- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Имя существительное. Лексическое значение имени существительного»
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Имя существительное. Лексическое значение имени существительного»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Соболева Е.К. |
Дата | 16.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ОГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII-VIII вида №1 Костромской области»
Урок русского языка в 3а классе
Тема урока: «Имя существительное. Лексическое значение имени существительного». Дата: Учитель: Соболева Е.К. Тип урока: комбинированный. Цель: формирование представления об общем лексическом значении имён существительных; отработка грамматического понятия «имя существительное» на материале «Зима в природе». Задачи: Образовательная:
- выявить знания о лексическом значении имён существительных;
- закрепить и систематизировать знания о грамматических признаках существительного;
- учить находить их в тексте, классифицировать на одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, на группы по значению;
- через обеспечение межпредметных связей обеспечить более полное представление о зиме как времени года.
- воспитывать интерес и ответственное отношение к учению, старательность, любовь к родному языку и русской природе через чтение поэтических текстов и элементы занимательности на уроке.
- развивать устную и письменную речь, словарный запас, познавательную активность, мыслительные процессы (анализ, сравнение, обобщение, классификация), орфографическую зоркость, общий кругозор.
- создать условия для сохранения здоровья учащихся;
- развивать мелкую и общую моторику, предупреждать переутомление;
- контролировать правильную посадку при письме;
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Коррекционно-развивающая работа
-
Подготовительный этап.
- Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 1мин.
- Здравствуйте ребята. Начинаем урок русского языка. Что должно быть приготовлено к любому уроку русского языка?
- Правильно. Проверьте на своих партах.
- Введение в тему. Определение темы и задач урока. 4 мин.
- Догадайтесь, о какой части речи будем говорить на уроке.
Давно живу я в мире этом Даю названия предметам.
- Да, вы правы. Сегодня мы будем говорить об имени существительном. Повторим знания о грамматических признаках существительного, выясним, какого его общее лексическое значение.
- Итак, тема урока:
Запоминают тему и цели урока.
Читают название темы на экране компьютера. Активизация мыслительной деятельности. Организация внимания всех учащихся.
Усвоение учебной задачи.
Развитие слуховое и зрительного восприятия, внимания, памяти.
- Работа со скороговоркой.
- Ребята, сегодня на уроке нам с вами придётся много общаться, а значит и много говорить. Настроим наш речевой аппарат на хорошую правильную речь.
- Прочитайте скороговорку медленно, чётко проговаривая каждый звук слова.
- Увеличьте темп.
- Прочитайте быстро (2-3 раза).
Читают хором в разном темпе вместе с учителем (по табличке):
Лёгкая метелица белым снегом стелется
Развитие правильной артикуляции, органов речевого аппарата, навыков чёткого произношения.
-
Основной этап. 30 мин.
- Минутка чистописания. 3 мин.
- Сядьте прямо, откройте тетради, положите их с наклоном, проверьте сегодняшнее число, месяц и слова: «Классная работа».
- Как всегда, несколько минут вначале урока мы уделим чистописанию.
- Какой звук первый в этом слове? Сегодня на чистописании будем работать над написанием строчной и прописной буквами Зз.
- Возьмите карточки. Подготовим руку к письму, нарисуем безотрывно узоры. Представим, что рисуем узоры на стекле.
- Определите закономерность в записи букв. Как её продолжить?
- Зз зз Зз ззз Зз зззз
- Напишите одну строчку.
- Напишите на середине строки слово «Зима».
Дети каллиграфически сделали запись дома. Сверяют свою запись с записью на доске. Следят за своей посадкой. Отгадывают загадку. Отвечают.
Выполняют за учителем движения в воздухе, ориентируясь на рисунок (карточка на доске). Пишут в своих карточках. Дифференцированная работа: карточки с контуром.
На доске - карточка с буквами. Комментируют. Пишут строчку букв по образцу на карточке и доске.
Записывают слово «Зима».
Повторение гигиенических правил письма. Развитие самоконтроля, самопроверки. Развитие слухового восприятия и внимания, умения отгадывать загадки.
Развитие пространственной ориентации. Подготовка руки к письму.
Коррекция мелкой моторики. Контроль за посадкой при письме. Воспитание старательности, аккуратности.
- Словарная работа. 5 мин.
- Ребята всегда ждут зиму. Вот и пришла она, засыпала весь город снегом. За окном - мороз, а к нам в гости пришёл Снеговик. Он принёс с собой зимние слова. Прочтите их, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
- Повтори задание, Игорь!
- К какой части речи относятся эти слова?
- Найдите слово лишнее и объясните, почему?
