Доклад по теме Сохранение здоровья учащихся начальной школы (из опыта работы)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

г. Белогорск Амурской области






Выступление с докладом из опыта работы на региональной научно-практической конференции



Создание охранительного педагогического режима,

направленного на поддержание оптимальной работоспособности и предупреждение негативных сдвигов в состоянии здоровья учащихся

начальной школы.







подготовила

Протопопова Екатерина Васильевна

учитель начальных классов

высшая категория




г. Белогорск, 2013

«У кого есть здоровье, у того есть надежда,

У кого есть надежда, у того есть ВСЁ»

(восточная мудрость) Говорить о здоровье нации сегодня модно. А между тем тема эта грустная и даже не лишенная трагизма, что наглядно видно из цифр. Так, по данным разных исследований, пять лет назад здоровыми можно было признать лишь 5 - 25 процентов школьников. Причем, если в начальной школе здоровы 11 человек из 100, то в средней - уже только 5(!). Многочисленные исследования показали, что около 25-30 % детей, пришедших в школу, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе количество здоровых детей уменьшается в 4 раза, увеличивается число детей с нарушением зрения, с нервно-психическими расстройствами, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Это заслуживает особого внимания. Созданием безопасных и комфортных условий пребывания учащихся в школе я занимаюсь уже третий год. На базе школы создана и успешно работает экспериментальная площадка, руководителем которой я являюсь. Для сохранения и восстановления здоровья детей выбрана технология раскрепощенного развития детей, разработанная физиологом В.Ф. Базарным. Её отличительной чертой является то, что основное внимание обращено на сохранение и укрепление здоровья учащихся начальной школы. Доктор Владимир Базарный создал в подмосковном Загорске (ныне Сергиевом Посаде) лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования. В ней изучались учебные методики, режим и эргономика занятий школьников. Вывод Базарного оказался категоричен: главный враг здоровья детей - советская школа. - В течение всего урока дети обездвижены, сгорбленные за партой, находятся в позе древнеегипетского раба, старчески согнувшись и вцепившись в шариковую ручку! - негодует профессор. - При таком закрепощении ребенок через 15 минут испытывает те же нагрузки, что и космонавты перед стартом. Результат - так называемый "школьный шок", неврастения и ранняя стенокардия, не говоря уже о близорукости и нарушении осанки (сколиозе). Базарный и его последователи убеждены: современный учебный процесс сковывает, губит неокрепшую психику ребёнка. Поэтому возрастает и опасность психических заболеваний. Существующая система воспитания и обучения сориентирована против природы ребёнка, поэтому она и есть главный похититель его здоровья. У Базарного принципиально новый подход к образованию. Школьные программы он не меняет, только способы и методы подачи материала. Доктор Базарный не только вскрыл корни и причины трагедии, но и создал совместно со своими учениками систему педагогических технологий, позволяющих обучать детей и при этом сохранять и укреплять их здоровье. Эти технологии прошли многолетнюю академическую экспертизу и защищены 44 авторскими свидетельствами и патентами на открытия и изобретения. Они просты, доступны, дёшевы и почти не требуют дополнительных финансовых затрат. Чем же отличаются воспитание и обучение в школах Базарного от занятий в обычных школах? Прежде всего необычностью мебели и информационной средой класса, а также "инвентарём", который применяет учитель в процессе урока. Для моих учащихся совместными усилиями администрации и родителей созданы условия для сохранения и укрепления здоровья. Работаем мы в условиях эксперимента. Цель эксперимента - апробировать здоровьесберегающую технологию и проанализировать динамику развития ребенка в школе. Ежегодный мониторинг выявляет детей с нарушением осанки, проблемами в работе органов зрения, отставанием в росте и весе, плоскостопием. Перед началом работы по системе Базарного был проведён медицинский осмотр детей по двум критериям:1) Осмотр костно-мышечной системы: осанка и плоскостопие.2) Осмотр окулиста. Медицинский осмотр учащихся класса (январь 2011 год) О осмотр костно-мышечной системы О осмотр окулиста О осанка П плоскостопие Н норма - 19 чел. Н нарушение О осанки - 4 чел. Н норма - 16 чел. П проблемы - 7 чел. Н норма - 17 чел. С спазм аккомодации - 6 чел
Я, конечно, не смогу вылечить основные заболевания у детей, но, используя в работе технологию Базарного, я заметила, что в течение учебного года они меньше простужаются, у них нет искривлений позвоночника, нарушений осанки. И привычных школьных стрессов тоже нет. У детей, занимающихся в режиме "Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения" (так официально называется система Базарного), значительно улучшается состояние здоровья в целом, улучшается образно-сканирующая функция зрения (как ядро психогенеза) и осанка (как биоэнергетический эпицентр организма). Эти дети практически не болеют и не пропускают занятий даже тогда, когда вокруг свирепствует эпидемия. Итоги мониторинга по учёту количества пропусков по болезни в самой длинной третьей школьной четверти показывают положительную динамику. И если в "нормальных" школах 95% учеников за годы обучения теряют здоровье, то 95% детей в школах, работающих по системе Базарного, сохраняют, укрепляют и улучшают здоровье. Кроме того, эти дети отличаются самостоятельностью мышления, свободой суждения, у них укрепляются и развиваются внимание, память и воля, растёт объём усваиваемого на уроках учебного материала. У них развито творческое воображение. Наконец, для этих детей не существует проблемы перегрузки и переутомления. У них меняется отношение к жизни: они более уверены в себе, спокойны, уравновешены. Для использования в учебном процессе технологии «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения» В.