Конспект урока русского языка по теме Имя существительное

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока русского языка по теме Имя существительноеКонспект урока русского языка по теме Имя существительноеКонспект урока русского языка по теме Имя существительноеКонспект урока русского языка по теме Имя существительноеКонспект урока русского языка по теме Имя существительноеКонспект урока русского языка по теме Имя существительное
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Закрепление изученного об имени существительном»

Данный урок русского языка разработан для обобщения и закрепления знаний об имени существительном. На уроке используются такие формы работы как работа в парах, самоанализ, самопроверка, самооценка.

Разработка урока используется для закрепления изученного по теме «Имя существительное» в 3 классе начальной школы. Для проведения урока нужны учебники «Литературного чтения» для 3 класса, раздел «Устное народное творчество», с произведениями которого обучающиеся ранее познакомились на уроках чтения.











Цели урока:
  1. Повторить и закрепить изученное об имени существительном:
- определение имени существительного; -собственные имена существительные; - одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; - род имён существительных; - родовые окончания имён существительных.
  1. Развивать умение работать в паре, навыки самоанализа, самооценки.
  2. Воспитывать любовь к родному языку с помощью произведений устного народного творчества.




Оборудование:
  1. Учебник «Литературное чтение», 3 класс, часть 1, раздел «Устное народное творчество»;


  1. Карточка «Проверь себя» (для каждого ученика);

Проверь себя

(вставь пропущенные слова)

  1. Имя существительное - это …………………………………………………………. ,

которая отвечает на вопросы ………………… или ……………….

и обозначает (называет) ……………………………... .

  1. Собственные имена существительные пишутся

с ……………………………………… буквы.

  1. Одушевлённые имена существительные называют ………………и

……………………………………… и отвечают на вопрос ………………. ?

Неодушевлённые имена существительные называют остальные предметы и отвечают на вопрос ……………?

  1. Имена существительные бывают ………………………, …………………………………… и …………………………………. рода.

  2. Заполни таблицу:

Род М. р. Ж. р. Ср. р. Вспомогательные слова

…… , ……

…… , ………..

……, ……… Окончания


….. ,…..,…..

…..,…..,…..

…..,…..








  1. Дорожка успешности работы над темой «Имя существительное» (для каждого ученика).








«Дорожка» успешности



Определение имени существи--тельного Собственные имена существи-тельные Одушевлённые и неодушевлён-ные имена существи-тельные
Род имён существи-тельных Родовые окончания имён существи-тельных














Критерии самооценки: - красный кружок - отлично (задание выполнено без ошибок); - синий - хорошо (допущена 1 ошибка); - жёлтый - удовлетворительно (2 ошибки); - чёрный - плохо (3 ошибки и больше).

  1. Презентация «Имя существительное».

Ход урока.

  1. Организация класса.
II. Постановка целей и задач урока, объявление темы урока. (Слайд 1) а) Самостоятельная работа на карточке «Проверь себя». - Ребята, сегодня у нас последний урок по теме «Имя существительное», предлагаю проверить себя, понять, насколько хорошо вы усвоили эту тему.

Проверь себя

(вставь пропущенные слова)

  1. Имя существительное - это………………………………………………………….., которая отвечает на вопросы ………………… или …………………….и обозначает (называет) ……………………………….. .
  2. Собственные имена существительные пишутся с ……………………………………… буквы.
  3. Одушевлённые имена существительные называют …………………. и………………………………………. и отвечают на вопрос …………………. ?
Неодушевлённые имена существительные называют остальные предметы и отвечают на вопрос ……………………..?
  1. Имена существительные бывают …………………………………., …………………………………… и …………………………………. рода.
  2. Заполни таблицу:
Род М. р. Ж. р. Ср. р. Вспомогательные слова

…… , ……

…… , ………..

……, ……… Окончания


….. ,…..,…..

…..,…..,…..

…..,…..


б) Самопроверка (Слайды 2 - 6). в) Самоанализ (Слайд 7).

Таблица самоанализа

Я хорошо знаю об имени существительном:

Я затрудняюсь: ???

