- Преподавателю
- Начальные классы
- ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Измерение температуры. Погода (2 класс)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Измерение температуры. Погода (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мухамадеева Л.Н. |
Дата | 21.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Окружающий мир 2 класс, урок 10 (ч.1.с. 24-25)
Дата:
Тема: Что такое погода? Как измеряют температуру?
Название урока: Измерение температуры.
Педагогические цели: Научить детей использовать естественнонаучные знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья.
Планируемые результаты образования:
Предметные: Продолжить формировать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи в природе; развивать наблюдательность и внимание детей, умение анализировать, делать выводы; активизировать словарный запас через умение описывать погодные условия. Познакомить детей с различными видами термометров и правилами пользования ими; научить измерять и записывать температуру воздуха; дать общее представление о погоде, ее составляющих: температура, облачность, осадки, ветер; с помощью простейших лабораторных приборов продемонстрировать способы наблюдения, измерения и регистрации различных погодных характеристик; познакомить учащихся с мини лабораторией «Наблюдение за погодой» (приборами, условными знаками); познакомить с прибором для измерения скорости и силы ветра - анемометром.
Личностные:
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Образовательные ресурсы:
-
Различные термометры (комнатный, наружный, медицинский, водный);
-
Школьная лаборатория «Наблюдение за погодой»;
-
Стаканы с теплой и холодной водой;
-
Наглядный демонстрационный материал «Явления погоды».
-
электронный учебник.
Технологическая карта урока №..
Основные этапы организации учебной деятельности
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
-
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
Дыхательная разминка.
Запись числа.
Чистописание.
-
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Слайд эл.учебника
- Прежде чем начать урок, давайте посмотрим за окно. Вспомните, какая погода была с утра, когда вы шли в школу.
- Как вы думаете, надо ли нам знать, какая погода на улице? Зачем?
- Как мы, находясь дома, можем определить, во что нам одеться?
- В зависимости от погоды, люди одеты либо в куртки и плащи, шубы и дублёнки, либо в рубашки и свитера. Одеваться надо по сезону, иначе можно заболеть. А что вы должны сделать, если почувствовали, что заболели?
- Каким прибором измеряется температура?
- Каким специальным прибором измеряют температуру воздуха?
- Обратите внимание, слово "термометр" записано на доске.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с различными видами термометров и правилами пользования ими; научимся измерять и записывать температуру воздуха, узнаем, что такое погода, познакомимся с международными обозначениями погоды.
(Сегодня было пасмурно, моросил дождь, прохладно.)
(Да, чтобы правильно одеться для выхода на улицу).
(Надо посмотреть на улицу, на термометр за окном или на прохожих, а еще можно узнать о температуре из телевизора, радио, интернета.)
(Измерить температуру тела.)
(Температура измеряется термометром.)
(Температуру воздуха измеряют специальным прибором, который называется термометр).
-
Постановка учебной задачи.
Зная тему урока. Поставьте учебные задачи
-
Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
Слайд по электронному учебнику.
Практическая работа.
В природе постоянно происходят изменения, особенно изменчива погода. Тепло, жарко, прохладно, холодно - эти слова мы используем, когда говорим о температуре воздуха
Температуру воздуха измеряют термометром
- Внимательно посмотрите на термометр, выделим части термометра. Из чего же он состоит?
- Каждое деление соответствует 1 градусу. Около некоторых делений стоят цифры. Найдите 0 (нуль) - границу между градусами тепла и холода. Цифры, стоящие выше 0, показывают количество градусов тепла, ниже 0 - количество градусов холода. Записывают температуру так: + 24◦С или -20◦С. Знак (+)означает,что столбик жидкости поднялся выше нуля,(-), остановился ниже нуля. Цифрами обозначают число делений. Знак ◦заменяет слово «градус». Буква С показывает,что температуру тела сравнивают с температурой воды, нагретой до такого же состояния,- это шкала Цельсия.
- Сравни разные термометры. Что общего в их устройстве?
- Где применяется каждый из них? (Комнатный, водный, наружный и медицинский. Что можно о них сказать?
- Как вы думаете, почему у термометров разная шкала?
(температура - ощущение тепла и холода).
(прибор для измерения температуры).
(Стеклянная трубка наполнена жидкостью, шкала деления).
(Сходны по строению, но шкала разная).
(Разное назначение).
-
Первичное закрепление.
Проделаем опыты. Давайте посмотрим, как действует термометр на примере водного термометра. (Два ученика помогает учителю проводить опыт.)
-
Опусти термометр в холодную воду. Наблюдай, что произойдёт с жидкостью в трубочке термометра. Определите температуру воды? (Температура воды +15 градусов).
