Сообщение ученика 4-Г класса Вяткина Кирилла по окружающему миру Как люди научились писать

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сообщение ученика 4-Г класса Вяткина Кирилла по окружающему миру Как люди научились писатьСообщение ученика 4-Г класса Вяткина Кирилла по окружающему миру Как люди научились писать

Сообщение на тему:

«КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ ПИСАТЬ».

Сообщение ученика 4-Г класса Вяткина Кирилла по окружающему миру Как люди научились писать





Выполнил

Ученик 4-Г класса

МБОУ «СОШ№24»







Г. Симферополь, 2016 г.










Умение писать в настоящее время настолько распространено и доступно, что миллионы людей могут при помощи письма объясняться друг с другом почти так же свободно, как и при помощи живого слова. Теперь, живя даже на различных концах земного шара, на расстоянии нескольких тысяч километров, люди не лишены возможности переговариваться и передавать друг другу свои мысли, рассказывать о своих впечатлениях, желаниях, уведомлять о различных событиях, слухах и т. п.

По прошествии целых столетий, люди могут прочесть написанное, прочесть слово в слово так, как оно было составлено впервые, без всяких изменений, дополнений и сокращений. Благодаря письму, сказанное и сделанное человеком может остаться неискаженным, не забудется. Правнук может узнать слово в слово то, что говорил или писал когда-то его прадед.

Но кто же был первым, который открыл, изобрел это мудрое и важное для человека искусство и научил ему других людей?

Сообщение ученика 4-Г класса Вяткина Кирилла по окружающему миру Как люди научились писать

Было время, когда люди вовсе писать не умели. Да и нужды в этом никакой не было. Не было тогда ни городов, ни сел, ни деревень, ни каменных палат, ни даже хижин, не было у людей ни одежды, ни хороших орудий, не знали они ни наук, ни художеств, не возделывали ни садов, ни огородов, ни полей. Жили небольшими семьями, отбиваясь от хищных зверей и, рыская по лесу, гонялись за дичью , собирали съедобные плоды и коренья. Все, что нужно было сообщить друг другу, можно было сообщить лично, словесно. Но

постепенно люди размножились до того, что стали жить уже не малыми семьями и кучками, а целыми родами и племенами. Тогда появились заботы и дела, касавшиеся целых племен, так называемые общественные заботы: приходилось обороняться сообща от хищнических набегов соседних племен, то самим предпринимать сообща подобные же набеги, то переселяться на более удобные и безопасные места. Вместе с появлением и развитием общественных дел все более увеличивалась нужда в более частых общениях, - и вот явилась потребность в условных знаках.

Так, некоторые отдельные дикие племена объявляя друг другу войну, пересылали топор, или секиру, или другое оружие, употребляемое ими в битвах, так как один уже вид такого оружия напоминает им войну. Иногда они окрашивали оружие еще в красный цвет, чтобы изобразить кровь.

У некоторых дикарей при мирных совещаниях, договорах - выкуривали

трубку, передаваемую из рук в руки. Поэтому, предлагая союз, мир или дружбу, они пересылают друг другу трубку.

Однако, одними подобными знаками люди довольствоваться не могли; случалось, что они не всегда хорошо понимали друг друга. Случалось, что

предводители разных племен принуждены были сообщать друг другу какие-нибудь распоряжения и, боясь их доверить памяти посланных, прибегали к каким-либо знакам, заранее условившись в их значении.

Так, у некоторых отдельных племен северо - американских дикарей существовал особый пояс, при помощи которого они сообщали друг другу разные желания, условия и требования. Пояс этот состоял из нескольких ремешков, на которые были нанизаны пуговки разной величины и формы. Пуговки эти вырезались из раковин особого вида. Раковины эти были разных цветов: белые, черные, коричневые, лиловые. Цвет,

форма и число таких пуговиц выражали собой разные требования, условия и события. Так, черные повествовали о каком-либо совершившемся несчастии; лиловые предупреждали о какой-нибудь опасности; белые означали предложение союза или мира. Иногда пуговицы окрашивают в красный цвет и тогда они повествовали о каких-нибудь военных событиях. Ремешок с красными раковинами между черными - означал объявление войны. Красный цвет вообще означал войну, почти у всех народов.

Некоторые другие племена американских индейцев, а также дикарей Западной Африки и некоторые обитатели островов Южного океана употребляли еще и меленькие, узловатые веревочки, каждый узелок

которых имел свое определенное значение.

