Поделитесь с коллегами:
Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Состав слова (закрепление) Цели: Обучающий аспект Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, закрепить навыки разбора слова по составу. Развивающий аспект: Развивать самостоятельные навыки учащихся; письменную речь, умения применять правила на письме; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, способствовать развитию речи, делать выводы, анализировать. Воспитательный аспект: Воспитывать культуру межличностных отношений, культуру поведения на уроке, соблюдение гигиенических норм; прививать внимание, аккуратность. Задачи: Систематизировать представления учащихся о понятиях корень, приставка, суффикс, окончание, однокоренные слова. Оборудование: Мультимедийное устройство, ноутбук, проектор, картинки, учебник.
- Мотивационный этап
- Начинается урок Он пойдёт ребятам впрок Чётко, смело говорим И тихонечко сидим Постарайтесь всё понять Ответы полные давать Чтоб за работу получать Только лишь отметку пять! - Сегодня у нас гости. Вот этот мячик тоже гость. Мой весёлый звонкий мяч! Ты куда помчался вскачь? Мой мячик покатился под первое задание.
- Орфографическая разминка (1 слайд)
Первое задание. Прочитайте про себя. Догадайтесь, какие буквы пропущены в этих словах? м.чи - …, г.лы - …. (в этих словах пропущены безударные гласные) - О чём надо помнить, чтобы правильно написать слова с безударной гласной в корне? (надо изменить слово так, чтобы безударный гласный стоял под ударением) - Вспомните алгоритм 2 слайд (один - много, много - один, назови ласково, найди корень подбери другую часть речи) - Запишите слова, рядом напишите проверочные слова. Проверка: мячи - мяч, голы - гол. 3 слайд Мой мячик катится дальше и подкатился под второе задание урока. 4 слайд - Что вам напоминает изображённое на доске? (веточка мимозы, рассыпанные бусы, камешки на берегу моря и т.д.) - Я очень довольна вашими ответами. У вас отличное воображение и много фантазии. А мне, кажется, «рассыпалась буква». Догадайтесь, какая? (Буква Ф) - Молодцы! А сколько звуков она обозначает? (Два звука {ф}, {фь}) - Запишите букву в тетрадь. - Ребята, а как называется человек с богатым воображением и фантазией? (Фантазёр) 5 слайд - Допишите строчку словом фантазёр - А теперь назовите слова, содержащие звуки [ф] [фь] (зефир, шофёр, фикус, фея, портфель, фотография, фокус, телефон, асфальт и т.д. - Молодцы! Вы назвали много слов. - А знаете ли вы, что почти все слова, содержащие звуки [ф] [фь], это нерусские слова, а слова «пришельцы), пришедшие к нам из других языков. Например, слово футбол пришло к нам из английского языка. (игра в мяч двумя ногами) Эта буква будет сегодня хозяйничать во многих словах. Мой мячик покатился дальше и остановился около букв: Р,С, М, Л, О, С, Ц, Т, А, Н, В - на доске - Мысленно уберите непарные согласные и прочитайте главное слово нашего урока - СОСТАВ - Это слово имеет несколько значений. Попробуйте назвать значения этого слова (состав вещества, офицерский состав, состав команды, грузовой состав, пассажирский, количество чего - либо, входящего в целое (состав числа 12) - Мы на уроке русского языка. Состав чего нас будет интересовать? (только состав слова) - Значит какая тема урока? А какая цель у нас? Для реализации цели начнём работать. 6 слайд
- Систематизация знаний
- Сегодня на уроке будем говорить о составе слова, постараемся систематизировать имеющиеся знания о составе слова, закрепим их. - О каких частях слова мы говорим? (о корне, суффиксе, приставке, окончании) (стихи и правила) 1. Корень в домике живет, Главный смысл в себе несет Как и все его родные Слова однокоренные. 2. Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она Ведь при помощи приставки Образуются слова. 3. У любого слова в речи есть Окончание и основа Окончание меняет форму слова, Помогает в предложении ему встать, Чтобы смысл нам понять. Если звука мы не слышим, Если букву мы не пишем, То окончание немое, То есть просто нулевое. Окончание отделяем - Основу - домик получаем 4. За корнем суффикс проживает Он уменьшает и ласкает Специальность скажет нам Деток назовет зверям 7 слайд
- Посмотрите на доску. Будем работать с предложениями. 1. ф.т..л - п.п.л.рн.. .гр.. 9 слайд 2. юные, готовятся, к, футболисты, матч - Прочитайте первое предложение. Чего не хватает? (гласных) - Сколько слов в этом предложении? Попробуйте прочитать. Второе слово - популярное. Подберите близкие по значению слова (известная, любимая) 10 слайд Проговорите орфографически и запишите 1предложение. Пишем красиво, чисто. - Во 2 предложении набор слов 12 слайд - Предложение выражает законченную мысль. Чтобы получилось предложение надо все слова связать грамматически. Запишите его самостоятельно. Выделите орфограммы.
- А теперь пришла пора отдохнуть.
Глазки, пальчики устали Мы их двигаться заставим! (побросайте друг другу воображаемые мячики, старайтесь каждый раз его поймать) 13 слайд - А сейчас внимание. Мячик предлагает вам провести игру в футбол. Если штангой сделать г Если штангой сделать л И забить в ворота о Будет… гол!
- Давайте найдём родственные слова футбол, футболист, футбольный 14 слайд - Разберите слова по составу.
Вспомните алгоритм. 15 слайд Изменю слово - найду изменяемую часть - выделю окончание - подберу родственное слово - найду общую часть - выделю корень - найду приставку - найду суффикс Проверка. 16 слайд
- Познавательная игра
Давайте отдохнём и поиграем. Игра заключается в том, что вам необходимо отгадать загадки и шарады. 1.Шарады. Прочитайте, составьте слово, а затем разберите его по составу. Корень тот же, что и в слове сказка, Суффикс тот же, что и в слове извозчик, Приставка та же, что и в слове расход Рассказчик 17 слайд
Корень мой находится в цене В очерке найди приставку мне Суффикс мой в тетрадке все встречаем Вся же - в дневнике я и в журнале. Оценка 18 слайд 2. Загадки
Вот по кругу друг за дружкой Ходят дружно две подружки Не толкаясь, не мешая Быстро движется большая Стрелки 20 слайд
Покружилась звёздочка в воздухе немножко Села и растаяла на моей ладошке Снежинка 21 слайд
Вы хорошо справились с заданиями. Со всеми заданиями, на которые указывал наш мячик - наш друг и весёлый путешественник, вы справились. 23 слайд
- Рефлексия
- Какое задание было трудным? - Посмотрите, на доске круги-мячики. красн. - все получилось отлично желт. - все получилось хорошо синий - не все получилось так, как хотелось зелен. - только часть заданий получилась 24 слайд
- Выберете тот кружок-мячик, который, вы считаете, вам подходит. - А вот так я оценила вашу работу 25 слайд
- Пришла пора прощаться с нашим мячиком.
Д/з. Попробуйте дома дописать стихотворение: «Убежал мой мяч… Догони его! Не плачь!» 26 слайд
- Несколько слов из своего стихотворения разберите по составу