана система работы с использованием нетрадиционных техник рисования, направленная на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста. Практическая значимость нашего исследования заключается в разработке критериально - диагностической базы исследования и выявлении с её помощью уровня развития творческих способностей; в разработке и практическом внедрении программы или комплекса заданий направленных на развитие творческих способностей; получены результаты доказывающие эффективность развития творческих способностей посредством введения нетрадиционных техник рисования в занятия. Материалы и результаты исследования могут представлять интерес учителей начальных классов, специалистов, занимающихся этой проблемой, методистов, студентов. Констатирующее исследование
Проводя наше исследование, мы опросили 63 (шестьдесят три) респондентов в целях выявления уровня интересов к изобразительному искусству у подростков. Это как раз дети, которые обучались по программе В.С.Кузина, целью которой является практическое овладение элементарными основами реалистического рисунка, выработка определенной системы художественно-графических умений и навыков . Но, как известно, в начальной школе уроки ИЗО чаще всего проводят сами учителя начальных классов. И, как известно, они больше внимания уделяют урокам математики, русского языка, чем уроку рисования. В нашей начальной школе творчество опять же не является абсолютно свободным, так как уроки даются в соответствии с программой. Получается, что дети, необученные правилам и законам изобразительного искусства, занимаются на уроках самостоятельным творчеством в рамках программы, что приводит к неэффективному обучению, не преследующему никаких конкретных целей и зачастую, такая ситуация остается и при дальнейшем обучении, средних и старших классах. Так какое же отношение детей к изобразительному искусству, к своему уровню художественных умений и навыков в целом? Довольны ли они своими творческими возможностями в рисовании и есть ли у них потребность и интерес к изобразительному искусству? Чтобы ответить на эти вопросы, мы провели анкетирование среди учащихся вторых, третьих и четвертых классов Адамовской средней школы №2, при наличии анкет мы пришли к таким результатам. На вопрос «Любите ли вы рисовать?» положительно ответили 43 (сорок три) человека, что составляет 68,3% . Из 31,7% детей большинство (25%) объясняют причину своего нежелания рисовать тем, что либо они не умеют рисовать, либо у них это плохо получается. Интересно отметить , что больше всех желают рисовать учащиеся вторых классов (77,3% от числа всех учащихся класса) . мы считаем, что это наблюдается в силу возрастных психологических особенностей детей этого возраста.
Желание передавать свои мысли и чувства, особенно красоту природы в картинках проявляют 60% опрошенных, 56% респондентов считают, что у них недостаточный уровень художественных и графических умений и навыков для того, чтобы передавать в картинках свои впечатления. И, наконец, 84% информантов хотели бы повысить свой уровень умений и навыков, чтобы научиться рисовать лучше
Формирующее исследование
Перед исследованием провели анализ детских работ, предыдущих уроков как и на констатирующем этапе исследования проводился с целью выявления уровня развития творческих способностей, т.е. с каким процентов развития творческих способностей дети подошли к нашему исследованию. Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям: «высокий уровень» (воображение и творчество сформированы на отличном или хорошем уровне); «средний уровень» (воображение творчество сформированы частично); «низкий уровень» (воображение и творчество не сформированы) Общее количество всех работ (29) было принято за 100%. Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно.

