Исследовательская работа Имидж учителя

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

XVI ГОРОДСКАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»


муниципальное бюджетное образовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа № 57 г.о. Самара


Секция «Психология»

Тема: «Современный учитель глазами ученика»


Исследовательская работа Имидж учителя


Выполнила:

Ученица 4 класса МБОУ Школы № 57 г.о. Самары

Маркеева Яна

Научный руководитель:

Педагог-психолог, высшей квалификационной категории

Осипова Юлия Михайловна



Самара 2015



Содержание



Введение ………. 3

1. Теоретическая часть. Основы имиджа педагога ………. 5


  1. Содержание понятия «имидж» ………. 5

  2. Содержание профессионального имиджа учителя ………. 6

2. Практическая часть. Имидж современного учителя в представлении учеников ……….10


Заключение ……….16
Список использованной литературы ……….18
Приложение ………. 19

Введение
Сегодня много говорят о Школе будущего. В Школе будущего большое значение будет придаваться не только получению знаний, но и развитию личности ученика, учету его интересов, склонностей, способностей. И главную роль здесь играет, конечно же, учитель. Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, а для учителя это особенно важно. Учитель всем своим внешним обликом и внутренним состоянием должен располагать к себе учащихся и взрослых. В нем постоянно должны отражаться его богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Мне захотелось сделать исследование по этой теме, так как мы часто замечаем как наши друзья и сверстники комментируют или не одобряют того или иного учителя. Что же не нравится большинству учеников? И в чем состоит представление об имидже учителя? Каким видят идеального учителя современные подростки? Актуальность темы заключается в том, что изучение особенностей представления об имидже учителя является важным вопросом. Цель: узнать, какой должен быть учитель в Школе Будущего, а также определить основные черты имиджа педагога. Предмет нашего исследования - особенности представлений об имидже учителя у учеников. Гипотезы: мы предположили, что -

  1. индивидуальный имидж учителя - это важная часть его педагогической культуры;
  2. для учеников важно как выглядит учитель;
  3. ученикам интересна не только манера преподавания учителя, но и возможность общаться с ним на темы, не касающиеся предмета;
  4. личные качества и манеры поведения учителя являются неотъемлемым компонентом его имиджа и имеют большое значение для учеников.
Задачи:
  1. выяснить, что такое имидж и что такое профессиональный имидж учителя;
  2. провести исследование, целью которого является выявить представления учащихся МБОУ Школы № 57 г.о. Самары об имидже учителя;
  3. описать образ учителя Школы Будущего, основанный на представлении учеников.
Методы, которые мы использовали:
  1. теоретический анализ литературы;
  2. анкетирование.
Ход работы: 1) выяснено, что такое имидж; 2) выявлены основные составляющие имиджа; 3) проанализировано представление учеников об идеальном учителе на протяжении XX века; 4) проведен опрос учащихся МБОУ Школы № 57 г.о. Самары 2-4 классов; 5) обработаны результаты, сформулированы выводы.

1. Теоретическая часть. Основы имиджа педагога

1.1. Содержание понятия «имидж» Слово имидж - появилась в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с английского языка имидж - это образ, изображение. Если обратиться к «Толковому словарю» В.Даля, то в нём наряду с понятием образ даётся и понятие облик: «оклад и черты лица, внешность вида и выражение лица, физиономия». Рассмотрим содержание понятия «имидж» в разных источниках. В книге «Имиджелогия. Как нравиться людям» авторы так раскрывают это понятие: «это непосредственно или преднамеренно создаваемое визуальное впечатление о личности или социальной структуре»1. «Имидж, целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п.»2. Имидж - образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности и всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной3. Главное назначение имиджа - достичь эффекта личного притяжения. Наиболее значимые из них: - внешний облик; - использование различных средств общения; - внутреннее соответствие образу профессии. Итак, имидж - это сформировавшийся в сознании образ какого-либо лица (явления, предмета), способный оказывать психологическое воздействие по отношению к нему.

