КНИГА – ТВОЙ ДРУГ, БЕРЕГИ ЕЕ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Книга - твой друг, береги ее Цели: повторить изученные произведения; воспитывать интерес к литературным произведениям; прививать любовь к чтению и бережное отношение к книгам; развивать устную речь, внимание, память. Оборудование: иллюстрации из сказок, рисунки сказочных героев, книги.

Ход классного часа

Воспитатель. Сегодня мы с вами будем говорить о книгах, о наших любимых книгах, об интересных и красочных, удивительных книгах. Прочтите, пожалуйста, пословицу, которая написана на доске: «Кто много читает, тот много знает». Книга - источник знаний. Открываешь книгу и узнаешь о жизни и деятельности наших бабушек и дедушек, наших прабабушек и прадедушек. Читаешь книгу и не заметишь, как ты сам начинаешь жить с героями этой книжки, тебе кажется, что ты с ними разговариваешь с глазу на глаз. В книгах есть и непонятные тебе слова. Значения этих слов ты можешь найти в словарях, без внимания это слово не оставь. Напиши в тетради самые трудные слова и постарайся запомнить. Когда каждый раз будешь вот так работать с книгой, она поможет тебе стать умным, красивым, счастливым, здоровым человеком. Надо ценить книгу. Каждую книгу читает, наверное, и по 100 человек, надо держать книги в чистоте, не надо пачкать, не писать в книжках, не вырывать листы. Книги берегите, будьте аккуратны с книгами. Каждый день читайте книги, и тогда вам будет очень легко учиться. У вас будет богатый запас слов. Книги - наши друзья. «С умным разговориться, что меду напиться», а умней, спокойней и доброжелательней собеседника, чем книга, в мире нет. Вот почему считается, что «испокон века книга растит человека». Так говорили наши предки, а их опытом пренебрегать нельзя.

Воспитатель. А сейчас я вам загадаю загадки. Отгадайте, пожалуйста.

Кто молча учит,

Без языка, а обо всем говорит?

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком. Ученики (хором). Это книги. Воспитатель. Правильно! Книгу, всем понятную, Умную, занятную, Мальчики и девочки - Все читать хотят. - Ребята, давайте послушаем, о чем говорят книги на полке. 2. Инсценирование басни «Две книжки». Выступают заранее подготовленные ученики. Выходят ведущий и два ученика. Воспитатель. Однажды встретились две книжки, Разговорились меж собой. 1-й ученик. Ну, как твои делишки? Воспитатель. Одна спросила у другой. 2-й ученик. Ох, милая, мне стыдно перед классом, Хозяин мой обложки вырвал с мясом! Да что обложки… Оборвал листы! Из них он делает кораблики, плоты И голубей… Боюсь, листы пойдут на змей, Тогда лететь мне в облака! А у тебя целы бока?
1-й ученик. Твои мне не знакомы муки, Не помню я такого дня, Чтобы, не вымыв чисто руки, Сел ученик читать меня! А посмотри-ка на мои листочки: На них чернильной не увидишь точки. Про кляксы я молчу, - О них и говорить-то неприлично… Зато и я его учу Не как-нибудь, а на «отлично». 2-й ученик.Ну, мой на тройках едет еле-еле И даже двойку получил на той неделе. Воспитатель. Найдешь ты храбрости пример В хорошей умной книжке, Увидишь всю Россию, Всю Землю с этой вышки. В дорогу взять не позабудь Ключей надежных связку. В любой рассказ найдешь ты путь, Войдешь в любую сказку. - Какие правила мы должны выполнять при работе с книгой? Учащиеся дают ответы.

А сейчас давайте запомним, что с книгами нельзя делать. Прочитаем хором, что написано на листочках:

1. Нельзя перегибать книги.

2. Нельзя загибать книжные страницы.

3. Нельзя закладывать в книги карандаши.

4. Нельзя писать и рисовать в книгах.

5. Нельзя брать книги грязными руками.

6. Нельзя читать книги во время еды.

7. Нельзя читать книги на солнце. 3. КВН о сказках. Учащиеся делятся на три команды, в каждой команде выбирается капитан. 1-й конкурс: «Приветствие». Каждая команда должна придумать себе название и нарисовать эмблему. 1-я команда - «Лиса Патрикеевна». 2-я команда - «Колобок». 3-я команда - «Муха-цокотуха». 2-й конкурс: «Пословицы». Команды по очереди называют пословицы о книгах. Кто называет больше пословиц, тот побеждает.