-
Перенеси этот же термометр в тёплую воду. Продолжай наблюдать за жидкостью в трубочке. Что теперь происходит с жидкостью? Определите температуру воды, не вынимая термометр из стакана. (Температура воды+40 градусов.)
-
Вывод: чем теплее вода, тем выше поднимается столбик жидкости в трубочке термометра. И наоборот, чем холоднее вода, тем ниже столбик жидкости. - Точно так же работает наружный термометр. Если на улице становится холоднее, жидкость опускается, если становится теплее, то поднимается.
-
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
- Теперь нам осталось выяснить, а что такое погода?
- Мы говорили о том, что, чтобы правильно одеться на улицу, нужно знать какая погода. Только ли температуру нам важно знать, чтобы правильно одеться? Нет. Этого не достаточно. Ясно или пасмурно? В каком состоянии небо, термометр не покажет нам? А иногда нам может понадобиться и зонт.
- Обязательно надо знать какой ветер дует. А как догадаться, что на улице ветер? - Ветер - это та сила, которая движет по небу ... что? движение воздуха относительно земли.
- Таким образом, погода включает в себя:
-
Температура
-
Облачность
-
Осадки
-
Ветер
(Ветки деревьев, пыль, дым).
(тучи, облака),
-
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Отгадайте загадки
Загадки.
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина. (Град)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём. (Роса)
Он слетает белой стаей,
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко -
Стало видно далеко. (Туман)
Ждали, звали,
А показался -
Все прочь побежали.
С неба пришёл,
В землю ушёл. (Дождь)
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней)
Летит без крыльев и свистит,
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет. (Ветер)
-Какой может быть погода? Погода может быть холодной или жаркой, сухой или дождливой, ветреной или спокойной. Погода находится в процессе постоянных изменений час от часа, день ото дня, месяц от месяца, год от года. Есть люди, которые изучают погоду и предсказывают, какой она будет. Их называют метеорологи. Сегодня мы будем настоящими метеорологами. Я познакомлю вас с международными условными обозначениями, и мы потренируемся обозначать погоду с помощью карточек.
- Поможет нам в этом «волшебный чемоданчик».
- Составим прогноз погоды на сегодняшний день и с помощью условных обозначений запишем все данные наблюдений за погодой.
-
Практическая работа. Знакомство с условными обозначениями.
-
Снятие текущей температуры с термометра.
-
Оформление метеорологических наблюдений за неживой природой учащимися
- Посмотреть на уличном термометре температуру воздуха сегодня.
- Написать температуру на карточке и повесить на планшет.
- Какая сегодня облачность?
- А что такое облачность?
Когда небо чистое, солнечное, погоду называют ясной. Когда небо частично закрыто облаками, говорят облачно.
А вот когда всё небо затянуто облаками и его совсем не видно, то говорят пасмурно.
Степень облачности обозначается соответствующими чёрными долями круга: ясно, облачно на четверть, облачно на половину, облачно на три четверти, пасмурно.
- Какие вы знаете осадки?
Обозначение осадков мы изучали в 1-м классе. Сегодня я показываю новые условные знаки такие, как: моросящий дождь, ливень, ливневый дождь, гроза.
- Выбрать карточку и прикрепить на планшет.
- Какая облачность наблюдается, когда идет снег или дождь?
- Какие бывают ветры?
- Внимательно посмотрите, как можно обозначить силу ветра от тихого до штормового.
- Выбрать подходящую карточку и прикрепить на планшет.
Знакомство с анемометром.
-
Для измерения скорости и силы ветра люди придумали очень интересный прибор. Называется он анемометр. (Учитель демонстрирует ученикам прибор и объясняет, как снимают показания). - Мы использовали чашечный анемометр. Главный в приборе магнит, который вращается вместе с ветряными чашами.
(положение солнца, температура, облачность, осадки, ветер).
( Ясная облачность, пасмурно, переменная облачность, снег, дождь, ветер).
(Облачность - это скопление облаков.)
(Дождь, ливень, ливневый дождь, гроза, снег, град, роса, иней, туман.)
(Бриз, буря, ураган, смерч.)
-
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
- Для чего же нам нужны термометры?
- Что мы имеем ввиду, когда говорим слово «погода?
- Как мы узнавали о погоде?
- С какими приборами познакомились? - Мы должны помнить, что наши школьные приборы учебные и не могут показывать точных сведений, как на настоящей метеостанции.
- Раньше, когда еще не изобрели таких приборов, люди научились предсказывать погоду с помощью своих наблюдений за живой и неживой природой. Существует множество народных примет, по которым можно предсказать, или составить прогноз погоды на будущее.
-
д/з
Наблюдать за погодой в течение недели и записывать результаты наблюдений при помощи условных обозначений в дневник наблюдений.