Конспект урока по окружающему миру Органы человека ( 3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор - Мухина Ольга Ивановна Образовательное учреждение - МБОУ «СОШ №11» Предмет - Окружающий мир Класс - третий Тема - «Органы чувств» Тип урока - изучение нового материала Форма урока - урок исследования Задачи урока: 1. Образовательные - ознакомление с органами чувств и их значением для человека. 2. Развивающие - развитие логики, мышления, речи; - наблюдательности; - навыков самоконтроля; - практических умений, связанных с бережным отношением к своему здоровью. 3. Воспитательные - содействовать воспитанию культуры общения через работу в группах, воспитание взаимной ответственности; - прививать навыки гигиены; - пробуждать интерес к учебному материалу через познавательную деятельность вне урока. Учебно- методическое обеспечение - А. А. Плешаков, учебник «Мир вокруг нас», 3 класс, 1 часть. Время реализации занятия - 45 минут. Методы обучения - проблемно-эвристический, поисковый, наглядный, практический, словесный.


ХОД УРОКА
1.Организационный момент: У - Сегодня на уроке нам предстоит интересная работа по группам. (Дети занимают места за столами, разделившись на 4-5 групп). Поприветствуйте друг друга в группах, взявшись за руки: Д - Ты пришёл и я пришёл, Вместе всем нам хорошо. Будем думать, отвечать И друг другу помогать.
2.Актуализация знаний: У - Сегодня на уроке мы будем говорить об организме человека. Слайд № 3: (Изображение фигуры человека) У - Но человек в мире не одинок - он общается и живёт со своей семьёй, другими людьми, получает от них информацию о мире, о событиях в нём, сам делится информацией со своими друзьями, общается и развивается именно в человеческом обществе. Слайд № 4: (Изображение группы общающихся детей или людей) Что же помогает человеку сориентироваться в этом многообразии жизни, понять какой мир нас окружает? Ответить на этот вопрос нам поможет вот этот кроссворд. Слайд № 5: (Кроссворд). Ответы появляются по мере отгадывания: 1 - ухо. 2 - глаз. 3 - кожа. 4 - нос. 5 - язык.