  • Хорошая книга - лучший друг.
  • Кто много читает, тот много знает.
  • Прочел новую книгу - встретился с другом.
  • С книгой жить - век не тужить.
  • Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
  • Книга - твой друг, без нее, как без рук.
  • Книга поможет в труде, выручит и в беде.
  • Книга - окно в мир, почаще заглядывай в нее.
  • Книга подобна воде - дорогу пробьет везде.
  • Книгу читаешь - как на крыльях летаешь.
Жюри подводит итоги. 3-й конкурс: «Хорошо ли ты знаешь сказки?». Воспитатель показывает иллюстрации из сказок, команды по очереди определяют, откуда они взяты. Жюри подводит итоги. З а д а н и е б о л е л ь щ и к а м. Кто громче крикнет заклинание старика Хоттабыча? 4-й конкурс: «Музыкальный». Команды выбирают задание, где написано, какую песню они должны исполнить. З а д а н и я: 1) Какую песню пел Колобок? 2) Что пела коза своим семерым козлятам? 3) Какую песню пел братец Иванушка сестрице Аленушке? Жюри подводит итоги. З а д а н и е б о л е л ь щ и к а м. Кто отправил эти телеграммы? 1) «От бабушки ушел, от дедушки ушел. Скоро буду у вас». 2) «Спасите, нас съел серый волк». 3) «Простое яичко уже снесла». 4) «Живу без всякой славы средь зеленыя дубравы у семи богатырей». 5-й конкурс: «Горит Кошкин дом». От каждой команды приглашаются по одному «пожарному». Ставятся 3 стула на расстоянии друг от друга. На спинки стульев накинуты пиджаки, вывернутые наизнанку. По сигналу учителя «Пожар!» «пожарные» бегут к стульям, выворачивают рукава пиджаков, надевают пиджаки на себя, застегивают пуговицы, садятся на стул. Побеждает тот, кто первым выполнит все условия конкурса. Жюри подводит итоги.
6-й конкурс: «Автор произведения». Воспитатель. А сейчас, ребята, я буду называть отрывки из ваших любимых книг, а вы будете отгадывать. - Из каких книг эти отрывки? Назовите автора и название книги. 1) Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке, ровно тридцать лет и три года. (А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».) 2) Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит. (К. Чуковский. «Айболит».) 3) Несет меня лиса За темные леса, За высокие горы, В далекие страны! Котик-братик, Отними меня. (Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».) 4) В синем небе звезды блещут, В синем море волны плещут, Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. (А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане».) 5) Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. (А. Пушкин. «Сказка о золотом петушке».) 6) Ох, нелегкая это работа - Из болота тащить бегемота. (К. Чуковский. «Телефон».) 7) Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о котором просила меня дочь меньшая, любимая. (С. Аксаков. «Аленький цветочек».) 8) Ты один не умывался И грязнулею остался. И сбежали от грязнули И чулки, и башмаки. (К. Чуковский. «Мойдодыр».) 9) Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто. (А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».) 10) Полны бока молока, Полны рога творога, Полны копытца водицы. (Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».) 11) Вдруг из подворотни Страшный великан, Рыжий и усатый Та-ра-кан! (К. Чуковский. «Тараканище».) 12) Уж серый волк с царевной и Иваном Царевичем был далеко. (В. Жуковский. «Иван Царевич и серый волк».) Жюри подводит итоги. З а д а н и е б о л е л ь щ и к а м. Кто больше назовет сказок, где говорилось бы о Волке и Лисе? 7-й конкурс: «Сказки А. С. Пушкина» (конкурс капитанов). Воспитатель. Какой поэт написал сказки в стихах и названия всех начинаются словом «сказка»? Капитаны. А. С. Пушкин. Воспитатель. Кто больше назовет сказок А. С. Пушкина, тот и побеждает. О т в е т ы. А. Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о медведихе». Жюри подводит итоги всей игры. Пока жюри совещается, целесообразно провести с учащимися всего класса игру «Отгадай загадку». Скорей бы приблизился вечер И час долгожданный настал, Чтоб мне в золоченой карете Поехать на сказочный бал. Никто во дворце не узнает, Откуда я, как я зовусь. Но только лишь полночь настанет, К себе на чердак я вернусь. («Золушка». Ш. Перро.) С букварем шагает в школу Деревянный мальчуган. Попадает вместо школы В полотняный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка? («Золотой ключик, или Приключения Буратино». А. Толстой.)
