- Преподавателю
- Начальные классы
- Тема: Наблюдение за однокоренными словами, умение выявлять их и выделять в словах корень
Тема: Наблюдение за однокоренными словами, умение выявлять их и выделять в словах корень
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тимофеева Т.Ю. |
Дата | 11.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока
Тимофеевой Татьяны Юрьевны, учителя высшей категории
Тема: Наблюдение за однокоренными словами, умение выявлять их и выделять в словах корень
Учебник: Русский язык , Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, с. 85-88
Формируемые умения/ личностные качества (планируемые результаты обучения)1
Предметные умения: - Понимать значения слов, узнавать значения незнакомых. Владеть опознавательными признаками родственных слов для их выявления. Осознавать недостаток сведений, черпать их учебника и использовать.
Универсальные учебные действия2: Личностные:
- Становление коммуникативного и познавательного мотивов изучения русского языка, расширение представления о его богатых возможностях. Понимание значимости ясной и правильной речи: осознание необходимости контроля за своей речью. (Л.)
Регулятивные:
- Понимать наличие проблемы, коллективно ставить учебную задачу, осуществлять шаги для её решения. Планировать (совместно с учителем)способ действия для решения конкретных языковых задач, действовать по намеченному плану. Контролировать процесс и результат своих учебных действий и учебно-речевой деятельности. (Р.)
Познавательные: - Осознавать познавательную задачу, участвовать в её решении. Читать информацию в учебнике, дополнять её известными сведениями и черпать новые. Сопоставлять информацию с результатами наблюдений. Понимать информацию, представленную в схематической форме, переводить её в словесную форму, использовать для решения практических задач, владеть общими способами действия. (П-1.)
- Проводить целенаправленные наблюдения, анализировать, сравнивать, выбирать из предложенных вариантов, обосновывать выбор, конструировать; ставить языковой опыт, оценивать, делать умозаключения, выводы; высказывать предположения, проверять их по учебнику; обобщать, систематизировать. (П-2.)
Коммуникативные: - Участвовать в общей беседе, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения. Формулировать и высказывать свою точку зрения; выражать свои мысли, заботясь об их понимании собеседниками; слушать другие точки зрения, стараться понимать их. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, договариваться, проявлять доброжелательное отношение к партнёру, осуществлять взаимопомощь, взаимоконтроль. (К.)
Содержание урока Основные задачи изучения темы: 1) формировать соответствующие понятие;
- владеть опознавательными признаками родственных слов и отработка действия по их выявлению;
- введение понятия «корень слова» ;
- знакомство со способом нахождения в слове корня;
- Введение в тему урока.
- О некоторых словах, например, комок, комочек, голова, головка, рот, ротик, говорят, что они родственные. Как вы думаете, что может означать это название? (Ответы детей).
- Постановка учебной задачи.
- А слова сахар и конфета родственные? …. Конфета ведь сладкая.
- Почему сахарницу так назвали? А что значит солить?
- Ребята, послушайте важные сведения.
- Т
ак сахар и конфета - родственные слова?
- Объясните слова с помощью одного и того же слова ? Получается? (Нет.) Есть у слов общее значение?
- А есть ли в словах общая часть? ( Нет.)
- А соль и солить?
- Объясните слова с помощью одного и того же слова ? Получается? (Да.) Есть у слов общее значение? (Да.)
- А есть ли в словах общая часть? ( Да.)
- Соберите семью родственных слов. Как их узнаешь?
- Назовите первую группу родственных слов? (Рыба, рыбка, рыбачить, рыбный.)
- Молодцы. Назовите вторую группу родственных слов? ( ?)
- Запишем родственные слова в первый столбик. Что они называют: пред- мет, признак, действие?
- Запишите во второй и третий столбики слова, которые остались.
- Припишите в два последних столбика только родственные слова: окунёк, окунул; улов, ловкий.
- Почему два слова опять остались?
- Умницы.
- Кто знает, как называется общая часть родственных слов? (Корень.) Объясните, почему эту часть считают в слове главной. (В корне - значение слова.)
- А как будут называться слова с одним и тем же корнем? (….)
III. Сверка своих выводов, сделанных на основе наблюдений, с информацией в учебнике.
- Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем и узнаем на странице 86. Дети читают про себя.
- Как называется главная часть слова? (Корень.)
- Как по- научному называют родственные слова? (Однокоренные.)
- Как выделяется корень в однокоренных словах? ( )
- Молодцы.
- Отметим корень в записанных словах.
- Упражнение в определении по опознавательным признакам однокоренных слов.
- Ребята, сможете ли вы определить в задании 116 однокоренные это слова или нет? Прочитаем вместе.
- Молодцы. Прочитаем слова на странице 86, задание 118. Это однокоренные слова? Назовите первую группу...., вторую..... Запишем в два столбика … выделим корень ?!
- Ребята, а как нужно действовать, чтобы найти в слове корень?
- Прочитайте про себя на странице 87 в серой рамочке важные сведения.
- Так как будем действовать ?
- Прочитайте слова солонка, сахарница... запишем в два столбика.
- Как будете искать в них корень?
- Выбери для каждого слова однокоренные и самостоятельно допишите их в свои столбики.
- Как действовали? Все ли слова подошли?
- Выделим корень.
- Везде ли в одном корне одинаковые гласные звуки? А буквы?
- Какие из однокоренных слов называют предметы, признаки, действия?
- Молодцы.
V. Домашнее задание.
- Страница 87, задание 120. Посмотрим.
VI. Подведение итогов.
- Как называется главная часть слова?
- Расскажите, как определять однокоренные слова?
- А как находить корень?
- Расскажите об этом дома родителям.
- Умницы.
1Указаны предметные умения и УУД, формируемые в течение изучения всей темы, на которую отводится 12 ч.
2Для обозначения видов УУД используются следующие условные обозначения: Л. - личностные качества; Р. - регулятивные УУД; П. - познавательные (обеспечивающие умение работать с информацией - П-1, выполнять различные мыслительные действия - П-2); К - коммуникативные УУД.
5