ЭЛЕКТРОННО –МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭЛЕКТРОННО -МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ


ЭЛЕКТРОННО –МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ

Курманалина Шалкыма Хайроллакызы

д.п.н., профессор, академик АПНК, МАИ,
председатель базового УМО по профилю «Образование», председатель Совета
директоров организации ТиПО ЗКО



Реализация Государственной Программы развития образования до 2020 года требует кардинальной модернизации системы подготовки педагогических кадров. Из опыта работы, модернизация системы подготовки педагогических кадров требует: создания информационно образовательной среды (ИОС), изменения стратегии качества образования, работы с информационными ресурсами, создания модели колледжа, ВУЗа, создания модели будущего учителя, изменения содержания образования, внедрения современных IT-технологий, функций педагогического менеджмента, обеспечения организационных условий. Образовательная среда-это педагогически организованное пространство, которое выбрал преподаватель для урока: аудитория, компьютерный класс и др. предметное окружение, где важное место отводится тем средствам обучения, т.е. дидактическое оснащение, которые выбрал учитель (УМК, компьютеры и электронные образовательные ресурсы) [3, c.61-70]. Важную роль в данной среде играют межличностные отношения учитель -ученик, ученик - компьютер, учитель -компьютер и материальное обеспечение. Создание ИОС ориентирует учебное заведение вывести будущего учителя к самостоятельному информационному взаимодействию, внедрить единую систему электронного обучения, создать систему обеспечения качества образовательных услуг, усовершенствовать структуру, содержание, технологии образования, тем самым повысить качество педагогических кадров и престиж профессии учителя, сформировать учителя новой формации. Из опыта работы, мы можем подтвердить, информационно- образовательная среда формируется с одной стороны учителем, так как он определяет содержание обучения, выбор учебной литературы, методы и средства обучения, стиль общения, с другой стороны учениками, педагогическим коллективом учебного заведения, так как он определяет общие требования к учащимся, форму взаимоотношений педагогического и ученического коллективов. На наш взгляд, подготовка учителя к работе в условиях новой ИОС ориентирована на повышение уровня самостоятельности, формирование умений педагогов анализировать использования в своей профессиональной деятельности средств современной образовательной технологии разного типа. Информационно - образовательную среду мы строим как интегрированную многокомпонентную систему, элементы которой соответствуют учебной, внеучебной, научно-исследовательской деятельности, измерению, контролю и оценке результатов обучения, деятельности по управлению учебным заведением. Важнейшим качеством ИОС является ее целостность и взаимосвязь всех компонентов, которая и обеспечивает системную интеграцию ИКТ в образовательный процесс [4]. Формирование информационно-образовательной среды осуществляется в следующих направлениях. Во-первых, необходимо определить содержание, IT-технологий обучения. Во-вторых, обеспечить образовательный процесс современной компьютерной техникой. В третьих, создать условия для эффективного использования ИКТ, развития системы повышения квалификации педагогических кадров, которая сможет удовлетворить профессиональные потребности педагогов в условиях e-learning. В ходе формирования педагогом новой информационной образовательной среды перед ним возникает целый ряд проблем: отсутствие теории обучения, слабый уровень сформированности понятийно-категориального аппарата, отсутствие учебно-методических комплексов для эффективного обучения в современной информационно-образовательной среде, отсутствие знаний и умений у педагогов, отсутствие материально-технической базы у большинства образовательных учреждений. Как видно из приведенного перечня проблем, современному педагогу приходится нелегко, с одной стороны, требования времени указывают педагогу на необходимость действовать по-новому в рамках своей профессиональной деятельности, с другой - отсутствие достаточных возможностей (материальных, методических, свободного времени и др.) для формирования профессиональных компетентностей. Создание ИОС в школе, колледже, ВУЗе - это системный целенаправленный процесс, стимулирующий стремление учителей, преподавателей и студентов к овладению современными IT-технологиями. Учитывая вышеуказанные проблемы, мы на базе колледжа проводим курсы и семинары по формированию базовой, профессиональной и специальной компетенций учителей, преподавателей, организуем конкурсы открытых мультимедийных уроков, в перечень вопросов для прохождения аттестации педагогических кадров включен вопрос об использовании ИКТ на уроке. Преподаватели вместе со студентами создают слайды к урокам, электронные методические системы, электронные учебники, проводятся уроки с использованием ресурсов сети Интернет, организуются теле-, видеоконференции. Наш подход связан с применением компьютера, непосредственно встроенного в управление учебным процессом, как информационно-обучающей среды. (Под информационно-обучающей средой понимается совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов интерактивного взаимодействия между обучаемыми, преподавателем и средствами информационно-коммуникационных технологий, а также формированию познавательной активности обучаемого, при условии заполнения компонентов среды предметным содержанием). Формой реализации информационно-обучающей среды мы считаем электронную методическую систему. Электронно-методическую систему (ЭМС) (рисунок 1) мы рассматриваем как целостное соединение предметных областей знаний. В конкретном случае мы создали ЭМС для учащихся среднего профессионального образования по специальности «Преподавание в начальных классах» в области «Методики обучения математике» на основе интеграции предметных знаний по «Теоретическим основам математики», «Психологии» и «Педагогики» (дидактики). Электронная методическая система - это открытая развивающаяся база организованной и структурированной межпредметной информации как совокупный педагогический опыт организации обучения по целевому, содержательному, операционному и оценочно-результативному компонентам процесса. В основании педагогической технологии конструирования ЭМС находится модульная технология. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность учащихся, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль - это показатели эффективности методической работы в колледже. ЭМС характеризуется следующими компонентами. Целевой компонент направлен на представление методической работы как системы, т.е. первичное структурирование информационно-обучающей среды, предполагающее:

  • выделение стержневых линий всех учебных предметов, курсов.
  • отборе содержания для каждого класса по каждой стержневой линии.
  • конструирование модулей.
Таким образом, преподаватели получают наглядное представление о содержании своего предмета и его месте в системе других предметов. Итогом работы является то, что каждая ПЦК составляет модуль. Составив такую программу, учитель четко и целостно видит все содержание с точки зрения особенностей и сложностей изучения явлений. Каждой модульной программе дается название, которое отражает суть изучаемого явления.

Модуль мы рассматриваем как совокупность локальных, системных и функциональных знаний, определяющих глубину и полноту познания сущности изучаемого явления.

Отличие нашего подхода заключается в том, что методическая подготовка учителей для работы в условиях ИКТ предполагает не просто владение знаниями учителями, но и способами создания модели изучаемого явления как условие архитектуры структуризации и алгоритмизации процесса передачи знаний. Термин «модуль» является привнесенным из информатики в педагогику и определяется как функциональный узел на основе, которой выстраивается компьютерная программа. Содержательный компонент направлен на создание информационно-обучающего поля. В соответствии с каждым модулем проводится отбор содержания, которое представляет собой иерархизированную информацию. Операционный компонент. Составляются задания выходного контроля. Их смысл в выявлении степени овладения содержанием модуля. Задания осуществляют непрерывность внутрипредметных и межпредметных связей; дифференцированы по содержанию и уровню познавательной самостоятельности; проблемны; ориентируют на поиск проблем и их решений; отражают механизм усвоения знаний; включают повторение изученного (составление таблиц, сравнительных характеристик т.д.); интегрируются целью модуля. Деятельность учащегося проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность рационально распределять время; реализует рефлексивные способности ученика на каждом занятии. В ЭМС представлены 300 заданий. Оценочно-результативный компонент связан с оценочной деятельностью и направлен на мониторинг качества знаний учащихся. При этом входной и выходной контроль более жесткий, осуществляется автоматически, а текущий и промежуточный в ходе выполнения заданий - мягкий, проходит в виде само- и взаимоконтроля, предполагает справку в форме точных и расширенных ответов. Масштабы создания ЭМС могут быть разными: от урока и системы уроков до крупномасштабной методической системы обучения, содержания обучения, учебного процесса, проектирования организации образования нового типа. Основным методологическим принципом создания технологии ЭМС является принцип открытости. Под открытой системой понимается информация в области предметных знаний, система педагогических заданий и упражнений, тесты, которые любой пользователь (учитель, учащийся) может дополнить с учетом своего методического опыта. При открытости ЭМС обеспечивается возможность добавления новой педагогической информации или изменения уже имеющихся при неизменных системообразующих компонентах ЭМС. Разработанная нами ЭМС явилась по своей сути технологичной, т.к. оказалась способной к воспроизведению в других предметных областях знаний, 11-ю кафедрами колледжа имени Ж.Досмухамедова. Например, ЭМС по физико-математическому циклу создали 15 преподавателей колледжа. Во всех выпускных курсах проводится занятие по выбору, по авторской программе (д.п.н. Курманалиной Ш.Х.) учащиеся знакомятся основными направлениями информатизации образования, информационными ресурсами, технологией конструирования электронных учебников, ЭМС. Учатся практически разрабатывать модуль, гипертекст, задания и тесты. Применять электронные учебники на уроках, свободно работать на интерактивной доске, проверять самостоятельно свою готовность к методической работе в условиях электронной методической системы. В становлении профессиональной ИКТ компетентности учащихся колледжа большую роль играет автоматизированная программа диагностического изучения готовности учителей (студентов) к созданию и использованию электронной методической системы [2, c.75-100]. Заслуга этой программы заключается в том, что она помогает студентам и преподавателям проверять свою готовность работать в условиях информатизации образования, модулировать учебную информацию, конструировать информационно-обучающее поле, проектировать дистанционное взаимодействие, проводить мониторинг качества обучения. Программа ориентирована