Сейчас потолкуем О книжке другой - Тут синее море, Тут берег морской… Старик вышел к морю, Он невод забросит, кого-то поймает, Чего-то попросит. О жадной старухе Рассказ тут пойдет. А жадность, ребята, К добру не ведет… И кончится дело Все тем же корытом, Но только не новым, А старым, разбитым. («Сказка о рыбаке и рыбке». А. С. Пушкин.)
Появилась девочка В чашечке цветка И была та девочка Чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке Девочка спала, Вот какая девочка, Как она мала! Кто читал такую книжку, Знает девочку-малышку? («Дюймовочка». Г.-Х. Андерсен.)
Кто-то за кого-то Ухватился крепко: Ох, никак не вытянуть! Ох, засела крепко! Но еще помощники Скоро прибегут… Победит упрямицу Дружный общий труд. Кто засел так крепко? Может, это… («Репка». Русская народная сказка.) Кто-то пасть свою открыл, Кто-то что-то проглотил. Потемнело все вокруг. Ой, какой везде испуг! Но медведь сразил врага, С ним расправа недолга! Струсил враг и воротил То, что в небе проглотил! («Краденое солнце». К. Чуковский.)
Фруктово-огородная страна, В одной из книжек-сказок есть она. А в ней герой - мальчишка овощной, - Он храбрый, справедливый, озорной. («Чиполлино». Дж. Родари.)
Скачет лошадь непростая - Чудо-грива золотая. По горам парнишку носит, Да никак его не сбросит. Есть у лошади сынок - Удивительный конек, По прозванью… («Конек-Горбунок». П. Ершов.)
Столяр Джузеппе-Сизый нос Полено в дом принес. Он начал что-то мастерить, Полено стало говорить. Кто в том полене говорил? Кого Джузеппе мастерил? («Золотой ключик, или Приключения Буратино». А. Толстой.)
С грядки старушка цветок сорвала, Девочке Жене его отдала. В цветке, в лепестках есть волшебная сила. Их девочка Женя о чем-то просила… Что надо сказать, лепестки обрывая? Как называется сказка такая? («Цветик-семицветик». В. Катаев.)
Книжку, ребята, в руках я держу, А как называется, вам не скажу. Но все ж вы сейчас догадаетесь сами… Вот дедушка в лодке поплыл за дровами. А вот островок небольшой на воде, Зверушки на нем… Ой, зверушки в беде! Вода прибывает, зверушек снесет… Нет, дедушка добрый сейчас их спасет. Усядется в лодку команда косая… А книжка, ребята, про деда… (Мазая). А еще про кого? («Дедушка Мазай и зайцы». Н. Некрасов.)
Сидит в корзинке девочка у мишки за спиной. Он сам, того не ведая, несет ее домой. Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь Названье этой сказки… («Маша и медведь». Русская народная сказка.)
Девочка хорошая по лесу идет, Но не знает девочка, Что опасность её ждет. За кустами светится Пара злющих глаз, Кто-то страшный встретится Девочке сейчас. Кто расспросит девочку Об ее пути? Кто обманет бабушку, Чтобы в дом войти? Кто же эта девочка? Кто же этот зверь? На загадку можете Отвечать теперь! («Красная Шапочка». Ш. Перро.)
В этой книжке именины, Много было там гостей. А на этих именинах Появился вдруг злодей. Он хотел убить хозяйку, Чуть ее не погубил, Но коварному злодею Кто-то голову срубил. («Муха-цокотуха». К. Чуковский.) Жюри объявляет итоги соревнований. Победителей награждают.

Воспитатель. Ребята, К. Паустовский говорил: «Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы новой книги».

Ребята, любите книги, читайте книги, дружите с книгами!

Итог

Читая книгу, у меня будет запас слов большой, я становлюсь умным. Много буду знать о прошлом и будущем. Буду читать книги, это помогает в учебе. У меня техника чтения будет высокая. Книги помогают больше узнать об искусстве, культуре, науке, можно узнать много интересного и полезного. Расту, потому что, читая книгу, я получаю много хороших знаний и умений, хочу стать такими же сильными и добрыми героями, как в книгах.

Книга - твой друг, береги ее



© 2010-2022