Тема: Наблюдение за однокоренными словами, умение выявлять их и выделять в словах корень

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

Тимофеевой Татьяны Юрьевны, учителя высшей категории



Тема: Наблюдение за однокоренными словами, умение выявлять их и выделять в словах корень


Учебник: Русский язык , Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, с. 85-88


Формируемые умения/ личностные качества (планируемые результаты обучения)1
Предметные умения: - Понимать значения слов, узнавать значения незнакомых. Владеть опознавательными признаками родственных слов для их выявления. Осознавать недостаток сведений, черпать их учебника и использовать.
Универсальные учебные действия2: Личностные:

  • Становление коммуникативного и познавательного мотивов изучения русского языка, расширение представления о его богатых возможностях. Понимание значимости ясной и правильной речи: осознание необходимости контроля за своей речью. (Л.)

Регулятивные:
  • Понимать наличие проблемы, коллективно ставить учебную задачу, осуществлять шаги для её решения. Планировать (совместно с учителем)способ действия для решения конкретных языковых задач, действовать по намеченному плану. Контролировать процесс и результат своих учебных действий и учебно-речевой деятельности. (Р.)

Познавательные: - Осознавать познавательную задачу, участвовать в её решении. Читать информацию в учебнике, дополнять её известными сведениями и черпать новые. Сопоставлять информацию с результатами наблюдений. Понимать информацию, представленную в схематической форме, переводить её в словесную форму, использовать для решения практических задач, владеть общими способами действия. (П-1.)
  • Проводить целенаправленные наблюдения, анализировать, сравнивать, выбирать из предложенных вариантов, обосновывать выбор, конструировать; ставить языковой опыт, оценивать, делать умозаключения, выводы; высказывать предположения, проверять их по учебнику; обобщать, систематизировать. (П-2.)

Коммуникативные: - Участвовать в общей беседе, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения. Формулировать и высказывать свою точку зрения; выражать свои мысли, заботясь об их понимании собеседниками; слушать другие точки зрения, стараться понимать их. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, договариваться, проявлять доброжелательное отношение к партнёру, осуществлять взаимопомощь, взаимоконтроль. (К.)

Содержание урока Основные задачи изучения темы: 1) формировать соответствующие понятие;

  1. владеть опознавательными признаками родственных слов и отработка действия по их выявлению;
  2. введение понятия «корень слова» ;
3) познакомить с понятием «однокоренные» слова;
  1. знакомство со способом нахождения в слове корня;


  1. Введение в тему урока.

  • О некоторых словах, например, комок, комочек, голова, головка, рот, ротик, говорят, что они родственные. Как вы думаете, что может означать это название? (Ответы детей).

  1. Постановка учебной задачи.

  • А слова сахар и конфета родственные? …. Конфета ведь сладкая.

  • Почему сахарницу так назвали? А что значит солить?

  • Ребята, послушайте важные сведения.
  • ТТема: Наблюдение за однокоренными словами, умение выявлять их и выделять в словах корень

    ак сахар и конфета - родственные слова?
  • Объясните слова с помощью одного и того же слова ? Получается? (Нет.) Есть у слов общее значение?

  • А есть ли в словах общая часть? ( Нет.)

  • А соль и солить?

  • Объясните слова с помощью одного и того же слова ? Получается? (Да.) Есть у слов общее значение? (Да.)

  • А есть ли в словах общая часть? ( Да.)

  • Соберите семью родственных слов. Как их узнаешь?
Тема: Наблюдение за однокоренными словами, умение выявлять их и выделять в словах корень


Тема: Наблюдение за однокоренными словами, умение выявлять их и выделять в словах корень



  • Назовите первую группу родственных слов? (Рыба, рыбка, рыбачить, рыбный.)

  • Молодцы. Назовите вторую группу родственных слов? ( ?)

  • Запишем родственные слова в первый столбик. Что они называют: пред- мет, признак, действие?

  • Запишите во второй и третий столбики слова, которые остались.

  • Припишите в два последних столбика только родственные слова: окунёк, окунул; улов, ловкий.

  • Почему два слова опять остались?

  • Умницы.

  • Кто знает, как называется общая часть родственных слов? (Корень.) Объясните, почему эту часть считают в слове главной. (В корне - значение слова.)

  • А как будут называться слова с одним и тем же корнем? (….)

III. Сверка своих выводов, сделанных на основе наблюдений, с информацией в учебнике.
  • Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем и узнаем на странице 86. Дети читают про себя.

  • Как называется главная часть слова? (Корень.)

  • Как по- научному называют родственные слова? (Однокоренные.)
  • КТема: Наблюдение за однокоренными словами, умение выявлять их и выделять в словах кореньак выделяется корень в однокоренных словах? ( )

  • Молодцы.

  • Отметим корень в записанных словах.
  1. Упражнение в определении по опознавательным признакам однокоренных слов.

  • Ребята, сможете ли вы определить в задании 116 однокоренные это слова или нет? Прочитаем вместе.

  • Молодцы. Прочитаем слова на странице 86, задание 118. Это однокоренные слова? Назовите первую группу...., вторую..... Запишем в два столбика … выделим корень ?!

  • Ребята, а как нужно действовать, чтобы найти в слове корень?

  • Прочитайте про себя на странице 87 в серой рамочке важные сведения.

  • Так как будем действовать ?


Тема: Наблюдение за однокоренными словами, умение выявлять их и выделять в словах корень



  • Прочитайте слова солонка, сахарница... запишем в два столбика.

  • Как будете искать в них корень?

  • Выбери для каждого слова однокоренные и самостоятельно допишите их в свои столбики.

  • Как действовали? Все ли слова подошли?

Тема: Наблюдение за однокоренными словами, умение выявлять их и выделять в словах корень


  • Выделим корень.
  • Везде ли в одном корне одинаковые гласные звуки? А буквы?

  • Какие из однокоренных слов называют предметы, признаки, действия?

  • Молодцы.

V. Домашнее задание.
  • Страница 87, задание 120. Посмотрим.

VI. Подведение итогов.
  • Как называется главная часть слова?
  • Расскажите, как определять однокоренные слова?
  • А как находить корень?
  • Расскажите об этом дома родителям.
  • Умницы.

1Указаны предметные умения и УУД, формируемые в течение изучения всей темы, на которую отводится 12 ч.

2Для обозначения видов УУД используются следующие условные обозначения: Л. - личностные качества; Р. - регулятивные УУД; П. - познавательные (обеспечивающие умение работать с информацией - П-1, выполнять различные мыслительные действия - П-2); К - коммуникативные УУД.

5


© 2010-2022