Рабочая программа Уроки предков

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


В содержание курса «Уроки предков» заложены основы национального самосознания благодаря осознанию, возрождению и поддержанию этнических традиции, духовной и материальной культуры малочисленных народностей Таймыра. Ведущими идеями данного курса являются: - овладение подрастающим поколением малочисленных народностей Таймыра самобытной национальной культурой, духовностью своего народа; - приобщение детей к ценностям культур других этносов; - подготовка их к жизни и труду с учетом традиционного образа жизни и трудовых традиций народа и требований, возникающих при переходе к новым экономическим отношениям в современных условиях индустриализации. Учащиеся получают возможность прикоснуться к истокам самобытной культуры этносов, проживающих на Таймыре, во всем ее многообразии, понять, что они - часть природы и именно близость к природе представляет неограниченные возможности для реализации духовного, нравственного, интеллектуального и физического потенциала человека. Ведущими целями курса можно считать: - социальную ориентацию учащихся во взрослой жизни, воспитание их готовности к выживанию в современных сложных условиях переходного периода, развитие способности влиять на социальное, экономическое, культурное развитие малочисленных народов; - передачу многовекового опыта выживания наших предков в экстремальных условиях Крайнего Севера, изучение созданного ими специфического образа жизни, их приспособленности к социально-экономическим условиям арктической зоны, ознакомление с отобранными ими оптимальными вариантами устройства быта и организации труда. Одна из особенностей курса «Уроки предков» - обеспечить его практическое применение усвоенных знаний детьми 2-5 классов. Он направлен на формирование нравственного сознания у школьников в единстве с нравственным поведением человека как части природы и отражает природную, социальную и демографическую специфику в сочетании с этническими особенностями национальной культуры малочисленных народностей Таймыра. В этом курсе приоритеты отданы учащемуся в его национально-культурной стихии, как центральной фигуре учебно-воспитательного процесса. Это находит свое отражение в следующих параметрах: - содержание текстового материала; - характер заданий, адресованных учащимся; - постановка проблемных вопросов, которые актуальны и интересны для учащихся данного возраста; - использование практических проектных заданий, позволяющих учащимся реализовывать полученные знания в ходе совместной деятельности. Основой содержания курса является национально-региональный компонент. Курс предполагает изучение учащимися жизни предков в самом широком смысле этого понятия. Этот материал структурирован в таких темах, как «Образ жизни», «Традиции и обычаи», «Семья», «Традиционные занятия», «Устное народное творчество», «Культура малочисленных народностей Таймыра». Большое место в курсе отведено вопросам взаимоотношений между людьми, организации быта, воспитания детей, отношения к природе предков малочисленных народов Таймыра. В доступной, интересной форме, с использованием увлекательных сюжетов дети смогут усвоить правила поведения в жилище, в тундре, во время перекочевок на рыбалке, на охоте. Этому вопросу отведена целая тема: «Поведение наших предков в экстремальных условиях». Изучаются основы традиционных видов труда. Учащимся даются первые сведения о технологиях выделки шкур, мехов, их назначении и использовании и возможность применения полученных знаний на практических занятиях. Курс знакомит детей и со способами украшения одежды и обуви, предметов домашнего обихода. Наряду с информационной частью курс включает в себя проектно-ориентированную практическую часть. В основу положен концентрический принцип. Основные темы курса: «Жилище», «Традиции и обычаи», «Устное народное творчество», «Кочевье», «Нравственные устои» являются сквозными и изучаются на протяжении всех 4 лет обучения. Это обусловлено возрастными особенностями учащихся и обеспечивает доступность понимания материала и постепенное увеличение объема, и его усложнение. Данный курс построен с учетом современных подходов и использования в работе с учащимися инновационных технологий. Ученик должен научиться главному - самостоятельно овладевать знаниями, используя для этого различные источники: учебник, справочную и художественную литературу, общаясь с представителями старшего поколения малочисленных народностей Севера. Данный курс, определяя основное содержание обучения, является достаточно открытым для проявления творческой инициативы учителей. Они могут привести дополнительные элементы в практические задания, исходя из конкретных местных условий.

