- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира с использованием ИКТ Трудные времена на русской земле
Урок окружающего мира с использованием ИКТ Трудные времена на русской земле
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Видеоуроки |
Автор | Кудряшова Л.А. |
Дата | 27.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок окружающего мира с использованием информационно-компьютерных технологий.
Тема: «Трудные времена на Русской земле.
Цель: сформировать представления о военном деле на Руси; познакомить с героическими страницами истории Отечества; развивать умение работать с картой; воспитывать любовь к родине.
Задачи:
познавательные - познакомить уч-ся с военным делом на Руси, с героическими страницами истории отечества;
обучающие - развивать кругозор уч-ся, творческое мышление, воображение, фантазию, умение работать с картой;
воспитательные - привить интерес к истории России, к нашим предкам, любовь к Родине.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, проектор, презентация, тест, историческая карта 13 века, фрагмент из к/ф «Александр Невский»
I. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.
II. Сообщение темы и цели урока.
На уроке чтения мы учили стихотворение Ивана Саввича Никитина «Русь». Давайте вспомним его.
Под большим шатром
Голубых небес -
Вижу даль степей зеленеется.
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
И во всех концах света белого
Про тебя идет слава громкая.
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя сложить в нужде голову!
- Когда нападал враг, какие времена наступали для земли русской, для русских людей? Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь на уроке?
Тема урока «Трудные времена на русской земле» (слайд 1)
Сегодняшний урок я хочу начать с таких слов: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». В чем смысл этих слов мы постараемся понять в течение урока.
Ответим на вопросы:
- Какая проблема возникла в 13 веке у русского государства?
- Почему возникла эта проблема?
- Как русский народ с ней справился?
III. Проверка домашнего задания.
- Давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках. Я предлагаю вам ответить на вопросы теста.
Тест.
1. На Руси Кремлем называли:
А) сельский терем боярина
Б) укрепленный центр древнерусского города
В) княжеский дворец
2. Год крещения Руси:
А) 987
Б) 988
В) 1988 Как называется главная улица Киева? Почему?
3. Вече - это -
А) собрание всех горожан
Б) город на Руси
В) посадник В каком городе звон особого колокола собирал на вече?
Что решало вече?
4. Летопись - это -
А) запись важнейших событий
Б) первая рукописная книга Кто вел летописи?
В) славянская азбука
5. На Руси первые книги писали на:
А) папирусе
Б) бересте
В) пергаменте
6. Славянскую азбуку создали:
А) Ярослав Мудрый
Б) Кирилл и Мефодий Как называлась первая азбука?
В) князь Юрий Долгорукий
Проверка. Фронтальный опрос. (слайды 2-7)
IV. Изучение нового материала.
Вы знаете, что в 12 веке единое государство Киевская Русь распалась на отдельные княжества. Каждым княжеством правил свой особый княжеский род. Русь испытывала на себе постоянные набеги кочевых племен. Самая страшная беда пришла с востока (карта)
В 13 веке у границ русского государства появились монголо-татарские племена (слайд 8)
Кто такие монголо-татары? Это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена. Они занимались разведением скота: лошадей, коров, верблюдов, овец, коз. Скоту нужны были пастбища, поэтому монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ.
Найдя подходящее пастбище, монголы устраивались рядом. Они сгружали с повозок тонкие жерди и, крепко связав, устанавливали их наподобие шалаша. Затем жерди покрывали войлоком. Получалось жилище - юрта (слайд 9)
Внутри складывали очаг и разводили огонь. Дым выходил наружу через отверстие на самом верху юрты.
Лет за 20 до прихода монголо-татар на Русь, произошло объединение всех кочевых племен. Во главе встал предводитель (хан) Чингисхан (слайд 10)
Имя его означает Океан-хан или Хан - великий как океан. Чингисхан стремился захватить под пастбища новые земли, завладеть богатством соседних народов, покорив их.
Монголы были очень свирепыми и жестокими. Даже между собой они редко жили в мире и согласии, а уж с другими народами и подавно враждовали. Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина. Дети с 2-3 лет начинали ездить верхом на лошади и учиться метко стрелять. Женщины тоже были хорошими наездницами и умели обращаться с оружием.
- Рассмотрим рисунки русских и монгольских воинов. Сравните. (слайд 11)
(у монголов лучшее снаряжение)
Поздней осенью 1237 г. внук Чингисхана Батый (слайд 12) привел к русским границам огромное войско.
На его пути лежало Рязанское княжество (Слайд 13)
У рязанцев не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к владимирскому и черниговскому князьям за помощью, но те ему отказали.
5 дней держалась Рязань (слайд 14), на шестой пала. Взяли монголы город и убили всех жителей, не пожалели ни женщин, ни детей.
Вслед за Рязанью монголо-татары заняли (карта на доске и в учебнике стр.61) Владимир 1238 г., Коломну, Москву, Тверь. Был открыт путь на Новгород, но Батый повернул на юг. Маленький город Козельск враги штурмовали 7 недель. Защитники города погибли. Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый велел стереть с лица земли. С тех пор монголы называли Козельск «злым городом»
В 1240 году был разрушен и разорен Киев. Войско монголов было так огромно и так шумно, что киевляне не могли услышать друг друга. Упорно защищали жители родной Киев, но так и не смогли отстоять его: слишком неравны были силы. Киев был разграблен и разорен.