1.2. Содержание профессионального имиджа учителя Каждая профессия требует набора способностей, проявления чувств и мыслей. Чем продолжительнее занимается человек какой-либо деятельностью, тем больше проявляется на нём профессиональный отпечаток. Педагог - особенная профессия. Учителя всегда на виду, рядом с ними ученики, коллеги, родители. Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан совершенствовать свои личностные качества, создавая таким образом свой имидж. Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. Имидж педагога - система умений, позволяющих использовать: голос, пластику, мимику, риторику, лексику, костюм. Это умение создать образ личностного «Я». Его образ надолго, а нередко на всю жизнь остаётся в памяти учеников как вечный пример для подражания. То есть имидж учителя проявляется в такой форме, которая может содержать следующие компоненты: - индивидуальные характеристики, - личностные, - особенности общения (коммуникативные характеристики), - поведенческие. В литературе мы встретили такую точку зрения: в структуре имиджа профессионала (в том числе и учителя), существуют внешний, процессуальный и внутренний компоненты4. Внешняя составляющая: мимика, жесты, тембр и сила голоса, костюм, манеры, походка. Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию между учителем и учениками. Мы согласны с А.А.Калюжным, который утверждает, что «в манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям. Это означает, что такие требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж»5. Мы считаем, что следует сочетать требования моды со своим внешним видом. Настоящий учитель не станет подчеркивать одеждой свою привлекательность, он будет показывать на работе свой ум, разные профессиональные качества. Характеристика человека по его собственной внешности - по костюму, макияжу, прическе и т.д. - называется в имиджелогии габитарный имидж6. Процессуальная составляющая: профессионализм, выразительность и т.д. Учитель, владеющий приемами проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, интересным, запоминающимся. То есть, можно сказать, что имидж учителя включает в себя не только внешние характеристики, но и стиль профессионального поведения. Внутренняя составляющая - это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом. Имидж учителя является выражением ожиданий людей, в сознании которых он сформировался. В XXI век учитель входит с новым стилем сотрудничества, и этот стиль становится, определяющим и востребованным в имидже современного учителя в представлении общественности7. Отношение к образу учителя менялось с течением времени. В работе мы провели сравнительный анализ представлений о том, какой должен быть хороший учитель и о том, как представляют себе ученики образ «плохого» учителя в разные периоды времени, начиная с 30-х годов ХХ века.

Таблица 1

Сравнительный анализ имиджа учителя в разные периоды времени

Период

Портрет настоящего учителя (по мнению учеников)

Образ «плохого учителя» 30-е годы ХХ века 1. Знание предмета и владение методикой. 2. Хорошие взаимоотношения с учащимися. 3. Умение правильно оценивать знания учащихся. 4. Создание дисциплины. 5. Внешний вид.

1. Слабое владение предметом.

2. Плохой подход к учащимся.

3. Неумение создать дисциплину.

4. Неправильная оценка знаний учащихся.

5. Внешний вид.
40-е годы ХХ века 1. Знание предмета. 2. Общая эрудиция. 3. Политическая зрелость.
60-е годы ХХ века

1. Уравновешенность, гармоничность.

2. Авторитет, знание предмета.

3. Сильная воля, храбрость, остроумие.

4. Приятная наружность.

5. Требовательность самостоятельности.

6. Любовь к педагогической работе
80-е годы ХХ века

1. Сочетание строгости с душевностью, добротой и уважением к ученикам.

2. Справедливость.

3. Взаимопонимание.

4. Аккуратность.

1. Равнодушие.

2. Склонность к нравоучениям.

3. Отсутствие индивидуального подхода,

4. Грубость, несдержанность. 90-е годы ХХ века

1. Доброта.

2. Внимательность.

3. Чувство юмора.

4. Такт.
Начало XXI века (2000-2002 гг.)

1. Творческое отношение к делу.

2. Знание предмета.

3. Любовь к детям.

