Словарно-орфографическая работа в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ардатовская средняя общеобразовательная школа № 2 им. С. И. Образумова»



Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка.

Подготовила: Комкова Л. Г.




Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно-орфографическая работа. Традиционно в ней выделяются следующие этапы:

  • Представление словарного слова, с которым дети знакомятся на уроке.
  • Формулирование лексического значения.
  • Освоение его орфографии.
  • Введение нового слова в активный словарь учащихся.
  • Этимологический анализ слова.
В силу недостаточной разработанности вопроса представления слова эта часть словарно-орфографической работы проводится зачастую однообразно. Хочется предложить новый подход к представлению словарного слова, сущность которого заключается в усилении обучающего эффекта, интенсификации интеллектуального развития школьников. С помощью специальных упражнений, объединяющих несколько видов учебной деятельности, школьники самостоятельно определяют слово, с которым предстоит познакомиться на уроке, сами формулируют тему словарно-орфографической работы. Одновременно предлагаемые упражнения обеспечивают развитие интеллектуальных качеств ребёнка: внимания, памяти, мышления, речи, наблюдательности и т.д. Такая организация учебного процесса оживляет его, повышает интерес детей к изучаемому предмету. Все упражнения объединяют в несколько групп. Внутри каждой группы от урока к уроку задания видоизменяются и усложняются.
1 группа: выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами. В ходе работы у детей развивается устойчивость, распределение и объём внимания, кратковременная память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность. Примерные упражнения.
1. Вы сможете определить новое словарное слово из «Словарика», если расположите прямоугольники по степени увеличения количества точек в каждом из них.
Е Д Д М

Е Ь В (медведь)

2. Если расположите точки по степени уменьшения в каждом прямоугольнике.

З Я Ц А

3.Вы определите новое словарное слово, если найдёте прямоугольник с первой буквой и установите закономерность в расположении прямоугольников.


4. Внимательно посмотрите на запись и назовите два слова из «Словаря», с которыми познакомимся на уроке.

Б С Ы О С Р Т О Р К О А

К В О Е Р С И Е Д Л О О Р

Уменьшение или отсутствие координирующих установок учителя заставляют детей более напряжённо и сосредоточенно мыслить, мобилизуют их интуицию, волю, сообразительность, развивают точную, обоснованную речь.

2 группа: упражнения, которые предусматривают работу учащихся с символами, шифрами, кодами.

Задания этой группы формируют абстрактное мышление, совершенствуют другие качества интеллекта.

Конкретные указания учителя продолжают уменьшаться.

Примерные задания.


  1. Слова, которые узнаем на уроке, зашифрованы с помощью чисел.

Первое слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1. (капуста)

Второе слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8. (картофель)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

А Г К О Р У Ф Ь Л Е П С Т

2. Посмотри на шифр и ключ к нему. Назови новое слово.

3 4 5 6 7 8 9 10 2-3, 1-6, 2-7, 1-6, 1-4, 1-3 (солома)

1 а м н о р к в у 1-4, 2-3, 1-8, 1-9, 1-3 (Москва)

2 с г д я л ч ц т

3 группа: упражнения, связывающие искомое слово с лингвистическим материалом.

Эти упражнения эффективны и универсальны при изучении основных разделов программы.

Примерные задания.

  1. Зачеркните буквы глухих согласных звуков в данной цепочке и узнайте новое словарное слово.

п ф б к т х е ш с р ч ё щ з ц а (берёза)


  1. Зачеркни буквы сонорных звуков и узнай словарное слово.

Н З Р А Л В М О Н Д (завод)

3. Напишите словосочетания, соедините первые буквы прилагательных женского рода, в корне которых пишется безударная гласная а и вы узнаете новое словарное слово.

Скалистая местность, пожарная служба, морская глубина, вагонная дверь, облачная погода, багряная рябина, окаменелая почва, далёкая деревня, акварельная краска.