Результаты анализа детских работ показали, что и в 2 «а» классе и в 2 «б» классе обучаются вполне творческие дети, с довольно сформированным интересом к урокам рисования и высоким уровнем воображения, с хорошим творческим потенциалом. После проведения констатирующего эксперимента мы провели несколько уроков изобразительного искусства в начальной школе с использованием нетрадиционных техник рисования, в целях выявления интереса, воображения и творчества у детей младшего школьного возраста. Это были как раз дети, которые обучались по программе Неменского Б.М., согласно его теории в преподавании изобразительного искусства нужно сочетать эвристическое воспитание и развитие творческих способностей, а также обучение изобразительной грамоте. Но в современной начальной школе творчество опять же не является абсолютно свободным, так как уроки проводятся в соответствии с программой. Дети привыкли рисовать так, как их этому научил учитель, руководствующийся той или иной готовой программой. Рисуют они кистями и карандашами уже сложившиеся в и головках сюжеты. Нетрадиционные техники рисования рекомендуется использовать каждому учителю, но очень часто времени на уроке недостаточно для подобных занятий.
Так, когда же детям развивать в себе творческие способности? Ответом на этот вопрос становятся занятия именно с использованием нетрадиционных техник рисования. Эти техники вводятся в практику уже в дошкольных заведениях. Их технология проста и доступна всем. Такой вид практической работы можно реализовать на обобщающих уроках рисования, а также на уроках закрепления и повторения знаний, умений и навыков. Мы разработали и провели несколько внеклассных занятий с использованием подобных техник рисования. Выяснилось, что первое занятие настолько завлекло ребят, что они уже с нетерпением ждали следующих. Задачи формирующего этапа исследования были следующие: Выявить уровень творческих способностей детей после использования на уроках изобразительного нетрадиционных техник рисования. Определить насколько детям интересны нетрадиционные уроки. Проверить эффективность методики экспериментальной работы. Формирующее исследование проводилось в двух 1-х классах на базе Адамовской средней общеобразовательной школы. После этого провели серию уроков в обоих классах. В 1 «а» классе на формирующем этапе исследования было проведено несколько уроков рисования по программе Неменского Б.М., на которых использовались нетрадиционные техники рисования.
В 1 «б» классе проводились традиционные уроки по программе Неменского Б.М. без применения нетрадиционных техник рисования. Темы экспериментальных уроков в 1 «а» классе: Прижми и отпечатай. Весёлые кляксы. Купаем картинку. Светлые линии на тёмном фоне. Темы циклов уроков в 1 «б» классе: Изображать можно пятном. Изображать можно линией. Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Наши краски в жизни. В 1 «а» классе на первом занятии мы использовали технику печати. Мы сначала познакомились со способом получения печати, а затем пробовали применение этого способа на практике. Второе занятие «Веселые кляксы» - научило ребят рассматривать в обычной кляксе причудливый рисунок. Воображению и фантазии детей не было границ. Ребята настолько были поглощены творческим процессом, что почти не замечали присутствия учителя в классе. Работы получились более чем интересные. Они были своеобразными, новыми.
Третий урок «Купаем картинку» - рассказал ребятам, как можно получить рисунок на темном фоне с слегка размытыми границами. Последнее занятие «Светлые линии на темном фоне» показало детям как использовать такую технику как граттаж. В 1 «б» классе уроки прошли в обычной творческой обстановке. Таким образом, мы провели определенное количество уроков изобразительного искусства в двух экспериментальных классах. В одном классе это были уроки, проведенные в соответствии с программой М.Б.Неменского и учебным планом школы, а в другом - уроки, проведенные в нетрадиционном режиме. В ходе наблюдений за деятельностью детей и ее оценивания было установлено: если на констатирующем этапе эксперимента новизна и оригинальность работ была низкой, характеризовалась репродуктивными методами и формами, то в ходе формирующего этапа эксперимента проявилась тенденция к усложнению композиции, появлению продуктивных форм, методов, характеризующихся оригинальностью, необычным оформлением, использованием незнакомых сюжетов. При выполнении творческих работ степень самостоятельности возросла. Дети с увлечением и азартом создавали, проектировали новые изделия. Повышение уровня творческой активности подтверждает мысль о том, что этому можно и нужно учить. Это особенно важный вывод, поскольку это необходимо не только в сфере художественной дизайнерской деятельности, но и является одной из составных частей общей культуры человека. Контрольное исследование
