- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру на тему: «Нет в России семьи такой…» УМК Перспектива 4 класс
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Нет в России семьи такой…» УМК Перспектива 4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Овчинникова Е.Н. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
гимназия №44 г. Иваново
Учитель: Овчинникова Елена Николаевна
Открытый урок по окружающему миру в 4 Б классе.
Тема: «Нет в России семьи такой…»
Цель и задачи:
Предметные результаты: Характеризовать документы; воспоминания и реликвии Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г.; как живые свидетельства человеческой судьбы и истории народа; приводить примеры таких свидетельств, хранящихся в музеях и семейных архивах.
Планируемые результаты: Учащиеся научатся обсуждать значения семейных воспоминаний; сочувствовать человеческим переживаниям, отразившимся во фронтовых письмах и воспоминаниях; характеризовать документы, реликвии Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г..
Оборудование: Фонограмма песни «Вечный огонь»(сл. Е. Д. Аргановича, муз. Р. М. Хозака.); семейные фотографии и реликвии военного, и послевоенного времени; проекты и презентации детей; выставка детских рисунков о Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г.; листы бумаги, ИКТ
Ход урока: I. Организационный момент: -Звучит отрывок из песни к кинофильму «Офицеры»: «Вечный огонь» (сл. Е. Д. Аргановича, муз. Р. М. Хозака.); -Как вы думаете, почему мы начали урок с этой мелодии? (ответы детей) -Чтобы узнать правильность ваших ответов, мы сейчас выполним небольшой тест.(карточки) I I. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Тест:
А1. Когда началась Великая Отечественная война?
-
в 1939г. 3) в 1945г.
-
в 1941г. 4) в 1922г.
А2.Какая страна напала на нашу страну в 1941г.?
-
Германия 3) Япония
-
Франция 4) Монголия
А3.Какой город находился в блокаде 900 дней?
-
Москва 3) Курск
-
Сталинград 4) Ленинград
А4.Когда мы празднуем День Победы?
-
22 июня 3) 23 февраля
-
9 мая 4) 12 июня
-Проверьте себя по эталону. ( на ИКТ правильные ответы)(слайд 1)
А1. - 2) 1941г. А3. - 4) Ленинград
А2. - 1) Германия А4. - 2) 9 мая
-Хорошо. Молодцы. Оцените себя ( дети оценивают свою работу)
I I I. Самоопределение к действию.
-
-Группа детей читает стихотворение Эдуарда Асадова
«Письмо с фронта» (название не говорить)
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры -
Все - сказка, все в дымке, как снежные горы…
Пусть так, возвратимся - оценим вдвойне!
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудия, как стадо слонов,
И где-то по - мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки…
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры -
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.
И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
-Скажите, что это за послание? (письмо) - Как вы думаете, откуда это письмо? (с фронта) - Да ребята. Это письмо с фронта именно так и называется это стихотворение. -Как вы думаете, кому оно адресовано? (ответы детей) -А в нашей стране много ли таких семей, в которых кто-то воевал или трудился в тылу во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г.? (ответы детей) -Послушайте песню «Вечный огонь» и скажите, какие слова из песни стали названием темы нашего урока? (открывается тема урока) «Нет в России семьи такой…»(слайд 2) -Что такое вечный огонь? (вечный огонь горит на Красной площади, в знак вечной памяти о подвигах наших солдат в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г.) -Почему их память как «высший суд» для новых поколений нашей страны и мира? (ответы детей) -Как вы понимаете название темы урока? (ответы детей) -О чем мы будем сегодня говорить?
2. - Целепологание:
- Опираясь на тему урока и опорные слова , поставьте цели урока. (опорные слова: Учиться характеризовать … Планировать… Обсуждать… Приводить примеры… Слушать… Сопереживать… Сочувствовать…)
IV. Работа по теме урока. Защита проектов. 1. - Скажите, а у вас в семьях рассказывают о тех далеких и трудных временах?(ответы детей) -Может у вас в семье были, есть родственники, которые воевали или трудились во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г.?(ответы детей) -Давайте послушаем и посмотрим то, что приготовили дети о своих родных. (зачитывают и показывают слайды) 2. -Я знаю, что ребята из 3 «Б» класса тоже проводили свои поиски и приготовили сообщения по этой теме. Давайте их послушаем. (выступает учащийся 3 класса) 3.- А еще у ученика 3 «Б» класса Амира Тулпарова прадедушка Даниял Аджиевич Тулпаров написал книгу воспоминаний о войне «Так было» (показать книгу). Если у вас появится желание прочитать книгу, то можно здесь в школе ее взять и почитать. - Как вы считаете, удалась ли вам работа?(самооценка детей) -Молодцы ребята! Вы проделали большую работу.
V. Физминутка. 1. -Встаньте пожалуйста , создайте фигурку звезды. 2. -Нарисуйте глазами звезду по схеме (на доске слайд 3)
4 2 5
1 3
3.-Скажите, что вы можете рассказать о слове «Звезда»?
