- Преподавателю
- Начальные классы
- Проект «Моя семья»
Проект «Моя семья»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Колесникова И.В. |
Дата | 04.03.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Творческий проект «Моя семья»» Постановка проблемы: Знают ли современные дети свои корни, своих бабушек и дедушек, историю и традиции своей семьи? Каковы взаимоотношения в семьях воспитанников? Ответы на эти вопросы быть получены в ходе реализации творческого проекта «Моя семья». Цель проекта: создание организационно - педагогических условий формирования у детей духовно - нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье. Задачи проекта:
- Обогатить знания детей о своей семье.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы.
- Воспитание уважительного отношения к истории своей семьи;
- Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.
- Опрос «Знаем ли мы историю своей семьи, ее состав?»;
- Беседа «Больше братьев и сестер, меньше всяких разных ссор ». (Об отношениях детей в многодетных семьях);
- Рисунки и фото «Моя семья» .
- Дети больше узнают о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
- Совместная деятельность будет способствовать укреплению детских - родительских отношений.
Пояснительная записка. Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые также подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Государственная программа поддержки семьи направлена на ее поддержку. Тем не менее, одними экономическими вливаниями вернуть авторитет и привлекательность семьи в обществе будет явно недостаточно. Школа является той государственной ячейкой, с которой семья взаимодействует чаще всего. При анализе комфортности взаимодействия семьи и школы в деле создания благоприятных условий для развития личности ребенка у детей - участников образовательного процесса, родителей - заказчиков образовательного процесса и учителей - исполнителей образовательного процесса отмечается пропорциональное увеличение напряжения у всех сторон. Партнёрство семьи и школы должно работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за его образование и развитие. В ранний школьный период родители и семейная атмосфера является наиболее важным фактором в развитии детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, учитель должен осознать, что его работа в классе не принесёт больших результатов без активного участия родителей. Важно начать эту работу именно в начальной школе, так как активные формы работы с родителями с самого начала обучения ребенка в школе позволяют им осознавать необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, формируют потребность общения со школой. Актуальность. Министерством образования РФ была разработана «Программа развития воспитания в системе образования России», где выделены основные тенденции и проблемы воспитания детей и учащейся молодежи Российской Федерации, цели и задачи, основные принципы, направления и особенности воспитания в образовательных учреждениях разного типа. Программа получила широкое обсуждение в регионах и стала основной для создания региональных программ воспитания в образовательных учреждениях России. Национальная стратегия в области воспитания определяется законодательством, признается вариативность и разнообразие воспитательных систем, организаций, технологий. Дети и молодежь являются равноправными субъектами процесса воспитания, саморазвития, социокультурного самоопределения. Стержнем воспитания является формирование социально необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов, гражданской позиции обучающихся. В настоящее время именно школа становится важнейшим фактором гуманизации общественно - экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Однако без помощи семьи решать эту задачу школа не сможет, поэтому родители должны не только понимать социальный заказ общества, но и активно помогать школе в его реализации. Каким видит и ждет общество и государство выпускника школы? Если проанализировать соответствующие документы, то школа совместно с родителями должна воспитывать личность, способную: - самостоятельно принимать решения и делать осознанный выбор; - отвечать за свои решения и поступки; - разумно действовать в самых непредвиденных и нестандартных ситуациях; - нести ответственность за себя и своих близких; - обладать навыками учения и самообучения; - обладать компетенциями, необходимыми в самых различных областях знаний; - идентифицировать себя как носителя национальной культуры, гражданина своей страны и гражданина мира; - находить разумный компромисс при решении проблем, возникающих в социуме.
Наш проект о том, что объединяет всех нас - все о семье. У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой, это твоя семья и близкие тебе люди: родители, сестры, братья, дедушки, бабушки.
Есть такая пословица: «Счастье не птица, само не прилетит». Его создают те, у кого в семье царят мир, уважение и любовь . Семья - это семь «Я». Семья - это продолжение нашего рода. Начало его уходит в далекое прошлое. В нем, в прошлом, лица близких и дорогих вашей семье людей. Они подарили жизнь вашим родителя и, благодаря судьбе, наши родители смогли встретить друг друга.
