- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Полозкова Е.С. |
Дата | 11.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 76
Принята
Утверждена
на заседании МО учителей
начальных классов
приказом по средней школе №76 №542/01-02 от 01.09.2015 г.
протокол №5 от 27.08.2015
руководитель МО:
/ М.В.Вожлякова
Согласована
заместитель директора по УВР
31.08.2015 / М.В. Вожлякова
дата, подпись, расшифровка
Рабочая программа
по окружающему миру
во 2 «В» классе
Учитель: Е.С. Полозкова
2015 - 2016 учебный год
г. Ярославль
Пояснительная записка
Программа по окружающему миру разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приложение к Приказу Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373)
- Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №76
- Примерная программа начального образования по учебному предмету «Окружающий мир»
- Авторская программа по курсу «Окружающий мир» (авторы - Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов).
- Учебный план школы (утверждён приказом по средней школе №76 от28.08.15 № 499/01-02).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31. 03.2014 г. № _253__ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного, среднего общего образования.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утверждённых Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации 9 декабря 2010 г. № 189
- систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
- формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
Планируемые результаты на конец 2 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ У обучающихся будут сформированы: • положительная мотивация к изучению курса «Окружающий мир»; • внимательное и бережное отношение к природе родного края, понимание важности соблюдения правил экологической безопасности; • понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях; • понимание значения взаимопомощи в семье; • способность оценивать своё поведение и поведение других детей в соответствии с нравственными нормами и правилами этикета.
У обучающихся могут быть сформированы: • положительное отношение к учёбе, как интеллектуальному труду; • ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах; • понимание ценности семейных отношений; • способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа Обучающиеся научатся: • понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира; • давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю; • приводить примеры приборов и инструментов; • пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека; • различать тела природы и изделия; • приводить примеры тел и веществ; • приводить примеры источников энергии; • рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов; • рассказывать об исследованиях космоса; • называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс; • рассказывать о нашей планете - Земле, нашей звезде - Солнце о спутнике Земли - Луне; • рассказывать о значении камня в жизни человека; • называть условия, необходимые для жизни растений и животных; • приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда); • различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных); • сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.
Обучающиеся получат возможность научиться: • рассказывать о некоторых ученых и изобретателях; • приводить примеры источников звука и объяснять вред шума; • рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях; • называть планеты Солнечной системы; • отличать планету от звезды; • показывать на глобусе материки и океаны; • приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном); • рассказывать об использовании электрической энергии; • рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека; • понимать, что такое окружающая среда; • приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд); • приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе; • рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу; • проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.
Человек и общество Обучающиеся научатся: • выполнять правила безопасного обращения с электроприборами; • понимать значение науки и труда в жизни общества; • рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества.
Обучающиеся получат возможность научиться: • понимать, что человек - часть общества и часть природы; • понимать значение общества в жизни человека; • осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга; • рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание); • понимать значение искусства как способа познания мира.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные Обучающиеся научатся: • понимать своё продвижение в овладении содержанием курса 2 класса; • понимать цель выполняемых действий, ставить учебную задачу под руководством учителя; • намечать план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности под руководством учителя; • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя; • проводить наблюдения и опыты по предложенному плану; • оценивать правильность выполнения заданий; • осуществлять само- и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания; • оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чём проявилась сложность выполнения.
Обучающиеся получат возможность научиться: • развивать и тренировать свою наблюдательность; • ставить цели проведения наблюдений и опытов; • осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов; • планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).
Познавательные Обучающиеся научатся: • фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков; • понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника; • понимать значение справочников, словарей, энциклопедий; • пользоваться справочником, помещённым в учебнике; • понимать значение знаков и символов в жизни общества.
Обучающиеся получат возможность научиться: • пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта; • осуществлять описание объектов природы; • сравнивать и группировать объекты природы по заданным признакам; • устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде; • обобщать результаты наблюдений за погодой, делать простые выводы.
Коммуникативные Обучающиеся научатся: • сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий; • понимать и передавать содержание прочитанных текстов; • слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, • ставить вопросы друг другу, • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Обучающиеся получат возможность научиться: • высказывать своё мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций; • соблюдать в повседневной жизни основные нормы речевого этикета и правила устного общения (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять); • сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Тематическое планирование
№
раз-
дела
Тема
Всего
час.