г) Подведение итогов. - Поднимите руку, кто выполнил все задания без ошибок? Молодцы. -Кто ошибся в первом задании? Во втором? В третьем? В четвёртом? В пятом? д) Постановка целей урока общих и индивидуальных. -Итак, ребята, вы поняли, что хорошо знаете про имя существительное, в чём ещё затрудняетесь, предлагаю сегодня помочь друг другу избавиться от тех ошибок, которые вы допустили. III. Закрепление изученного по теме «Имя существительное» (работа в парах по учебнику «Литературное чтение»). 1) Определение имени существительного (Ученик выразительно читает русскую народную песню на странице 14, учитель благодарит за хорошее чтение): «Жаворонки, жаворонки, Прилетите к нам. Принесите нам лето тёплое, Унесите от нас зиму холодную. Нам холодная зима наскучила, Руки, ноги отморозила». - А теперь, ребята, предлагаю поиграть с существительными из этой песни в игру «Цепочка». Для этого нужно найти и выписать цепочкой из песни все имена существительные. - Самопроверка, исправление ошибок. (Слайд 8) - Заполнение «дорожки» успешности (графа «Определение имени существительного»). -Подведение итогов. 2) Собственные имена существительные (Один из учеников выразительно читает песню про Ваню на странице 17): «Как на тоненький ледок Выпал беленький снежок. Ехал Ванюшка - дружок. Ваня ехал, поспешал, Со добра коня упал. Он упал, упал, лежит - Никто к Ване не бежит. Две девушки увидали, Прямо к Ване подбежали, Прямо к Ване подбежали, На коня Ваню сажали, На коня Ваню сажали, Путь - дорогу показали, Путь - дорогу показали Да наказывали: «Как поедешь ты, Иван, Не зевай по сторонам!» Игра «Грамотей». - Покажите, пожалуйста, какие вы грамотеи - найдите и выпишите из песни собственные имена существительные. -Самопроверка работы. (Слайд 9) - Заполнение «дорожки» успешности (графа «Собственные имена существительные»). - Подведение итогов. 3) Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (Выразительное чтение докучной сказки на странице 18): «Жил - был карась, Вот и сказка началась. Жили -были два налима, Вот и сказки половина. Жили - были три гуся, Вот и сказка вся.» Игра «Путаница». - А сейчас, ребята, вам предстоит найти и выписать из сказки одушевлённые и неодушевлённые существительные в два столбика. - Самопроверка. (Слайд 10). - Заполнение «дорожки» успешности (графа «Одушевлённые и неодушевлённые существительные»). - Подведение итогов. 4) Род имён существительных (Чтение докучной сказки на странице 19): «У нашего Гришеньки Под окошком вишенки. У Семёна в саду клёны, У Алёны - дуб зелёный, У Марины - куст малины, У Арины - две рябины, У Тараски - лыка связка. Хороша ли моя сказка?» Игра «Бюро находок». - Ребята, найдите, пожалуйста, все существительные и запишите их в три столбика, по родам. - Самопроверка. (Слайд 11) - Заполнение «дорожки» успешности (графа «Род имён существительных»). - Подведение итогов. 5) Родовые окончания имён существительных. -А теперь, ребята, я объявляю «Аукцион орфограмм». -Отгадайте загадки, запишите отгадки, выделите родовые окончания существительных, сделайте вывод:

Она под осень умирает,
И вновь весною оживает,
Коровам без неё беда,
Она их главная еда. (Трава)

Летит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Слышишь его,
А не видишь его. (Ветер)

Белая водица
Всем нам пригодится.
Из водицы белой
Все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок,
Кушай, Ванюшка, дружок! (Молоко)

Загляни в осенний сад
Чудо - Мячики висят.
Красноватый, спелый бок
Ребятишкам на зубок. (яблоко)

Дождь льёт, она пьёт, всё зеленеет да растёт. (Земля)

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая. (Морковь)

Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает. (Дождь)

- Самопроверка. (Слайд 12) - Заполнение «дорожки» успешности (графа «Родовые окончания имён существительных»). - Подведение итогов. IV. Подведение итогов урока, самооценка. -С помощью «Дорожки успешности» оцените свою работу на уроке. - Кто оценивает свою работу на «отлично»? «Хорошо»? - Кто не очень доволен своей работой? - Ребята, я хочу похвалить вас за дружную и правильную работу в парах, за вашу активность и заинтересованность на уроке. Насколько точно вы оценили себя, окончательные оценки я сообщу завтра в начале урока после того, как проверю ваши классные работы. V. Рефлексия. (Слайд 13) - Мне было интересно… - Я научился… - Мне было трудно… - Я смогу научить друга… -Мне ещё нужно… VI. Творческое домашнее задание. (Слайд 14) - Ребята, предлагаю вам дома подготовить рассказ об имени существительном от его имени. Начать можно со слов: «Здравствуйте! Я - имя существительное.»

9


© 2010-2022