После проведения ряда уроков мы снова провели анализ детских работ. Результаты повторного анализа говорили о том, что у детей 1 «а» класса, в котором проводились уроки с использованием нетрадиционных техник рисования, повысился интерес к урокам изобразительного искусства. Более того, у детей улучшилось качество поведения на уроке рисования - они и увлечением слушали задание учителя и практически воплощали его в своих альбомах. А у детей, обучающихся в 1 «б» классе уровень интереса сохранился на прежнем уровне. Интерес учащихся 1 «а» класса проходящий от первого урока к четвертому и воображение после первого занятия примерно равны 88%, а творчество - 94%, после проведения четвертого занятия в процессе нашей совместной работы интерес возрос до 98%, воображение и творчество выросло до 96%. Детей заинтересовали такие занятия и это мы видим из следующей диаграммы. Здесь уже показатели интереса, воображения и творчества соответственно выше предшествующих. Это же мы можем проследить и из следующих показателей. Конечно же, не следует применять нетрадиционные техники в рисовании на каждом уроке рисования и необходимо соответствовать программным требованиям изобразительного искусства. Но если хотя бы изредка применять другие методы и приёмы в рисовании, то это только улучшит состояние учебного процесса на уроке рисования и повысит интерес к нему. Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод о том, что применять нетрадиционные техники рисования на занятиях по изобразительному искусству не только полезно для развития творческих способностей и возможностей детей, но и для их общего развития. Значит, если в деятельности младших школьников использовать различные методы и приемы развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства, в частности, это использование различных приемов и методов обучения, различных видов художественной деятельности, техник рисования, а также различных материалов, то это способствует эффективному и успешному развитию творческих способностей детей. Развитие творческих способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Отсутствие же творческого начала становится в старших классах препятствием, когда требуется решение нестандартных задач. Художественные и графические умения и навыки, полученные в младшем школьном возрасте, играют немаловажную роль в будущем ребенка. Также известен тот факт, что в настоящее время из-за углубленного внимания к экстренной стороне воспитания, изобразительной грамоте стали уделять меньше внимания. Далее, результаты проведенных исследований дали возможность сделать вывод о том, что применение на уроках изобразительного искусства нетрадиционных техник рисования ведет к более эффективному развитию творческих возможностей и способностей младшего школьника. Под руководством учителя творчество ребенка приобретает еще одну особенность: овладев самыми элементарными изобразительными умениями, он выражает желание выполнить рисунок для кого-то (в подарок маме, папе, бабушке к празднику), сделать что-то полезное другим. Цель каждого занятия, предлагаемого детям, - развивать их творческие потенциальные возможности. Вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования предоставляют возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению учебной задачи конкретного урока изобразительного искусства, учитывая особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно - творческой деятельности, а также спектр интересов класса желанным, интересным, познавательным. С другой стороны, учащиеся получают неограниченные возможности выразить в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроения, учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий образы, оформлять их до узнаваемых и погрузиться в удивительный мир творчества. 2.1 Диагностика творческих способностей младших школьников
Целью нашего эксперимента является проверка влияния уроков технологии, на развитие творческих способностей младших школьников В качестве экспериментальной базы нами были выбраны ученики 2А и 2 Б классов школы № 2 п.Светлый Оренбургской области. Нам предстояло выявить творческие способности детей, умение их логически мыслить. Исходя из этого, были определены этапы экспериментальной работы: констатирующий, формирующий, контрольный Цель констатирующего эксперимента: определение уровней сформированности и степени развития творческих способностей. В экспериментальной работе принимали участие 40 детей. При проведении исследования в двух классах были созданы одинаковые условия, влияющие на результаты тестирования: - содержание тестового материала; - сложность вопросов; - время, отводимое на ответы. В качестве критериев были выбраны следующие: 1. логичность 1. способность к саморазвитию 2. творческий потенциал. Критерий "саморазвитие» на основе трех уровней: активное развитие, отсутствие сложившейся системы саморазвития и остановившееся развитие. Критерий "творческий потенциал" на основе трех уровней: творческий потенциал значителен, нормальный творческий потенциал и невеликий творческий потенциал. Нами были апробированы следующие тесты: Тест "Логичность " (по методике В.Л.Марищука). (Приложение А). Цель: выявить способность ребенка мыслить логически. Детям читались задания с двумя связанными между собой категорическими суждениями и вывод - умозаключение (силлогизм). Умозаключения частично были даны логично, а в ряде случаев заведомо ложно. Требовалось определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные. После зачитывания давалось 30 секунд на обдумывание. Оценки выставлялись по таблице 1. Таблица 1 - определение способности ребенка мыслить тест «Логичность» Оценка в баллах 9 8 7 6 5 4 2 1 Количество правильных ответов 19 18 17 15 12-14 10-11 8-9 6-7