Характеристика
основных видов учебной
деятельности учащихся
Практические
работы
Контроль
Экскурсии
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты
1.
Как люди познают мир.
15ч
Рассказывать о значении науки в жизни людей; приводить примеры разных наук.
Рассказывать о наблюдениях, проведённых во время летних каникул.
Объяснять назначение приборов и инструментов. Измерять температуру воды, воздуха и тела человека; записывать результаты измерения температуры воздуха в дневнике наблюдений.
Рассказывать, как изменялись состояние неба, температура воздуха и осадки в течение осени; называть характерные признаки осени; приводить примеры взаимосвязей между неживой и живой природой и трудом людей.
Приводить примеры некоторых символов и объяснять их значение. Рассказывать о назначении искусства; приводить примеры различных видов искусства; характеризовать своё отношение к различным видам искусства. Определять время по часам.
Наблюдать за объектами и явлениями природы; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях.
Проводить наблюдения за погодой, природой и трудом людей, фиксировать их результаты в дневнике наблюдений (в рабочей тетради).
Самостоятельно проводить наблюдения за комнатным растением, домашним животным (по плану в рабочей тетради).
Практическая
работа №1: «Условия жизни растений и
животных».
Практическая
работа №2: «Измерение температуры воды с помощью термометра».
Практическая
работа №3: «Определение времени по часам».
Практическая
работа №4: «Поиск информации в различных справочниках».
Проверочная
работа по теме №1: «Как
люди познают мир».
Защита проектов
Проверочная
работа по теме №1: «Как
люди познают мир».
Защита проектов
Самооценка обучающихся
Наблюдение учителя
Защита проектов
2.
Мы живем на планете Земля.
15ч
Называть 2-3 созвездия, узнавать их очертания на рисунках-схемах, на небе.
Рассказывать о составе Солнечной системы; объяснять различие между Солнцем-звездой и планетами; находить планеты на рисунке-схеме. Объяснять, почему Солнце кажется нам больше других звёзд, почему Луну называют спутником Земли, почему Солнце и Луна кажутся нам почти одинаковой величины. Пересказывать своими словами небольшую часть текста учебника с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы; рассказывать об исследовании космоса, искусственных спутниках Земли, использовать информацию, полученную из дополнительных источников. Называть основную причину осеннего похолодания и сокращения продолжительности дня - изменение положения Солнца на небосклоне. Объяснять, что такое модель, почему глобус - модель Земли. Называть и показывать на глобусе материки и океаны, столицу России. Объяснять, почему происходит смена дня и ночи на Земле; выполнять опыт, демонстрирующий смену дня и ночи на Земле. Объяснять различие в исследованиях учёными земного шара в прошлом и настоящем; рассказывать о знаменитых путешественниках; объяснять значение исследований глубин морей и океанов для человечества.
Практическая
работа №5: «Поиск географических объектов на глобусе».
Практическая работа №6: «Зависимость смены дня и ночи от освещенности земной поверхности».
Проверочная
работа по теме№2: «Мы
живем на планете Земля».
Защита проектов
Проверочная
работа по теме№2: «Мы
живем на планете Земля».
Защита проектов
Самооценка обучающихся
Наблюдение учителя
Защита проектов
3.
Природа вокруг нас.
24ч
Различать естественные и искусственные тела и вещества; приводить примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий; сравнивать и классифицировать тела и вещества. Объяснять значение энергии для жизни; приводить примеры источников энергии. Правильно
обращаться с различными источниками энергии. Приводить примеры природных и искусственных источников света, прозрачных и непрозрачных предметов; объяснять причину образования тени от предметов. Объяснять, от чего зависит цвет предметов; называть цвета радуги по порядку. Объяснять причину возникновения звука. Объяснять, почему шум вредит здоровью человека;
рассказывать о мерах по охране окружающей среды от шумового загрязнения. Приводить примеры горных пород и рассказывать об их использовании. Характеризовать зиму, выделяя существенные признаки; использовать пословицы, стихи, поговорки и загадки при характеристике зимы. Объяснять, что называют окружающей средой. Приводить примеры растений и животных, встречающихся на опушке леса, в берёзовой роще, ельнике, сосновом лесу. Находить ответы на вопросы в тексте учебника. Различать наиболее известные съедобные и ядовитые грибы. Описывать окружающую среду конкретных живых объектов, выделять некоторые признаки их приспособленности к среде. Объяснять значение слов: светолюбивый, теневыносливый, влаголюбивый, засухоустойчивый и правильно их применять при описании объектов. Приводить примеры влияния изменений условий жизни на живые существа, используя текст учебника. Обсуждать правила поведения в природе, объясняя их необходимость и выполнять их; участвовать в коллективных мероприятиях по охране природы.