- Сделайте вывод, как отличить имена существительные от других частей речи?
- Запишите в тетрадь слова с парным звонким согласным на конце.
Отвечают на вопросы.
Доказывают.
Делают вывод.
Пишут слова. Проверяют. Развитие слухового восприятия и внимания, орфографической зоркости, памяти.
Развитие связной речи, умения доказывать и отстаивать своё мнение.
Развитие умения делать выводы. Развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. Развитие орфографической зоркости.
- Физкультминутка на релаксацию «Снеговик». 2 мин.
- Будем «лепить» Снеговиков.
- Беседа об имени существительном. 4 мин.
- Сегодня подробно знакомимся с существительным, построим дом для Существительного. Фундамент нашего дома уже готов - грамматические признаки имени существительного.
- Ребята, почему имя существительное - самая большая часть нашей речи? Да, действительно. Почти каждое второе слово в ней - это имя существительное.
- Как вы считаете, является ли существительное - важнейшей частью речи? Почему?
- По наблюдениям учёных, существительное появилось в речи с числе самых первых слов.
- Сейчас я прочитаю одно из ваших любимых стихотворений о зиме. Ваша задача - назвать существительные.
- Закройте глаза. Внимательно слушайте, запоминайте существительные.
- Назовите существительные.
- На какой вопрос отвечают названные вами слова и что обозначают?
- Кто помнит автора стихов?
- Посмотрите на экран и прочитайте слова про себя. Какого слова не хватает?
- Перед вами первый этаж нашего дома:
-
Кто? Что?
Предметы
Слушают рассказ учителя, запоминают, рассматривают карточку.
Слушают историю появления в речи существительных. Отвечают на вопросы, участвуют в общей беседе класса.
Слушают выразительное чтение учителем стихотворения, запоминают существительные. Слушают стихотворение с закрытыми глазами и считают существительные.
Называют существительные: деревня, дом, санки, гора.
На экране: деревня, санки, гора. Читают слова на экране, добавляют, делают обобщение. Развитие устной речи, общего кругозора, воспитание интереса к предмету. Развитие познавательных интересов, любознательности, активности на уроке.
Развитие слухового восприятия и внимания, памяти. Здоровьесбережение. Отдых для глаз. Снятие напряжения.
Активизация мыслительной деятельности, слухового внимания и памяти, эмоциональный отклик.
Развитие умения обобщать.
- Работа по теме (продолжение). 7-8 мин.
- Подумайте, а эти слова будут жильцами нашего дома?
- Поставьте к словам вопрос.
- Какое слово лишнее? Найдите и объясните почему.
- Оказывается, существительные могут обозначать не только предмет, но и явления природы (холод), события (встреча), состояние человека (радость).
- Выполните задание. Прочитайте слова, разделите на три группы, запишите в три столбика:
Работа с учебником. Откройте учебник на странице 14, № 391
- Из упражнения 391 мы узнаем ещё о некоторых группах существительных.
- Читайте по цепочке и дополняйте каждую группу ещё двумя словами. Напишите одну цепочку слов.
- Все имена существительные обозначают предмет и в тоже время делятся на группы.
- Вот и пора нам построить второй этаж нашего дома:
-
Предметы, растения, животные, люди,
вещи, явления природы, события,
состояния человека и др.
Читают слова на экране, отвечают, размышляют.
Находят лишнее слово (весёлый), доказывают.
Слушают объяснение учителя.
Читают на экране. Выполняют задание. Распределяют слова по группам, записывают в тетрадях. На экране:
каникулы, вьюга, счастье
Работают по учебнику. Выполняют устно упр. 391, с.14., одну группу слов записывают в тетради.
Рассматривают таблицу на доске. Запоминают группы по значению. Развитие логического мышления, устной (диалогической) речи.
Развитие речи, умения отстаивать своё мнение. Развитие слухового внимания.
Развитие мыслительных процессов: анализ, классификация. Индивидуальная работа: контроль за посадкой при письме, коррекция посадки. Аккуратность, старательность. Развитие орфографической зоркости. Контроль за соблюдением правил письма.
Развитие умения ориентироваться в книге, навыка беглого чтения. Развитие познавательной активности. Понимание смысла общего значения существительного. Углубление знаний об имени существительном. Развитие зрительной памяти, внимания. Развитие познавательных интересов.
- Физкультминутка «Зимняя зарядка». 1 мин.
- А сегодня у зимы - новоселье.
- Упражнение в определении одушевлённых и неодушевлённых существительных. 5-7 мин.
- У каждого из вас на парте карточка с набором букв, среди которых спрятались слова. Найдите их и подчеркните.