Результаты констатирующего эксперимента по изучению степени развития логичности (табл.2). Таблица 2 - результаты детей после проведения теста «Логичность» Оценка в баллах 9 8 7 6 5 4 2 1 2 «а» класс 2 чел. 4 чел. 4 чел. 8 чел. 2 чел. 2 «б» класс 2 чел. 2 чел. 4 чел. 7 чел. 5 чел.

Анализ таблицы показал, что логическое мышление развито недостаточно. Всего у 4 человек из 40 оно развито на 100%; у остальных детей в той или иной мере развитие логического мышления находится на среднем уровне. Целью нашего исследования помимо выявления логичности, было определение их способностей к творческой деятельности. Для этого был апробирован тест «Творческий потенциал». Приложение Б . Школьникам был предложен ряд вопросов. Нужно было выбрать один из предложенных вариантов ответов и рядом с цифрой поставить букву «а»/ «б» или «в». После ответа, необходимо было подсчитать сумму набранных очков: за ответ "а" - 3 очка; за ответ "б" - 1; за ответ "в" - 2 очка. Результаты подсчитывались следующим образом: Высокий уровень: 49 и более баллов - Творческий потенциал значителен. Человек обладает большими творческими возможностями. Если их правильно использовать, "можно достичь хороших "результатов в творческой деятельности, Средний уровень: от 24 до 48 очков - нормальный творческий "потенциал. Человек обладает теми качествами, которые позволяют заниматься творчеством. Низкий уровень: 23 и менее очков - Творческий потенциал небольшой. Таблица 3 - результаты исследования уровней творческого потенциала у детей Уровни 2 «а» класс 2 «б» класс 49 и более очков 10 чел. 9 чел. 24-48 очков 7 чел. 7 чел. 23 и менее очков 3 чел. 4 чел.