У некоторых народов, к а к , например, у китайцев , узловые знаки или письмена были значительно усовершенствованы. У древних обитателей Перу и Мексики, в Америке, существовал также подобный способ сообщения. Каждое такое отдельное плетение из шнурков соответствовало целым рукописям или грамотам.

Сообщение ученика 4-Г класса Вяткина Кирилла по окружающему миру Как люди научились писать

Подобные знаки или письмена однако были в употреблении только у весьма немногих народов, в большинстве же случаев люди прибегали

к другому, более простому и доступному, - к так называемому картинному или образному письму.

Сообщение ученика 4-Г класса Вяткина Кирилла по окружающему миру Как люди научились писать

Картинное письмо состояло из рисунков, при помощи которых люди старались передать свои мысли, события и т. п. Рисовать люди научились тоже уже очень и очень давно, еще раньше, чем научились писать. Конечно, их рисунки были ни чуть не лучше рисунков маленьких детей, но как ни плохи были эти рисунки, они достигали своей цели, так как

все же напоминали собой те предметы, о которых должна была идти речь.

Сообщение ученика 4-Г класса Вяткина Кирилла по окружающему миру Как люди научились писать

А раз люди научились рисовать - они стали пользоваться рисунками для выражения своих мыслей, желаний, требований и т. п., подобно тому, как прежде выражали их при помощи разных вещей, как-то: топора, трубки и т. п.. При помощи рисунков можно было выражать гораздо большее число мыслей, и притом выражать их гораздо полнее и яснее. Так , до рисования к передаче сведений, было совершено невозможно выражать некоторые даже самые простые события, в роде того, что человек убил буйвола или

что молния зажгла дерево. С появлением же искусства рисования, это стало вполне возможным: стоило только нарисовать человека, направляющего свое оружие в лежащего тут же буйвола, или нарисовать ударяющую в дерево молнию. Выражать в рисунках такие простые события было легко.

Картинки использовались также для передачи сообщений. Изображение Солнца означало день. Две отметки рядом с Солнцем обозначали два дня. Такие значки называются пиктограммами.

Сообщение ученика 4-Г класса Вяткина Кирилла по окружающему миру Как люди научились писать

Но как было изобразить в рисунках, например, такие понятия, как верность, мир , хитрость, сила, ходьба и т. п.? Казалось бы, что это совершенно невозможно, но и тут люди придумали довольно остроумный способ.

Известные качества человека они олицетворяли в животных. Желая показать, например, что человек ленив и неповоротлив, или же что он хитер, мы и теперь еще нередко называем его медведем или лисой. Собака, например., уже издавна считалась самым верным животным, и потому, чтобы изобразить верность, рисовали собаку. Лев и орел также издавна

считались сильнейшими животными, поэтому, для изображения силы, рисовали льва или орла. Для изображения мудрости рисовали змею, так как змея, в народных преданиях, считалась мудрой. Точно также для изображения ходьбы - рисовали пару выступающих ног, а для изображения мира - две соединенные руки. Так как, круг не имеет ни начала, ни конца, то люди пользовались им для изображения вечности. Таким образом, посредством искусного соединения нескольких отдельных рисунков, люди могли выразить даже целый рассказ о каком-нибудь событии. Подобные надписи делались на скалах и каменных плитах, на деревьях и на древесной коре. Желая сохранить в памяти потомства важные события и деяния славных героев люди, не доверяя устным, переходящим из рода в род преданиям, начали ставить памятники и испещрять их подобными пись-

менами. Многие из таких памятников сохранились и до наших времен.

Сообщение ученика 4-Г класса Вяткина Кирилла по окружающему миру Как люди научились писатьСообщение ученика 4-Г класса Вяткина Кирилла по окружающему миру Как люди научились писать


Жизнь дикарей и первобытных людей была крайне проста, а потому и представления их были очень ограничены, а это много помогало им отгадывать значение представленных рисунков, разбирать картинные письмена. Но, с течением времени, и картинное письмо оказалось не- достаточным. Пока люди находились еще в диком состоянии, они мало между собой общались и потребности их были весьма несложны (все письмена и х , почти исключительно, касаются разных охотничьих и воинственных подвигов); но когда нужды отдельных народов значительно увеличились и общение между ними стали многостороннее и чаще, тогда этот способ письма уже более не удовлетворял их. Всего нельзя было изобразить рисунками, и наконец, самые картинные письмена были слишком неопределенны и часто одну и ту же надпись можно было понять и так и этак. Итак, по причине этой все увеличивающейся, со временем, неопределенности, росла необходимость в другом, более совершенном и определенном способе письма.

