Обучение грамоте (письмо) Письмо строчной буквы ё

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

лицей № 10 города Белгорода









УМК «Перспективная начальная школа»

1 класс

Обучение грамоте (письмо)



Письмо строчной буквы ё.

Подготовила

учитель начальных классов

Сапега Ольга Алексеевна

Белгород, 2013 г.


Целевое назначение урока:


Первичное усвоение новых знаний и способов действий.


Тип урока:


Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.


Планируемые результаты
Предметные Ученик получит возможность научиться: написанию строчной буквы ё. Познавательные
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. - Использование различных способов поиска и анализа информации в соответствии с познавательными задачами. - Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения. - Выполнение задания с использованием материальных объектов (указатели), рисунков, схем, таблиц. Регулятивные - Формулировать и удерживать цель и задачи учебной деятельности, поиска средств осуществления. - Развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения. - Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке. - Составлять план и последовательность действий. - Контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания. Коммуникативные - Определять общую цель и пути её достижения. - Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе. - Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. - Строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы. - Соблюдать грамматические нормы речи.








Урок № 45



Тема урока: «Письмо строчной буквы ё»


Цель: Создать условия для формирования умения обучающихся писать строчную букву ё.

Учебные задачи:


1. Создать ситуацию, при которой возникает необходимость формулировать проблему, предлагать пути ее решения для получения новых знаний. 2. Обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей деятельности как части целого. 3. Создать условия для развития у обучающихся умения структурировать информацию. 4. Обучать контролировать свою деятельность в написании строчной буквы ё, слогов и слов с буквой ё.

Учебно-методическое обеспечение


- Азбука: Тетрадь по письму № 2. 1 класс / Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков. - 2-е изд., испр. - М. : Академкнига/Учебник, 2012.
- Азбука. Обучение грамоте и чтению: Методическое пособие /Н. М. Лаврова.- Изд. 2-е, испр. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.


- Конверты с объектами для конструирования (звуковые схемы, элементы букв), цветные карандаши, закладки - стикеры, информационные знаки, листы оценивания.












Ход урока:


  1. Организационно - мотивационный этап.
Цель: организовать направленное внимание на начало урока. У.: - Проверьте свою готовность к уроку. (Ученик показывает и рассказывает, как организовано рабочее место - остальные проверяют.) Д.: - Тетрадь по письму, конверт с элементами букв и звуков, ручка, карандаш, чёрный фломастер. Цветные карандаши: красный, желтый, зеленый, синий. Лист самооценки. II. Целеполагание. Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. У.: - Найдите страницу, на которой мы будем работать. Какая это страница? Д.: - Страница 15. У.: - Почему вы так думаете? Д.: - На прошлом уроке мы работали на странице 14.


У.: - Посмотрите внимательно на страницу тетради. Все вместе попробуйте определить тему нашего урока. Д.: - Мы считаем, что тема нашего урока: письмо строчной буквы ё, написание маленькой буквы ё… У.: - Какие цели вы поставите каждый для себя, чтобы научиться писать строчную букву ё? Д.: - Мы будем находить элементы, из которых состоит буква ё, конструировать букву, писать ее, составлять схемы слов, выполнять задания Вопрос Вопросыча и Раскраскина.
Цель урока: научиться писать строчную букву ё.

III. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Цель:

1) Актуализация опорных знаний

1. Составление плана урока

У.: - Составьте план работы, опираясь на страницу тетради и условные знаки.

(Дети составляют план работы с помощью условных обозначений.)

2) Распознавание элементов буквы ю.

У.: - Какой первый шаг по плану?

Д.: - Конструирование буквы.

У.: - Посмотрите на элементы букв, расположенных в правом верхнем углу страницы. Проанализируйте, из каких элементов состоит буква ё. Закрасьте нужные круги.

У.: - Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга.

У.: - Сколько элементов потребовалось?

Д.: - Два.

У.: - Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква ё.

Д.: - Полоска в форме прямой линии; полоска в форме плавной линии; полоска в форме овала (1, 3).

У.: - Оцените свою работу в листах оценивания.

3) Конструирование буквы ю.

У.: - Какой следующий шаг в конструировании буквы ё?

Д.: - Конструирование буквы.

У.: - Как проверить правильность выполнения задания на конструирование буквы?

Д.: - С помощью «ключа» к конструированию письменных букв.

У.: - Элементы, с какими номерами нам понадобятся? Где мы это можем увидеть?