Рисовать плакаты, подбирать стихи, рассказы, сказки, песни на заданную тему.
Практическая работа №7: «Источники звука».
Проверочная работа по теме №3: «Природа вокруг нас».
Защита проектов
Проверочная работа по теме №3: «Природа вокруг нас».
Защита проектов
Самооценка обучающихся
Наблюдение учителя
Защита проектов
Экскурсия №1
в лиственный лес.
Экскурсия №3
к водоему.
Экскурсия №3 к водоему.
4.
Люди вокруг нас.
14ч
Доказывать, что человек часть природы и часть общества (с опорой на текст учебника). Сравнивать жизнь людей в первобытном обществе и в наши дни.
Ценить значение семьи; рассказывать, как члены семей учащихся заботятся друг о друге; обмениваться информацией о семейных традициях. Объяснять, что такое бюджет; значение слов «доходы», «расходы», «пенсия», «стипендия»;
обсуждать необходимость правильного распределения доходов в семье.
Давать общую характеристику весны, выделяя существенные признаки; называть основную причину весеннего потепления и увеличения продолжительности дня - изменение положения Солнца на небосклоне.
Проверочная работа по теме №4: «Люди вокруг нас».
Защита проектов
Проверочная работа по теме №4: «Люди вокруг нас».
Защита проектов
Самооценка обучающихся
Наблюдение учителя
Защита проектов
ВСЕГО
68ч
7
4
3
Поурочное планирование учебного материала
№
п/п
№ урока в теме
Дата
Тема урока
Как люди познают мир (15 ч)
1
1
02.09.
О науке. Что такое наука.
ИКТ. Назначение ПК. Техника безопасности при работе с ПК.
2
2
08.09.
О науке. Науки бывают разные.
3
3
09.09.
Ученые России. Человек-изобретатель.
4
4
15.09.
Методы научного познания мира. Наблюдение.
Практическая работа №1: «Условия жизни растений и животных».
5
5
16.09.
Методы научного познания мира. Опыт.
6
6
22.09.
Наблюдение - как способ познания мира.
7
7
23.09.
Развитие умения наблюдать.
ИКТ. Знакомство с видеокамерой.
8
8
29.09.
Приборы и инструменты, их разновидности и применение.
9
9
30.09.
Измерение температуры.
Практическая работа №2: «Измерение температуры воды с помощью термометра».
10
10
06.10.
Часы - прибор для измерения времени.
Практическая работа №3: «Определение времени по часам».
11
11
07.10.
Осень. Осенние изменения в неживой природе, жизни растений и животных.
ИКТ. Возможности работы с видеокамерой
12
12
13.10.
Источники информации.
Практическая работа №4: «Поиск информации в различных справочниках».
13
13
14.10.
Знаки и символы, их значение и использование человеком.
14
14
20.10.
Искусство как способ познания мира.
Защита проектов по теме «Знание - сила»
15
15
21.10.
Проверочная работа по теме: «Как люди познают мир».
ИКТ. Извлечение информации записанной с помощью видеокамеры
Мы живем на планете Земля (15 ч).
16
1
27.10.
Что такое космос. Звездное небо. Знакомство с понятием звезда, выявление отличий звёзд друг от друга. Выполнение наблюдений за звёздами.
17
2
28.10.
Что такое космос. Созвездия. Формирование умения находить нужное созвездие на рисунке по названию.
18
3
10.11
Солнечная система. Знакомство с расположением планет в солнечной системе, сходство и различие между ними.
19
4
11.11.
Солнечная система. «Падающие звезды». Кометы.
20
5
17.11.
Наша планета Земля. Формирование представления о форме, размере и вращении Земли.
ИКТ. Перенос и прямой ввод информации в ПК с видеокамеры
21
6
18.11.
Представления древних людей о Земле. Строение Земли.
22
7
24.11.
Луна-спутник Земли.
23
8
25.11.
Исследование космоса.
24
9
01.12
Глобус-модель Земли.
Практическая работа №5: «Поиск географических объектов на глобусе».
25
10
02.12.
Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи.
Практическая работа №6: «Зависимость смены дня и ночи от освещенности земной поверхности».