Ф.Базарного необходимо было познакомиться со следующими методиками: Режим смены динамических поз Доклад по теме Сохранение здоровья учащихся начальной школы (из опыта работы) «Уголок Базарного» (конторки для работы в режиме смены динамических поз) В последние годы растет количество детей с нарушением осанки - от 30 до 80 процентов наших детей страдают ими. Причина - недостаточное (опять же из-за малоподвижности) развитие мышечного корсета, поддерживающего расправленные плечи, прямо поднятую голову, прогнутый позвоночник и т.д. Медиками прослежена тесная взаимосвязь между нарушениями осанки и остроты зрения. Преимущества: укрепление позвоночника, сохранение правильной осанки, формирование у ребёнка чувства равновесия и координации, профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы и близорукости.Для массажа стопы используются массажные коврики, изготовленные родителями. Доклад по теме Сохранение здоровья учащихся начальной школы (из опыта работы) А массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Эта процедура улучшает общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему, мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия. Детям очень нравится ходить в носочках по своим массажным коврикам, по дорожке здоровья. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек. Это так легко, просто, доступно, результативно. Работа с наглядным материалом, максимально удаленным от глаз ребенка. Для этого используются подвижные «сенсорные кресты»: деревянные планки, подвешенные к люстрам в четырех углах класса, на которых располагаются дидактические материалы. Дети всматриваются в удаленные наглядные материалы и таким образом снимают напряжение с глазных мышц. Офтальмотренажер снимает физическую и психоэмоциональную напряженность учащихся, служит профилактикой близорукости, нарушений осанки, тренирует вестибулярный аппарат. Упражнения занимают не более 3-4 минут урока и проводятся на материале учебного предмета. Учащиеся пишут слова разными органами тела: рукой, глазами, носом. По мнению доктора В.Ф. Базарного, регулярное использование этого тренажера восстанавливает зрение ребенка за 1 учебный год. Для расширения зрительных горизонтов и развития воображения детей используются экологические панно (2х3 м). У нас в классе оно магнитное. Для разминок и упражнений глаз используются и специальные геометрические зрительные траектории, расположенные на стене: глаза детей отдыхают , пробегая несколько раз по разноцветным линиям. Обязательным учебным предметом доктор В.Ф. Базарный считает хоровое пение и хоровое чтение. Пение - мощное средство гармонизирования нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания. Есть в классе и «зелёные островки». Это маленький райский садик, место отдыха. Используем и бактерицидную лампу, которая предназначена для улучшения микроклимата помещений до уровня естественного климата живой природы. При этом обязательно проводится проветривание кабинета согласно санитарным нормам. Центр «техники» образуют телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, компьютер. В классе создана определённая информационная среда, где помещена полезная информация по сохранению и укреплению здоровья для учащихся, их родителей и моих коллег учителей. Создавая здоровьесберегающую пространственно-предметную среду, я применяла в процессе работы интересные моменты. Ещё в 1 классе выучили «Азбуку Здоровья», пальчиковую гимнастику, точечный массаж. На уроках физкультуры ввела элементы стрейчинга, ведём «Дневник здоровья учащихся», на уроках включаю валеологические вставки, проводим Дни здоровья, подвижные игры на свежем воздухе, ведём проектную деятельность, участвуем в НПК, каждое лето работает профильная смена «Здоровячок», создана копилка интернет-ресурсов по сохранению и укреплению здоровья (зрение, осанка, витаминотерапия, режим дня),организована работа лектория для родителей, обобщён опыт работы на городском семинаре учителей начальных классов, стали финалистами городского конкурса «Кабинет моей мечты». Проработав год по здоровьесберегающей системе Базарного, мы провели повторное обследование учащихся по тем же критериям (январь 2012 год) О осмотр костно-мышечной системы О осмотр окулиста О осанка П плоскостопие Н норма - 20чел. Н нарушение О осанки - 3чел. Н норма - 18 чел. П проблемы- 5 чел. Н норма - 19 чел. С спазм аккомодации - 4 чел
У нас есть уже положительные результаты, но в планах - совершенствование системы мониторинга по следующим направлениям: - анализ измерения уровня стресс- напряжённости детей при письме - анализ развития органов чувств и чувственной сферы - анализ функционального состояния систем жизнеобеспечения: показатели осанки, показатели, характеризующие развитие тела, развитие опорно-двигательной системы. Технология В.Ф. Базарного помогает и учителю стать свободным, раскрепощенным, повысить свой творческий потенциал, а также значимость и престиж своей профессии в обществе.
Список использованной литературы. 1. Базарный В.Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса.- М.: «Просвещение», 2009. 2. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. -М.: «Просвещение», 1995. 3. Базарный В.Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России.- М.: «Просвещение», 2004 г. 4. Владимир Горячев - Спасём детей - спасём Россию! О здравоохранительных педагогических технологиях доктора В.Ф.Базарного.- М. «Просвещение»,1999 г.

Для публикации информации о детях получено письменное разрешение родителей ( законных представителей).


© 2010-2022