(свобода)

Можно сочетать разнообразные виды деятельности: нетрадиционный фонетический разбор, частичный разбор слова по составу, работу по орфографии и т. д., в процессе которой развивается объём и сосредоточенность внимания, оперативная память.

4. Новое слово вы назовёте, если по заданиям определите буквы.

  • Первая буква является согласным звуком третьего слога в слове солома.

  • Вторая буква является непроверяемым безударным гласным звуком в слове песок.

  • Третья буква является парным глухим мягким согласным звуком в слове вернуть.

  • Четвёртая буква является последней в слове север.

  • Пятая буква является окончанием в слове яблоко.

(метро)

Эти приёмы работы являются нетрадиционными видами словарных диктантов и не требуют дополнительного времени на уроке на углубление и закрепление знаний учащихся по изучаемым темам.

4 группа: это упражнения, предусматривающие использование в процессе установления нового слова знания учащихся по другим предметам.

Примерные задания.

Если определите математическое действие, которое можно выполнить с числами в квадрате и выполните вычисления, то отгадаете словарное слово.

1

6

7

8

9

2

Л

В

К

Ж

3

Б

А

Д

Ь

4

У

Ф

М

И

5

П

Г

Т

О

Шифр.

16- первая буква, 36- вторая, 14- третья, 21- четвёртая, 40- пятая, 27- шестая.

(кивать)

5 группа: это упражнения на установление смысловой связи в используемом лингвистическом материале.

Примерные задания.

Определите смысловую связь и отгадайте новое словарное слово.

М… г… зин- прод… вец,

Б… льница- врач…

Т…атр- …ктёр

Космический к…рабль- ?...

Перечень заданий можно продолжить. Овладение этими приёмами даёт возможность поднять на новый уровень эффективность словарно-орфографической работы на уроках русского языка.



После представления словарного слова ведётся работа по освоению его орфографии. В результате упражнений со словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Виды упражнений со словами с непроверяемыми гласными можно проклассифици- ровать: по фонетике, лексике, синтаксису. Я остановлюсь на группе фонетических упражнений. Основной смысл их состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Всё это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков. Примеры упражнений для формирования фонетических понятий. 1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные (все словарные слова, изучаемые во 2 классе, мы разделили на тематические группы): Карандаш дежурный Тетрадь учительница Пенал учитель Русский ученик Язык
2. Выпишите слова в два столбика: в 1- слова с глухими согласными на конце слова, во 2- со звонкими согласными на конце слова. Карандаш Тетрадь Язык Город Ученик Народ Мороз Медведь

  1. Запишите слова, начинающиеся на букву р, м, о и т. д. Расположите записанные слова в алфавитном порядке, поставьте ударение.
  2. Запишите слова с безударными гласными а, о, е (3-5 слов).
  3. Запишите слова с мягким знаком в середине, на конце слова.
  4. Игра «Из каких слов выпали гласные?
Д…р…вня, м…л…т…к, к…ньки, т…л…фон.
  1. Запишите словарные слова с сочетанием -оро-.
  2. Игра «Угадай слово».
Учитель показывает карточки, на которых записан первый слог, дети пишут составленное словарное слово. Го- (горох, город, горизонт и т. д.) Де- (девочка, деревня, дежурный)
  1. Игра «Догадайся, что за слово?»