Рисунок 1 - Результаты диагностики на констатирующем этапе (2 «а» класс) Рисунок 2 - Результаты диагностики на констатирующем этапе (2 «б» класс)
Результаты показали, что в основном, у всех детей, за исключением 7-х, вполне нормальный творческий потенциал. Они обладают такими качествами, как любознательность. Они обладают теми качествами, которые позволяют заниматься творчеством. В будущей деятельности они могут проявить себя творчески одаренными людьми. Но есть проблемы, которые тормозят этот процесс. Следует больше работать их творческим потенциалом. Таким образом, младшим школьникам необходимо предложить определенную методическую программу, которая поможет им развить свои творческие способности. Результаты экспериментальной работы позволяют наметить пути дальнейшего исследования данной проблемы, разработать рекомендации для будущего обучения младших школьников.
2.2 Педагогические условия развития творческих способностей в процессе обучения младших школьников технологии
Цель данного этапа оказать благоприятное влияние на развитие творческих способностей детей в процессе технологии с применением игровых технологий. В качестве примера приведем фрагменты уроков. Данный урок разработан на основе рекомендаций М. Ю. Савука. [15] Тема: «Объемная аппликация - изготовление белой кувшинки» урок технологии во 2-м классе Цель: формирование творчески развитой, адаптивной личности. Образовательные задачи: - дидактические - освоение техники объемной аппликации; - воспитательные - формирование коммуникативных качеств; - развивающие- формирование наблюдательности, творческого мышления, развитие моторики рук. Дидактические материалы и инструмент: иллюстрации с изображением белой кувшинки, цветная бумага, ножницы, клей. Организация урока: При проведении урока класс делится по группам (по 4 человека). Каждая группа получает свой «кусочек озера» для выполнения аппликации Ход урока(Звучит спокойная музыка) Учитель: Сегодня, ребята, мы отправимся в небольшое путешествие по родной реке которая носит название Волга. Закройте, дети, глаза и представьте, что мы плывем на лодке. А вокруг вода - голубая, прозрачная, так и хочется руку вниз окунуть или плескаться в воде. А где-то впереди прыгает рыба, шепчет камыш. Высокая стена камышей сменяется плавающими округлыми листьями растений. Но особую, необыкновенную прелесть тихой речной воде придают крупные белые цветки. Нам так и хочется сорвать этот белоснежный цветок, и наша рука тянется к нему. Но мы не сделаем этого, мы проплывем мимо, восхищаясь этой красотой. Откройте глазки. Кто из вас догадался, о каком растении идет речь? Дети: Белая кувшинка. Учитель: Правильно, ребята. Это растение - белая кувшинка. (Демонстрируются иллюстрации.) Учитель: Кто из вас, ребята, видел в жизни этот цветок? (Учащиеся делятся своими воспоминаниями.) Учитель: Ребята, если кому-то из вас не пришлось его увидеть, знайте, что все еще впереди. Вы подрастете, станете взрослыми и обязательно встретитесь с водяной лилией, так часто называют белую кувшинку. Как вы думаете, ребята, почему нельзя срывать эти растения? Дети: Они погибнут. Учитель: Мы можем выжить лишь тогда, когда мы сохраним все природное окружение. Во многих регионах белая кувшинка стала редким растением, исчезающим. Она занесена в Красную книгу. Что это за книга? Почему она называется Красной? Дети: Это книга опасности, тревоги. Учитель: Итак, ребята, сегодня на уроке мы будем играть в путешествие к озеру с кувшинками. Украсим наше озеро белыми кувшинками. Посмотрите на" плакат, как называется этот вид аппликации? Почему? Дети: Объемная. Так как элементы изделия (лепестки) приклеиваются не полностью, а только их часть. Учитель: Что вам потребуется для работы? Какой тип вырезания можно применить для изготовления листьев, лепестков? Дети: Цветная бумага - белая, зеленая, желтая, ножницы, клей. Вырезание - симметричное. Учитель: Какие правила работы с ножницами вы знаете? Учащиеся: Техника безопасности. Учитель: Итак, можно приступать к работе. (Звучит музыка). Дети выполняют выбранные варианты творчества: кто вырезает лист растения, а кто - лепестки цветка. В середине урока - физкультурная пауза под музыку. Учитель: Дети, выйдите, пожалуйста, из-за парт. Покажите, как цветок засыпает, когда прячется солнце? (Дети садятся на корточки, руки вверх в замочек - бутон). А как цветок распускается? (Дети медленно поднимаются и разводят руки в стороны.) Подведение итогов урока. выставка работ. Все «кусочки озера» соединяются в одно целое. Какая группа выполнила работу быстрее, аккуратней, красивее? • Кто больше проявил наблюдательности в оформлении серединки кувшинки, цвета, размера? Учитель: Этот цветок был любим в давние времена, любят его и в наши дни. Многие писатели рассказывают о нем в своих произведениях, а в народе сочиняют загадки. Вот одна из них: «Чашечки и блюдца не тонут и не бьются». (Цветок кувшинки.) В следующие уроки технологии и в дальнейшем включались разнообразные игры, игровой аспект на уроках был основным, игры носили творческий характер. Урок технологии в 2-м классе по теме "Работа с бумагой. Оригами "Моя улица". Цели: выполнить коллективную работу в технике оригами; закрепить умения и навыки работы с бумагой; развивать воображение, мышление, память; воспитывать чувство уважения и гордости к своему родному краю. Художественные изделия из сложенной бумаги (оригами) впервые стали изготавливать в Японии. Бумажные фигурки и сегодня очень распространены в этой стране. Они используются и в повседневной жизни, и во время праздников, обрядов. Бумажный журавлик давно известен в Японии как талисман, приносящий счастье. Его изображают на открытках с пожеланиями здоровья. Он стал символом мира. - Какой формы должен быть ваш лист? (Квадратной). - Какие модели вы должны сконструировать, чтобы осуществить наш проект «Моя улица»? (Дома и деревья). - Из моделей выполненных на этом уроке, должна получиться улица игрушечного города. А как ориентироваться в городе, где много домов? Придумаем название улицы, номера домов. Для младших школьников самый доступный и легко поддающийся обработке материал - бумага. Изготовление изделий из бумаги способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребенка, подготавливает его к выработке навыков письма, способствует эстетическому развитию детей, приобретение ими умений грамотно подбирать сочетания цветов бумаги, форм и размеров комплектующих изделий деталей. Дети из бумаги выполняют различные двухмерные и трехмерные формы. Ребенок исследует возможности применения бумаги, сгибая, сжимая, разрывая ее на части, но затем объединяет их и получает новую форму. Детям очень нравится выполнять изделия из полосок бумаги. Этот вид работы создает большие возможности для творчества детей. Ребенок самостоятельно открывает новые способы и формы сгибания для полученного нужного элемента. При этом ярко проявляется фантазия ребенка, поскольку он создает все новые и новые комбинации и порой сам удивляется тому, что у него получилось из первоначальной затеи. Дети могут очень долго заниматься этим видом поделок, не желая признавать, что работа закончена, поскольку у них постоянно рождаются новые идеи. Окружающая нас природа радует обилием форм и цвета. Каждое время года богато своими природными дарами: от красивых зеленых травинок и цветочных лепестков до богатых плодов.
2.3 Анализ результатов исследования
После проведения формирующего этапа было проведено тестирование на выявление творческого потенциала детей, для этого применялись те же методы, что и на констатирующем этапе. Результаты были занесены в таблицу 4 Таблица 4 - результаты исследования уровней развития творческого потенциала у детей, после проведения формирующего эксперимента. Уровни 2 «а» класс 2 «б» класс 49 и более очков 17 чел. 19 чел. 24-48 очков 3 чел. 1 чел. 23 и менее очков
Контрольный этап 2 «а» класс