3
1


4 5

2





Р














У - (Озвучивает вопросы кроссворда) 1.С помощью чего мы узнаём о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник? 2.С помощью чего мы видим, что написано в книге? 3.Какая часть нашего тела помогает узнать колючий плед на кресле или мягкий? 4.При помощи чего мы узнаём запах хлеба, цветов или краски? 5.Что во рту помогает определить: мы съели конфету или лимон?
У - По горизонтали появилось слово «органы». Да, наши уши, глаза, кожа, нос и язык - это особые, специальные органа нашего тела. Они помогают нам чувствовать. И тема нашего урока так и звучит: Слайд № 6: (Тема урока: Органы чувств человека)
3.Работа по теме урока: 1)Постановка проблемного вопроса. У - В ходе нашего урока мы должны чётко понять и ответить на проблемный вопрос. Слайд№7:Проблемный вопрос: В чём помогают человеку все органы чувств?
2)У - Отгадайте загадку: Слайд № 8: Два братца через дорогу живут, Друг друга не видят. (После отгадывания появляется изображение человеческого глаза и запись: Глаз- орган зрения.) Д - Это глаза! У - Глаз- орган зрения человека. Повернитесь. Посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? Д - Ясные, прекрасные, огромные, чистые, глубокие… У - А ещё говорят, что глаза- это зеркало нашей души. Давайте рассмотрим, как устроен глаз. Слайд № 9: (Строение глаза). У - Цветное колечко- это радужная оболочка. От неё зависит цвет наших глаз. Радужку покрывает роговица- это тонкая прозрачная плёночка. В центре глаза находится зрачок, он то расширяется, то сжимается и регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик. Дальше по нервам передаются сигналы в мозг, и человек видит то, на что смотрит. Наши глаза от пыли, ветра и пота оберегают веки, брови и ресницы. У - А что же именно помогают нам видеть наши глаза? Догадайтесь! Обсуждение в группах. Выводы учащихся. Обобщение с помощью слайдов. Слайд № 10: (Изображение одинаковых предметов, разных по цвету). Д - Цвет! (После ответов учащихся на слайде появляется слово «Цвет») Слайд № 11: ( Изображение предметов, разных по форме). Д - Форма предмета! (После ответов на слайде появляется слово «форма») Слайд № 12: ( Изображение предметов разного размера). Д - Размер! (После ответов детей появляется слово « Размер») Д - (Дети делают вывод): Зрение помогает людям различать предметы по цвету, форме, размеру и их расположению в пространстве. 4.Физминутка. У - Гимнастика для глаз снимает утомление глаз, нервной системы, надолго сохраняет хорошее зрение. Каждое упражнение повторяется 4-5 раз. 1) Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. 2) Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. 3) Крепко зажмурить глаза (счёт до 5). Открыть и посмотреть вдаль (счёт до 5). 4) Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счёт 1-4, потом перевести взгляд вдаль на счёт 1-6. 5)Круговые движения глазами в левую и правую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль. 3)Загадка про язык: Слайд №13 Всегда во рту, а не проглотишь. (После отгадывания загадки появляется изображение языка и запись: Язык- орган вкуса.) Исследовательская деятельность: От каждой группы к столу учителя подходит по одному ученику. Им завязываются глаза, и предлагается узнать вкус разных продуктов (дольки яблока, апельсина, моркови, огурца, конфет, сыра и т.д.). У - Вам помогли вкусовые ощущения. Часто мы говорим: как вкусно! Просто пальчики оближешь! Как горько! Фу, какая кислятина! Это работает наш орган вкуса - язык. Как же это происходит? Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков, них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в наш рот. И по нервам информация о вкусе продукта поступает в наш мозг. Сладкое и солёное язык ощущает своим кончиком, кислое - боками, а горькое - корнем. Язык - один из наших сторожей. Если мы ненароком возьмём в рот что-то противное или несвежее, язык просигналит об этом мозгу, а мозг - мышцам рта и мы, не задумываясь, выплюнем то. Что вредно организму. У - Для чего человеку орган вкуса, так ли он необходим? Д - (Ответы учеников). Вывод.
4)Продолжение работы по теме урока. Загадка про ухо: Слайд № 14: В дырочку, неказистую на вид, Входит целый мир- всё, что звучит. (Появляется изображение уха или картинки с изображением того, как человек улавливает звуки и запись: Ухо- орган слуха.) Д - Ухо! У - Правильно! Ухо- орган слуха человека. Слайд № 15.( Изображение внутреннего строения уха) Сообщение подготовленного ученика: То, что мы называем ушами, это наружное ухо или ушная раковина. Она улавливает звук (колебания воздуха) и направляет его в слуховой канал, который заканчивается барабанной перепонкой. За барабанной перепонкой есть среднее ухо, от него звуковые колебания проходят ещё дальше - во внутреннее ухо. Оно заполнено жидкостью и чувствительными волосиками. Вибрация этих волосиков передаётся в мозг слуховому нерву. Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит речь и понимает её, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, затрудняет общение с другими людьми. В это случае глухо - немым людям приходится общаться при помощи мимики и жестов. У - Так для чего человеку слух? Д - (Делают вывод): Чтобы знать, что происходит вокруг тебя в мире. Физминутка. Самомассаж активных лицевых зон. - потянуть уши вверх, вниз (повторить4-5 раз); - потянуть уши в стороны (Чебурашка); - круговой массаж височной области по- и против часовой стрелки; - «умывание» лица, стряхивание усталости. 