Материал для уроков Чтения К. И. Чуковский

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Чуковский Корней Иванович Чуковский Корней Иванович (1882-1969), настоящее имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков, русский писатель, поэт, переводчик, литературовед. Родился 19 (31) марта 1882 в Санкт-Петербурге. Писатель долгие годы страдал от того, что был «незаконнорожденным». Отцом являлся Эммануил Соломонович Левенсон, в семье которого жила прислугой мать Корнея Чуковского. Отец оставил их, и его мать - полтавская крестьянка Екатерина Осиповна Корнейчукова - переехала в Одессу. Там он был отдан в гимназию, но в пятом классе его отчислили из-за низкого происхождения. Эти события он описал в автобиографической повести «Серебряный герб». Занимался самообразованием, изучил английский язык. С 1901 года Чуковский начинает писать статьи в «Одесских новостях». В литературу Чуковского ввёл журналист Владимир (Зеэв) Жаботинский, позже ставший выдающимся политическим сионистским деятелем. Затем в 1903 он был отправлен корреспондентом в Лондон, где основательно ознакомился с английской литературой. Вернувшись в Россию во время революции 1905 года, Чуковский был захвачен революционными событиями, посетил броненосец «Потёмкин»,сотрудничал в журнале В.Я. Брюсова «Весы», затем начал издавать в Петербурге сатирический журнал «Сигнал». Среди авторов журнала были такие известные писатели как Куприн, Фёдор Сологуб и Тэффи. После четвёртого номера его арестовали за «оскорбление величества». К счастью Корнея Ивановича, его защищал знаменитый адвокат Грузенберг, добившийся оправдания. В 1906 году Корней Иванович приезжает в финское местечко Куоккала, где сводит близкое знакомство с художником Репиным и писателем Короленко. Также писатель поддерживал контакты с Н.Н. Евреиновым, Л.Н. Андреевым, А.И. Куприным, В.В. Маяковским. Все они впоследствии стали персонажами его мемуарных книг и очерков, а домашний рукописный альманах Чукоккала, в котором оставили свои творческие автографы десятки знаменитостей - от Репина до А.И. Солженицына, - со временем превратился в бесценный культурный памятник. Здесь он прожил около 10 лет. От сочетания слов Чуковский и Куоккала образовано «Чукоккала» (придумано Репиным) - название рукописного юмористического альманаха, который Корней Иванович вёл до последних дней своей жизни. В 1907 году Чуковский опубликовал переводы Уолта Уитмена. Книга стала популярной, что увеличило известность Чуковского в литературной среде. Чуковский становится влиятельным критиком, громит бульварную литературу (статьи о А. Вербицкой, Л. Чарской, книга «Нат Пинкертон и современная литература» и др.) Острые статьи Чуковского выходили в периодике, а затем составили книги «От Чехова до наших дней» (1908), «Критические рассказы» (1911), «Лица и маски» (1914), «Футуристы» (1922) и др. Чуковский - первый в России исследователь «массовой культуры». Творческие интересы Чуковского постоянно расширялись, его работа со временем приобретала все более универсальный, энциклопедический характер. Приступив по совету В.Г. Короленко к изучению наследия Н.А. Некрасова, Чуковский сделал немало текстологических открытий, сумел изменить к лучшему эстетическую репутацию поэта (в частности, провел среди ведущих поэтов - А.А. Блока, Н.С. Гумилева, А.А. Ахматовой и др. - анкетный опрос «Некрасов и мы»). Его стараниями вышло первое советское собрание стихотворений Некрасова. Чуковский закончил работу над ним только в 1926 году, переработав массу рукописей и снабдив тексты научными комментариями. Итогом этой исследовательской работы стала книга «Мастерство Некрасова», 1952, (Ленинская премия, 1962). Попутно Чуковский изучал поэзию Т.Г. Шевченко, литературу 1860-х годов, биографию и творчество А.П. Чехова. Возглавив по приглашению М. Горького детский отдел издательства «Парус», Чуковский и сам начал писать стихи (затем и прозу) для детей. Примерно с этого времени у Корнея Ивановича начинается увлечение детской словесностью. В 1916 Чуковский составил сборник «Ёлка» и написал свою первую сказку «Крокодил» (1916). Работа Чуковского в области детской литературы закономерно вывела его на изучение детского языка, первым исследователем которого он стал. Это стало его настоящим увлечением - психика детей и то, как они овладевают речью. Выходят его знаменитые сказки «Мойдодыр» и «Тараканище» (1923), «Муха-Цокотуха» (1924), «Бармалей» (1925), «Телефон» (1926) - непревзойденные шедевры литературы «для маленьких», издающиеся до сих пор, так что можно сказать, что уже в этих сказках Чуковский успешно использовал знание детского восприятия мира и родной речи. Он записал свои наблюдения за детьми, за их словесным творчеством в книге «Маленькие дети» (1928), получившую затем название «От двух до пяти» (1933). «Все другие мои сочинения до такой степени заслонены моими детскими сказками, что в представлении многих читателей я, кроме «Мойдодыров» и «Мух-Цокотух», вообще ничего не писал.» Детские стихи Чуковского подверглись в сталинскую эпоху жестокой травле, хотя известно, что сам Сталин неоднократно цитировал «Тараканище». Инициатором травли стала Н. К. Крупская, неадекватная критика исходила и от Агнии Барто. В среде редакторов возник даже такой термин - «чуковщина». В 1930-х гг. и позднее, Чуковский много занимается переводами и начинает писать мемуары, над которыми работал до конца жизни. Чуковский открыл для русского читателя У. Уитмена (которому он также посвятил исследование «Мой Уитмен»), Р. Киплинга, О. Уайльда. Переводил М. Твена, Г. Честертона, О. Генри, А.К. Дойла, У. Шекспира, написал для детей пересказы произведений Д. Дефо, Р.Э. Распэ, Дж. Гринвуда. В 1957 Чуковскому была присвоена ученая степень доктора филологических наук, в 1962 - почетное звание доктора литературы Оксфордского университета. Как лингвист Чуковский написал остроумную и темпераментную книгу о русском языке «Живой как жизнь» (1962), решительно выступив против бюрократических штампов, так называемого «канцелярита». Как переводчик Чуковский занимается теорией перевода, создав одну из самых авторитетных в этой области книг - «Высокое искусство» (1968). В 1960-х годах К. Чуковский затеял также пересказ Библии для детей. К этому проекту он привлек писателей и литераторов, и тщательно редактировал их работу. Сам проект был очень трудным, в связи с антирелигиозной позицией Советской власти. Книга под названием «Вавилонская башня и другие древние легенды» была издана в издательстве «Детская литература» в 1968 году. Однако весь тираж был уничтожен властями. Первое книжное издание, доступное читателю, состоялось в 1990 году. Умер Корней Иванович Чуковский 28 октября 1969 года от вирусного гепатита. На даче в Переделкино (подмосковье), где он прожил большую часть жизни, ныне там действует его музей.