(это - омоним, оно имеет несколько значений
-
звезда на небе,
-
звезда героя,
-
звезда на погонах,
-
морская звезда)
VI. Закрепление изученного:
- Семейный альбом:
-Давайте заглянем в ваш семейный альбом (выставка фотографий из семейного альбома, дети называют ФИО своих родных и показывают их фотографии)
- Работа по учебнику с.88-89 :
-Посмотрите на эти фотографии . Расскажите о своих впечатлениях. 3. Выставка детских рисунков:
-Обратите внимание на детский рисунок. Как точно и ярко девочка изобразила бой. Мы с вами тоже подготовили выставку рисунков в память о тех годах. После урока ее можно будет рассмотреть подробнее. -Почему мы рисуем и храним фотографии о войне?(наша память) 4. Словарная работа:
-Какими еще способами можно сохранить и передать нашу память и уважение к погибшим героям, ветеранам ВОВ.(устанавливаем памятники, обелиски, монументы, мемориалы)подготовленные ученики показывают карточки и дают определение словам (словарь Ожегова)
1. Памятник - Скульптурное или архитектурное сооружение в память кого-чего-н.
Сохранившийся предмет культуры прошлого.
2. Обелиск-Памятник, сооружение в виде суживающегося кверху гранёного каменного столба.
3. Монумент - сооружение значительных размеров в честь каких-либо выдающихся событий или лиц.
4. Мемориал -Мемориальное архитектурное сооружение, мемориальный комплекс -Где в нашем городе находится такой памятник? (ул. Фридриха Энгельса «Героям фронта и тыла»(слайд 4) -Почти в каждом городе, в каждом селе нашей страны обязательно есть памятник или обелиск павшим воинам - защитникам Отечества.
5.Письмо с фронта:
-А как вы думаете, как общались между собой те, кто находился далеко от дома , и те кто ждал возвращения бойцов с фронта? (письмами) -Какую возможность общаться с близкими вы имеете в наше время? (телефон, интернет) -А в то военное время единственной ниточкой, связывающей родных людей, были письма - треугольники (слайд 5)
-Бумаги тогда в стране не было, конверты не выпускали. Люди писали и складывали их в виде треугольников. (слайд 6)(Учитель показывает, как выглядит такой треугольник) -Давайте, попробуем сложить такой треугольник.(выполняют работу)
-Представьте, как ждали эти треугольники люди, разлученные войной на четыре долгих года. -Давайте, мысленно откроем один треугольник и прочитаем, что написал, в этом письме фронтовик своей семье.( Учащиеся самостоятельно читают текст из учебника с.90-91) -Какие чувства переживали наши соотечественники, живя в тылу и сражаясь на фронте? -Почему ежегодно 22 июня в России отмечают День памяти и скорби? (ответы детей) -Подумайте, только ли о своем личном благополучии заботились люди в войну? -Почему фронтовик написал в письме к своим детям такую фразу: «Я рад, что мне приходится защищать тысячи вас…»? (ответы детей, коллективное обсуждение)
VII. Рефлексия.
-Что нового вы узнал сегодня на уроке? -Что было интересного? -Что запомнили из урока?
VIII.Подведение итогов урока.
-Прочитайте вывод на с.91. -И в завершение нашего урока я бы хотела еще раз включить песню из кинофильма «Офицеры»: «Вечный огонь» (сл. Е. Д. Аргановича, муз. Р. М. Хозака.), которая и определила тему нашего урока (слайд-клип)(дети под музыку встают) -Спасибо, урок окончен.
Приложение:
Тест:
А1. Когда началась Великая Отечественная война?
-
в 1939г. 3) в 1945г.
-
в 1941г. 4) в 1922г.
А2.Какая страна напала на нашу страну в 1941г.?
-
Германия 3) Япония
-
Франция 4) Монголия
А3.Какой город находился в блокаде 900 дней?
-
Москва 3) Курск
-
Сталинград 4) Ленинград
А4.Когда мы празднуем День Победы?
-
22 июня 3) 23 февраля
-
9 мая 4) 12 июня
Тест:
А1. Когда началась Великая Отечественная война?
-
в 1939г. 3) в 1945г.
-
в 1941г. 4) в 1922г.
А2.Какая страна напала на нашу страну в 1941г.?
-
Германия 3) Япония
-
Франция 4) Монголия
А3.Какой город находился в блокаде 900 дней?
-
Москва 3) Курск
-
Сталинград 4) Ленинград
А4.Когда мы празднуем День Победы?
-
22 июня 3) 23 февраля
-
9 мая 4) 12 июня
«Письмо с фронта» (название не говорить)
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры -
Все - сказка, все в дымке, как снежные горы…
Пусть так, возвратимся - оценим вдвойне!
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудия, как стадо слонов,
И где-то по - мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки…
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры -
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.
И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
Учиться характеризовать Планировать…
Обсуждать…
Приводить примеры…
Слушать…
Сопереживать…
Сочувствовать…