ИКТ. Видеофиксация для решения учебной и творческой задачи
26
11
08.12.
Как человек изучал земной шар. Географические открытия.
27
12
09.12.
Знаменитые путешественники.
28
13
15.12.
Исследование глубин морей и океанов.
29
14
16.12.
Зима. Зимние изменения в неживой природе, жизни растений и животных.
Защита проектов по теме «Мы живем в космосе»
30
15
22.12.
Проверочная работа по теме:
«Мы живем на планете Земля».
ИКТ. Перемещение папок. Работа с внешними накопителями.
Природа вокруг нас (24 ч).
31
1
23.12.
Тело. Многообразие тел в окружающем мире.
32
2
29.12.
Вещество.
33
3
12.01.
Энергия.
34
4
13.01.
Овладение человеком различными источниками энергии.
35
5
19.01.
Световая энергия.
ИКТ. Видеофиксация для решения учебной и творческой задачи
36
6
20.01.
Особенности зеркального отражения человека и предметов.
37
7
26.01.
Признаки объектов природы: цвет.
38
8
27.01
Признаки объектов природы: звук.
Практическая работа №7: «Источники звука».
39
9
02.02.
Признаки объектов природы: звук.
О вреде шума.
ИКТ. Видеофиксация для решения учебной и творческой задачи
40
10
03.02.
Разнообразие и использование камня человеком.
41
11
09.02.
Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей.
42
12
10.02.
Окружающая среда. Разнообразие условий жизни растений и животных.
43
13
16.02.
Взаимосвязи в живой природе.
44
14
17.02.
Разнообразие условий жизни растений и животных на суше. Березовая роща.
45
15
24.02.
Разнообразие условий жизни растений и животных на суше. Низина.
ИКТ. Первоначальный опыт работы с видеофрагментами
46
16
01.03
Разнообразие условий жизни растений и животных на суше. Ельник.
Экскурсия №1 в хвойный лес.
47
17
02.03.
Разнообразие условий жизни растений и животных на суше. Сосновый лес. Экскурсия №2 в лиственный лес.
48
18
09.03.
Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде. У лесного озера.
Экскурсия №3 к водоему.
49
19
15.03.
Влияние человека на природу.
50
20
16.03.
Проверочная работа по теме: «Природа вокруг нас».
ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений с помощью ИКТ
51
21
29.03.
Весна. Весенние изменения в неживой природе, жизни растений и животных.
Защита проектов по теме «Жизнь леса»
52
22
30.03.
Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей.
53
23
05.04.
Окружающая среда. Разнообразие условий жизни растений и животных.
54
24
06.04.
Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей.
Люди вокруг нас (14 ч)
55
1
12.04
Человек-член общества. Роль общения в развитии человечества.
56
2
13.04
Жизнь в первобытном обществе.
57
3
19.04.
Роль труда в жизни человека.
58
4
20.04.
Семья-ячейка общества.
59
5
26.04
Состав семьи.
60
6
27.04
Значение денег в обществе.
61
7
03.05..
Бюджет семьи.
ИКТ. Создание и редактирование электронного глоссария
62
8
04.05.
Кого называют вежливыми. Этикет.
63
9
10.05.
Культура общения: телефонный разговор; умение дарить подарки.
ИКТ. Фиксация информации средствами ИКТ
64
10
11.05.
Культура общения: взаимоотношения между сверстниками.
65
11
17.05.
Нежелательные привычки, их преодоление.
66
12
18.05.
Проверочная работа по теме: «Люди вокруг нас».
67
13
24.05
Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе и труде людей.
Защита проектов по теме «Наши питомцы»
68
14
25.05
Лето. Летние изменения в неживой природе, жизни растений и животных.
Материально-техническое обеспечение
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т. п.). Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Учебник в 2 ч.. - М.: АСТ, Астрель, 2012. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. - М.: АСТ, Астрель, 2012. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие. - М.: АСТ, Астрель.
Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).
Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).
Методические пособия для учителя.
Печатные пособия
Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
Иллюстративные материалы (альбом, комплекты открыток и др.) Информационно-коммуникативные средства. Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 2 класс
Технические средства обучения
Аудиторская доска
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
Термометр медицинский.
Лупа.
Компас.
Часы с синхронизированными стрелками.
Оборудование класса
Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Подставка для книг, держатели для карт и т. п.
ин экземпляр на 5-6 человек
1