Урок обучения грамоте Согласные звуки [ц], [щ], буквы Ц и Щ

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обучения грамоте, 1 класс. «Школа 2100».

Урок подготовила и провела учитель начальных классов Короткова Эльвира Сергеевна.


Тема: Согласные звуки [ц], [щ], буквы Ц и Щ.


Цели: 1) познакомить детей со звуками [ц], [щ], и их обозначением буквами ц, щ, совершенствовать звукобуквенный анализ;

2) научить читать слова с буквами ц, щ, совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения;
3) развивать речь, обогащать словарный запас учащихся

4) формировать навыки самоконтроля и самооценки; умение работать в паре.
5) развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, рассуждение, обобщение

Оборудование: предметные картинки, раздаточный материал (карточки со слогами для индивидуальной работы и работы в парах), модели «звуковичков».

План урока.
1. Мотивация к учебной деятельности (2-3 мин)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.(5-7 мин)

3. Выявление места и причины затруднения.(3-4 мин)

4. Построение проекта выхода из затруднения.(3-4 мин)

5. Реализация построенного проекта. (5-8 мин)

6. Первичное закрепление во внешней речи. (5-6 мин)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(5-6 мин)

8. Включение в систему знаний и повторение (5-8 мин)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-4 мин)

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности (2-3 мин)

1) -Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Книжки, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

На доске открыт девиз урока:

С хорошим настроением принимайся за работу!





  • Прочитайте пожелание на сегодняшний урок.

  • Как вы его понимаете?

  • Почему работу надо начинать с хорошим настроением?

  • А что делать, если у человека плохое настроение, а надо работать? (Постараться изменить настроение, заставить себя включиться в работу, иначе не сможем учиться.)

  • Чему вы учитесь на любом уроке? (Мы учимся учиться.)

  • Напомните, что это значит? (Учиться - это понять, что я не знаю, и самим это узнать.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. .(5-7 мин)

1)- С какой буквой мы познакомились на последнем уроке? ( С буквой ч)

- Какой звук она обозначает? (Согласный, глухой, всегда мягкий)

- Вспомните сказку про эту букву. С какими буквами она всегда дружит? Назовите как можно больше слов с сочетаниями ча, чу.


2) -Отгадайте загадки и найдите на доске картинку, соответствующую отгадке.

1) На одной ноге стоит,

в воду пристально глядит,

тычет клювом наугад,

ищет в речке лягушат. (Цапля)

2) Есть такой циркач лихой,

чертит круг одной ногой,

а другой проткнул бумагу,

уцепился - и ни шагу. (Циркуль)

3) Кто меня назвать не сможет?

Я на ёжика похожа.

Каждый день я по утрам

Чищу обувь всем друзьям. (Щетка)

4) У нее во рту пила,

Под водой она жила,

Всех пугала, всех глотала,

А теперь - в ведро попала. (Щука)

5)Все глядят на середину.

В середине - волшебство:

Там чудак зайчишку вынул

Из кармана своего.

Там под купол танцовщица

Улетела, как синица.

Там собачки танцевали...

Вы, конечно, там бывали.

(цирк)

- На какие группы можно разделить эти слова? ( Дети разбивают их по разным признакам: одушевленные и неодушевленные; со звуком [ц] и [щ])

-Как вы думаете, почему я приготовила именно эти рисунки. (Мы сегодня будем изучать буквы ц и щ.)

Задание для пробного действия:

Выполните задание на карточках №1

ци цы

ща щу

-Обозначьте цветными точками звуки в этих слогах и прочитайте их. (Согласные звуки обозначаются зеленым или синим цветом.) 3. Выявление места и причины затруднения.(3-4 мин)

- У кого нет ответа? Почему?

-У кого есть ответ? Докажите, что вы сделали правильно. (Мы не можем доказать, потому что мы не изучали звуки [ц] и [щ] и у нас нет эталона - на «ленте букв» эти буквы закрыты.) 4. Построение проекта выхода из затруднения .(3-4 мин) -Какую цель вы поставите перед собой? (Познакомиться со звуками [ц] и [щ], научиться правильно читать слоги и слова с этими звуками) -Как познакомиться с новым звуком? (Использовать эталон - характеристика звуков) 1. Произнести слово с этим звуком 2. Выделить звук в слове. 3. Дать ему характеристику: согласный или гласный; Согласный: звонкий или глухой; твердый или мягкий. - Какие слова помогут нам выделить новые звуки? (Слова отгадки и картинки к ним) Физкультминутка. Руки в стороны, в кулачок (руки в стороны, пальцы в кулак) Разожмём и на бочок. (руки на пояс) Руки вверх, в кулачок (руки в стороны, пальцы в кулак) Разожмём и на бочок. (руки на пояс) На носочки поднимайся (встать на носки) Приседай и выпрямляйся (присесть и встать) Чтобы вырасти быстрей (руки вверх, подтянуться) Потянулись посильней (руки расслабленно вниз)

5. Реализация построенного проекта. (5-8 мин)

- Я предлагаю проанализировать сначала слова со звуком Ц. (Цапля, циркуль, цирк - Дети четко произносят первый звук в словах).

-Расскажите, что вы узнали?

(Звук [ц]-согласный, глухой, твердый всегда).

Какой буквой обозначается этот звук? Найдите букву в алфавите.

