- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка по теме Имя существительное
Конспект урока русского языка по теме Имя существительное
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Власова Н.В. |
Дата | 17.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Закрепление изученного об имени существительном»
Данный урок русского языка разработан для обобщения и закрепления знаний об имени существительном. На уроке используются такие формы работы как работа в парах, самоанализ, самопроверка, самооценка.
Разработка урока используется для закрепления изученного по теме «Имя существительное» в 3 классе начальной школы. Для проведения урока нужны учебники «Литературного чтения» для 3 класса, раздел «Устное народное творчество», с произведениями которого обучающиеся ранее познакомились на уроках чтения.
Цели урока:
- Повторить и закрепить изученное об имени существительном:
- Развивать умение работать в паре, навыки самоанализа, самооценки.
- Воспитывать любовь к родному языку с помощью произведений устного народного творчества.
Оборудование:
- Учебник «Литературное чтение», 3 класс, часть 1, раздел «Устное народное творчество»;
- Карточка «Проверь себя» (для каждого ученика);
Проверь себя
(вставь пропущенные слова)
-
Имя существительное - это …………………………………………………………. ,
которая отвечает на вопросы ………………… или ……………….
и обозначает (называет) ……………………………... .
-
Собственные имена существительные пишутся
с ……………………………………… буквы.
-
Одушевлённые имена существительные называют ………………и
……………………………………… и отвечают на вопрос ………………. ?
Неодушевлённые имена существительные называют остальные предметы и отвечают на вопрос ……………?
-
Имена существительные бывают ………………………, …………………………………… и …………………………………. рода.
-
Заполни таблицу:
- Род М. р. Ж. р. Ср. р. Вспомогательные слова
…… , ……
…… , ………..
……, ……… Окончания
….. ,…..,…..
…..,…..,…..
…..,…..
- Дорожка успешности работы над темой «Имя существительное» (для каждого ученика).
«Дорожка» успешности
- Определение имени существи--тельного Собственные имена существи-тельные Одушевлённые и неодушевлён-ные имена существи-тельные
Род имён существи-тельных Родовые окончания имён существи-тельных
Критерии самооценки: - красный кружок - отлично (задание выполнено без ошибок); - синий - хорошо (допущена 1 ошибка); - жёлтый - удовлетворительно (2 ошибки); - чёрный - плохо (3 ошибки и больше).
- Презентация «Имя существительное».
Ход урока.
- Организация класса.
Проверь себя
(вставь пропущенные слова)
- Имя существительное - это………………………………………………………….., которая отвечает на вопросы ………………… или …………………….и обозначает (называет) ……………………………….. .
- Собственные имена существительные пишутся с ……………………………………… буквы.
- Одушевлённые имена существительные называют …………………. и………………………………………. и отвечают на вопрос …………………. ?
- Имена существительные бывают …………………………………., …………………………………… и …………………………………. рода.
- Заполни таблицу:
- Род М. р. Ж. р. Ср. р. Вспомогательные слова
…… , ……
…… , ………..
……, ……… Окончания
….. ,…..,…..
…..,…..,…..
…..,…..
б) Самопроверка (Слайды 2 - 6). в) Самоанализ (Слайд 7).
Таблица самоанализа
- Я хорошо знаю об имени существительном:
Я затрудняюсь: ???