До начала ХХ века семья состояла не из одного поколения. В ней были дедушки, бабушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья и сестры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие. О семье написаны сказки, рассказы, стихи. Создано много пословиц и поговорок.
Когда семья вместе, так и душа на месте.
Не нужен клад, когда в семье лад.
Один в поле, не воин.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дом вести, не бородой трясти.
Дом без хозяйки сиротка.
Цель нашего проекта - узнать (биографию) историю семьи, о членах семьи, об их интересах, профессиях, о домашних делах взрослых и детей. Каждый ученик нашего класса выполняя домашнее задание по окружающему миру - писал сочинение на тему «Моя семья», что и послужило началом дальнейшей исследовательской работы.
Учебный проект состоит из 4 этапов:
-погружение в проект;
-организация деятельности;
-осуществление деятельности;
-презентация результатов.
1 этап. В классе прошла беседа на тему «Я и моя семья». После занятия возникло много вопросов (Кто? Почему? Откуда? и др.), на которые дети не могли дать ответ, не хватало знаний о семье. Проблематику исследовательского проекта «Моя семья» определил интерес детей, его реализация оказалось возможной во внеурочной деятельности. Отдельным направлением этого этапа стала работа с родителями. 2 этап. Проведено несколько занятий с детьми, в ходе которых обсуждались сущность и значение исследовательских умений в жизни любого современного человека. Младшие школьники познакомились со структурой исследовательского проекта, методами исследования. Групповая работа, организованная на этом этапе, позволила всем участникам проектно-исследовательской деятельности обсудить значимые для них вопросы. На этом этапе осуществлялось планирование учебно-исследовательской деятельности и при помощи учителя разработаны программы исследования Все программы имели одинаковую структуру: тема, объект, предмет, цель, задачи, методы и база исследования. Было проведено родительское собрание. Родители благосклонно отнеслись к этой идее. 3 этап. Осуществление деятельности происходило по направлениям, сформулированным в виде задач исследования. Общая для всех задача - сбор информации по теме исследования. Очень важно, что кроме традиционных способов поиска информации в книгах, информацию получали от бабушек, дедушек, других родственников. Обработка информации осуществлялась при помощи устных и письменных обобщений, фотографий.
4 этап. Этап презентации является заключительным и очень важным в проектно-исследовательской работе. Мои ученики оформили результаты исследования с помощью рисунков, «Генеалогического древа», выставки «Семейные реликвии» и др.
Всё закончилось проведением общего праздника.
Ход работы над проектом
Организационный этап. Обсуждение проблемы, постановка задач, выдвижение предложений. Распределение ролей. Подготовительный этап.
- Сбор информации (опрос детей, беседы с родителями)
- посещение полезных сайтов в Интернете, библиотеки, поиск информации в книгах;
- поиск пословиц, поговорок, стихов и рассказов о семье;
- Встреча с родителями, привлечение к совместной деятельности (обсуждение предстоящей работы, поиск необходимых фотографий из семейного архива);
- Конкурс рисунков и сочинений «Моя семья»
Заключительный этап. Представить продукт творческого проекта на воспитательном мероприятии, перед родителями и учащимися начальной школы.
Реализация проекта.
На организационном этапе проекта мы все вместе с детьми провели игру-опрос «Что мы знаем о своей семье»? Выяснилось, что не все дети знают имена своих бабушек и дедушек, где они проживают. Из всех учащихся классов лишь один ребенок сумел кратко рассказать о составе своей многодетной семьи, интересах, занятиях. Поставили задачи: - помочь участнику проекта собрать информацию о каждом члене своих семей. -привлечь к активному участию в проекте родителей участника; - развить свои творческие способности и коммуникативные навыки через проектную деятельность. Все материалы собраны в папку-накопитель. На аналитическом этапе мы обсудили результаты нашего проекта. В ходе реализации улучшились взаимоотношения учащихся в классе, был заметен положительный и заинтересованный отклик со стороны родителей непосредственного участника проекта. Результатами нашей работы мы остались довольны. В результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, досуг, совместная деятельность детей и родителей мы получили положительный результат. У детей повысились знания о семье, родители стали активнее участвовать в мероприятиях, проходимых в детском саду.