Контрольный этап 2 «б» класс
Из таблицы видно, какое влияние оказал формирующий этап на развитие творческого потенциала детей. На низком уровне развития творческих способностей не осталось ни одного ребенка. Было приведено тестирование на выявление уровня логически мыслить, для этого применялись те же методы, что и на констатирующем этапе. Результаты были занесены в таблицу 5. Таблица 5 - результаты исследования уровня логически мыслить у детей, после проведения формирующего эксперимента. Оценка в баллах 9 8 7 6 5 4 2 1 2 «а» класс 11 чел. 7 чел. 2 чел. 2 «б» класс 12 чел. 6 чел. 2 чел. Изучив теоретическую основу проблемы исследования и обобщив передовой опыт, основываясь на результаты проведенных исследований, мы можем сделать вывод, что если в деятельности младших школьников использовать различные методы и приемы развития творческих способностей на уроках ИЗО (сюда же относим использование различных техник рисования, разнообразие при использовании материалов, смену видов деятельности) то это, действительно будет способствовать эффективному и успешному развитию творческих способностей младших школьников. Иногда говорят, что школа не призвана готовить художников и что подобные знания, умения и навыки им не нужны, что достаточно использовать уроки изобразительного искусства лишь для воспитания у детей чувства прекрасного, умение разбираться в различных видах искусства. Все это правильно, но конкретная изобразительная деятельность и заложенные в нее основы изобразительной грамоты помогают детям глубже проникнуть в сложный мир окружающей действительности, понять его. Хотелось бы добавить, что внедрение в школьную программу нетрадиционных техник рисования еще лучше и грамотнее поможет детям познавать окружающий мир, развивая и совершенствуя свои внутренние потенциалы и возможности. В нашем исследовании мы осуществили теоретический анализ литературных источников и обобщили передовой опыт в развитии творческих способностей младших школьников. Дали характеристику творческим способностям и выявили особенности содержания и условия организации учебно-теоретического процесса по проблеме исследования.
Таким образом, мы наглядно убедились в том, что если в процессе уроков изобразительного искусства учитель использует методы на развитие творческого мышления, учит детей нестандартно подходить к решению проблемы, то можно развить творческие способности. Творческие способности не даются от рождения и не возникают на пустом месте. А для их развития нужны условия. Такие условия мы попытались создать, проводя эксперимент. Конечно, при проведении подобной работы необходимо учитывать контингент детей, их уровень развития, здоровья, возможностей. Необходимо отметить, что важную роль здесь играет систематичность и последовательность работы. Отрывистая, несистематичная работа не может привести к положительному результату. Только творчески работающий учитель может воспитать творчески мыслящих учеников. Итак, урок изобразительного искусства способствуют развитию творческих способностей учащихся. Наша работа велась длительно и планомерно, постепенно усложняясь. Поэтому и привела к положительному результату. А еще и потому, что выполнялись условия формирования творческих способностей: благоприятная обстановка, свобода выбора, увлекательность, неограниченность в действиях.