Литературный праздник, посвященный Корнею Ивановичу Чуковскому

Цель: Формировать у учащихся интерес к чтению.

Оборудование: Выставка книг К.И.Чуковского.

Праздник ведут мальчик и девочка, желательно, одетые в костюмы 30-х годов.

Группа детей читает стихи:

В детстве читать не умели мы сами,
И приставали к папе и маме.
Слушали сказки все дни напролет.
Были те сказки наперечет;
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.
Бабушки в детстве им сказки читали -
От них они этих героев узнали.

К бабушкам долго мы приставали -
Откуда они эти сказки узнали?
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.

Бабушки вот что нам рассказали -
Сказки они эти в книжках читали.
Книжечки эти писал дед Корней -
Сказочник, критик, поэт, чародей.

Жалко нам стало деда Корнея -
В детстве своем он не знал Бармалея.
Сколько же в жизни он потерял,
Что этих сказок в детстве не знал.
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.

По ним мы учлись все понемногу
Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу.
Чтобы животных жалеть и любить,
Чтобы не хвастаться и не хитрить,
Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе -
Надо порядок поддерживать в доме;
Чтоб не попасть на обед к Бармалею -
Слушаться надо того, кто умнее.

Хорошие книжки писал дед Корней -
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши, и дети
Сказки читать веселые эти.

Ведущий мальчик: Итак, дорогие наши гости! Как вы уже, наверное, поняли, речь сегодня пойдет о Корнее Ивановиче Чуковском.

Ведущая девочка: У-у-у-у Чуковский,- скажете вы! О нем с детства каждый знает. Сначала его произведения читают нам, потом мы читаем своим детям, потом внукам, потом правнукам и так далее. Да, наизусть все знаем! А вот мы сейчас и проверим, действительно ли все? Вот попробуйте, угадайте из каких сказок Чуковского пришли к нам эти гости?

(Выходят дети, одетые в костюмы Крокодила, Медведя, Бармалея, Лисы, а зрители должны назвать произведения Чуковского, где эти герои участвуют.)

Ведущий мальчик: Хорошо! Но это еще не все. У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял и вы должны помочь найти владельцев. Но вы должны не только назвать, кому принадлежала эта вещь, но и прочитать строчку из произведения, в котором о ней говорится:

Ведущий из мешка достает: телефон ( У меня зазвонил телефон ), воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике), мыло (Тут и мыло подскочило), блюдце (А за ними блюдца, дзынь ля-ля), калоша (Пришлите мне дюжину новых калош), термометр (И ставит, и ставит им градусники).

Ну, вы, конечно, молодцы! Но все же убедились, что помните и знаете не совсем все! Так давайте же сегодня все вместе вспомним Корнея Ивановича Чуковского и его замечательные книги.

Ведущая девочка: Корней Иванович всегда был веселым и жизнерадостным человеком. Даже родился он 1 апреля. А Первое апреля, как известно, считается днем шуток, веселья и смеха. Это было 1 апреля 1882 года. Так, что если бы он был жив, ему исполнилось бы сейчас … лет.