Учебный предмет «Уроки предков» проводится с недельной нагрузкой в 1 час, всего 34 часа в год. Используется учебник для 2 класса (автор М.И. Попова) - Санкт-Петербург: Дрофа, 2006 г.

Календарно-тематическое планирование по предмету «Уроки предков» (2 класс)


п/п

Дата

Тема урока

Предполагаемые виды деятельности

учащихся

1 четверть (8ч.)

1.

05.09

Откуда появилась земля?

Прогнозировать содержание раздела.

Рассматривать иллюстрации, соотносить их с содержанием текста в учебнике.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Читать, выражая настроение произведения.

Находить слова, которые помогают представить героя произведений.

Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок, стихотворений.

Называть народные сказки Севера; перечислять героев сказок. Определять последовательность событий, составлять план.

Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки).

Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками.

Придумывать свои собственные сказочные сюжеты.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта.

Сравнивать стихи разных поэтов; выбирать понравившиеся. Объяснять свой выбор.

Различать стихотворный и прозаический текст, сравнивать их.

Сравнивать художественный и научно-познавательный текст.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Придумывать собственные сравнения.

Представлять картины таймырской природы.

Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок.

Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.

Находить средства художественной выразительности; подбирать свои придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины.

Оценивать свой ответ.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения.

Участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную информацию, представлять эту информацию в группе.

2.

12.09

На земле появились люди.

3.

19.09

Где жили наши предки?

4.

26.09

Кто жил на Таймыре?

5.

03.10

Чем занимались наши предки?

Что они умели делать?

6.

10.10

Два охотника.

7.

17.10

В музее. Огдо Аксёнова

8.

24.10

Малыш Бакычок. Огдо Аксёнова

Бакыт. Огдо Аксёнова

2 четверть (8ч.)


1.

07.11

Таймыр - твоя родина

2.

14.11

Практическая работа (работа с картой Таймырского Долгано-Ненецкого автономного округа)

3.

21.11

Что такое родина. М. Альбедиль

4.

28.11

Почему смогли выжить в суровых условиях тундры наши предки

5.

05.12

Жилище наших предков

6.

12.12

Что такое чум? Огдо Аксёнова

7.

19.12

Долганский балок. И. Сотникова

8.

26.12

Обобщающий урок

3 четверть (10ч.)

1.

16.01

Игры и игрушки. М. Альбедиль.

2.

23.01

Во что играли твои далёкие предки

3.

30.01

Дети разных народов играют в одни и те же игры. М. Альбедиль

4.

06.02

Что же отражали игры. М. Альбедиль

5.

13.02

Игры мальчиков северных народов.

6.

20.02

Долганские игры. Нганасанские игры.

7.

27.02

Практическая работа.

8.

05.03

УНТ. Какие сказки рассказывали наши предки?

Сказки.

Прогнозировать содержание раздела.

Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Называть народные сказки Севера.

Определять последовательность событий, составлять план.

Характеризовать героев сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое.

Пересказывать текст подробно, выборочно.

Называть волшебные события и предметы в сказках.

Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки).

Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками.

Представлять картины природы.

Воспринимать на слух художественные произведения.

Придумывать свои собственные сказочные сюжеты.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Выбирать книги по авторам и по темам.

Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.

9.

12.03

Сказки о животных

Рыжая Лиса и птица Канюк.

(Нганасанская сказка)

10.

26.03

Почему Медведь зимой спит.

(Эвенкийская сказка)

4 четверть (9ч.)

1.

09.04

Два оленя. (Ненецкая сказка)

2.

16.04

Пословицы и поговорки о животных

3.

23.04

Волшебные сказки

Как охотник поймал Харги. (Эвенкийская сказка)

4.

30.04

Чучанна. (Долганская сказка)

5.

07.05

Бытовые сказки

Цена иголки. (Эвенкийская сказка)

6.

14.05

Старушка Таал. (Долганская сказка)

7.

21.05

Как сын домой вернулся. (Энецкая сказка)

8.

28.05

Загадки.

Долганские приметы. Огдо Аксёнова


© 2010-2022