О
О


О
О


О
О


О
О


О
О


О
О


(ворона, корова, молоко, солома, сорока)
10. Игра «Собери слово» То, кар, фель, яб, ко, ло, пус, ка, та, ковь, мор.
  1. Выпишите словарные слова на заданную тему в алфавитном порядке («овощи», «птицы», «одежда» и т. д.)
12. Выборочный диктант (дети записывают слова с непроверяемой безударной гласной).
Учительница Нина Ивановна читает текст диктанта. Там встретились слова: суббота, русский язык, тетрадь, пенал. Ученики быстро пишут в тетрадях. В конце урока девочки и мальчики подали свои работы.
  1. Отгадывание всевозможных ребусов.
  2. Игра «Ступеньки».
Дети записывают в столбик слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше, чем в предыдущем.
Берег Гореть Агроном
Большинство написаний, относимых к числу беспроверочных, на самом деле может быть проверено на основе языка- источника, на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка. Этимологический анализ - эффективный приём обогащения словаря школьников. Этот приём может служить важным средством объяснения значений непонятных слов, относящихся к природоведческим, нравственным и эстетическим понятиям на уроках русского языка и чтения. Основываясь на том, что орфографический навык формируется в процессе речевой деятельности, обладает содержательной и операционной сторонами, находящимися во взаимосвязи, можно выделить 4 этапа, способствующих качественному изменению навыка правописания непроверяемых и труднопроверяемых слов.
На первом этапе работы следует познакомить детей с непроверяемым словом, выяснить его лексическое значение. На втором этапе следует научить школьников орфоэпическому и орфографическому проговариванию данного слова. На третьем этапе можно приступить к формированию умения осознанно находить орфограмму, определять её класс и тип. На четвёртом этапе следует познакомить детей с этимологической справкой к непроверяемому слову.
Тематические группы словарных слов, изучаемых во 2 классе. Карандаш Москва ягода хорошо класс Тетрадь Родина капуста весело товарищ Пенал город урожай быстро ребята Русский деревня берёза скоро девочка Язык фамилия осина вдруг
Дежурный завод петух ветер посуда Учитель машина сорока мороз молоко Учительница работа ворона иней одежда Ученик рабочий воробей коньки пальто народ соловей суббота платок лопата сапоги
корова собака медведь медведица лисица заяц













Много хлопот доставляет учителям начальных классов изучение словарных слов. Зачастую учителя начальных классов, обратив внимание детей на особенности написания слова и подчеркнув нужные буквы, предлагают записать его в словарик и запомнить, как оно пишется. Но память нередко подводит маленьких школьников, т.к. никакими методами запоминания они ещё не владеют. А между тем есть очень интересный метод запоминания словарных слов. Основан он на возрастных особенностях мышления младших школьников и общих законах запоминания. Как известно, мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т. е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти. Кроме того, следует отметить, что успешному запоминанию способствует соблюдение определённых условий:
  • Установка на запоминание. Ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить.
  • Заинтересованность. Легче запоминается то, что интересно.
  • Яркость восприятия. Лучше запоминается всё яркое, необычное, то, что вызывает определённые эмоции.
  • Образность запоминания. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
Все эти условия соблюдаются при запоминании словарных слов предлагаемым способом. Суть его состоит в том, что ребёнок для того, чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудности при написании. Как работать со словарными словами.
Указания для учителя.
  1. Назвать слово, которое необходимо запомнить, записать его на классной доске.
  2. Выяснить, понятен ли смысл слова детям.
  3. Дать установки на запоминание.
  4. Отметить буквы, которые могут вызвать трудности при написании.
  5. Записать слово печатными буквами.
  6. Сделать рисунки на «трудных» буквах, опираясь на смысл слова.
Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднение при написании. Рисунок должен соответствовать смыслу слова.
Интересен также и такой вид работы со словарными словами. Заключается он в следующем:
  • Запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предмет, явление или действие, которое обозначает слово.
  • Объединённые в группы предметы должны «оживать», «двигаться».
Словарные слова распределены на группы, каждая из которых имеет свой сюжет. Для лучшего запоминания используются схематические рисунки. Р а бочий Рабочий собирается на работу, надевает сапоги, пальто, Работа садится в машину и едет на завод. Сапоги Пальто Машина Завод
Хорошо Как кататься на велосипеде? Хорошо, быстро, весело, скоро. Быстро (буква О - колёса велосипеда) Весело Скоро
Деревня В деревне стоит школа. В 1 классе учатся ребята. Дежурный уче- Ребята ник проверяет тетради и пенал. Ученик Дежурный Тетрадь пенал












10

© 2010-2022