Всю его жизнь вокруг него ни на миг не смолкая слышалась звонкая детская речь. «Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться!» - писал Чуковский. Свою книгу «От двух до пяти» он посвятил детям (читает отрывок из книги):

- Когда Ляле было 2,5 года, ее спросил какой-то незнакомец: «Ты хотела бы быть моей дочкой?» Она величаво ответила: «Я мамина и больше никовойная.» А однажды, гуляя по взморью, она впервые в жизни увидела вдали пароход и закричала: «Мама, мама, паровоз купается!»

Да, приятно узнавать от детей, что у лысого голова босиком, что от мятных лепешек во рту сквознячок, что муж стрекозы - стрекозел.

Очень забавляли Чуковского детские высказывания:

- Папа, смотри. Как твои брюки нахмурились!

- Жил-был пастух, его звали Макар. И была у него дочь Макарона.

- Ну, Нюра, довольно не плачь!

- Я плачу не тебе, а тете Симе!

Ведущий мальчик: Вот здорово! Правда? Не меньшую радость приносят нам стихи Корнея Ивановича. Давайте их сейчас вспомним! Но перед тем, как ребята прочитают нам несколько стихотворений Чуковского, попробуйте вспомнить названия хотя бы некоторых стихотворений. Что трудно? Ну, ничего. Сейчас маленькие дети нам помогут.

(Читаются стихи Чуковского про Бутерброд, про Обжору, про Свинку.)

Ведущая девочка: А вы знаете, что Корней Иванович был очень трудолюбивым человеком. «Всегда,- писал он, - где бы я ни был6 в трамвае, в очереди, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей.»

Сейчас мы с вами будем вместе их угадывать.

(Группа детей загадывает загадки)

Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо -
Такое теплое, такое пушистое и золотое.

(Яйцо и цыпленок)

Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб-всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю.

(Рот и зубы.)

Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.

(Расческа)

Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец - глупца, баран - барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну - обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова
И Федя неряху увидел лохматого.

(Зеркало)

Ведущий мальчик: Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы его хоть как-нибудь развлечь, отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик неожиданно затих и стал слушать: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил…»

Ведущая девочка: А сейчас мы услышим голос Чуковского. Корней Иванович сам читает свою сказку «Муха-Цокотуха»… И, хотя эта сказка немного грустная, в ней есть два праздника - именины и свадьба. Так давайте сейчас вместе с героями сказки отметим эти события.

(Звучит музыка. На сцену выбегают участники с праздничным столом)

Чтец:

Веселится народ -
Муха замуж идет
За лихого, удалого,
Молодого Комара!
Прибегали Светляки -
Зажигали огоньки…
То-то стало весело,
То-то хорошо!
Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов
Будем танцевать!!!

(Муха с Комаром танцуют бальный танец.)

Ведущий мальчик: Нужно отметить, что сказки Чуковского очень музыкальны. Почти на все из них написаны музыкальные оперы. Давайте послушаем маленький отрывок из музыкальной сказки Чуковского «Телефон».

(Звучит звонок телефона.)

Ведущий: У меня зазвонил телефон. (Обращаясь к залу) «Кто говорит?»

Зал: Слон.

Ведущий: Кто еще звонил по телефону?

Зал: Медведь. Газели. Зайчатки.

(Звучит отрывок и одновременно идет танец)

Ведущая девочка: Ну вот, ребятам так понравилась мелодия, что они просто не могли удержаться от танца. Вспоминая Черное море, Корней Иванович писал: «А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе во время купания в море. Я заплыл довольно далеко , и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:

О, если я утону, если пойду я ко дну,
Что станет с ними, больными,
С моими зверями лесными?»

Показывается инсценировка из сказки о добром Айболите, при этом звучат стихи из произведения и исполняются два танца: обезьяны Чичи и пиратов. Все дети в соответствующих костюмах.

Ведущий мальчик: Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми и их приходилось поддерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, он на ходу сочинял стихи. Это было «Федорино горе».

(Разыгрывается сцена из сказки)

Ведущая девочка: А вот и другой случай из жизни Корнея Ивановича. Он рассказывал: « Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она рыдала в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо произнес:

«Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам стыд и срам!
Стыд и срам!»

(Показывается инсценировка Мойдодыра с завершающим танцем, который славит воду.) Ведущие выходят на сцену.

Девочка: Еще много раз мы будем встречаться с произведениями Корнея Ивановича Чуковского. Мы познакомимся с его воспоминаниями о писателе Житкове, с которым он учился в одном классе, прочитаем в старших классах повесть «Серебряный герб». И всегда Чуковский останется для нас замечательным переводчиком. Он подарил нам радость встречи с такими героями как барон Мюнхгаузен, Робинзон Крузо, Том Сойер,

Гекльберри Финн, маленький Оборвыш, Принц и Нищий, Рикки-Тикки-Тави и другими.

(Все эти герои выходят на сцену в соответствующих костюмах.)

Произведения Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, радоваться. Без этой способности человек - не человек.

Ираклий Андроников писал, что талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. Не расставайтесь с этим писателем всю жизнь.

В конце праздника все дети выходят на сцену и исполняют песню «С нами друг». Гости «Мухи-Цокотухи» угощают всех присутствующих печеньем.

Материал для уроков Чтения К.И. Чуковский

© 2010-2022