Урок по литературному чтению по теме «У. И. Чарушин. Кабан»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока

I. Орг. момент.

II. Актуализация изученного

III. Сообщение темы и целей урока. Знакомство с биографией автора рассказа «Кабан»

1.Вступительное слово учителя.

2. Биография автора

а) выступление ученика I группы

б) работа с дополнительной литературой;

в) сценка.

3.Сообщение целей урока

IV. Совершенствование техники чтения

1. Словарная работа.

2. Речевая разминка

3. Физминутка «Дети по лесу гуляли»

V. Знакомство с новым произведением

1.Прогноз

2.Чтение детьми I группы

3. Физминутка для глаз

4. Проверка первичного восприятия

VI. Работа над содержанием

-Поработайте с текстом и выполните задания

1. Дифференцированные задания

1 группа:

а) решение проектной задачи;

б) работа с пословицами.

2 группа:

задание на установление правильной последовательности событий

3 группа:

выборочное чтение.

2. Проверка выполненных заданий

VII. Итог урока

VIII.Домашнее задание

Конспект урока

[СЛАЙД 1]

I. Орг. момент.

-Прозвенел опять звонок, начинается урок.

Любознательные дети знать хотят про всё на свете.

-Поверьте свою готовность к уроку.

[СЛАЙД 2]

II. Актуализация изученного (урок начинается под музыку из передачи « В мире животных »)

Популярная и любимая передача «В мире животных» начинается с этой музыкальной заставки.

-Почему на уроке звучит эта музыка?

[СЛАЙД 3]

-С каким произведениями по этой теме мы познакомились в этом разделе?

-О ком эти произведения?

III. Сообщение темы и целей урока.

1.Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы прочитаем новое произведение о животных.

[СЛАЙД 4]

-Прочитайте тему урока. Вслух прочитает её…

Удивительную зелёную страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти, чешуе. Встречи там неожиданные. Голоса звучат неслыханные, а уж загадки - на каждом шагу. У нас есть всё для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы всё понять. Спросите, где же эта страна? Она не за морями, не за горами, а рядом перед вами - в вашей «Родине речи»

Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных. И речь сейчас пойдёт о Евгении Ивановиче Чарушине.

[СЛАЙД 5]

2. Биография автора

[СЛАЙД 6]

[СЛАЙД 7]

а) выступление ученика I группы (сообщение + вопросы);

-Чарушин был прекрасным анималистом.

[СЛАЙД 8]

Для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.

б) работа с дополнительной литературой. (На парте у ребят лежат художественные книжки С.Маршака, М.Пришвина, Д. Мамина-Сибиряка, В. Бианки проиллюстрированные Е. Чарушиным.)

-Рассмотрите книжки на столе.
- Кто написал эти произведения?
- Кто нарисовал иллюстрации к этим произведениям? (Авторы разные, а художник один и тот же - Е.И.Чарушин).

- Какие произведения Чарушина вы читали?

в)Сценка. Послушайте диалог, который однажды произошёл в Литературном клубе между одним из знаменитых иллюстраторов и Евгением Ивановичем, и расскажите, чем ещё увлекался Чарушин.

Сценка : « Ленинград. Литературный клуб»

Иллюстратор: Так вы ,сударь Чарушин, говорите, что много путешествовали по

лесным краям?

Чарушин: Да, я родом из Вятской губернии. Отец мой, Иван Чарушин, был

архитектором, и поэтому много разъезжал. Часто брал меня с собой.

Иллюстратор: Так. так. Значит первые уроки наблюдательности были

получены в этих путешествиях?

Чарушин: Выходит так. Моё детство прошло в такой благоприятной

обстановке. Батюшка мой водил дружбу с музыкантами, с художниками.

Иллюстратор: Я слышала вы играете на скрипке?

Чарушин: Да, я играю на скрипке, увлекаюсь актёрством, живописью,

скульптурой.

-О каких увлечениях Чарушина вы узнали?

3.Сообщение целей урока. Прочитайте, о чём узнаем, чему будем учиться сегодня на уроке

[СЛАЙД 9]

-Почему необходимо учиться бережному отношению к животным?

IV. Совершенствование техники чтения

1. Словарная работа. Перед тем, как читать новое произведение, я бы хотела обратить ваше внимание на смысл отдельных слов и словосочетаний, которые возможно будут вам не понятны. Я прошу найти в толковых словарях значения таких слов и словосочетаний:

[СЛАЙД 10]

2. Речевая разминка

-Получить удовольствие от прочитанного можно, владея хорошей техникой чтения.

[СЛАЙД 11]

-Прочитайте самостоятельно про себя.