С развитием цивилизации этот метод письма был ускорен путем упрощения картинок. Египтяне прибегали к волнистой линии для обозначения воды. Китайцы рисовали ухо между двумя дверьми, что имело значение «слушать». Такие знаки назывались идеографами или идеограммами.

Мало-помалу люди сообразили, что любой предмет можно обозначить условным знаком, символом. Характерный пример использования таких знаков - иероглифы древнего Египта. Они существуют и по сей день, так как египтяне вырезали рисунки на памятниках и гробницах.


Сообщение ученика 4-Г класса Вяткина Кирилла по окружающему миру Как люди научились писать

Но родоначальником письма, алфавита, вероятнее всего, стали финикийцы. Несмотря на то, что арабское и латинское письмо очень различны, у них общий предок.

Самое старое письмо, основанное на алфавите, - клинопись шумеров, которые жили на территории современного Ирака. Слово «клинопись» произошло от слова «угол», так как в основе этих символов - треугольник. Шумерские письмена, существовавшие за 3500 лет до нашей эры дошли до нас на глиняных табличках.


Сообщение ученика 4-Г класса Вяткина Кирилла по окружающему миру Как люди научились писать

Сообщение ученика 4-Г класса Вяткина Кирилла по окружающему миру Как люди научились писать

Но представьте: для ста слов надо было запомнить сто знаков, для тысячи - тысячу! И niviuenbi придумали знаки для слогов, по-разному соединяя, можно было записать множество слов, (игра в слова). Так, 5000 лет назад, появилось письмо.

Об открытии шумеров узнали другие народы. Свои знаки для слов появились в Египте, Китае и других странах. Прошло еще 2000 лет, и народы, жившие на берегах Средиземного моря (семиты) придумали знаки для звуков. Так появились буквы и первый алфавит. Он состоял из 22 букв. И все они были... согласные. Только представьте себе, что вместо- «Мама мыла раму» мы писали бы «Мм мл рм».

Сообщение ученика 4-Г класса Вяткина Кирилла по окружающему миру Как люди научились писать

К счастью, буквы тоже любили путешествовать Лет через двести они оказались в древней Греции. «Не очень-то удобно читать слова из одних согласных», - рассудили греки и переделали часть согласных на гласные: а, о и другие. Греки же придумали само название АЛФАВИТ - от первых букв АЛЬФА и БЕТА.

Сообщение ученика 4-Г класса Вяткина Кирилла по окружающему миру Как люди научились писать

Затем алфавит попал к жителям древней Италии - Рима, Византии. И тут-то случилось очень важное для нас с Вами событие. Византийский император направил к нашим предкам славных ученых - братьев Кирилла и Мефодия. Мудрый Кирилл, в 863 году на основе греческого алфавита придумал слава. Ую азбуку, названную в его честь кириллицей.

Сообщение ученика 4-Г класса Вяткина Кирилла по окружающему миру Как люди научились писать

В русской азбуке буквы славянского алфавита со временем изменились: 12 оказались лишними, 2 прибавились, упростились их названия. Если еще в начале прошлого века твоя прабабушка с трудом заучивала красивые «имена» букв: аз, буки, веди, добро..., то ты теперь легко выпаливаешь: а, бэ, вэ, гэ, дэ! Сохранилось лишь старое название алфавита: АЗБУКА от A3 и БУКИ.

В старину грамоте учили по церковным книгам. Названия книг заучивались наизусть. При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога и произносился этот слог; потом назывались буквы второго слога и произносился второй слог и т. д. И только после этого слоги складывались в целое слово. Например, слово баба читалось так: буки, аз - ба, буки, аз - ба, баба; слово книга: како, наш, иже - кни, глаголь, аз - га - КНИГА. И так, как мы видим, человек не получил письма в дар от богов, не научился ему сразу, как теперь учатся грамоте и письму люди, а прошло много, много веков от того времени, когда в человеке впервые родилась потребность в письме, когда он впервые стал изображать свои мысли в рисунках, пока ему не удалось додуматься до того простого способа письма, которым столь многие миллионы людей пользуются теперь ежедневно. Сейчас стоит только человеку изучить десятка три букв, внимательнее прислушаться к своей речи, привыкнуть отличать отдельные ее звуки - и он в несколько месяцев может усвоить себе то искусство, над изобретением которого люди трудились в течение стольких веков и которое долго, долго считалось столь мудреным и доступным только немногим избранным.

© 2010-2022