• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока по литературному чтению 3 класс (ОС «Школа – 2100») на тему: Ю. Коваль «Капитан Клюквин». (Составление рассказа о герое по плану)

Конспект урока по литературному чтению 3 класс (ОС «Школа – 2100») на тему: Ю. Коваль «Капитан Клюквин». (Составление рассказа о герое по плану)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературному чтению

3 класс (ОС «Школа - 2100»)

Тема: Ю. Коваль «Капитан Клюквин». (Составление рассказа о герое по плану)

Цель: формирование умения пересказывать.

Задачи: совершенствовать умение составлять рассказ; развивать навыки грамотного, выразительного чтения, умения анализировать прочитанное и делать выводы; содействовать в воспитании любви к животным; помочь детям красоту птицы.

Технология: деятельностный подход, проблемное обучение.

Структура урока:

  1. Организационный момент. 1 мин.

  2. Проверка домашнего задания. 10 мин.

  3. Устный рассказ о капитане Клюквине. 15 мин.

  4. Ответы на вопрос учебника. 2 мин.

  5. Физкультминутка. 1 мин

  6. Составление рассказа о хозяине клеста. 10 мин.

Выборочное чтение понравившихся отрывков.

  1. Заключительная беседа. 4 мин.

  2. Домашнее задание. 1 мин.

  3. Итог урока 1 мин.

Рефлексия.

Вид доски:

Конспект урока по литературному чтению 3 класс (ОС «Школа – 2100») на тему: Ю. Коваль «Капитан Клюквин». (Составление рассказа о герое по плану)

План:

  1. Внешний вид.

  2. Лакомства.

  3. Песня клеста.

  4. Характер птицы.

  5. Тоска по свободе.


Ю. Коваль «Капитан Клюквин».

Конспект урока по литературному чтению 3 класс (ОС «Школа – 2100») на тему: Ю. Коваль «Капитан Клюквин». (Составление рассказа о герое по плану)


«Литературный футбол»


1-й ряд

2-й ряд

3-й ряд














Конспект урока по литературному чтению 3 класс (ОС «Школа – 2100») на тему: Ю. Коваль «Капитан Клюквин». (Составление рассказа о герое по плану)

План:

  1. Кто он, рассказчик?

  2. Где живет, что его окружает?

  3. Чем увлекается?

  4. Что он за человек?


Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Орг. момент.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

1 мин

Проверка домашнего задания.


































Устный рассказ о капитане Клюквине.


(На доске фотография (рисунок) птицы клеста).

Что вы знаете об этой птице? Расскажите о ее повадках.


А как Ю. Коваль называет эту птицу? С кем сравнивает?

С кем бы вы сравнили эту птицу?

Послушайте фрагмент из рассказа А. Баркова.

«…Сидит дед в сарае на досках, мастерит клетку, а мне говорит: «Есть одна пичуга забавная - зимний попугай. Большой специалист по еловой да сосновой шишке». Признаться, сперва я не больно деду поверил. А он пообещал: «Дай срок - сам увидишь!» И точно, через неделю принес из леса чудную птицу: «Клест! - дед торжествующе поднял клетку с птицей: - Воздушный гимнаст. «Мертвую петлю» на жердочке делает. А в лесу зацепится клювом за шишку и, точно попугай, на ней повиснет. Вот потому - то клеста, видимо, и прозвали в наших краях зимним попугаем».

Что еще заметил автор из особенностей клеста, что позволяет нам его сравнить с попугаем?

Какие общие повадки у них?

Мы еще позже вернемся к этому рассказу, а сейчас составим рассказ о Капитане Клюквине по плану, записанному на доске.

(составляем всем классом)

План:

  1. Внешний вид.

  2. Лакомства.

  3. Песня клеста.

  4. Характер птицы.

  5. Тоска по свободе.

Отметьте карандашом нужные отрывки в рассказе.

(рассказывают по пунктам плана несколько человек, затем 2 ученика - рассказывают на оценку, а ученики оценивают полноту и связность рассказа).


  1. Внешний вид.




  1. Лакомства.


  1. Песня клеста.







  1. Характер птицы.




  1. Тоска по свободе.




