- Преподавателю
- Начальные классы
- Методы и приемы ТРИЗ в начальной школе. Семинар-практикум
Методы и приемы ТРИЗ в начальной школе. Семинар-практикум
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Муратова О.В. |
Дата | 13.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
ТРИЗ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ
Методическая цель: Ознакомить учителей с ТРИЗ - педагогикой как научным и педагогическим направлением, в основу которого положена теория решения изобретательских задач Г.Альтшуллера; с целями и принципами ТРИЗ - педагогики; с типологией открытых задач; с методами развития творческого воображения (РТВ) и развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста; раскрыть понятие психологической инерции; показать практическое выполнение разнообразных творческих заданий.
1.ЧТО ТАКОЕ ТРИЗ? Мы рады видеть вас в детской исследовательской лаборатории «Охотники за невидимками». Каждое заседание в нашей лаборатории проходит под девизом
«Разумно мыслить,
действовать, творить
на благо человека
себя и мир
преобразить». «Чтобы что-то сделать по-другому, нужно уметь и видеть по-другому». Большинство учителей и теоретиков во всем мире убеждены в том, что необходимо переходить от «передачи знаний» к «обучению жизни». Но нужно учитывать, что мы должны научить жить детей в демократическом обществе. Как писал один из известных французских педагогов Селестен Френе: «Только с помощью свободы можно подготовиться к свободе, только с помощью сотрудничества можно подготовиться к социальной гармонии и совместной работе, только с помощью демократии можно подготовиться к демократии». Школа должна быть первой моделью демократического общества, демократических отношений. Научить демократии нельзя отдельно, а только при условии, что такое обучение осуществляет каждый учитель на каждом уроке путем внедрения соответствующих подходов к обучению. Один из таких подходов - апробированный, интересный, творческий - мы предлагаем вашему вниманию. Это - ТРИЗ-педагогика. Цель ТРИЗ-педагогики - формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в разных сферах деятельности. Под методами решения изобретательских задач подразумевают приемы и алгоритмы, как разработанные в рамках ТРИЗ, а также зарубежные методы - такие, как «мозговой штурм», синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов, эмпатия и другие. Что такое ТРИЗ? Краткая историческая справка. 1946 год - начинается работа над созданием научной технологии творчества, ее автор - Генрих Саулович Альтшуллер. 1956 год - первая публикация. 1989 год - была создана международная Ассоциация ТРИЗ. Появился программный продукт «Изобретающая машина». 1995-1997 года - этот программный продукт приобретен фирмами: «Форд», «Проктор энд Гембл», «Моторолла», «Самсунг» и другими. Более 10 лет накапливается интересный опыт использования ТРИЗ в образовании для развития мышления детей разного возраста. У педагога, который использует теорию, дети учатся с интересом, без усилий осваивают новые знания. Сценаристам и писателям технологии развития творческого воображения помогают развивать сюжеты их произведений, придумывать неординарные фантастические объекты. Бизнесмены опережают конкурентов и повышают свои доходы. Основное противоречие педагогики является противоречие между колоссальной скоростью накопления знаний человечеством и сравнительно малой скоростью накопления знаний отдельным человеком. Учить необходимо не конкретным знаниям, а учить учиться, причем быстро. Необходимо готовить детей к встрече с новыми задачами, с которыми им не приходилось раньше сталкиваться. Образование опирается на передачу знаний, часто устарелых еще до того, как они войдут в школьные программы. Как успеть за наукой? Возникает парадокс: мы должны учить детей жить в мире, которого не знаем сами, в мире будущего. Школа дает знания и учит подчиняться правилам, дисциплине. В развитых странах только 10 % населения занято в массовом производстве, это люди фабричной дисциплины. А ведь в жизни нужны инициативные, изобретательные, креативные. Обучение направлено в одну сторону, а идеалы - в другую. Молодежь втиснута в противоречие между «хочу» и «могу», но ее никогда не учили, как его решить. ТРИЗ-педагогика получила распространение в Англии, США, России, Белоруссии. В основе ТРИЗ-педагогики лежат: - методики и технологии, которые позволяют овладеть способами снятия психологической инерции ( курс РТВ - развитие творческого воображения). - методология решения проблем, в основе которой лежат законы развития систем, общих принципов разрешения противоречий и механизмы применения их для решения конкретных творческих задач. - воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.
2. ТРИЗ - ПЕДАГОГИКА Обучение ТРИЗ начинается с 3- летнего возраста посредством игр: игры на формирование умения выявлять функции объекта; игры на определение линии развития объекта; игры на умение выявлять ресурсы объекта; игры на классификацию объекта. Игра «Хорошо и плохо» - на объединение над- и под- системы объекта. Огонь Листопад Игра «Давай поменяемся» - на сравнение систем. Выделяют типы творческих задач.
- Изобретательская задача.
- Исследовательская задача.
- Конструкторская задача.
- Прогнозная задача
Объект для рассмотрения - цыпленок Вывод: рост цыпленка зависит от таких условий: свет, тепло, вода, воздух, еда.
- Задача-открытие.
- Задача с дополнительным условием.
- Задача с недостающими данными.
- Я задумала число в пределах 100.
- Что это за сказка?
-
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ (РТВ)
- Не доверять первым решениям и ответам.
- Учиться видеть ситуацию с разных точек зрения.
- Развивать воображение.
Доска
Солнце
Конфета
Паук
Тренинг «Думай о другом» - умение придумать, на что похожи разные предметы. Тренинг «Эмпатия» - умение сделать незнакомое знакомым, а обычное - чужим. Представить самого себя с кем или с чем-нибудь. Тренинг «Хорошо или плохо» - учить детей рассматривать какой-нибудь объект с положительной или отрицательной точки зрения.
-
ПРИЕМЫ ФАНТАЗИРОВАНИЯ ДЖАННИ РОДАРИ
- Прием «Круги на воде». Выбрать слово из 5-6 букв, записать его в столбик, подобрать к нему существительные
- Прием «Бином фантазии»
- Прием «Произвольная приставка».
- Герои.
- Злодеи.
- Цель, к которой герой стремится, а злодей препятствует достижению цели.
- Волшебные предметы.
- Волшебства.
- Превращения героев.
- Место событий.
-
СТРАНА ЗАГАДОК
будит
будильник с перьями а не подушка со шпорами
офицер
Составить загадки. Слова: заяц, поезд.
-
СМЕХА РАДИ
-
ИТОГ