4. Организованность, трудолюбие.
2014 год Результаты нашего исследования:

  1. Доброта
  2. Справедливость
  3. Терпение
  4. Понимание
  5. Профессионализм


  1. Рукоприкладство
  2. Унижение
  3. Злость
  4. Крик
  5. Несправедливость

Проведя сравнительный анализ (таблица 1.), мы можем заключить, что ранее (в 30-40-е гг. XX века) на первое место выносили профессиональные качества, позже на первом месте оказались личные качества учителя (доброта, любовь к детям, справедливость и др.). Образ «плохого учителя» также менялся - если в 30-40-е гг. XX века это были профессиональные качества (слабое владение предметом; плохой подход к учащимся; неумение создать дисциплину), то позже «плохим учителем» в представлении учеников становится равнодушный, склонный к нравоучениям человек, допускающий унижение, оскорбление, а также рукоприкладство в отношении своих учеников. Итак, мы думаем, что под индивидуальным имиджем учителя нужно понимать и личностные, и профессиональные его качества, к которым учитель специально прибегает для того, чтобы достичь более высокого уровня педагогической культуры. Мы считаем, что формирование собственного имиджа - сегодня такая же обязательная задача педагога, как, например, совершенствование в преподавании своего предмета. Для имиджа педагога важна не только визуальная привлекательность, но и душевное тепло, расположенность к людям. Важный вывод состоит в том, что внешний образ учителя должен сочетаться с внутренними качествами. Имидж не должен быть профессиональной «маской».

2. Практическая часть. Имидж современного учителя

в представлении учеников.


Исследование нами проводилось в октябре - ноябре 2014 года. В нашем исследовании принимали участие 58 учеников 2-4 классов МБОУ Школы № 57 г.о. Самары. Мы составили анкеты, которые содержали следующие вопросы: 1. Какие качества Вы больше всего цените в учителях? 2. Какие черты учителя вызывают у Вас негативную реакцию? 3. Важно ли для Вас во что одет учитель? Что именно вызывает у Вас положительные или отрицательные эмоции? 4. Как Вы относитесь к вычурности во внешнем виде учителя? 5. Должен ли учитель общаться с учениками на темы, которые не касаются учебы? 6. Что, по Вашему мнению, никогда не должен позволять себе учитель? 7. Из чего, по Вашему мнению, складывается имидж, современного учителя?

Диаграмма 1

Качества, которые ученики ценят в учителях Таким образом, из диаграммы 1 видно, что большинство опрошенных учеников ценят в учителе доброту (60%). На втором месте - справедливость (16 %), на третьем - терпение и понимание (по 6 %).



Диаграмма 2

Что неприемлемо в учителях, по мнению учеников Из анализа этого графика видно, что ученики считают неприемлемым в учителе: злость (31,3%) и крик (14,7%). Также были названы: несправедливость (10,7 %), излишняя строгость (9,8), равнодушие (4,9 %), необразованность (1,9 %) и др.



Диаграмма 3


Имеет ли значение, как одет учитель















Интересно, что для большинства опрошенных учеников не важно, во что одет учитель (62,8 %). Для 27, 5 % школьников - это имеет значение.


Диаграмма 4

Отношение к вычурности во внешнем виде учителя












Большинство учеников (45,2 %) ответили, что нейтрально относятся к вычурности в одежде учителя. Отрицательно к такой манере одеваться относятся 22,6 % опрошенных, положительно - 21,6 %.



Диаграмма 5


Должен ли учитель общаться с учениками на темы,

не связанные с уроками (образованием)







73,6 % опрошенных считают, что учитель должен общаться с учениками на темы, не связанные с уроками (образованием).












Диаграмма 6


Чего никогда не должен себе позволять учитель



На вопрос, чего никогда не должен себе позволять учитель, ученики наиболее часто отвечали: 27,6 % - унижать (оскорблять, хамить); 20,6 % - бить; 18,6 % - кричать. Другие ответы: отвлекаться на личные темы; несправедливо оценивать знания; говорить по телефону и др.







Диаграмма 7


Из чего складывается имидж современного учителя (в представлении учеников)


По мнению опрошенных имидж современного учителя складывается из таких компонентов, как профессионализм (24,7 %); внешний вид, манера одеваться (18,3 %); манера общения (10,8 %); хорошие манеры (8,5 %); индивидуальность (1,9 %) и др.