Д.: - На странице 32 нашей тетради. (В конце тетради.) Нам нужны: 35, 50 и 51 элементы.

У.: - Сконструируйте букву ё. (Дети выполняют задание.) (Дети выполняют задание. Учитель проверяет букву на партах.)

У.: - Оцените свою работу в листах оценивания.

У.: - Складываем элементы букв. Убираем конверт.
3. Подготовка руки к письму. 1) «Ленивые восьмёрки» 2) Выполнение упражнений для кистей рук. У: - Подготовим руку к письму. Дети выполняют комплекс упражнений (круговые движения кистей влево, вправо; упражнения для пальчиков). 3) «Прищепка» (В свободную руку от письма берём прищепку и массируем (слегка зажимаем прищепкой) каждый пальчик другой руки, повторить 3 раза).

4) Написание строчной буквы ё.

У.: - Какой следующий шаг по плану?

Д.: - Написание буквы. У.: - Продолжаем нашу работу. Возьмите ручки. Пишем элементы и букву ё в воздухе под счёт. Смотрим на доску, повторяем за мной написание буквы. Я на доске, вы по воздуху. На счет: и - раз - и - и - и. У.: - Обведите пальчиком букву ю в большом прямоугольнике. У.: - Напишите элементы и букву ё в большом прямоугольнике под счёт. У.: - Пишем букву ё на первой строчке под счёт. У.: - Где начало написания буквы? Д.: - Там, где синяя точка. У.: - Приготовились писать вместе со мной под счёт. (1 строку диктует учитель и 2 ученика по одной букве, до конца строчки считаем про себя.)

Динамическая пауза
Цель: смена вида деятельности

«Гимнастика для глаз».

1.«Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии).

У.: - Вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6-8 раз.

2.«Зоркие глазки»

У.: - Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

3.«Стрельба глазами»

У.: - Двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем - вправо, затем - вверх и вниз. Повторить 5-6 раз не спеша.

4.«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз).

У.: - Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите букву ё.


IV. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ.
Цель: формирование способа деятельности.
1. Упражнение в письме соединений: лё, нё, рё - среднее соединение. У.: - Что написано на второй строке? Д.: - Слоги. У.: - Сколько слогов? Д.: - Три. У.: - Давайте прочитаем слоги. Что у них общего? Д.: - У них две буквы, вторая буква ё.

У.: - Пишем под счёт.
2. Упражнение в письме соединений: ёр - верхнее соединение, ём, ёл - нижнее соединение. У.: - Что написано на третьей строке? Д.: - Слоги. У.: - Сколько слогов? Д.: - Три. У.: - Давайте прочитаем слоги. Что у них общего? Д.: - У них две буквы, начинаются с буквы ё. У.: - С каким секретом буквы ё мы познакомились на уроке чтения? У.: - Ребята, найдите на странице тетради подсказку. Д.: - Буква ё может обозначать два звука, если стоит в начале слова или в середине после гласной буквы.

У.: - А в чём разница в написании слогов?

Д.: - Разные виды соединения.

У.: - Пишем под счёт.


Динамическая пауза
Цель: смена вида деятельности «Мозговая гимнастика» (комплекс упражнений, направленный на улучшение мозговой деятельности).

  1. «Качания головой» (упражнение стимулирует мыслительные процессы).
У. - Встали, поставили ноги на ширину плеч. Расправим плечи. Дышим глубоко. Вдох-выдох. Голову уроните вперед, позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (30 секунд).
  1. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь).
У.- «Наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки (три раза).

VI. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков.

Цель: развивать самостоятельность, творческие способности обучающихся.

  1. Составление звукобуквенных схем к словам.
У.: - Какой следующий шаг по плану? Д.: - Работа со звукобуквенными моделями слова. У.: - Это очень трудное задание, может даже придётся провести исследование. Внимательно послушайте инструктаж.
  1. Прочитать звукобуквенную модель слова.
  2. Разбить слово на слоги.
  3. Подумать к какому слову из рабочей тетради подойдёт данная схема.
  4. Перекодировать модель звука в звук.
  5. Обозначить звуки печатными буквами.
  6. Обозначить звуки прописными буквами.
У.: - Работаем в тройках. Распределите обязанности. (Выберите капитана. Один - записывает звуки, другой - печатает буквы, третий - перекодирует печатные буквы в прописные. Работаем чёрным фломастером. Капитан помогает распределить обязанности.) У.: - Рассмотрите таблицу, подберите к данной модели слово из тетради. (мой, моё, моя)

Ó

























O

 Ó















O

 Ó

















У.: - У кого получилось подобрать слово к данной модели? У.: - У кого не получилось подобрать слово к данной модели? Ребята вам помогут, рассказав, как они работали.

