Урок математики в 1 классе на тему ломаная линия. Многоугольники

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики 1 класс

Шалютова Т.Г. учитель начальных классов



Автор учебника Л.Г.Петерсон
Тема урока: "Ломаная линия. Многоугольник."
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: знакомство с понятиями: ломаная линия, звенья ломаной линии, вершины ломаной линии, многоугольник.
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия
личностные:
•умение выделить нравственный аспект поведения
•развитие осознанного позитивного эмоционального отношения к себе и окружающим
•развитие логического мышления, пространственного воображения, внимания, памяти, фантазии
регулятивные:
•целеполагание в постановке учебной темы и задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно
•планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата
•составление плана и последовательности действий
•прогнозирование результата
•контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
•коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения с эталоном
познавательные:
•самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
•совершенствование математической речи
•решение рабочих задач с использованием ИКТ (ломаная линия и её виды)
•повторение понятий: отрезок, прямая линия, луч.
•структурирование знаний, т. е. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
•рефлексия способов и условий действия
коммуникативные:
•обеспечивать социальную компетентность и учёт позиции одноклассников
•развивать умение слушать и вступать в диалог
•участвовать в коллективном обсуждении проблем
•интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество
Материалы и оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник, карандаши, линейки, счетные палочки, «маячки» для рефлексии, таблички со словами (незамкнутая, замкнутая, звено, ломаная), таблички с примерами, таблички для работы в группах с отрезками, лучами, прямыми, ломаной
Методы работы: объяснительно - иллюстративные, частично - поисковые, словесные, наглядные, практические.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,


1.Организационный момент

1. Проверка готовности к уроку.

-Долгожданный дан звонок,

Начинается урок
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
- На уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий.

- Каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

- А кто и что же помогут вам сделать эти открытия?
(Внимание, находчивость, смекалка, учитель, дружное сотрудничество…)

- Проверим ваше внимание.

2.Игра «Эхо»(повторяем хлопки 4-5 раз)

Познавательные УУД

Развиваем умения:

1) самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;

2) составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;

3) строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем;

4) анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему.

Коммуникативные УУД

Развиваем умения:

1) работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом);

2) вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

3) активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

4) ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;

5) ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

6) участвовать в обсуждениях, работая в паре;

7) ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;

8) не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;

9) работать консультантом и помощником для других ребят;

10) работать с консультантами и помощниками в своей группе.

Регулятивные УУД

Развиваем умения:

1) принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;

2) принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий);

3) выполнять работу в соответствии с заданным планом;

4) участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.

Личностные УУД

Развиваем умения:

1) понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

2) быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

3) не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки - обязательная часть решения любой задачи.


2. Актуализация знаний

1.- Сегодня к нам пришла в гости Точка (Рисунок Точки).

- Она приглашает нас в путешествие. А в какую страну вы узнаете, переставив карточки в порядке убывания чисел.
(Дети на интерактивной доске расставляют числа, а вместе с ними перемещаются и буквы. Получилось слово Геометрия.)

т о Г я р м е и е
4 7 9 1 3 6 8 2 5

Геометрия - наука очень интересная,
Треугольник, круг, квадрат уже известны вам.
Много нового она в себе таит,
Языком углов и линий говорит.
Что нам встретится в пути - вовсе неизвестно
И поэтому идти очень интересно.

- А чтобы веселее было идти, давайте посчитаем «Тихо - громко» до 20.
Счет двойками.

- Обратный счёт «цепочкой».

2. - Но, чтобы запомнить все, что мы там увидим, надо быть очень внимательным и наблюдательным.