Несколько крупнее снегиря, весит 43-57 г. Замечателен своеобразным строением клюва. Надклювье и подклювье скрещиваются между собой, и острые концы их выдаются по бокам клюва. С помощью такого клюва птицы быстро и ловко раскрывают чешуйки шишек хвойных деревьев, выбирая семечки, составляющие основу их питания.

Оперение ярко-красного цвета, переходящего на плечах в красно-буроватый. Уши, крылья и хвост бурые.

Командир на коне

Настоящий певец

(варианты детей) попугай

«Зимний попугай».







Если 1 человек находит нужную страницу-спрашиваю какая страницы, чтобы нашли все.


Стр.90.

Это был клест-сосновик, с перьями кирпичного и клюквенного цвета, с клювом, скрещенным, как два кривых костяных ножа.
Лапы у него были белые - значит, сидел он в клетке давно. Таких птиц называют "сиделый".
Какой удивительный у него клюв - крестообразный. Верхняя часть клюва загнута вниз, а нижняя вверх. Получается что то вроде буквы Х. Этой буквой Х клест лихо хватает подсолнух трах! - шелуха в стороны.

Стр.90,93.

Я бросил в клетку семечко подсолнуха.

Все утро слушал я песню клеста, а потом покормил его подсолнухами, давлеными кедровыми орехами и коноплей.

Стр. 91,94.

"Цык..." - услышал я.
Потом еще:
"Цык, цык..."
"Убогая песня,- думал я.- "Цык" - и все. Маловато".
Почистив перья, Капитан Клюквин снова начал цыкать. Вначале медленно и тихо, но после разогнался и кончил увесисто и сочно: "Цок!"
Новое колено в песне меня порадовало, но Капитан замолчал. Видно, он пережидал, выдерживал паузу, прислушивался к песне, которая, так сказать, зрела у него в груди.
Впрочем, и настоящие певцы-солисты не сразу начинают кричать со сцены. Настоящий солист-вокалист постоит немного, помолчит, прислушается к песне, которая зреет в груди, и только потом уж грянет: "Люблю я макароны! .."
Капитан помолчал, поглядел задумчиво в окно и запел. Песня началась глухо, незаметно. Послышался тихий и печальный звук, что-то вроде "тиуууу-лиуууу". Звук этот сменился задорным посвистом. А после зазвенели колокольчики, словно от жаворонка, трели и рулады, как у певчего дрозда. Капитан Клюквин был, оказывается, настоящий певец, со своей собственной пеcней.

Стр.92, 95.

Командир соскочил с жердочки, взмахнул клювом - семечко разлетелось на две половинки. А командир снова взлетел на авоего деревянного коня, пришпорил и замер, глядя вдаль.

И характер у Капитана был веселый. Целый день прыгал он по клетке, расшатывал клювом железные прутья или выламывал дверцу. Но больше всего он любил долбить еловые шишки.

Клюквин реагировал на синиц по-капитански. Он воинственно цокал, стараясь ухватить московку за ногу.

Стр.96.

Тепло подействовало на Капитана неважно. С кислым видом сидел он на жердочке, и я прикрывал его от солнца фанеркой. И синицы стали наводить на него уныние. С их прилетом Клюквин мрачнел, прятал голову в плечи и бросал петь. А когда они улетали, выпускал вдогонку звонкую трель.
В комнате он чувствовал себя даже лучше: аквариум, шишки, гитара - милая, привычная обстановка. По вечерам мы играли пятый этюд Джульяни и глядели на аквариум, как там течет подводная жизнь в тропиках.
В середине апреля Клюквин совсем захандрил. Даже шишки он долбил теперь не с таким яростным интересом.

10 мин.









15мин.

Ответы на вопрос учебника.








Физкультминутка

Найдите и прочитайте описание пейзажа (вида из окна) в разные времена года.






Почему менялось поведение Капитана Клюквина?

С чем это было связано?

Пасмурная осень тянулась долго. Солнечных дней выпадало немного, и в комнате было тускло. Только огненный Капитан Клюквин веселил глаз.

Осень между тем сменилась плохонькой зимой. На улице бывал то дождь, то снег, и только в феврале начались морозы. Крыша мелькомбината наконец-таки покрылась снегом.

Солнце постепенно уходило, пряталось за мелькомбинатом, и в комнате становилось сумеречно, только светился аквариум. В сумерках Клюквин пел особенно хорошо, душевно.