5)Загадка про нос: Слайд № 16: Между двух светил В середине я один. ( После отгадывания загадки появляется изображение носа и запись: Нос- орган обоняния.) Д - Это нос! У - Нос- орган обоняния человека. Исследовательская деятельность: По группам раздаются салфетки с разными запахами (запах одеколона, апельсина, пирога). У - Чем пахнет? Какой орган вам помог различить запахи? Если человек утрачивает обоняние, то пища теряет вкус, можно при этом отравиться. Почему так важно обоняние для всех людей и особенно для животных? Д - (Делают вывод): Получаем информацию о том, что происходит вокруг. 6)Следующий орган чувств - это кожа. Слайд № 17: Кожа - орган осязания. У - Кожа может рассказать человеку о том, что его окружает. Чувствительность нашего «скафандра» заключается в том, что он сообщает нам, к чему мы прикасаемся. Исследовательская деятельность: У - Уколите палец иглой. Что вы почувствовали? Д - Боль. У - Дотроньтесь до металлических ножниц. Что почувствовали? Д - Холод. У - Потрите пальцами и тыльной стороной ладони кусочек наждачной бумаги, лежащий у вас на столах. Что почувствовали? Д - Шероховатость, колючесть. У - Закройте глаза и возьмите в руки предметы, лежащие на столе (мячик, кубик, карандаш и т.п.). Что смогли почувствовать? Д - Форму предметов. У - Это работало наше чувство осязания. Так для чего человеку нужна кожа, в чём она помогает? Д - (Делают вывод): Можем чувствовать тепло, холод, форму, боль, мягкость, шероховатость предметов. То есть можем осязать предметы.
5.Первичное закрепление изученного материала: Слайд № 18:(Дети должны соединить стрелками слова из разных столбиков и если соединение верное, то это отмечается цветом или звуком): Осязание Глаз Зрение Ухо Обоняние Кожа Вкус Нос Слух Язык
6.Взаимоконтроль и самоконтроль: Работа в группах: (по картам - памяткам). У - Нам даны органы чувств от рождения, но для того, чтобы они могли нам хорошо помогать и хорошо работали, органы эти нужно беречь и правильно за ними ухаживать. У вас на столах у каждого ученика карты - памятки о правилах ухода за разными органами чувств (в каждой группе разные). Каждый ученик должен выбрать те пункты, которые он считает верными, и поставить напротив галочку или плюсик. Вы можете помогать друг другу и советоваться в своих группах. Эти карточки вы возьмете домой, для чего - узнаете позже. Карточка №1. Правила бережного отношения к зрению: 1) Умываться по утрам горячей мыльной водой. 2) Смотреть телевизор не более 1,5 часов в день. 3) Сидеть не ближе 3м от телевизора. 4) Не читать лёжа. 5) Стараться больше читать в транспорте. 6) Оберегать глаза от попадания инородных предметов. 7) Делать гимнастику для глаз. 8) Больше смотреть на яркие источники света (солнце, лампу). Карточка №2. Правила бережного отношения к слуху:
  1. Избегать сильных и резких звуков.
  2. Не допускать попадания воды в уши.
  3. Чистить уши спичками, булавками, скрепками.
  4. Каждое утро разминать ушную раковину.
  5. Чаще слушать громкую музыку в наушниках.
  6. При боли в ушах не обращаться к врачу, заниматься самолечением.
  7. При головной боли и усталости помассировать ушные раковины.
  8. Защищать уши от ветра и холода.
Карточка №3. Правила ухода за органом вкуса и ротовой полостью: 1) После утреннего сна и перед сном чистить зубы и язык при помощи зубной щётки и пасты. 2) Есть больше сладостей, а горькое, солёное и кислое ограничить. 3) Иногда можно пользоваться чужой зубной щёткой. 4) Зимой, в мороз нельзя прижимать язык к металлическим предметам, так как можно повредить его поверхность. 5) При возникновении трещин, болей в области языка, необходимо обратиться к врачу. 6) Стараться чаще употреблять обжигающе горячую пищу. 7) Нельзя чередовать употребление горячего и холодного. 8) Чаще показывать свой орган вкуса своим друзьям. Карточка №4. Правила гигиены для кожи:
  1. Старайтесь не ранить кожу.
  2. Не допускайте ожогов, обморожений.
  3. Татуировки и рисунки очень полезны для кожи.
  4. Мойте руки перед и после посещения туалета.
  5. Умываться нужно только очень горячей водой.
  6. Тело с мылом нужно мыть не чаще 2-3 раз в неделю.
  7. При ранках на коже нужно обработать их йодом или зелёнкой.
  8. Никогда не пользуйтесь кремом для рук.
Карточка №5. Правила гигиены для носа: 1) Берегите организм от простуды. 2) Ешьте поменьше овощей и фруктов. 3) Лечить насморк не нужно, он пройдёт сам. 4) Нельзя сильно сморкаться при насморке. 5) Не помещать в нос посторонние предметы. 6) Вовсе необязательно ежедневно носить с собой носовой платок. 7) При кровотечении из носа положить на переносицу холод. 8) Нужно везде совать свой любопытный нос.
7. Итог урока. У - А сейчас давайте вспомним, какой проблемный вопрос стоял перед нами в начале нашего урока? Слайд № 19: Проблемный вопрос: В чём помогают человеку все органы чувств? Ответ на него (появляется после вывода, сделанного учащимися): Осуществляют связь с окружающим миром. Д - (Ответы учеников. Вывод). Органы чувств помогают нам узнавать, что происходит в мире вокруг нас и помогают нам ориентироваться в нём. Они связывают наш организм с окружающей средой. Это наши окошки в большой мир, который нас окружает.
Слайд № 20:(Изображение домика с пятью окошками: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Вокруг домика -солнце, деревья, люди, цветы, звери и т.п.. От каждого окна - стрелка в окружающий мир, как солнечные лучи). 8. Рефлексия У - Что из данного урока пригодится вам в жизни? Что запомнилось? Что понравилось? ( Ответы учеников). В класс вносят 2-3 воздушных шарика, на конце которых закреплены конфеты. Детям раздают конфеты. У - Какие органы чувств у вас сейчас работают? Д - Зрение, вкус (едим конфеты), обоняние, осязание. 9. Домашнее задание 1.Поработать самостоятельно с памяткой о правилах ухода и бережного отношения к нашим органам чувств. Запомнить их или что-то дополнить в памятку. 2. По выбору и желанию: приготовить доклад о том, как ориентируются в окружающем мире наши соседи по планете (разные животные).
Слайд № 21. Спасибо за урок!


© 2010-2022