- Что объединяет все рисунки? (Это геометрич. фигуры)
- Какая фигура отличается от других? (Круг, пятиугольник)
- Каким по счету был 5-угольник? ( - пятый )
- Назовите 1 фигуру, 3-ю (-Треугольник, круг)
- Назовите весь ряд
Открывается изображение на доске.
- Какая фигура лишняя? Почему?
- Точка очень любопытна, она интересуется, правда ли, что:
- Некоторые фигуры - треугольники (покажи)
- Все фигуры-треугольники (докажи)
- Каждая фигура является квадратом (докажи)
- Некоторые фигуры-прямоугольники (покажи)
- Есть фигуры, у которых углов больше 3 (докажи)

3. Подготовка проблемной ситуации

1. На интерактивной доске появляется рисунок города:
- Мы узнаем, в какой город мы попали, решив примеры и расколдовав буквы.
- Прочитайте выражения и найдите их значение
4+1 (Л)

5+2 (и)
3+2 (н)

6-3 (и)
7-4 (я)
(По мере решения, выражения переворачиваются, и на доске появляется слово ЛИНИЯ)
- Как же называется город? (- Город Линий)

2.Работа в группах.
- Нам надо узнать, как называются улицы в этом городе.
-Точка предлагает нам поработать в группах.
-Давайте вспомним правила работы в группе.
- Работать дружно, не ссориться, помогать друг другу.
Не смеяться над неправильным ответом.
Говорить негромко, вежливо.

- Рассмотрите карточки.
- Подумайте и скажите - какое задание можно предложить всем для работы?
( Разделить линии на группы.)
- Разделите. (Дети выполняют группировку с обсуждением в группе)
Проверка.
- Какие варианты у вас получились? (По одному ученику от каждой группы приглашаю к интеракт. доске для демонстрации группировок.)
- У какой группы так же? По-другому?
- На какой группировке остановимся? Почему?
(Замкнутые и незамкнутые линии. Нам важен не цвет и толщина линий, а их название)
3.Формулирование темы урока
- Какая линия изображена на экране? (прямая)

-Закройте глазки и представьте себе город Линий. Как вы думаете все ли улицы в этом городе мы назвали? (- Нет, не все. Есть и другие линии.)
(Меняется изображение прямой линии на ломаную)
- Откройте глаза.
- Что изменилось?
(-Прямая линия превратилась в непрямую)

- Что вы знаете про эту линию?
- А что бы вы хотели узнать про эту линию?
•Как называется?
•Как сконструировать?
•Из чего состоит?
•Как начертить?
•Где можно увидеть?
•Какие виды?

- Сегодня на уроке мы будем наблюдать за такими линиями, займёмся исследованием, совершим маленькие «открытия» и, надеюсь, ответим на многие ваши вопросы.
Про эту линию точка хочет рассказать нам интересную историю (Учитель сопровождает рассказ показом, используя веточку)
- Однажды я гуляла на волшебной поляне. Солнышко светило ярко - ярко. Мне захотелось побегать и попрыгать. Но вдруг я обо что - то споткнулась. Я наклонилась и увидела у себя под ногами вот эту веточку. Я взяла ее в руки и увидела, что она сломалась в трех местах.
- Какая интересная линия! - подумала я. Она была прямая, а стала ... (ломанная).

- Как же называется эта линия? (Ломаная линия)
- Какая тема урока? (Ломаная линия)
Открывается тема урока на доске
- На какой вопрос ответили? (-Как называется эта линия.)

4. Открытие новых знаний


1. Исследование ломаной линии путём практической работы.
- Попробуем сконструировать ломаную линию
- Возьмите в руки столько палочек, сколько раз я хлопну в ладоши (6 раз).
- Девочки убавьте одну палочку.
- Сколько палочек у мальчиков?(6) У девочек?(5)
- Постройте свою ломаную линию.
- Проверьте работу в парах друг у друга и помогите, если у кого-то не получилось.
- Хотите посмотреть, какие линии получились? Встаньте, походите по классу и посмотрите, какие составлены линии.

-Кому понравились работы? Действительно, много интересных и разных ломаных!
- Сколько палочек использовали мальчики?
- Сколько палочек использовали девочки?

- Что интересного заметили, моделируя линию:
- Из чего состоит ломаная линия? (Из отрезков.)
- Как соединяются отрезки? (Концами)
- Как следуют? (Последовательно друг за другом.)

- Подведу итог тому, что вы сказали:
Вывод: точное название линии «ломаная линия» Ломаная линия состоит из отрезков, которые последовательно идут друг за другом.