-
ЛИСАЖДЕНОЛОКАНДИЛОСЬУЖДАБЕЛКАКАНДА
-
ПОГОДАЕНАКЛИТУНДРОДЕКАБРЬУШКНИКМОВЕТЕРЯНИМКА
- Прочитайте слова первой группы. Что вы можете сказать?
- Какой темой можно их объединить?
- Можно ли к этим словам поставить вопрос что? Почему? Докажите.
- Прочитайте вторую группу слов.
- Что можно сказать о них? ( это существительные, отвечают на вопрос что?). На какую тему эти слова? (явления природы)
- Вспомните, как называются эти группы существительных?
- Эти группы существительных называются одушевлённые и неодушевлённые.
- Вот и готов ещё один, третий этаж нашего дома:
Кто?
одушевлённые
Что?
неодушевлённые Сделайте обобщение по таблице.
Находят слова в ряду букв на карточках (2 варианта). Подчёркивают. Отвечают. Определяют тему слов.
Отвечают на вопросы. Рассуждают.
Вспоминают названия групп существительных. Рассматривают таблицу.
Делают обобщение.
Развитие зрительного внимания, зрительного восприятия, мыслительных операций обобщения.
Развитие умения доказывать своё мнение. Развитие устной (диалогической) речи, мыслительной операции - обобщение.
Развитие долговременной памяти. Развитие умения доказывать, обобщать, навыка выступления перед классом. Развитие связной речи.
- Игра «Кто? Что?» картинный диктант.
- Внимание на экран. Одна команда записывает слова, отвечающие на вопрос кто?, другая - что?
-
сугроб, снежинка, синица,
снеговик, заяц, снегирь
Рассматривают картинки с изображением предметов на экране. Записывают слова в тетрадь. Проверяют. Объясняют.
Развитие зрительного восприятия и внимания, мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение, классификация, умения ориентироваться в задании, понимания инструкции, орфографической зоркости, аккуратности при письме.
- Уточнение знаний об изменении существительных по числам.
- А любите ли вы играть в снежки? Поиграем.
- Сделаем снежки своими руками, соберем их вместе
- Игра называется «Наоборот». Будьте внимательны!
- Я бросаю снежок. Если я назову существительное, обозначающее один предмет, вы называете, когда их много и наоборот.
- Ребята, какой вывод можно сделать о названных существительных?
- Это четвёртый этаж нашего дома:
-
Изменяются по числам:
единственное число
множественное число
« Лепят» снежки из бумаги. Запоминают правила игры.
Ловят от учителя «снежок». Бросают назад с ответным словом.
Делают вывод. Обобщают по таблице.
Развитие слухового восприятия и внимания. Понимание инструкции. Интерес к предмету через игровую деятельность. Снятие мышечного напряжения. Удовлетворение естественной двигательной активности на уроке.
Развитие умения обобщать, делать выводы.
-
Заключительный этап. 5 мин. (7 мин.)
- Объяснение домашнего задания. (дифференцированного)
- Дома составьте и запишите небольшой рассказ из 3-4 предложений, используя опорные слова и название темы.
- Для отдельной группы (Габелия А., Кошнерева Т., Архипов Д.) - опорные слова и вопросный план. Для остальных - только опорные слова.
-
Зимний денёк.
Зимний денёк, чудесная погода, лёгкие снежинки,
липкий снег, играть в снежки, весёлый снеговик.
- Запишите свои рассказы дома, обозначьте существительные.
Развитие слухового восприятия, памяти, внимания.
Развитие смысловой памяти, усвоение поставленной задачи.
- Итог урока. Оценивание. Рефлексия.
- Вспомним тему нашего урока.
- Сегодня мы все вместе построили дом для имени Существительного.( достраивает дом - ставит крышу).
- Что такое существительное?
- Посмотрите, как много вы должны знать о существительном.
- Оцените результаты своей работы.
- Если вам на уроке было интересно, может быть трудно, но все понятно и вы хорошо усвоили материал урока - выберите «весёлую рожицу» и прикрепите на любом этаже дома.
- Если есть среди вас такие, кто все понял, но затрудняется объяснить материал, выберите «спокойную рожицу», но не расстраивайтесь. На следующих уроках мы будем подробнее изучать имя существительное, и вы обязательно все усвоите.
- Если на уроке было не интересно, трудно и материал урока вы не поняли - выберите карточку с «грустной рожицей».
Оценка учителя.
Вспоминают тему.
Выходят к доске.
Выбирают «рожицу» для оценки своей работы и прикрепляют на «этажах» дома.
Развитие умения делать обобщение. Развитие связной речи. Развитие самооценки.