Заключение
В курсовой работе были рассмотрены вопросы развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства. В процессе исследования были рассмотрены проблемы определения творческих способностей и изобразительное искусство как фактор их развития. Проанализировав теоретические основы развития творческих способностей мы пришли к выводу, что определение творчества пытались дать представители различных психологических направлений - ассоциативная психология, бихевиористы и т.д. Однако для всех был характерен односторонний подход к характеристике мышления: оно выступает как процесс только репродуктивный, либо продуктивный. В аспекте стоящей перед нами проблемы нас интересовал вопрос о том, каковы те признаки, на основе которых исследователи раскрывали специфику творческого мышления, отражали ли они и в какой мере его репродуктивную и продуктивную стороны. Анализ литературы показал, что в любом случае, когда речь шла о творчестве, говорилось о возникновении нового. Таким образом, творческое мышление - это создание новых образов на основе накопленных знаний. [21] Развитие творческих способностей - сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество школы и семьи. А сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей, будь они даже не в нужный момент или же просто кажущимися нам глупышами. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз. В экспериментальной части исследования нами была проведена диагностика творческих способностей младших школьников, после чего с ними проводилась работа на уроках изобразительного искусства. Проведенные тесты, позволили выявить недостатки и наметить пути улучшения творческого потенциала детей. Это позволило разработать и провести занятия на уроках изобразительного искусства, с применением методических приемов по развитию творческого мышления. На заключительном этапе исследования был проведен контрольный этап, целью которого было выяснение эффективности проведенного экспериментального исследования. Повторно проведенные методики показали, что уровень творческого мышления учеников поднялся на новый качественный уровень.









Список используемых источников

  1. Аскарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста/ Н.М. Аскарина- М. : Просвещение, 1988.-137с.
  2. Афанасьева, Т.М. Семья/ Т.М.Афанасьева Проб. учеб. Пособие для учащихся сред. учеб. заведений.- М.: Просвещение, 1986.- 224с.
  3. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества. Н.Ю. Венгер - Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.
  4. Веракса, Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. Н.Е.Веракса - Вопросы психологии. - 1990 №4. стр. 5-9.
  5. Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте/Л.Н.Выготский - СПб.: Союз, 1997. 92стр
  6. Гарбузов, В.И. Человек, жизнь, здоровье./ В.И. Гарбузов- СПб.,-1997.
  7. Гребенников, И.В. и Ковинько, Л.В. семейное воспитание: краткий словарь/ Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. - М.: Политиздат,1990.- 319с.
  8. Ендовицкая, Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 1967 №12. стр. 73-75.
  9. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология / Ю.А. Ермолаев.- М.: -1999.-321с.
  10. Кузьмина, Н.А. Формирование опыта творческой деятельности на уроках труда //Начальная школа - 2004 - №4, с.4-13.
  11. Кукушкин, B.C. Современные педагогические технологии в начальной школе/ В.С.Кукушкин. - Ростов-на-Дону., 2003
  12. Куценко, Г.И. Режим дня школьника./ Г.И. Куценко - М.: Медецина,1987.-112 с.
  13. Лифляндский, В.Г. Энциклопедия здоровья./ В.Г. Лифляндский - М.: Просвещение, 1994.
  14. Макаренко, А.С. Возрастная психология./ А.С. Макаренко- М.: Просвещение,1987.-321с.
  15. Никитина, А.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] // Начальная школа - 2001. - № 10.- С. 34-37.
  16. Ожегов, С.И, Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова - Издательство "Азъ", 1992.
  17. Павлов, И.П. Возрастная и педагогическая психология./ И.П. Павлов М.: Педагогика,1975.-345с.
  18. Прохорова, Л. Развиваем творческую активность дошкольников. Л.Р. Прохорова - Дошкольное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.
  19. Психологическое развитие младших школьников.- М.: Просвещение.-2003.-215с.
  20. Российская педагогическая энциклопедия, - Москва: Российская педагогическая энциклопедия, 1993. - 608с.
  21. Рубинштейн, С.Л. Проблемы индивидуальных различий/ С.Л.Рубинштейн - Москва, 1959.-245с.
  22. Свердлова, О.Г. Диалоги о воспитании./ О.Г. Свердлова - М.: Педагогика, 1985.-288с.
  23. Теплов, Б.М. Об изучении типологических свойств нервной системы/ Б.М. Теплов - М.: Просвещение, 1985.-280с.
  24. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий/ Б.М.Теплов - М.: Просвещение, 1961.-309с.