2. - Когда отрезки становятся частью ломаной, у них появляется другое название. Хотите его узнать?

Каждый отрезок ломаной линии называется звеном.

-Скажем слово вслух: «звено», много «звеньев».
- Показываю табличку «Звено».
- Прикрепите слово к ломаной.( Ребенок прикрепляет табличку к звену ломаной, начерченной на доске)
- Сколько звеньев у нашей ломаной? (4 звена)
- На что похожа наша ломаная? (-На гору)
- Как бы вы назвали эту точку? (Учитель показывает на вершину ломаной и уточняет, что это вершина, как у горы. Ученик
прикрепляет табличку «Вершина»)
- Вершины - это точки, где соединяются звенья.
- Сколько вершин у ломаной? (3)

3. Виды ломаных

- А сейчас внимательно посмотрите за моими действиями. Что произошло? (соединяю концы ломаной)

-Как теперь мы назовём нашу ломаную? (замкнутой)
-Чем отличается замкнутая ломаная от незамкнутой?

Как мы можем назвать замкнутую ломаную?

- Превратите свои ломаные линии в замкнутые.

Какая фигура получилась у мальчиков? У девочек?
-Приведите пример замкнутой ломаной линии. Где мы с ними встречаемся? (Геометрические фигуры)

Физкультминутка

-Точка предлагает нам немного отдохнуть.
(Учитель показывает карточки с выражениями. Дети находят значение выражений и выполняют действия.)

Сколько раз ногами топнем? (2+2)
Сколько раз в ладоши хлопнем? (5-3)
Мы присядем сколько раз? (4+2)
А наклонимся сейчас? (7-4)
И подпрыгнем ровно столько. (1+3)
Ай да счет! Игра и только!

4. Первичное закрепление

- Назовите многоугольники на рисунке.

-Сколько вершин и звеньев у первой фигуры? Как называется? (так по всем фигурам)
-От чего зависит название многоугольника? (От количества вершин и звеньев.)

5. Работа в тетради стр.6 №2 (работа в парах)
6. . Работа в тетради стр.7 №5 (индивидуальная работа с проверкой в парах)

- Название линии знаем, конструировать умеем, из каких частей состоит тоже знаем. А какое важное умение нам предстоит освоить?
(-Научиться чертить ломаную линию).
-С чего можно начать построение ломаной линии?( Поставить точки.)
-Точки у вас в учебнике уже есть. Назовите их.
-Что надо делать дальше? (Соединить их.)
-Как соединить? (Конец соединить с началом.)
-Какой инструмент нам понадобится? Чем будем чертить?(Линейка, карандаш.)
-Начертите. (Дети чертят ломаную в учебнике.)
-Прочитайте название ломаной линии.

- Сколько звеньев у нашей ломаной?

-Где можно увидеть ломаную линию? (Дети рассматривают рисунки и изображения, макеты домов. крыш:
-Вершины гор, крыши домов и др.)

5. Обобщение знаний

-О каких линиях говорили? (О ломаных)
-Какие задачи перед собой поставили? Ответили мы на поставленные вопросы?
-Из чего ломаные линии состоят?
-Как называется часть ломаной линии?
-Какие ломаные существуют?

-Ломаная линия таит в себе еще много загадок, а разгадывать мы их будем на наших следующих уроках.


6. Повторение пройденного


  1. Повторение состава числа 7 (учебник).

Задание №3 с.7 нужно составить числовые выражения с помощью ломаных линий.

- Какие получились выражения? Зачитаем по цепочке полученные выражения. Что они вам напомнили? (Состав числа 7)

2. Эстафета по рядам.

3. Самостоятельная работа.

- Знание состава числа 7 вам поможет заполнить «окошки» замка точками и цифрой в №3 и №4, с.6 (тетрадь).

Учитель: Обменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли выполнил это задание ваш сосед по парте.

7. Рефлексия

-Оцените свою работу на уроке. Поднимите маячок.

- Оцените работу соседа по парте.

-Оцените общую раболу…


© 2010-2022