Конспект урока по окружающему миру на тему: «Нет в России семьи такой…» УМК Перспектива 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Нет в России семьи такой…» УМК Перспектива 4 классКонспект урока по окружающему миру на тему: «Нет в России семьи такой…» УМК Перспектива 4 классКонспект урока по окружающему миру на тему: «Нет в России семьи такой…» УМК Перспектива 4 классКонспект урока по окружающему миру на тему: «Нет в России семьи такой…» УМК Перспектива 4 классКонспект урока по окружающему миру на тему: «Нет в России семьи такой…» УМК Перспектива 4 классМуниципальное бюджетное образовательное учреждение

гимназия №44 г. Иваново

Учитель: Овчинникова Елена Николаевна

Открытый урок по окружающему миру в 4 Б классе.

Тема: «Нет в России семьи такой…»

Цель и задачи:

Предметные результаты: Характеризовать документы; воспоминания и реликвии Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г.; как живые свидетельства человеческой судьбы и истории народа; приводить примеры таких свидетельств, хранящихся в музеях и семейных архивах.
Планируемые результаты: Учащиеся научатся обсуждать значения семейных воспоминаний; сочувствовать человеческим переживаниям, отразившимся во фронтовых письмах и воспоминаниях; характеризовать документы, реликвии Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г..
Оборудование: Фонограмма песни «Вечный огонь»(сл. Е. Д. Аргановича, муз. Р. М. Хозака.); семейные фотографии и реликвии военного, и послевоенного времени; проекты и презентации детей; выставка детских рисунков о Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г.; листы бумаги, ИКТ
Ход урока: I. Организационный момент: -Звучит отрывок из песни к кинофильму «Офицеры»: «Вечный огонь» (сл. Е. Д. Аргановича, муз. Р. М. Хозака.); -Как вы думаете, почему мы начали урок с этой мелодии? (ответы детей) -Чтобы узнать правильность ваших ответов, мы сейчас выполним небольшой тест.(карточки) I I. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.


Тест:

А1. Когда началась Великая Отечественная война?

  1. в 1939г. 3) в 1945г.

  2. в 1941г. 4) в 1922г.

А2.Какая страна напала на нашу страну в 1941г.?

  1. Германия 3) Япония

  2. Франция 4) Монголия

А3.Какой город находился в блокаде 900 дней?

  1. Москва 3) Курск

  2. Сталинград 4) Ленинград

А4.Когда мы празднуем День Победы?

  1. 22 июня 3) 23 февраля

  2. 9 мая 4) 12 июня

-Проверьте себя по эталону. ( на ИКТ правильные ответы)(слайд 1)

А1. - 2) 1941г. А3. - 4) Ленинград

А2. - 1) Германия А4. - 2) 9 мая

-Хорошо. Молодцы. Оцените себя ( дети оценивают свою работу)

I I I. Самоопределение к действию.

  1. -Группа детей читает стихотворение Эдуарда Асадова

«Письмо с фронта» (название не говорить)

Мы были беспечными, глупыми были,

Мы все, что имели, не очень ценили,

А поняли, может, лишь тут, на войне:

Приятели, книжки, московские споры -

Все - сказка, все в дымке, как снежные горы…

Пусть так, возвратимся - оценим вдвойне!

Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,

Застыли орудия, как стадо слонов,

И где-то по - мирному в гуще лесов,

Как в детстве, мне слышится голос кукушки…

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру.

И пусть между нами сейчас километры -

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

В холодной ночи, под неласковым небом,

Склонившись, мне тихую песню поешь

И вместе со мною к далеким победам

Солдатской дорогой незримо идешь.

И чем бы в пути мне война ни грозила,

Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!

Я знаю, что ты меня благословила,

И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!