-Проверим наши выводы по «ленте букв». Где должен стоять наш звук?

-Вернемся к нашему пробному заданию. Как правильно прочитать слоги с буквой ц? (Всегда твердо.)

- Проанализируем слова со звуком [щ]. (Щетка, щука.)

-Расскажите, что вы узнали?

(Звук [щ]-согласный, глухой, мягкий всегда).

Какой буквой обозначается этот звук? Найдите букву в алфавите.

-Проверим наши выводы по «ленте букв». Где должен стоять наш звук?

-Вернемся к нашему пробному заданию. Как правильно прочитать слоги с буквой щ? (Всегда мягко.) 6. Первичное закрепление во внешней речи.(5-6 мин) -Выполните задание на карточках: Обведи синим цветом все буквы ц, зелёным цветом все буквы щ. Н Л Ц Ч П Н Щ Ч Ц Н Л Ц Ч П Н Щ Ч Ц Щ Н (Проверка: ц-4 буквы, щ-3 буквы) -Откройте учебник (с.136). Завершите схему «звуковичка» -Прочитайте слоги с буквой ц. Что мы узнали про эту букву? Обозначьте цветной точкой звук ц. -Прочитайте слоги с буквой щ. Что мы узнали про эту букву? Обозначьте цветной точкой звук щ. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(5-6 мин) Работа в «Букваре». - Прочитайте слова с буквой ц. Что мы сегодня про нее узнали? (Буквой ц обозначается со­гласный глухой, всегда твердый звук [ц].) - Обозначьте цветной точкой звук [ц] - Какое слово вам не знакомо? - Что такое цукаты? (Цукаты - это целые плоды, кусочки или корочки, сваренные в сахарном сиропе и подсушенные.)

- Назовите родственные слова с буквой ц. Выделите в них корень.


- Выполните звуковой анализ слова цирк. (Дети обозначают звуки цветными точками. Один ученик работает у доски. Проверка выполненной работы фронтальная.)
- Прочитайте слова с буквой щ. Что мы сегодня про нее узнали? (Буквой Щ обозначается со­гласный глухой, шипящий, всегда мягкий звук [щ'].) - Обозначьте цветной точкой звук [щ']

- Выполните звуковой анализ слова щуки. (Дети обозначают звуки цветными точками. Один ученик работает у доски. Проверка выполненной работы фронтальная.)

8. Включение в систему знаний и повторение.(5-8 мин)
Чтение слов в столбиках с сочетаниями ца-цы на конце. - Прочитайте парами слова с вопросом: кто? - Что можете про них сказать? (Слева слова даны в единственном числе, справа - во мно­жественном числе. Все слова отвечают на вопрос: кто?) - Обратите внимание на сочетание ца-цы в конце слов. - Прочитайте слова 2-го столбика. - Сами подберите слова к правой части. - Какие пары слов отвечают на вопрос: кто? (Лисица - лисицы и т.д.) - Почему? Какой вывод можно сделать? (Слова, отвечающие на вопрос: кто? - обозначают одушевлённые предметы, на вопрос: что? - неодушевлённые.) Повторное чтение и анализ слов. - Подчеркните последнюю букву в каждой паре.
Чтение стихотворения Д. Хармса «Добрая утка» (с. 137). 1) - Рассмотрите иллюстрацию. Прочитайте заглавие, имя и фами­лию автора. - Кто главный герой стихотворения? - В чём может проявиться доброта утки? 2) Чтение стихотворения про себя, затем вслух. Вопросы по ходу чтения. После двух первых строчек: - Узнали мы о тех, кто переплывал речку? - А за какое время? - А это быстро или медленно? Чтение до конца. - Догадались, почему три раза повторяется одна строчка? (Было три цыплёнка и три утёнка.) - Как переправилась семья курицы на другой берег? - Почему им нужна была помощь утиной семьи? (Куры не умеют плавать.)
3) Вопросы после чтения. - Прочитайте заглавие. - Согласны ли вы с ним? - Только утка добрая? А утята? (Утка добрая и учит доброте своих утят.) - О чём это стихотворение? ( О доброте, взаимовыручке.) 4) Выразительное чтение стихотворения после предварительной подготовки.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-4 мин) - Какую цель ставили перед собой? (Познакомиться со звуками[ц], [щ]. Научиться правильно читать слова с буквами ц и щ). -Достигли мы цели?

-Что мы узнали про звуки [ц], [щ]? -Теперь я предлагаю оценить свою деятельность на уроке с помощью светофора. Если удалось сделать открытие самому, все понятно и нет вопросов -зелёный цвет. Если вы сделали открытие с помощью работы класса - жёлтый цвет. Если вам не удалось сделать открытие, вы не добыли новое знание - красный цвет.

Список использованной литературы.

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. - 4-е изд., перераб. - М.: Баласс; Школьный дом, 2011. - (Образовательная система «Школа 2100», Серия «Свободный ум»)

  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.Методические рекомендации к учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики». 1 класс. - Москва: Баласс, 2009.

  3. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000..»/ Построение непрерывной сферы образования. - М.:АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000..», 2007

  4. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «300 заданий и упражнений по русскому языку». 1-2 класс. Учебное пособие. - М.: «Аквариум», 1998г.











2

© 2010-2022