Конспект урока по письму на тему: Разделительные Ь и Ъ знаки (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока на тему: Буквы Ь и Ъ. (1 класс. Школа России) Цель урока - познакомить с новой буквой, не обозначающей звука, которая служит для разделительного произношения согласного и гласного звуков, а также для обозначения твердости (мягкости) согласного звука. Планируемые результаты: Предметные: - Осознавать разделительную функцию Ь и Ъ. - Демонстрировать умение решать предложенный кроссворд. Выполнять задания в соответствии с указанием учебника и учителя. Иметь навык чтения, понимания прочитанного. - подготовиться к знакомству с орфограммой "правописание Ь и Ъ"; - производить звуковой и звукобуквенный анализ слов с Ь и Ъ. Метапредметные: Регулятивные УУД. - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; -выполнять учебные действия в устной речи и в уме. - проговаривать вслух последовательность производимых действий; - осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия; - адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками; - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Познавательные УУД. - понимать знаки, символы, модели, приведенные в Азбуке; - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; - осуществлять сравнение, сериацию, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии; - обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку). - устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений; - видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - воспринимать смысл небольшого текста; - соотносить изучаемый материал с собственным опытом. Коммуникативные УУД. - иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению; - использовать в общении правила вежливости; адекватно реагировать на обращение учителя. - принимать другое мнение и позицию; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные высказывания; - задавать вопросы. Личностные: - положительное отношение к школе и учебной деятельности; - интерес к занятиям по Азбуке (или к отдельным заданиям); - знание основных моральных норм поведения в новой школьной жизни. - первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения.

Ход урока

  1. Организационный момент.
Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, Работаем старательно! Слайд 1 2.Повторение ранее изученного материала. -Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы все приглашены во дворец. А кто в нем живет, вы узнаете, отгадав загадку.Конспект урока по письму на тему: Разделительные Ь и Ъ знаки (1 класс)



Слайд 2


-А как же сам дворец называется? Конспект урока по письму на тему: Разделительные Ь и Ъ знаки (1 класс)



Слайд 2



-Каждая буква в алфавите имеет свое место. -А что обозначает каждая буква? Его не видно. В руки не взять,

Но зато слышно. (Звук) Слайд 2 Каждая буква в алфавите обозначает звук. -На какие две группы делятся звуки? (на гласные и согласные) - Какие звуки мы называем гласными? Гласные тянутся песенкой звонкой, Могут заплакать и закричать В темном лесу звать и аукать Но не желают свистеть и ворчать. Слайд 3 - С помощью чего мы произносим гласные звуки? (с помощью голоса) -Какие звуки мы называем согласными? А согласные согласны Шелестеть, шептать, свистеть, Даже фыркать и скрипеть, Но не хочется им петь. Слайд 3 -Что мы встречаем при произношении этих звуков? (преграды: зубы, губы, язык). -Сейчас я буду показывать букву в алфавите, Вы называть ее звук. (можно использовать веер букв) -Ребята, почему Вы молчали, когда я показывала Вам Ъ и Ь знаки? (не обозначают звуков) Слайд 4 - А сейчас мы с вами будем подниматься по лестнице знаний и достанем ключ, который поможет нам открыть двери во дворец. Но на нашем пути будут встречаться препятствия в виде заданий, поэтому надо быть очень внимательным и готовым к трудностям. Итак, вперёд, за ключом! 3. Сообщение темы урока. - Как вы думаете, почему я оставила перед вами Ъ и Ь знаки? Тема нашего урока: Разделительные Ъ и Ь знаки. Слайд 4 -Поставьте задачу урока. 4. Работа над новым материалом. -Первое препятствие (задание) на нашем пути: Карточки на партах (работа в парах) -прочитайте слова зверь морковь петь коньки кисть дельфин гость гусь - Какую роль играет ь в конце и в середине слова? - Оказывается у ь есть ещё одна роль. СЕМЯ - СЕМЬЯ Слайд 5 -Посмотрите на написание этих слов и скажите, чем они различны? При произношении слова семья, что мы слышим? (Слово как будто разрывается). -Для чего нужны нам ъ и ь? (ъ делает согласный твёрдым, а ь -мягким) Не всегда, ребята, твёрдый знак делает согласный твёрдым, например, в слове съел звук с'мягкий. ДРУЗЬЯ, УЧЕНЬЕ, ОБЪЕДИНЯЕТ. Слайд 5 - А теперь посмотрите внимательно и скажите, разделительные Ь и Ъ знаки стоят между какими звуками. (Согласными и гласными) з - согл., н - согл., б - согл. я - гл., е - гл., е - гл. Чтение с доски: лью вью семья вьюга чьи пью шью варенье вьётся - Какой можно сделать вывод о разделительном мягком знаке? Вывод: Разделительный мягкий знак пишется после согласного и перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И. СЕЛ - СЪЕЛ Слайд 6 В слове съел тоже слышим разрыв. Чтение с доски: подъехал съела съехал съёмка въехал объяснил отъехал съюлил Для того, чтобы показать, что слово здесь как бы разрывается, в этом месте договорились ставить разделительный Ь и Ъ знаки. - Какой можно сделать вывод о разделительном твердом знаке? Вывод: Разделительный твёрдый знак пишется после согласного и перед гласными Е, Ё, Ю, Я. - Составим звуковую схему слов: с е м я с е м ь я
Слайд 7 - Е, Ё, Ю, Я - это необычные гласные. Почему? (Они образуют двойной звук) - В каких позициях они образуют двойной звук? (В начале слова и после гласной) - Это мы знали. А теперь мы узнали ещё третью позицию после разделительных Ъ и Ь знаков. Схемы звукобуквенного анализа слов. ПЬЕРО СЕЛ ПЕРО СЪЕЛ (выполняются на интерактивной доске)

Физминутка 5. Работа по учебнику. - Задание (препятствие) 2. Нам нужно выразительно прочитать 2 стихотворения на стр. 75 учебника. - А что значит выразительно? - Открывает учебник. Кто автор стихотворений? - Прочтите самостоятельно 1 стихотворение. О чем оно? Как оно написано? (по ролям). Встречаются ли в нем слова на изучаемую сегодня тему? Подчеркните карандашом Ъ и Ь знаки в этих словах. - Распределим роли. Приготовимся читать выразительно по ролям. - Прочтите самостоятельно 2 стихотворение. О чем оно? Это стихотворение написано для чтения по ролям? (нет). Встречаются ли в нем слова на изучаемую сегодня тему? Подчеркните карандашом Ъ и Ь знаки в этих словах. - Приготовимся читать выразительно. - Задание препятствие 3. Рассмотрите рисунок на стр. 74. -Какое событие изображено на рисунке? (рождение Иисуса Христа) -Послушайте историю о рождении Иисуса Христа - Почему так говорят? (текст на стр. 74)

Физминутка Задание (препятствие) 4. Составить рассказ по сюжетным картинкам. Задание (препятствие) 5. Посмотрим, как вы запомнили правописание слов с Ъ и Ь знаками. Разгадаем кроссворд (работа в группах) Конспект урока по письму на тему: Разделительные Ь и Ъ знаки (1 класс) 6. Итог урока. -Какая тема была сегодняшнего урока? Какие были поставлены задачи? Мы их выполнили? -Итак, ребята, за то, что мы сегодня хорошо поработали, нам дали ключи. Теперь мы в любое время сможем попасть во дворец под название Алфавит. 7. Рефлексия. -Прикрепите ваши ключики на лесенку успеха.
Конспект урока по письму на тему: Разделительные Ь и Ъ знаки (1 класс)

© 2010-2022