Литература
1. Рекомендации Министерства образования РФ № 14-51-140/13 от 21.05.2004 // Школьный психолог. 2004. № 30.
2. Мильграм Л.И., Кондаков А.М. и др. Международный Бакалавриат и российская школа. Нормативно-методическая документация для российских образовательных учреждений. - М., 1997.
3. Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Оценка без стресса: новый старый подход // Здоровье детей. 2003. № 17.
4. Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся / Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». М., 2004
Приложение.
Конкурс рисунков «Моя семья»
Семья - это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Взлёт и падения, радость, печаль.
Семья - это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом -
Сердце навеки останется в нём!
Чтобы жизнь удалась, А чтоб было уютно,
Надо выстроить дом, Тепло в доме том,
Воспитать в нём детей, Надо страстно любить,
Не забыть о деревьях. Надо искренне верить.
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом.
Фото рассказы о семье.
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Сочинения детей. 1.У меня семья очень хорошая семья. Она состоит из пяти человек: папа, мама, бабушка , старший брат Дима и я. Папу зовут Алексей, маму Ольга, а бабушку - Клавдия.Мой папа работает охранником в Москве. Моя мама - продавец. В свое свободное время мы посещаем ледовый каток, ходим в лес, катаемся на велосипедах. На Новый год приглашаем Деда Мороза и Снегурочку, отмечаем все праздники. В семье я имею обязанности: убираю в своей комнате, мою полы, ухаживаю за растениями, мою посуду. (Фофонов Вадим)
2.Больше всего на свет я люблю свою семью. Моя милая мама очень ласковая, добрая и очень красивая! Она очень много времени проводит со мной и с маленькой сестрой Юлей. Рассказывает сказки, знакомит с рассказами. Я стараюсь во всем помогать маме: убираюсь дома, помогаю готовить, ухаживать за братом. Летом помогаю в работе по саду. Мой папа - мужественный и справедливый человек. Он очень хороший. Мы с ним ходим на рыбалку. Зимой катаемся на лыжах, коньках, снегокате, а летом играем в футбол и бадминтон. Я очень хочу быть похожим на папу и многому учусь у него. Эти родные мне люди - близки моему сердцу и главное в моей жизни! (Тарасов Коля)
-
Меня зовут Маша. В моей большой и дружной семье шесть человек. Моего папу зовут Юра. Он газосварщик. Он у меня самый умный, добрый и внимательный папа на свете. Моя мамочка Лена медсестра. У меня ещё есть 2 старшие сестрёнки Ирина и Таня, младший брат Ваня. Свободное время в нашей семье мы проводим дружно и разнообразно: все вместе ходим на прогулки, играем в игры, катаемся на лыжах, купаемся, собираем грибы. В выходные дни мы устраиваем семейные обеды. Это наша семейная традиция. А традиция устраивать семейные концерты - моя самая любимая. Мы с сестрой всегда выступаем с удовольствием. А обязанностей по дому у меня немного: поддерживать порядок в комнате. Зато у нас большое хозяйство. Мне очень нравится помогать маме и папе кормить наших домашних животных. А ещё я своего братишку Ваню научила читать и считать. Мама сказала, что я умница! (Ермакова Маша)
-
Моя семья состоит из трёх человек: мама, бабушка и я. Я уже взрослая, поэтому я во всём помогаю моей мама: мою посуду, убираю в комнате, ухаживаю за старенькой больной бабушкой. А вечером, когда все дела переделаны, я люблю слушать рассказы моей бабушки о прошлом. Это так интересно! Я очень люблю свою семью! (Гужельникова Олеся)
Фото-проекты «Наша дружная семья»
Матюшкина Соня 1 класс.
Чебряковы Миша и Артём Ахмедов Фаррух
1 и 3 класс 1 класс