-Прочитаем с испугом.

-Прочитаем шёпотом, предостерегая

-Прочитайте быстро в темпе скороговорки

-Кто может прочитать, как бы это произнесла змея

(Дети объясняют толкование найденных слов)

[СЛАЙД 12] (небоскрёб)

[СЛАЙД 13] (студень)

[СЛАЙД 14] (марал)

[СЛАЙД 15] (зоосад)

-Что вы видите положительного в создании зоосада? Отрицательного?

-Слово администрация трудное для прочтения.

[СЛАЙД 16]

-Прочитаем его по слогам, а теперь плавно с ударением

3. Физминутка «Дети по лесу гуляли»

V. Знакомство с новым произведением

1.Прогноз

Сегодня вы прочитаете рассказ Е.Чарушина «Кабан». Я предлагаю поработать в паре.

-Прочитайте предложенные слова и предположите о чем пойдет речь в произведении, которое мы сегодня прочитаем? (Ребятам 3 гр. в помощь иллюстрация на стр.98 учебника)

[СЛАЙД 17]

-Что вы знаете о кабанах?

[СЛАЙД 18]

[СЛАЙД 19]

-Поверим свои предположения, послушав рассказ. Выразительное чтение приготовили для вас ребята I группы.

-Перед чтением я хочу предложить вам задание:

[СЛАЙД 20]

-Кто желает почитать за конторками?

-Если в процессе чтения вам встретятся ещё непонятные слова, отметьте их простым карандашом.

2. Чтение рассказа

-Оправдались ли наши предположения?

-Встретились слова, которые были вам не понятны?

3. Физминутка для глаз (профилактика близорукости) (1 мин)

[СЛАЙД 21]

-Потренируем глазные мышцы. Снимем зрительное напряжение.

-Посмотрите на экран, потом на кабана, который у вас в учебнике

-Найдите глазами в классной комнате спрятавшихся животных из рассказа «Кабан»

-Какое животное спряталось очень хорошо?

[СЛАЙД 22]

4. Проверка первичного восприятия (5 мин)

-Выполним предложенное перед чтением задание.

-Кто из ребят 3 гр. готов отвечать?

- 2 гр.?

-1 гр.?

VI. Работа над содержанием (6 мин)

1.Поработайте с текстом и выполните задания

а)Выборочное чтение

-Прочитайте текст на стр.96, найдите в тексте описание, как ведут себя животные во время игры(III) (задание на листе)

б) Задание на установление правильной последовательности событий

[СЛАЙД 23]

-Прочитайте вполголоса произведение, и восстановите события, характеризующие душевное состояние художника в течение всего рассказа (II) (задание на листах)

в)Решение проектной задачи (I)

[СЛАЙД 24]

[СЛАЙД 25]

б)Работа с пословицами (I)

-Прочитайте пословицы:

-Определите тему этих пословиц.

-Как их можно связать с содержанием рассказа?

-Прежде, чем ответить на последний вопрос, прочитайте отрывок из научно - познавательной статьи, напечатанной в журнале «Юный натуралист» и обсудите свой ответ в группе (Раздаются листы с заданием и отрывком из статьи)

2. Проверка выполненных заданий

а) (III) Прочитайте задание. Прочитайте отрывок, описывающий игры животных

б) (II) Прочитайте задание +[СЛАЙД 26]

[СЛАЙД 27]- проверка


в) [СЛАЙД 28] (I)

[СЛАЙД 29]

-Можно ли утверждать, что Е.И. Чарушин был трусливым человеком? Почему?

-Как вели себя кабанчики из нашего рассказа, когда появился мальчик с хворостиной?

-Как бы вы поступили на его месте?

-Какие правила нужно соблюдать в общении с животными?

-Чему хотел научить нас Чарушин, рассказав нам эту историю?

г) [СЛАЙД 30]

-Что вы должны получить в ходе решения этой проектной задачи?

[СЛАЙД 31]-с заданиями 1и2

[СЛАЙД 32]- с заданиями 3и4

VII. Итог урока

[СЛАЙД 33]

-Вспомните о тех целях, которые мы ставили перед собой в начале урока

1. Рефлексия (Заполните шкалу самооценки)

Кто достиг поставленных целей?

Кто частично добился поставленных целей?

Для кого многие вопросы так и остались без ответа?

-Какое задание вы выполняли с особым интересом?

-Чью работу на уроке вы хотели бы особо отметить?

-За что вы хотите себя похвалить?

VIII. Домашнее задание

[СЛАЙД 34]

-Выберите домашнее задание

[СЛАЙД 35]



© 2010-2022