не только на использование информационных технологий, но и на формирование управленческой культуры в условиях информационно-образовательной среды. Разработана и апробирована технология формирования управленческой культуры учащихся (мотивационный, когнитивный, технологический компоненты) на основе использования интерактивных форм и методов педагогического менеджмента. Студенты активно включены в управленческую деятельность в ходе образовательного процесса (самоуправление, соуправление). В содержание учебного плана включен спецкурс «Основы педагогического менеджмента». В результате выпускник владеет основными компетенциями для его успешной социальной адаптации, самореализации, само и соуправления, для работы в команде, подчинения и руководства. На основе комплексного изучения основных показателей профессиональной деятельности определяется рейтинг педагога. Для определения рейтинга рассматривается деятельность педагогов по следующим показателям: уровень профессиональной компетентности преподавателя; результат профессиональной педагогической деятельности; организация научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы; умение работать с документацией; работа в учебных кабинетах; трудовая дисциплина. Результат профессиональной педагогической деятельности, организация научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы, умение работать с документацией, работа в учебных кабинетах накапливается в портфолио каждого педагога. С помощью портфолио педагоги стремятся конструировать и реализовывать не только собственные, но и индивидуальные образовательные маршруты развития учащихся. При этом кроме «накопительной», портфолио выполняет модельную функцию, показывает особенности его общей культуры, отдельных сторон интеллекта, помогает учителю проводить рефлексию собственной деятельности, служит формой обсуждения и самооценки результатов работы в течение года. Рейтинг педагога подводится из четырех оценок: самооценки, оценки заведующих кафедр, оценки заместителей и директора. Проведение диагностических мероприятий направлено не только на улучшение профессиональных и личных качеств педагога, способствующих оптимальному протеканию учебно-воспитательного процесса, но и в конечном счете, на формирование и развитие у педагога такого важнейшего навыка, как самодиагностика, т.к. владение таким навыком избавляет педагога от мелочной опеки, позволяет ему самостоятельно анализировать и вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс, генерировать мероприятия по улучшению своей деятельности. При этом педагог выходит на новый уровень самоорганизации-в режим непрерывного педагогического совершенствования и поиска. Использованная литература:
  1. Зенкина С.В. Информационно-коммуникационная среда, ориентированная на новые образовательные результаты. Москва, 2007.
  2. Курманалина Ш.Х. «Методология и технология создания электронной методической системы в условиях информатизации образования». Монография. Алматы, Издательство «Алем», 2002. 316с.
  3. Курманалина Ш.Х. «Обновление методического обеспечения учебного процесса в условиях информатизации образования» (в соавторстве с П. Б. Чекалева). Монография. Омск, ОмГПУ, 2002. 82с.
  4. Лукичева Е.Ю. Информационно-образовательная среда как фактор профессионального и личностного развития педагога [Электронный ресурс] / rois.loiro.ru/
  5. Роберт И.В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. Москва, 2006.

Резюме Анализируются различные подходы к совершенствованию профессиональной деятельности педагога в течении всей жизни. Приводится авторское определение информационно- образовательной среды, требования к педагогу. Определения качества труда педагога на основе комплексного изучения, основных показателей профессиональной деятельности, определение рейтинга педагога.

Түйіндеме Педагогтың өмір бойғы кәсіби қызметін жетілдіру әртүрлі тұрғыдан қарастырылған. Педагогқа қойылатын талаптарға, ақпараттық-оқыту ортасына автордың анықтамасы келтірілген. Педагогтың рейтингісі, кәсіби қызметінің негізгі көрсеткіштерін кешенді зерттеу негізінде педагогтың еңбегінің сапасы анықталады.


Summary Analysing the different approaches to improve the teacher's professional activities during their life time. The author's definition of educational environment and the requirements for the teachers are given. Teacher's quality of work in a complex study and the main indicators of professional activity of teacher is the definition of teacher is the definition of teacher's rating.



© 2010-2022