-Скажите, что это за послание? (письмо) - Как вы думаете, откуда это письмо? (с фронта) - Да ребята. Это письмо с фронта именно так и называется это стихотворение. -Как вы думаете, кому оно адресовано? (ответы детей) -А в нашей стране много ли таких семей, в которых кто-то воевал или трудился в тылу во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г.? (ответы детей) -Послушайте песню «Вечный огонь» и скажите, какие слова из песни стали названием темы нашего урока? (открывается тема урока) «Нет в России семьи такой…»(слайд 2) -Что такое вечный огонь? (вечный огонь горит на Красной площади, в знак вечной памяти о подвигах наших солдат в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г.) -Почему их память как «высший суд» для новых поколений нашей страны и мира? (ответы детей) -Как вы понимаете название темы урока? (ответы детей) -О чем мы будем сегодня говорить?
2. - Целепологание:
- Опираясь на тему урока и опорные слова , поставьте цели урока. (опорные слова: Учиться характеризовать … Планировать… Обсуждать… Приводить примеры… Слушать… Сопереживать… Сочувствовать…)
IV. Работа по теме урока. Защита проектов. 1. - Скажите, а у вас в семьях рассказывают о тех далеких и трудных временах?(ответы детей) -Может у вас в семье были, есть родственники, которые воевали или трудились во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г.?(ответы детей) -Давайте послушаем и посмотрим то, что приготовили дети о своих родных. (зачитывают и показывают слайды) 2. -Я знаю, что ребята из 3 «Б» класса тоже проводили свои поиски и приготовили сообщения по этой теме. Давайте их послушаем. (выступает учащийся 3 класса) 3.- А еще у ученика 3 «Б» класса Амира Тулпарова прадедушка Даниял Аджиевич Тулпаров написал книгу воспоминаний о войне «Так было» (показать книгу). Если у вас появится желание прочитать книгу, то можно здесь в школе ее взять и почитать. - Как вы считаете, удалась ли вам работа?(самооценка детей) -Молодцы ребята! Вы проделали большую работу.
V. Физминутка. 1. -Встаньте пожалуйста , создайте фигурку звезды. 2. -Нарисуйте глазами звезду по схеме (на доске слайд 3)
4 2 5

1 3

3.-Скажите, что вы можете рассказать о слове «Звезда»?

(это - омоним, оно имеет несколько значений

  1. звезда на небе,

  2. звезда героя,

  3. звезда на погонах,

  4. морская звезда)


VI. Закрепление изученного:

  1. Семейный альбом:

-Давайте заглянем в ваш семейный альбом (выставка фотографий из семейного альбома, дети называют ФИО своих родных и показывают их фотографии)
  1. Работа по учебнику с.88-89 :

-Посмотрите на эти фотографии . Расскажите о своих впечатлениях. 3. Выставка детских рисунков:
-Обратите внимание на детский рисунок. Как точно и ярко девочка изобразила бой. Мы с вами тоже подготовили выставку рисунков в память о тех годах. После урока ее можно будет рассмотреть подробнее. -Почему мы рисуем и храним фотографии о войне?(наша память) 4. Словарная работа:
-Какими еще способами можно сохранить и передать нашу память и уважение к погибшим героям, ветеранам ВОВ.(устанавливаем памятники, обелиски, монументы, мемориалы)подготовленные ученики показывают карточки и дают определение словам (словарь Ожегова)

1. Памятник - Скульптурное или архитектурное сооружение в память кого-чего-н.

Сохранившийся предмет культуры прошлого.

2. Обелиск-Памятник, сооружение в виде суживающегося кверху гранёного каменного столба.

3. Монумент - сооружение значительных размеров в честь каких-либо выдающихся событий или лиц.

4. Мемориал -Мемориальное архитектурное сооружение, мемориальный комплекс -Где в нашем городе находится такой памятник? (ул. Фридриха Энгельса «Героям фронта и тыла»(слайд 4) -Почти в каждом городе, в каждом селе нашей страны обязательно есть памятник или обелиск павшим воинам - защитникам Отечества.