  1. Презентация выполненных работ.
У.: - Один человек от группы выйдет к доске и расскажет, как работала их группа. Д.: - Мы посовещались и решили, что к схеме подойдёт слово моё, потому что буква ё стоит в середине слова после гласной буквы и обозначает два звука [йо]. Лера писала звуки, Артём печатал буквы, а Паша записывал прописные буквы.

У.: - Оцените свою работу в листах оценивания.

  1. Письмо слов по образцу в тетрадях.

Правила списывания слов. У.: - Давайте вспомним правила списывания слов. Д.: - Надо прочитать слово по слогам. Надо обратить внимание на виды соединений в слове.
1) У.: - Ещё раз прочитайте первую пару слов. Сколько в них слогов? Д.: - В слове мой один слог, а в слове моё два. У.: - Обратите внимание на виды соединений в словах. У.: - Напишите слова, диктуя себе по слогам.
2) У.: - Ещё раз прочитайте вторую пару слов. Сколько в них слогов? Д.: - В слове мой один слог, а в слове моя два. У.: - Обратите внимание на виды соединений в слове. У.: - Напишите слова, диктуя себе по слогам.
4) Самопроверка. (Дети читают написанное, ставят ударение, отмечают дугами слоги.) У.: - Проверьте написание слов. Прочитайте слово, поставьте ударение, отметьте дугами слоги.



4. Выполнение логических заданий с буквами. У.: - Какой следующий шаг по плану? Д.: - Мы будем выполнять задания Вопрос Вопросыча. У.: - Какой вопрос нам хотел задать Вопрос Вопросыч? Сколько требований в этом задании? Д.: - Три требования. Найти общий элемент в буквах, сравнить буквы, перекодировать буквы. У.: - Правильно. А выполнять его вы будете в четвёрках. У.: - Вспомните правила работы в группах. (Правила прикреплены на доске) Правила работы в группах:

  1. Говори в полголоса. Не кричи!
  2. Поделись своим мнением.
  3. Дай возможность высказаться каждому товарищу в группе. Сотрудничай, уважай всех членов группы.
  4. Выбери консультанта.

У.: - Проанализируйте буквы а, у, У, ы, и, И. Почему после стрелки от кружка с элементами букв в рабочей строке написаны буквы а, у, У, ы, и, И. Д.: - У.: - Проанализируйте буквы я,Я, О, о, (ё), а. Выделите в них общий элемент и подумайте, какой элемент нужно вписать в кружок. Д.: - В кружок нужно вписать полоску в форме овала, потому что она - общий элемент букв я,Я, О, о, (ё), а. У.: - Почему букву ё написали в скобках? Д.: - Потому что у буквы ё нет элемента в виде полоски в форме овала.
  1. Письмо предложения по образцу в тетрадях.
У.: - Что написано на последней строчке? Д.: - На последней строчке написано предложение. Д.: - Прочитайте его. Д.: - Моё имя Лёня. У.: - Сколько слов в предложении? Д.: - Три. У.: - Объясните правила написания предложения. У.: - Почему слово Лёня написано с большой буквы? Д.: - Это имя собственное. У.: - Напишите предложение, диктуя себе по слогам.

6. Рисование узора-бордюра У.: - Какой следующий шаг по плану?

Д.: - Мы будем выполнять задания Раскраскина.

У.: - Какие задания предложил нам Раскраскин? Д.: - Определить, какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре. (Полоска в форме петли.) Продолжить узор до конца страницы. Раскрасить.

VII. Рефлексия деятельности. Итог урока

  1. Соотнесение цели и результата деятельности
У.: - Какой следующий шаг по плану? Д.: - Итог работы. У.: - Что нового узнали на уроке? (Какие открытия сделали на уроке?) У.: - Достигли поставленных целей? У.: - Какие шаги были сделаны для достижения целей? Д.: - Мы находили элементы, из которых состоит буква ё, конструировали букву ё, писали ее, составляли схемы слов, выполняли задания Вопрос Вопросыча и Раскраскина. У.: - Каковы результаты? Д.: - Научились писать строчную букву ё. У.: - Оцените свою работу на уроке в листах оценивания.
© 2010-2022