Приложение А

(Обязательное)

Тест логичность

  1. Все металлы проводят электричество. Ртуть - металл. Следовательно, ртуть проводит электричество.
  2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед - араб.
  3. Некоторые европейские страны - члены НАТО. Монако - европейская страна. Следовательно, Монако - член НАТО.
  4. Все герои Советского Союза награждались орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов - Герой Советского Союза.
  5. Все сочинения Пушкина нельзя прочитать за одну ночь. «Медный всадник» - сочинение Пушкина. Следовательно, «Медный всадник» нельзя прочитать за одну ночь.
  6. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Л. мошенничеством не занимался. Следовательно, Л. не привлечен к уголовной ответственности.
  7. Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, Смирнов - слушатель высшей школы.
  8. Некоторые студенты МГУ - бывшие военнослужащие. Петров - студент МГУ. Следовательно, Петров - бывший военнослужащий.
  9. Все колхозы Московской области выполнили план хлебозаготовок. Колхоз «Зареченский» не является колхозом Московской области. Следовательно, колхоз «Зареченский» не выполнил хлеб готовок.
  10. Некоторые работники 2-го управления - юристы. Фомин - юрист. Следовательно, он работник 2-го управления.
  11. Все граждане России имеют право на медицинское обслуживание. Иванов - гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на медицинское обслуживание.
  12. Все металлы куются. Золото - металл. Следовательно, золото куется.
  13. Коренные жители Конго - чернокожи. Мухамед - чернокож. Следовательно, Мухамед - житель Конго.
  14. Все студенты Санкт-Петербургского университета изучают историю Отечества. Н. изучает историю отечества. Следовательно, Н. - студент Санкт-Петербургского университета.
  15. Когда идет дождь, крыши домов мокрые. Крыши всех домов мокрые. Следовательно, идет дождь.
  16. Некоторые спортсмены являются профессионалами. Иванов спортсмен. Следовательно, Иванов - профессионал.
  17. Все студенты 3-го курса выполнили норму 2-го разряда. В. выполнил норму 2-го разряда. Следовательно, В. - студент 3-го курса.
  18. Все коммунисты выступили против войны. Б. Иванов выступил против войны. Следовательно, Иванов - коммунист.
  19. Ряд стран Европы входит в состав Евросоюза. Австрия - страна Европы. Следовательно, Австрия входит в состав Евросоюза.
  20. Все ученики 3 «Б» класса - отличники. Петя Смирнов - отличник. Следовательно, Петя Смирнов - ученик 3 «Б».


Приложение Б

(обязательное)

Тест "Ваш творческий потенциал"



Выберите один из вариантов ответов. 1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен: а) да; б) нет, он и так достаточно хорош; в) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира: а) да, в большинстве случаев; б) нет; в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете: а) да; б) да, при благоприятных обстоятельствах; в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить: а) да, наверняка; б) это маловероятно; в) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание: а) да; б) часто думаете, что не сумеете; в) да, часто. 6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете: а) да, неизвестное вас привлекает; б) неизвестное вас не интересует; в) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства: а) да; б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться; в) да, но только если вам это нравится.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все: а) да; б) нет, вы хотите научиться только самому основному; в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то: а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу; б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна; в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из: а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя; б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней; в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли? а) да; б) нет, боитесь сбиться с пути; в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось: а) да, без труда; б) всего вспомнить не можете; в) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения: а) да, без затруднений; б) да, если это слово легко запомнить; в) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время вы предпочитаете: а) остаться наедине, поразмыслить; б) находиться в компании; в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда: а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным; б) вы более-менее довольны; в) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы одни: а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах; б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие; в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней: а) независимо от того, где и с кем вы находитесь; б) вы можете делать это только наедине; в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею: а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов; б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали; в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом: за ответ «а» - 3 очка; за ответ «б» - 1; за ответ «в» - 2. Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности; вопросы 2, 3, 4, 5 - веру в себя; вопросы 9 и 15 - постоянство; вопрос 10 - амбициозность; вопросы 12 и 13 - «слуховую» память; вопрос 11 - зрительную память; вопрос 14 - ваше стремление быть независимым; вопросы 16, 17 - способность абстрагироваться; вопрос 18 - степень сосредоточенности. Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала. 49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества. От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете. 23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

53


© 2010-2022