Методическая разработка урока чтения на тему: И. Крылов Ворона и Лисица

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературного чтения в 3-ем классе

УМК «Перспективная начальная школа»

Раздел «Набираемся житейской мудрости»

Тема: Эзоп «Ворон и Лисица». И. Крылов «Ворона и Лисица».

Цели:

- провести сравнительный анализ двух басен, написанных на один сюжет, но в разное время;

- продолжить работу над выразительным чтением произведений;

- воспитывать интерес к чтению басен.

Оборудование: презентационный материал, компьютер, телевизор, портрет И. Крылова, иллюстрированная книга «Басни И. Крылова.

У учащихся: Учебник Литературное чтение ч.2, учебник Русский язык ч.2.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Введение в тему.

-Сегодня мы познакомимся с басней. А что такое басня? Найдите это слово в Словаре происхождения слов ( Русский язык, ч.2, с.187)

-Что интересного вам удалось узнать? (слайд 1)

-Прочитайте диалог Миши и Михаила Потаповича на с.6.

-Действительно, первые басни появились более двух тысячелетий назад. Их автором был греческий поэт Эзоп.

3.Рассказ учителя об Эзопе. (слайд 2)

- Эзоп - полумифический древнегреческий баснописец, живший в VI веке до н. э. Его считают основоположником жанра басни.



В книге «Жизнеописания Эзопа» Эзоп фигурирует как горбатый уродец, но вместе с тем остроумец и большой мудрец. Эзоп считается автором более четырех сотен басен, изложенных прозой. Скорее всего, на протяжении долгого времени они передавались в устном виде. Впоследствии басни Эзопа были переложены другими авторами на латынь. Главными персонажами басен в подавляющем большинстве случаев являлись животные. 4. Работа над содержанием басни Эзопа «Рыбак и рыбёшка». а) Чтение учителем. - Я сейчас прочитаю вам басню, а вы внимательно послушаете и определите, сколько в ней частей. -Итак, басня состоит из 2-х частей: основной части и вывода. Основная часть называется повествованием, а вывод - моралью. (слайд 3)

б) Чтение учащимися. Анализ.

-Чью точку зрения выражает мораль: рыбака или рыбёшек?

-Знаете ли вы сказку, которая начиналась бы точно так же, как эта басня?

По-разному ли развиваются события в сказке и в басне?

Значит, басня похожа на сказку. Животные в ней разговаривают. Но в отличие от сказки, басня состоит из 2-х частей.

-Чему же учит эта басня?

Басня «Рыбак и рыбёшка» учит человека быть хитрым и расчётливым и поэтому сохраняет связь с просто древней сказкой.

-Взгляните на Ленту времени, с 13. (слайд 4)

Первые басни - современницы каких сказок?

Вспомните, чему учат именно эти сказки? Чему учила мораль первых басен: хитрости или мудрости?

Прочитанная нами басня Эзопа тоже учит хитрости.

Предлагаю вам прочитать ещё одну басню Эзопа.

5. Работа над содержанием басни Эзопа «Ворон и Лисица».

а) Чтение учителем.

-Кого осуждает автор?

Да, глупого Ворона, а на хитрую Лисицу.

Значит, чему учит эта басня: хитрости или мудрости?

И эта басня сохраняет связь с просто древней сказкой.

б) Чтение учащимися. Анализ.

Ответьте на вопросы на с.17-18.

в) Работа с пословицами.

-Прочитайте пословицы. (слайд 5)

-От чего они предостерегают?

-Кому сочувствуют: льстецу или тому, кто стал жертвой лести?

-Применимы ли они в качестве морали к этой басне Эзопа?

6. Работа над содержанием басни И. Крылова «Ворона и Лисица». -Ещё раз посмотрите на Ленту времени. Истории басен Эзопа известны во всём мире и дожили до наших дней. Их пересказывали писатели и поэты в разных странах. 200 лет назад появились басни великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. Он писал басни в стихотворной форме. а) Рассказ учителя о И. А. Крылове. Крылов Иван Андреевич (1769-1844 гг.) (слайд 6) Русский писатель, баснописец. Родился в семье отставного армейского офицера. Служил мелким чиновником в казенной палате. Самостоятельно изучил французский и итальянский языки. Выйдя в отставку, Крылов печатает в купленной им типографии сатирический журнал «Зритель».

В 1805 г Крылов перевел две басни французского баснописца Жана де Лафонтена, и с этого началась его деятельность баснописца, которую он продолжал до конца своих дней. В баснях высмеивал многочисленные людские недостатки, особенно эгоизм и глупость, чванливость и тщеславие. ( слайд 7)

б) Чтение наизусть учителем или артистом. (слайд 8)

-История, рассказанная И. Крыловым, та же самая история, что и в басне Эзопа?

-В чём сходство, а в чём различие?

-Какая басня помогает лучше представить внешний вид и поведение животных?

-Какая басня кажется более смешной? Почему?

-Где находится мораль в басне И. Крылова?

-Посмотрите в Толковом словаре объяснение слова «вещунья», с.131.

в) Чтение учащимися.

г) Работа с иллюстрацией художника Валентина Серова. ( слайд 9)

-Это - рисунок карандашом. Сравните величину фигурок Вороны и Лисицы. Высоко ли сидит Ворона?

Можно ли с такого расстояния рассмотреть «пёрушки», «носок»?

Понимаете теперь, почему художник выбрал такую точку зрения?

Комический эффект возникает за счёт зрительного контраста.

д) Выразительное чтение басни учащимися.

7. Итог урока.

-Что нового узнали?

8. Домашнее задание: с.19 наизусть. ( слайд 10)

© 2010-2022