г) Подведение итогов. - Поднимите руку, кто выполнил все задания без ошибок? Молодцы. -Кто ошибся в первом задании? Во втором? В третьем? В четвёртом? В пятом? д) Постановка целей урока общих и индивидуальных. -Итак, ребята, вы поняли, что хорошо знаете про имя существительное, в чём ещё затрудняетесь, предлагаю сегодня помочь друг другу избавиться от тех ошибок, которые вы допустили. III. Закрепление изученного по теме «Имя существительное» (работа в парах по учебнику «Литературное чтение»). 1) Определение имени существительного (Ученик выразительно читает русскую народную песню на странице 14, учитель благодарит за хорошее чтение): «Жаворонки, жаворонки, Прилетите к нам. Принесите нам лето тёплое, Унесите от нас зиму холодную. Нам холодная зима наскучила, Руки, ноги отморозила». - А теперь, ребята, предлагаю поиграть с существительными из этой песни в игру «Цепочка». Для этого нужно найти и выписать цепочкой из песни все имена существительные. - Самопроверка, исправление ошибок. (Слайд 8) - Заполнение «дорожки» успешности (графа «Определение имени существительного»). -Подведение итогов. 2) Собственные имена существительные (Один из учеников выразительно читает песню про Ваню на странице 17): «Как на тоненький ледок Выпал беленький снежок. Ехал Ванюшка - дружок. Ваня ехал, поспешал, Со добра коня упал. Он упал, упал, лежит - Никто к Ване не бежит. Две девушки увидали, Прямо к Ване подбежали, Прямо к Ване подбежали, На коня Ваню сажали, На коня Ваню сажали, Путь - дорогу показали, Путь - дорогу показали Да наказывали: «Как поедешь ты, Иван, Не зевай по сторонам!» Игра «Грамотей». - Покажите, пожалуйста, какие вы грамотеи - найдите и выпишите из песни собственные имена существительные. -Самопроверка работы. (Слайд 9) - Заполнение «дорожки» успешности (графа «Собственные имена существительные»). - Подведение итогов. 3) Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (Выразительное чтение докучной сказки на странице 18): «Жил - был карась, Вот и сказка началась. Жили -были два налима, Вот и сказки половина. Жили - были три гуся, Вот и сказка вся.» Игра «Путаница». - А сейчас, ребята, вам предстоит найти и выписать из сказки одушевлённые и неодушевлённые существительные в два столбика. - Самопроверка. (Слайд 10). - Заполнение «дорожки» успешности (графа «Одушевлённые и неодушевлённые существительные»). - Подведение итогов. 4) Род имён существительных (Чтение докучной сказки на странице 19): «У нашего Гришеньки Под окошком вишенки. У Семёна в саду клёны, У Алёны - дуб зелёный, У Марины - куст малины, У Арины - две рябины, У Тараски - лыка связка. Хороша ли моя сказка?» Игра «Бюро находок». - Ребята, найдите, пожалуйста, все существительные и запишите их в три столбика, по родам. - Самопроверка. (Слайд 11) - Заполнение «дорожки» успешности (графа «Род имён существительных»). - Подведение итогов. 5) Родовые окончания имён существительных. -А теперь, ребята, я объявляю «Аукцион орфограмм». -Отгадайте загадки, запишите отгадки, выделите родовые окончания существительных, сделайте вывод:
Она под осень умирает,
И вновь весною оживает,
Коровам без неё беда,
Она их главная еда. (Трава)
Летит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Слышишь его,
А не видишь его. (Ветер)
Белая водица
Всем нам пригодится.
Из водицы белой
Все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок,
Кушай, Ванюшка, дружок! (Молоко)
Загляни в осенний сад
Чудо - Мячики висят.
Красноватый, спелый бок
Ребятишкам на зубок. (яблоко)
Дождь льёт, она пьёт, всё зеленеет да растёт. (Земля)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая. (Морковь)
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает. (Дождь)
- Самопроверка. (Слайд 12) - Заполнение «дорожки» успешности (графа «Родовые окончания имён существительных»). - Подведение итогов. IV. Подведение итогов урока, самооценка. -С помощью «Дорожки успешности» оцените свою работу на уроке. - Кто оценивает свою работу на «отлично»? «Хорошо»? - Кто не очень доволен своей работой? - Ребята, я хочу похвалить вас за дружную и правильную работу в парах, за вашу активность и заинтересованность на уроке. Насколько точно вы оценили себя, окончательные оценки я сообщу завтра в начале урока после того, как проверю ваши классные работы. V. Рефлексия. (Слайд 13) - Мне было интересно… - Я научился… - Мне было трудно… - Я смогу научить друга… -Мне ещё нужно… VI. Творческое домашнее задание. (Слайд 14) - Ребята, предлагаю вам дома подготовить рассказ об имени существительном от его имени. Начать можно со слов: «Здравствуйте! Я - имя существительное.»
9