Конспект урока по окружающему миру на тему: «Нет в России семьи такой…» УМК Перспектива 4 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Нет в России семьи такой…» УМК Перспектива 4 класс
5.Письмо с фронта:
-А как вы думаете, как общались между собой те, кто находился далеко от дома , и те кто ждал возвращения бойцов с фронта? (письмами) -Какую возможность общаться с близкими вы имеете в наше время? (телефон, интернет) -А в то военное время единственной ниточкой, связывающей родных людей, были письма - треугольники (слайд 5)

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Нет в России семьи такой…» УМК Перспектива 4 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Нет в России семьи такой…» УМК Перспектива 4 класс -Бумаги тогда в стране не было, конверты не выпускали. Люди писали и складывали их в виде треугольников. (слайд 6)(Учитель показывает, как выглядит такой треугольник) -Давайте, попробуем сложить такой треугольник.(выполняют работу)

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Нет в России семьи такой…» УМК Перспектива 4 класс -Представьте, как ждали эти треугольники люди, разлученные войной на четыре долгих года. -Давайте, мысленно откроем один треугольник и прочитаем, что написал, в этом письме фронтовик своей семье.( Учащиеся самостоятельно читают текст из учебника с.90-91) -Какие чувства переживали наши соотечественники, живя в тылу и сражаясь на фронте? -Почему ежегодно 22 июня в России отмечают День памяти и скорби? (ответы детей) -Подумайте, только ли о своем личном благополучии заботились люди в войну? -Почему фронтовик написал в письме к своим детям такую фразу: «Я рад, что мне приходится защищать тысячи вас…»? (ответы детей, коллективное обсуждение)
VII. Рефлексия.
-Что нового вы узнал сегодня на уроке? -Что было интересного? -Что запомнили из урока?
VIII.Подведение итогов урока.
-Прочитайте вывод на с.91. -И в завершение нашего урока я бы хотела еще раз включить песню из кинофильма «Офицеры»: «Вечный огонь» (сл. Е. Д. Аргановича, муз. Р. М. Хозака.), которая и определила тему нашего урока (слайд-клип)(дети под музыку встают) -Спасибо, урок окончен.





Приложение:

Тест:

А1. Когда началась Великая Отечественная война?

  1. в 1939г. 3) в 1945г.

  2. в 1941г. 4) в 1922г.

А2.Какая страна напала на нашу страну в 1941г.?

  1. Германия 3) Япония

  2. Франция 4) Монголия

А3.Какой город находился в блокаде 900 дней?

  1. Москва 3) Курск

  2. Сталинград 4) Ленинград

А4.Когда мы празднуем День Победы?

  1. 22 июня 3) 23 февраля

  2. 9 мая 4) 12 июня

Тест:

А1. Когда началась Великая Отечественная война?

  1. в 1939г. 3) в 1945г.

  2. в 1941г. 4) в 1922г.

А2.Какая страна напала на нашу страну в 1941г.?

  1. Германия 3) Япония

  2. Франция 4) Монголия

А3.Какой город находился в блокаде 900 дней?

  1. Москва 3) Курск

  2. Сталинград 4) Ленинград

А4.Когда мы празднуем День Победы?

  1. 22 июня 3) 23 февраля

  2. 9 мая 4) 12 июня

«Письмо с фронта» (название не говорить)

Мы были беспечными, глупыми были,

Мы все, что имели, не очень ценили,

А поняли, может, лишь тут, на войне:

Приятели, книжки, московские споры -

Все - сказка, все в дымке, как снежные горы…

Пусть так, возвратимся - оценим вдвойне!

Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,

Застыли орудия, как стадо слонов,

И где-то по - мирному в гуще лесов,

Как в детстве, мне слышится голос кукушки…

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру.

И пусть между нами сейчас километры -

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

В холодной ночи, под неласковым небом,

Склонившись, мне тихую песню поешь

И вместе со мною к далеким победам

Солдатской дорогой незримо идешь.

И чем бы в пути мне война ни грозила,

Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!

Я знаю, что ты меня благословила,

И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

Учиться характеризовать Планировать…

Обсуждать…

Приводить примеры…

Слушать…

Сопереживать…

Сочувствовать…


© 2010-2022