Диаграмма 8, 9


Качества, которые ученики ценят в учителе больше всего (по возрастным группам)


1. 8-9 лет



2. 10-11 лет



Анализ результатов опроса позволил определить, какие качества ученики разных возрастных групп ценят в учителе больше всего. Результаты показали, что для подростков 8-9 лет в учителе важнее всего доброта, а у подростков 10-11 лет мнения разделились между добротой и профессионализмом. Подростки 8-9 лет на второе место ставят профессионализм, а на третье - справедливость и чувство юмора. Подросткам 10-11 лет важны три составляющие характера учителя: чувство юмора, справедливость и понимание.
Таким образом, основываясь на полученных результатах, можно утверждать, что имидж современного учителя, в представлении учеников, состоит прежде всего из профессиональных качеств, внешнего вида и личных качеств. При этом для большинства учеников не важно, во что будет одет учитель и будет ли вычурность в одежде учителя. Современный учитель в представлении учеников, должен прежде всего обладать такими качествами, как доброта, справедливость, терпение, понимание и чувство юмора. Важно, чтобы учитель общался с учениками на темы, не связанные с уроками (образованием). Учитель Школы будущего никогда не будет: унижать (оскорблять) учеников, злиться, кричать. Он не должен быть необразованным и равнодушным, а также излишне строгим.


Заключение


Проведенное исследование показало, что представления школьников об имидже учителя сочетают в себе: - характеристику визуального облика учителя; - личностные качества; - индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя. Теоретический анализ литературы и проведенное нами исследование подтвердили правильность первой гипотезы - индивидуальный имидж учителя - это важная часть его педагогической культуры. Сравнительный анализ представлений учеников об идеальном учителе показал, что из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, как доброта, справедливость, понимание. Интересно, что современные школьники очень мало называли такое качество, как любовь к детям. Таким образом, подтвердилась четвертая гипотеза - личные качества и манеры поведения учителя являются неотъемлемым компонентом его имиджа и имеют большое значение для учеников. По мнению современных школьников, имидж учителя складывается из:

  • профессионализма,
  • внешности и личных качеств,
  • характера.
То есть внешние атрибуты имиджа учителя, ученики ставят на второе место. Большинству опрошенных не важно, как одет учитель. Таким образом, не подтвердилась наша вторая гипотеза: для учеников не важно как выглядит учитель. Подтвердилась третья гипотеза - ученикам интересна не только манера преподавания учителя, но и возможность общаться с ним на темы, не касающиеся предмета. Это доказывает, что внутренние составляющие имиджа педагога важнее, чем внешние его проявления. На наш взгляд, качества, которые ученики упоминали в ответах на вопросы: 1. Какие качества Вы больше всего цените в учителях? 2. Из чего, по Вашему мнению, складывается имидж, современного учителя? можно расценивать как требования, которые предъявляют ученики современному, идеальному учителю. Образец идеального учителя должен стать внутренним стимулом совершенствования и саморазвития каждого педагога. Мы считаем, что один из самых важных выводов нашего исследования это то, что имидж не должен расходиться с внутренними установками учителя, а должен соответствовать его характеру и взглядам. То есть, нужна гармония визуального образа учителя и его внутреннего мира личности.


Список использованной литературы


  1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2003.

  1. Имиджелогия. Как нравится людям. Сост.: В.М.Шепель. М.: Народное образование, 2002.

  1. Калюжный А.А. Технология построения имиджа учителя// Гуманитарное образование в школе: теория и практика. 2004. - № 1.

  1. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М.: Владос,1994.

  1. Петрова Е.А., Шкурко Н.М. Имидж учителя в современной России. - М.: РИЦ АИМ, 2006.

  1. Яковлев С. Имидж учителя: каким ему быть? // Современная школа. - 2000. - № 1.




1Имиджелогия. Как нравится людям. Сост.: В.М.Шепель. М.: Народное образование, 2002. С. 5. 2 Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2003. С.103. 3 Павленко В.В. Имидж современного учителя в условиях стрессовых ситуаций профессиональной деятельности//// Гуманитарное образование в школе: теория и практика. 2004. - № 1.

4Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М.: Владос,1994. 5 Калюжный А.А. Технология построения имиджа учителя// Гуманитарное образование в школе: теория и практика. 2004. - № 1. 6Калюжный А.А. Технология построения имиджа учителя// Гуманитарное образование в школе: теория и практика. 2004. - № 1.

7 Попова Ж.Г. Социально-психологические особенности представлений об имидже учителя начальной школы. М., 2007. С. 15.



© 2010-2022