Но вот солнце стало припекать как следует, сосульки растаяли. С крыши мелькомбината рабочие скидывали старый серый снег.

Тепло подействовало на Капитана неважно. С кислым видом сидел он на жердочке, и я прикрывал его от солнца фанеркой. И синицы стали наводить на него уныние. С их прилетом Клюквин мрачнел, прятал голову в плечи и бросал петь. А когда они улетали, выпускал вдогонку звонкую трель.


Дети хлопают, топают, приседают, крутятся вокруг себя.

3 мин.

Составление рассказа о хозяине клеста.





Выборочное чтение понравившихся отрывков.

А сейчас составим рассказ о хозяине клеста (рассказчике) по плану, записанному на доске:

(составляем всем классом)

  1. Кто он, рассказчик?

  2. Где живет, что его окружает?

  3. Чем увлекается?

  4. Что он за человек?

Отметьте карандашом нужные отрывки в рассказе.

(рассказывают по пунктам плана несколько человек, затем 2 ученика - рассказывают на оценку, а ученики оценивают полноту и связность рассказа).


  1. Кто он, рассказчик?

  2. Где живет, что его окружает?


  1. Чем увлекается?


  1. Что он за человек?

(Вопросы после чтения)

Какие слова, выражения вам запомнились?

Когда так говорят: «рубить под собой сук»?

Найдите и прочитайте предложение, в котором это выражение употребляется в прямом значении.

Веселое это произведение или грустное? Прочитайте строчки, которые вас заставили улыбнуться; загрустить.

Хотите вы поиграть в игру «Литературный футбол»?

Сейчас ребята с 1 ряда задают вопрос ребятам 2 ряда, они должны ответить т.е. отбить мяч, и задать свой вопрос 3 ряду, 3-1му и т.д.

1-й ряд

2-й ряд

3-й ряд





Юрий Коваль

Стр. 90.

Дома я поставил клетку на окно, чтоб клест мог поглядеть на улицу, на мокрые крыши сокольнических домов и серые стены рюлвничного комбината имени Цюрупы.

Стр.93.

В феврале я купил себе гитару и стал разыгрывать пьесы старинных итальянских композиторов. Чаще всего я играл пятый этюд Джульяни.

Понимающий, добрый, внимательный, отзывчивый.

Прикончив все шишки, Капитан принимался долбить бузинную жердочку - своего деревянного коня. Яростно цокая, он смело рубил сук, на котором сидел.

10 мин.

Заключительная беседа.

Какова главная мысль рассказа?

Какое чувство осталось у вас после чтения?

Чем похожи произведения «Капитан Клюквин» и «Ханг и Чанг;

«Капитан Клюквин» и «Прощание с другом»?

А знаете ли вы, как заканчивается рассказ А. Баркова «Зимний попугай»? Послушайте:

«…Решили мы с дедом пойти в лес и выпустить птиц. Поставили клетку на пень и открыли дверцу. Клест огляделся по сторонам, выпорхнул и присел на рябину. Посидел - посидел, перышки почистил, приосанился да и подался в чащу».

Почему они решил выпустить своего клеста?

Человек должен быть другом всему живому.

Что вы можете сказать об авторе?

(портрет автора)

Юрий Иосифович Коваль исходил многие десятки километров по лесам, по полям, живал и в дальних заброшенных деревеньках, и в охотничьих избушках. Знал в лицо и птиц, и травы разные. И понимал их, и любил. Юрий Коваль не только был писателем. Руки у него были мастеровитые, «умные». Ладили они с красками, и с глиной, и с металлом.

Да и писал он как художник - замечая то, что остальным не видно.

Прочитайте другие произведения автора, и вам шире откроется его особый дар.




Не надо лесных обитателей лишать привычных мест обитания, приносить их домой, сажать в клетки. Человек несет ответственность за того, кого приручил.

Любит, знает природу, этому учит своих читателей)

4мин.

Домашнее задание

Подготовить краткий пересказ.

Нарисовать иллюстрацию, подписать ее словами из текста.

1 мин.

Итог урока.

Рефлексия.

Изменили бы вы концовку рассказа? Как?

Что мы делали на уроке?

Что нового вы узнали?

Что было самым трудным на уроке? А самым легким?..

1 мин.



© 2010-2022