Страшное опустошение принесли русской земле полчища Батыя. На месте городов оставались развалины и пожарища. Теперь русские князья могли править только с разрешения ордынского хана. Они обязаны были ездить к нему на поклон, приносить богатые подарки. Жители Руси платили монголам дань. Сначала это были продукты питания, ремесленные изделия, потом деньги. У кого ничего не было, у того забирали жену, детей или самого должника. Сборщиков дани называли баскаками (слайд 15)
-Почему же Русь покорилась татарам?
Проблема: нашествие захватчиков.
Причина: разделение Руси на княжества.
Когда пришла беда, между русскими князьями не было мира и согласия. Вместо того, чтобы объединиться и действовать заодно, они продолжали соперничать между собой.
240 лет понадобилось русским людям, чтобы собрать силы и прогнать врага.
V. Физминутка.
Поднимает руки класс - это раз,
Повернулась голова - это два,
Руки вниз, вперед смотри - это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать - это пять,
Всем ребятам тихо сесть - это шесть.
VI. Продолжение изучения материала.
Но не только монголо-татары нападали на Русскую землю. В то время, когда Батый разорял Русь, единственным городом не разрушенным монголами был Новгород. В нем княжил Александр, сын великого князя Ярослава Всеволодовича.
(карта на доске и в учебнике стр.61)
В 1240 году, по приказанию папы, король Швеции отправил большое войско против новгородцев и финнов. Новгород стремились захватить немецкие и финские рыцари-крестоносцы. Крестоносцами их прозвали потому, что на их одежде и доспехах был изображен крест. Шведский военачальник Биргер привел свое войско в устье Невы и отправил своих послов в Новгород к Александру со словами «Ратоборствуй, если сможешь. Я уже на твоей земле». Александр сказал своей дружине «Нас не много, а враг силен. Но Бог не в силе, а в правде: идите за вашим князем», - и неожиданно напал на шведов. После тяжелого боя, который длился с рассвета до темноты, Александр выбил немцев из захваченных городов на реке Неве. Александру за эту битву дали прозвище Невского, а было ему всего 20 лет.(слайд )
В 1242 году от шведских и немецких рыцарей началась новая угроза. Враг овладел Псковом и стал продвигаться к Новгороду. Александр решил не ждать противника на своих землях, а встретить их на эстонской территории.
5 апреля 1242 года разыгралась битва, вошедшая в историю под названием Ледового побоища. (слайд )
(слайд ) Обычно немецкие воины строились перед боем клином. Его острие составляли закованные в железо с головы до ног рыцари на конях. Они были и по бокам клина. Внутри стояли пешие воины. Мощным ударом клин рассекал строй противника, дробил его и обращал в бегство. Пешие воины по частям уничтожали бегущих.
Зная повадки врага, Александр Невский приготовил крестоносцам сюрприз. Он построил свои полки следующим образом:
В центре поставил полк, состоящий из горожан и крестьян, вооруженных копьями, луками, боевыми топорами. Справа и слева были основные силы - пехота и конница.
И вот битва началась. Прикрывшись щитами, крестоносцы двигались как таран. Они пробили срединный полк, но вдруг русские отступили за специально сделанную преграду из саней. За ними устремились и крестоносцы. За санями начинался берег, усыпанный большими камнями. Немцы поняли, что оказались в западне (фрагмент фильма)
- Почему Александру Невскому удалось одержать победу над крестоносцами?
Вскоре после сражения крестоносцы отправили своих послов в Новгород просить мира. Александр согласился на мир, но предупредил: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»
Именем Александра Невского был назван сначала русский орден в 1725 году, а затем и советский в 1942 году для офицеров за успешное руководство операцией. (слайд ) В 1995 году день 5 апреля объявлен Днем воинской славы России. В 2008году по центральному телевидению был объявлен конкурс «Имя России». Александр Невский был объявлен личностью нации.
VII. Работа в рабочих тетрадях.
Стр. 24 задание 4.
Прочитайте.
- Когда Батый напал на Русь? (1237) Отметьте на ленте времени.
- В каком году был захвачен Владимир? (февраль 1238)
- Когда состоялась битва на Неве? (15 июля 1240)
- А Ледовое побоище? (5апреля 1242)
VIII. Закрепление изученного.
-Кто напал на Русь в 13веке? (монголо-татары)
- Кто возглавил поход на Русь? (хан Батый)
- Какой русский город оказался на их пути? (Рязань)
- Сколько дней оборонялись рязанцы? (5)
- Какой город оказал Батыю серьезное сопротивление? (Козельск)
- Какая появилась новая угроза? (крестоносцы)
- Кто выступил против них?
- Какое прозвище он получил?
- Под каким названием в историю вошла битва на льду Чудского озера?
- Чем закончилась битва 5апреля 1242года?
IX.Подведение итогов урока.
- Какие испытания обрушились на Русь в 13веке?
- Причины.
- Решение проблемы.
X.Оценки.